Главная » 2023 » Ноябрь » 20 » УЧИТЕЛЬ НА МИЛЛИОН (Галия ХОЗИНА)
15:22
УЧИТЕЛЬ НА МИЛЛИОН (Галия ХОЗИНА)

А если быть точнее, на один миллион семьсот двадцать пять тысяч тенге. Именно такую единовременную вы­плату в День учителя из рук акима Акмолинской области Марата Ахметжанова получила учитель географии школы- гимназии №6 им. Абая Кунанбаева г. Степногорска Рысжан Майкеновна Касенова, приобретя заслуженное признание не только на уровне нашего региона, но и всей республики.Престиж

Мне, как автору, легко и ра­достно писать об этом удиви­тельном человеке. И одновре­менно волнительно. Ведь Рыс­жан Майкеновна и мой учитель географии. Учитель строгий, тре­бовательный, но любимый, род­ной. Олицетворение тех светлых школьных лет, которые навсегда останутся в памяти, как и любовь к малой родине, поселку Квар­цитке.

- Часто вспоминаю, - с улыб­кой признается Рысжан Майке­новна, - как после развала отопи­тельной системы на Кварцитке в 1997 году перебрались с семьей в город, но до 2003 года ездила на работу в кварцитовскую шко­лу. Утро раннее, на остановке холодно, мы с коллегами втиски­вались в «вахтовку» к шахтерам. Они, кстати, очень уважительно к нам всегда относились, даже шапочку предлагали подержать. А у нас шляпы меховые, высо­кие, мода такая была. Упрешься шляпой в потолок «вахтовки» и по кочкам едешь стоя до самой Кварцитки и обратно. И так каж­дый день. Сейчас думаю, как я все выдержала? Молодые были, энергичные.

Однажды забуранило. Мы утром до Кварцитки добрались, детей по домам распустили и да­вай думать, как назад в город до­бираться? У нас же семьи, дети. Ночевать в поселке не хотелось, домой надо было попасть. Нас, городских учителей, трое. Друг друга под ручки - и тесным стро­ем смело ринулись в кромешную снежную бурю. Видимости ни­какой, снег слепит, задыхаемся, еле держимся, но идем. И так потихоньку до СПЗ дошли, а там и служебный транспорт нас по­добрал. Отчаянные были, ничего не боялись.

- Для меня работа в школе Кварцитки - один из счастливей­ших периодов в жизни, - не скры­вает Рысжан Майкеновна. – Я до сих пор общаюсь с оставшимися там коллегами, с большим тре­петом отношусь к директору Розе Шаменовне Крылатой. Это чу­десные, открытые люди с боль­шим сердцем. А времена были тяжелые. Когда поселок размо­розили, нужно было спасать в первую очередь школу. И Розе Шаменовне это удалось.

Помню, как при передаче по­селка Кварцитки из Селетинского района в ведомство Степногор­ска учителям месяцами не вы­давали заработную плату. Осо­бенно тяжело было одиноким женщинам. И наши учителя объ­явили голодовку! Легли в одном из кабинетов и ждали решения властей. Помню, как мы им по­тихоньку вечерами, пока никто не видит, какую-то нехитрую еду носили. Подкармливали.

Тогда акимом только-только стал Марат Койшибаев. Он к нам приезжал, такой стильный, мо­лодой, вежливый мужчина. Уго­варивал учителей прекратить го­лодовку. Обещал, что выплатит задолженность, доставшуюся в довесок с поселком от Селетин­ского района. Это же было ЧП республиканского уровня.

Экстренно ночью в школу приехала Елена Александровна Дмитриенко, более известная сегодня как основатель детского движения «Жулдыз». В то время она работала в управлении об­разования области. Помню, как она зашла в кабинет, где голо­дали учителя, бросила им в ноги свою дубленку и эмоционально воскликнула: «Возьмите, укрой­тесь моей дубленкой!» В общем, учителя успокоились, деньги, действительно, всем выплатили, хоть и такой высокой ценой…

Я – географ!

Родом Рысжан Майкеновна из Богенбая, что находится недале­ко от Степногорска. В тридцатых годах прошлого века здесь наш­ли уголь, и поселок стал обеспе­чивать электроэнергией окрест­ные золотодобывающие рудники и строящийся Степногорск. Исто­рией края занимался географ Николай Григорьевич Изотов, ко­торый с 1969 по 1990 работал в богенбайской школе.

Он вместе со школьниками исследовал берега озера Алтай­сор, что находится в нескольких километрах от поселка. Увы, ма­териалы об этих исследователь­ских работах не сохранились. Впрочем, известно, что первая же экспедиция, которая изучала восточный берег озера, обна­ружила древнее захоронение. Предметы из бронзы указывали на следы андроновской культу­ры. Кстати, наша Аксу впадает как раз в озеро Алтайсор.

Возможно, эти интересные изыскания и повлияли на вы­бор профессии нашей героини. И юная Рысжан поступила в педагогический институт Петро­павловска, выбрав направление «география».

После его окончания молодо­го специалиста распределили в Алексеевку, ныне Акколь. Но акку­рат перед заездом на новое место жительства и работы ее опереди­ла супружеская пара педагогов, которым и отдали предпочтение. Молодого учителя уговорили от­правиться в поселок Искра Алек­сеевского района, клятвенно по­обещав, что ровно через год ее обязательно вернут в Алексеевку. «Туда несколько молодых учите­лей уже уехали! Вам там весело будет! Не переживай! Мы тебя че­рез год заберем!»

И, действительно, молодых учителей в Искре было много. В учительском доме молодень­кой Рысжан выделили большую трехкомнатную квартиру, хоть в футбол играй!

- Сделала небольшой ремонт, - вспоминает Рысжан Майкенов­на. - Завхоз выделила кое-какую мебель - в общем, облагородила свое новое жилище. Печку прихо­дилось топить. Дети мне дрова но­сили. Мне сразу дали пятый класс. Такой шумный, все энергичные, боевые. Дети завуча, учителей в этом классе были. Сын директора Натальи Геннадьевны Зель тоже в моем классе учился. Она меня сразу предупредила: «У нас такая примета есть: кто вечером с пар­нями прогуливается и капроновые колготки рвет, тот обязательно здесь замуж выйдет! У меня самой так колготки порвались! И в самом деле, замуж за местного вышла, пришлось в Искре жить остаться!»

А я отнекивалась: «Я здесь только год буду! Меня заберут! И замуж я совсем не собираюсь!»

Первые дети

- Для меня на первом месте была работа, - признается Рыс­жан Майкеновна. – Дети пытли­вые были, активные, добрые. Я была полностью поглощена педа­гогическим и воспитательным про­цессом. Могла до восьми вечера с ними заниматься, что-то приду­мывать, воплощать. Потом меня завучем по воспитательной рабо­те поставили, и я стала вообще в школе пропадать. Танцы, концер­ты, творческие вечера. Мастерили декорации, репетировали.

С детьми постоянно в походы ходили. Сейчас я учу детей моих детей. Они вспоминают, как инте­ресно мы проводили время. Пом­ню, мороз трескучий, занятия от­менили, а мы с детьми пошли на горку. Я их укутала, вазелином нос и щеки помазала и вперед. Идем по селу, а директор вслед кричит: «Куда детей повела? Ты же их за­морозишь!» А мы через несколько часов с горки возвращаемся, крас­ные, горячие, в снегу, но счастли­вые. И никто не болел!

Приходили всем классом ко мне в квартирку, мальчишки рас­тапливали печь, девочки готовили на стол. Пили чай, разговаривали. Сейчас эти дети взрослые дя­деньки и тетеньки. Многие уехали в Германию, Россию. Но они наш­ли меня по интернету, включили в свою группу, мы общаемся, под­держиваем друг друга.

- Моим наставником была учи­тель географии Лидия Ильинич­на Федорова. Мощный педагог. Дети ее слушались и боялись, но предмет знали прекрасно. Это сейчас географии, на мой взгляд, уделяется незаслуженно мало внимания. Да и сама методика преподавания претерпела не­мало изменений. Но я все равно использую методы старой, совет­ской, школы. Я уверена, что дети должны знать страны, столицы, материки, реки, озера. Всегда го­ворю своим ученикам, что стыд­но не знать элементарных ве­щей, пусть даже этого и нет в со­временной школьной программе.

Большая перемена

…Прошел год, второй, тре­тий. Рысжан Майкеновну никто в Алексеевку не забрал и, види­мо, не собирался. На третий год работы она с ученицей отправи­лась на районный конкурс «Учи­тель года», по итогам которого ей автоматически присвоили 1 категорию, что являлось редко­стью для молодого педагога.

Она, как и предрекали при­меты, успела выйти замуж за местного парня. Но оставаться в Искре ее совсем не прельщало. Директор школы Наталья Генна­дьевна собиралась в Германию и готовила молодого географа себе в преемники, но Рысжан Майкеновна приняла решение – сейчас или никогда.

- Я понимала, что если стану директором в сельской школе, то останусь в Искре на всю жизнь. И это не входило в мои планы. Я отправилась в Степногорск на поиски профессионального сча­стья. В городских школах рабо­ты мне не нашлось, а директор кварцитовской средней школы Роза Шаменовна сразу же при­няла меня учителем географии. Здесь я проработала семь ин­тересных, наполненных плодот­ворной деятельностью лет.

В 2003 году Рысжан Майке­новна устроилась учителем гео­графии в школу №1 им. Остров­ского.

- Я горжусь тем, что у меня есть последователи, - отмечает Рысжан Майкеновна. - Не каждо­му педагогу дано, чтобы ученики пошли по его стопам. В первой школе у меня была ученица На­стя Курохтина, которая тоже вы­брала профессию учителя гео­графии. Мы с ней неоднократно участвовали в различных меро­приятиях, конкурсах, и ребенок очень проникся предметом. Я поначалу честно ей сказала, что работа педагога сложная, своео­бразная, требующая множества моральных, физических затрат. И главное, нужно любить детей.

Но она была тверда в своем намерении, мы вместе подгото­вилась к ЕНТ. И Настя поступила в педагогический университет в Кокшетау, окончила его с отличи­ем, проходила у меня практику. Сейчас Настя уехала в Россию и преподает в школе географию. Конечно, жаль, когда «мозги» утекают за границу. Много детей направляется учиться в другие страны, за рубеж. Единицы оста­ются в Казахстане…

Четырнадцать лет Рысжан Майкеновна отработала в школе №1, восемь лет трудилась в шко­ле для одаренных детей «Бола­шак». А с 1 сентября 2017 года стала преподавать географию в школе-гимназии №6 им. Абая Ку­нанбаева.

Призвание души

- Дети талантливые, подают большие надежды, - говорит о сво­их учениках Рысжан Майкеновна. – На протяжении девяти лет бес­прерывно мои ученики занимали призовые места в городских и об­ластных олимпиадах по геогра­фии. Выезжали на республику.

Сама Рысжан Майкеновна об­ладает рядом педагогических на­град и достижений, которые и были отмечены акимом Акмолинской об­ласти Маратом Ахметжановым при вручении сертификата в 1 725 000 тенге, местного знака отличия «За добросовестный труд» и почетного звания в соответствии с Законом РК «О статусе педагога» от 27 де­кабря 2019 года.

- Большая благодарность акимату Акмолинской области, который поддерживает наших педагогов, - говорит Рысжан Майкеновна, - потому что не во всех областях учителя получили такую награду. По Акмолинской области четыре педагога удосто­ились этой награды, я в том чис­ле, и это очень приятно.

Еще одним большим сюрпри­зом для Рысжан Майкеновны стал визит бывшего ученика, олимпиадника Рината Карбуше­ва, который подарил любимому учителю портреты известных пу­тешественников.

- Самое приятное для педаго­га, когда ученики нас помнят, го­ворят хорошие слова, - признает­ся Рысжан Майкеновна. – С боль­шой теплотой вспоминаю свой последний выпуск. Дети прекрас­ные, родители замечательные! Много чудесных воспоминаний. Сейчас у меня классное руковод­ство в 6 «В» классе. Тоже очень хорошие дети. Стараемся с инте­ресом учиться и проводить раз­личные мероприятия. Недавно в рамках экологического проекта посетили приют бездомных жи­вотных, познакомились с соба­ками и волонтерами. Детям был полезен этот опыт.

- Куда потрачу выигрыш? – сме­ется Рысжан Майкеновна. – Осу­ществлю заветную мечту! Я же географ, а страны знаю только по карте. Всегда с большим удоволь­ствием слушаю рассказы детей о путешествиях. Хочу следующим летом тоже отправиться мир посмо­треть. В какую страну? Пусть это бу­дет моим маленьким секретом!

Галия ХОЗИНА

Просмотров: 233 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar