А если быть точнее, на один миллион семьсот двадцать пять тысяч тенге. Именно такую единовременную выплату в День учителя из рук акима Акмолинской области Марата Ахметжанова получила учитель географии школы- гимназии №6 им. Абая Кунанбаева г. Степногорска Рысжан Майкеновна Касенова, приобретя заслуженное признание не только на уровне нашего региона, но и всей республики.Престиж
Мне, как автору, легко и радостно писать об этом удивительном человеке. И одновременно волнительно. Ведь Рысжан Майкеновна и мой учитель географии. Учитель строгий, требовательный, но любимый, родной. Олицетворение тех светлых школьных лет, которые навсегда останутся в памяти, как и любовь к малой родине, поселку Кварцитке.
- Часто вспоминаю, - с улыбкой признается Рысжан Майкеновна, - как после развала отопительной системы на Кварцитке в 1997 году перебрались с семьей в город, но до 2003 года ездила на работу в кварцитовскую школу. Утро раннее, на остановке холодно, мы с коллегами втискивались в «вахтовку» к шахтерам. Они, кстати, очень уважительно к нам всегда относились, даже шапочку предлагали подержать. А у нас шляпы меховые, высокие, мода такая была. Упрешься шляпой в потолок «вахтовки» и по кочкам едешь стоя до самой Кварцитки и обратно. И так каждый день. Сейчас думаю, как я все выдержала? Молодые были, энергичные.
Однажды забуранило. Мы утром до Кварцитки добрались, детей по домам распустили и давай думать, как назад в город добираться? У нас же семьи, дети. Ночевать в поселке не хотелось, домой надо было попасть. Нас, городских учителей, трое. Друг друга под ручки - и тесным строем смело ринулись в кромешную снежную бурю. Видимости никакой, снег слепит, задыхаемся, еле держимся, но идем. И так потихоньку до СПЗ дошли, а там и служебный транспорт нас подобрал. Отчаянные были, ничего не боялись.
- Для меня работа в школе Кварцитки - один из счастливейших периодов в жизни, - не скрывает Рысжан Майкеновна. – Я до сих пор общаюсь с оставшимися там коллегами, с большим трепетом отношусь к директору Розе Шаменовне Крылатой. Это чудесные, открытые люди с большим сердцем. А времена были тяжелые. Когда поселок разморозили, нужно было спасать в первую очередь школу. И Розе Шаменовне это удалось.
Помню, как при передаче поселка Кварцитки из Селетинского района в ведомство Степногорска учителям месяцами не выдавали заработную плату. Особенно тяжело было одиноким женщинам. И наши учителя объявили голодовку! Легли в одном из кабинетов и ждали решения властей. Помню, как мы им потихоньку вечерами, пока никто не видит, какую-то нехитрую еду носили. Подкармливали.
Тогда акимом только-только стал Марат Койшибаев. Он к нам приезжал, такой стильный, молодой, вежливый мужчина. Уговаривал учителей прекратить голодовку. Обещал, что выплатит задолженность, доставшуюся в довесок с поселком от Селетинского района. Это же было ЧП республиканского уровня.
Экстренно ночью в школу приехала Елена Александровна Дмитриенко, более известная сегодня как основатель детского движения «Жулдыз». В то время она работала в управлении образования области. Помню, как она зашла в кабинет, где голодали учителя, бросила им в ноги свою дубленку и эмоционально воскликнула: «Возьмите, укройтесь моей дубленкой!» В общем, учителя успокоились, деньги, действительно, всем выплатили, хоть и такой высокой ценой…
Я – географ!
Родом Рысжан Майкеновна из Богенбая, что находится недалеко от Степногорска. В тридцатых годах прошлого века здесь нашли уголь, и поселок стал обеспечивать электроэнергией окрестные золотодобывающие рудники и строящийся Степногорск. Историей края занимался географ Николай Григорьевич Изотов, который с 1969 по 1990 работал в богенбайской школе.
Он вместе со школьниками исследовал берега озера Алтайсор, что находится в нескольких километрах от поселка. Увы, материалы об этих исследовательских работах не сохранились. Впрочем, известно, что первая же экспедиция, которая изучала восточный берег озера, обнаружила древнее захоронение. Предметы из бронзы указывали на следы андроновской культуры. Кстати, наша Аксу впадает как раз в озеро Алтайсор.
Возможно, эти интересные изыскания и повлияли на выбор профессии нашей героини. И юная Рысжан поступила в педагогический институт Петропавловска, выбрав направление «география».
После его окончания молодого специалиста распределили в Алексеевку, ныне Акколь. Но аккурат перед заездом на новое место жительства и работы ее опередила супружеская пара педагогов, которым и отдали предпочтение. Молодого учителя уговорили отправиться в поселок Искра Алексеевского района, клятвенно пообещав, что ровно через год ее обязательно вернут в Алексеевку. «Туда несколько молодых учителей уже уехали! Вам там весело будет! Не переживай! Мы тебя через год заберем!»
И, действительно, молодых учителей в Искре было много. В учительском доме молоденькой Рысжан выделили большую трехкомнатную квартиру, хоть в футбол играй!
- Сделала небольшой ремонт, - вспоминает Рысжан Майкеновна. - Завхоз выделила кое-какую мебель - в общем, облагородила свое новое жилище. Печку приходилось топить. Дети мне дрова носили. Мне сразу дали пятый класс. Такой шумный, все энергичные, боевые. Дети завуча, учителей в этом классе были. Сын директора Натальи Геннадьевны Зель тоже в моем классе учился. Она меня сразу предупредила: «У нас такая примета есть: кто вечером с парнями прогуливается и капроновые колготки рвет, тот обязательно здесь замуж выйдет! У меня самой так колготки порвались! И в самом деле, замуж за местного вышла, пришлось в Искре жить остаться!»
А я отнекивалась: «Я здесь только год буду! Меня заберут! И замуж я совсем не собираюсь!»
Первые дети
- Для меня на первом месте была работа, - признается Рысжан Майкеновна. – Дети пытливые были, активные, добрые. Я была полностью поглощена педагогическим и воспитательным процессом. Могла до восьми вечера с ними заниматься, что-то придумывать, воплощать. Потом меня завучем по воспитательной работе поставили, и я стала вообще в школе пропадать. Танцы, концерты, творческие вечера. Мастерили декорации, репетировали.
С детьми постоянно в походы ходили. Сейчас я учу детей моих детей. Они вспоминают, как интересно мы проводили время. Помню, мороз трескучий, занятия отменили, а мы с детьми пошли на горку. Я их укутала, вазелином нос и щеки помазала и вперед. Идем по селу, а директор вслед кричит: «Куда детей повела? Ты же их заморозишь!» А мы через несколько часов с горки возвращаемся, красные, горячие, в снегу, но счастливые. И никто не болел!
Приходили всем классом ко мне в квартирку, мальчишки растапливали печь, девочки готовили на стол. Пили чай, разговаривали. Сейчас эти дети взрослые дяденьки и тетеньки. Многие уехали в Германию, Россию. Но они нашли меня по интернету, включили в свою группу, мы общаемся, поддерживаем друг друга.
- Моим наставником была учитель географии Лидия Ильинична Федорова. Мощный педагог. Дети ее слушались и боялись, но предмет знали прекрасно. Это сейчас географии, на мой взгляд, уделяется незаслуженно мало внимания. Да и сама методика преподавания претерпела немало изменений. Но я все равно использую методы старой, советской, школы. Я уверена, что дети должны знать страны, столицы, материки, реки, озера. Всегда говорю своим ученикам, что стыдно не знать элементарных вещей, пусть даже этого и нет в современной школьной программе.
Большая перемена
…Прошел год, второй, третий. Рысжан Майкеновну никто в Алексеевку не забрал и, видимо, не собирался. На третий год работы она с ученицей отправилась на районный конкурс «Учитель года», по итогам которого ей автоматически присвоили 1 категорию, что являлось редкостью для молодого педагога.
Она, как и предрекали приметы, успела выйти замуж за местного парня. Но оставаться в Искре ее совсем не прельщало. Директор школы Наталья Геннадьевна собиралась в Германию и готовила молодого географа себе в преемники, но Рысжан Майкеновна приняла решение – сейчас или никогда.
- Я понимала, что если стану директором в сельской школе, то останусь в Искре на всю жизнь. И это не входило в мои планы. Я отправилась в Степногорск на поиски профессионального счастья. В городских школах работы мне не нашлось, а директор кварцитовской средней школы Роза Шаменовна сразу же приняла меня учителем географии. Здесь я проработала семь интересных, наполненных плодотворной деятельностью лет.
В 2003 году Рысжан Майкеновна устроилась учителем географии в школу №1 им. Островского.
- Я горжусь тем, что у меня есть последователи, - отмечает Рысжан Майкеновна. - Не каждому педагогу дано, чтобы ученики пошли по его стопам. В первой школе у меня была ученица Настя Курохтина, которая тоже выбрала профессию учителя географии. Мы с ней неоднократно участвовали в различных мероприятиях, конкурсах, и ребенок очень проникся предметом. Я поначалу честно ей сказала, что работа педагога сложная, своеобразная, требующая множества моральных, физических затрат. И главное, нужно любить детей.
Но она была тверда в своем намерении, мы вместе подготовилась к ЕНТ. И Настя поступила в педагогический университет в Кокшетау, окончила его с отличием, проходила у меня практику. Сейчас Настя уехала в Россию и преподает в школе географию. Конечно, жаль, когда «мозги» утекают за границу. Много детей направляется учиться в другие страны, за рубеж. Единицы остаются в Казахстане…
Четырнадцать лет Рысжан Майкеновна отработала в школе №1, восемь лет трудилась в школе для одаренных детей «Болашак». А с 1 сентября 2017 года стала преподавать географию в школе-гимназии №6 им. Абая Кунанбаева.
Призвание души
- Дети талантливые, подают большие надежды, - говорит о своих учениках Рысжан Майкеновна. – На протяжении девяти лет беспрерывно мои ученики занимали призовые места в городских и областных олимпиадах по географии. Выезжали на республику.
Сама Рысжан Майкеновна обладает рядом педагогических наград и достижений, которые и были отмечены акимом Акмолинской области Маратом Ахметжановым при вручении сертификата в 1 725 000 тенге, местного знака отличия «За добросовестный труд» и почетного звания в соответствии с Законом РК «О статусе педагога» от 27 декабря 2019 года.
- Большая благодарность акимату Акмолинской области, который поддерживает наших педагогов, - говорит Рысжан Майкеновна, - потому что не во всех областях учителя получили такую награду. По Акмолинской области четыре педагога удостоились этой награды, я в том числе, и это очень приятно.
Еще одним большим сюрпризом для Рысжан Майкеновны стал визит бывшего ученика, олимпиадника Рината Карбушева, который подарил любимому учителю портреты известных путешественников.
- Самое приятное для педагога, когда ученики нас помнят, говорят хорошие слова, - признается Рысжан Майкеновна. – С большой теплотой вспоминаю свой последний выпуск. Дети прекрасные, родители замечательные! Много чудесных воспоминаний. Сейчас у меня классное руководство в 6 «В» классе. Тоже очень хорошие дети. Стараемся с интересом учиться и проводить различные мероприятия. Недавно в рамках экологического проекта посетили приют бездомных животных, познакомились с собаками и волонтерами. Детям был полезен этот опыт.
- Куда потрачу выигрыш? – смеется Рысжан Майкеновна. – Осуществлю заветную мечту! Я же географ, а страны знаю только по карте. Всегда с большим удовольствием слушаю рассказы детей о путешествиях. Хочу следующим летом тоже отправиться мир посмотреть. В какую страну? Пусть это будет моим маленьким секретом!
Галия ХОЗИНА
|