Отчетную встречу госчиновников с работниками Степногорского подшипникового завода продолжил руководитель отдела ЖКХ Муфтада Елеупов, который рассказал заводчанам о работе службы в 2022 году. Нетрудно предположить, что у заводчан найдется много вопросов и к руководителю жилищно-коммунального хозяйства города. Ведь это та сфера жизнедеятельности, которая, как верно отметил Алпысбай Каиржанов, касается всех. Разумеется, и сам аким города был активным участником разговора на волнующие заводчан темы.
ЖКХ: проблем выше крыши
Свой отчет Муфтада Елеупов начал с инфраструктурного развития Степногорска. Так, за счет средств городского и областного бюджета были благоустроены дворовые территории в районе жилых домов №85, 86, 87 в седьмом микрорайоне. Во дворах установлены новые спортивные площадки, малые архитектурные формы, тренажеры, площадки для детей. В районе жилых домов №26 и 27 в шестом микрорайоне обустройство дворов также финансировалось из местного бюджета. В рамках проекта «Бюджет народного участия» возведена конструкция юрты с благоустройством возле дома №88 в четвертом микрорайоне. Также обустроено общественное пространство в районе жилых домов №11, 12 и 13 в девятом микрорайоне.
Как было сказано, на стадии завершения реконструкция дороги Сарыарка с выходом на Целиноградскую улицу. Продолжается реконструкция дороги по улице Новосибирской, от улицы Мира до 20 микрорайона (проведена корректировка проекта). Эта часть выступления Елеупова сопровождалась вполне объяснимым шумом в зале. Но об этом чуть позже. Невозмутимый руководитель отдела ЖКХ продолжил:
- В этом году завершена корректировка по реконструкции улицы Новосибирской (вторая очередь). В ближайшее время отделом ЖКХ планируется объявление конкурсных процедур по определению подрядной организации. В рамках данного проекта планируется полное восстановление дорожного полотна от улицы Сарыарка до 20 микрорайона. Подана бюджетная заявка на финансирование проекта.
Также заключен договор о проведении среднего ремонта дороги, проходящей через поселки Аксу, Заводской. В этом году подрядной организацией запланирован ремонт 2,5 км дороги, а ее общая протяженность – 5 км. Договор двухгодичный, завершение проекта предусмотрено в следующем году.
В рамках благоустройства, озеленения и санитарии действуют трехгодичные договоры об обеспечении содержания автомобильных дорог с пешеходными дорожками и внутриквартальных дорог в Степногорске. Также есть трехгодичные договоры об обслуживании городских фонтанов, техническом ремонте линий освещения в городе, содержании христианского кладбища.
На 2022 год заключены договоры о кронировании 1167 деревьев, о посадке зеленых насаждений, о стрижке живой изгороди, об установке вазонов, о цветочном оформлении на площади 2 500 квадратных метров, о поливе зеленых насаждений.
Отделом ЖКХ заключен договор на разработку ПСД для строительства системы водоснабжения в селе Изобильном. Есть у отдела ЖКХ договор и о разработке ПСД для реконструкции магистральных водоводов от насосной станции ТВНСП до города, а также реконструкции насосной станции первого и второго подъема Селетинского водохранилища. Разрабатывается проектно-сметная документация для прохождения комплексной вневедомственной экспертизы с целью последующей реконструкции городской системы канализации.
Таким же, как и до этого, монотонным голосом Муфтада Елеупов сообщил о том, что износ теплосетей составляет более 80 процентов:
- По информации ТОО «Степногорск-Теплотранзит», из запланированных для ремонта 3,18 км сетей на сегодняшний день отремонтировано 3,09 км…
Эх, дороги…
На этом позволю себе прервать выступление руководителя отдела ЖКХ, так как главное им уже сказано. И – вот ведь мастерство! – сказано так, что у человека несведущего может сложиться вполне благодушное впечатление о состоянии городского жилищно-коммунального хозяйства. Но, к чести работников Степногорского подшипникового завода, они своими вопросами скорректировали созданную благостную картину в сторону более реалистичной.
Первым такую возможность предоставили мне – руководителю заводской пресс-службы. И я сконцентрировался на двух темах, которые, на мой взгляд, должны были найти отклик (и нашли) в умах большинства работников предприятия. Потому что темы эти – архиважные. О дорогах и тепловых сетях.
Я обратил внимание властей на то, что ремонт некоторых дорог вызывает в большей степени раздражение. В октябре, когда женщинами, идущими на завод, сломан уже не один каблук, отремонтировали-таки участок дороги от железнодорожного переезда возле завода к железнодорожному переезду возле станции Аксу. Мало того, что затянули с ремонтом, который обещали произвести в августе, так еще и сузили ремонтируемый участок до такой степени, что, когда на этой дороге встретятся две фуры, будет великим чудом, если они разойдутся, не зацепив друг друга. Я уже не говорю о том, как ремонтируются дороги (есть об этом видео в социальных сетях). Раньше, в прежние времена, такой позорной практики – экономии асфальта за счет критического сужения дороги – у нас не было, а теперь это становится обычной практикой.
Отдельного абзаца достойна тема ремонта дороги по улице Новосибирской. Когда Алпысбая Каиржанова назначили к нам в город акимом, он на одном из совещаний сказал (а потом не раз повторял), что уж очень дорогой проект получился – более миллиарда тенге. А теперь, как выясняется, проект корректируется, так как на его завершение не хватает и не хватает денег. Возникают вопросы: почему этот ремонт растянули на 3 года (когда ремонтировали центральную улицу Мира, с большим метражом, с устройством корыта, на это хватило два сезона)? Почему в этом году так и не занялись асфальтированием дороги – после укладки кабеля и установки столбов освещения? И зачем при этой дороге, за городом, аж три широкие пешеходные дорожки? Как говорят жители города, вполне хватило бы одной широкой со стороны домов девятого и шестого микрорайонов. Зачем еще одна с противоположной стороны дороги, за которой степь? Или у нас в микрорайонах уже все пешеходные дорожки сделаны и плитку девать некуда?
Почему нет никаких откликов на просьбы горожан капитально отремонтировать (от подсыпки дресвой никакого толку нет) технологическую дорогу вдоль загородного дачного массива? Восстановление дороги позволило бы разгрузить основную трассу и обеспечило бы дачникам хороший проезд к их участкам.
Ну и странно было слышать, как безучастно, без тревоги в голосе, прозвучала информация о ремонте трех километров тепловых сетей (все равно что мертвому припарка!) – при критическом, неудовлетворительном состоянии, по оптимистичным подсчетам, более 80 процентов тепловых сетей протяженностью 247,5 км. Уже даже энергетики, в чьем ведении эти сети, бьют во все колокола – говорят, что, не дай Бог, в случае аварии зимой на тепловых магистралях город может оказаться на грани выживания. Говорят об аварийных сетях как о мине незамедлительного действия, если город останется без тепла. А нам сейчас толкуют, что сделан ремонт аж трех километров теплосетей! Странно. В связи с этим я предложил акимату, общественности города воспользоваться открытыми накануне выборов приемными кандидатов в президенты и отправить им, на самый высокий уровень, коллективное обращение с нашей обеспокоенностью в связи с критическим состоянием тепломагистралей. К слову, это предложение аким города поддержал.
Хуже с реакцией на другие мои вопросы. Их практически «затерли» в ходе обсуждения иных насущных вопросов, и мне пришлось настоять на прямых ответах госчиновников. К разговору подключился заместитель акима Нурлан Мукатов, который (сложилось у меня такое мнение) в большей степени дает безнадежные ответы – вместо того, чтобы искать пути решения проблем. Как, например, это делает аким города, который старается найти варианты решения того или иного волнующего людей вопроса. К примеру, когда я предложил властям попытаться сделать городскую электричку социально значимым маршрутом (чтобы и стоимость проезда не повышалась, и деньги были на модернизацию убогих изнутри вагонов), аким согласился: давайте попробуем. Получится – хорошо. Не получится – мы хотя бы попытались. Зато Нурлан Мукатов сказал – как отрезал: не получится, потому что электричка принадлежит частной компании. И что же? А автобусы, все городские маршруты, разве не принадлежат частной компании? Но ведь сделали эти «маршрутки» социально значимыми.
…Вернемся к дорогам. К ответам (не удовлетворившим меня) на заданные мною вопросы.
Отвечать поначалу взялся аким города:
- По дороге (видимо, между проездами. – В.М.). У нас этот проект переходящий. По ширине если вопросы есть, мы ее уже сейчас не изменим. Выработана та квадратура, которая запланирована на этот год. Помимо этой дороги, от переезда к переезду, одна и та же фирма, карагандинская, выиграла конкурсы по региону. Они ремонтировали дороги как в городе, так и в селах. И за тот асфальт, который, не секрет, они клали в дождь, мы платить не будем. Так мы им сказали. Если где-то во дворах, например, во втором микрорайоне, качество не обеспечили (мы экспертизу проводим), мы за это тоже платить не будем.
По Новосибирской улице. Как есть говорю. Стоил проект изначально одну сумму. Зашли на корректировку. В октябре дают деньги на демонтаж. После демонтажа надо сразу монтаж делать. Вот чем мы негатив вызываем по Новосибирской: нам деньги дали только на демонтаж. То есть мы должны 2,5 км старого асфальта поднять фрезой и раздолбать. Мы поднимаем, нам дают деньги. Если ты деньги этого года не осваиваешь – не проси на следующий год. Мы сделали демонтаж, все разбили. Сами видите эту картину. Полтора миллиарда стоимость. Нам дают деньги не на уличную дорожную сеть, а на освещение и на контур. Бордюры выставляешь, с внешней стороны они примыкают к тротуару. Делаем тротуар. На сколько хватает денег. Если бы мы на 2,5 км делали бы асфальт, нам бы контур в любом случае надо было делать. А денег на все не хватает.
Заместитель акима Нурлан Мукатов дополнил:
- Была корректировка проекта. Сейчас мы вышли на 1 млрд 800 тысяч тенге. Что касается самого проекта, то по технологии укладка дорожного полотна делается в последнюю очередь. В связи с тем, что сначала необходимо уложить бордюрный камень, коммуникации, которые проходят под дорогой. И только в последнюю очередь кладется дорожное полотно.
Мне пришлось разъяснить свой вопрос. Никто не спорит с тем, что сначала нужно уложить все, что предшествует укладке дорожного полотна. Но причем здесь три параллельно идущие пешеходные дорожки? Разве нельзя было их оставить на третий год. Они никак дороге не мешают. А вместо них бросить все силы и деньги на укладку дорожного полотна?
Но Нурлан Мукатов, кажется, не слышит меня:
- Всему своя очередь. Проект проектируется в соответствии с технологиями, графиком производства работ. Это делается согласно проекту.
Тогда вопрос к тому, кто делал этот проект. Кто растянул 2,5 км на три года (притом что, как уточнил замакима, история с Новосибирской улицей тянется вообще пять лет, с 2017 года).
- И по финансированию, - продолжает заместитель акима. - У нас, конечно, основной объем работ, самый дорогостоящий, - это дорожное полотно. Даже если бы мы начали класть дорогу, то с учетом выделенных нам денег мы бы положили в этом году 300 – 400 метров, не более.
- Когда Новосибирскую завершите? – сыплются схожие вопросы из зала.
- В следующем году завершим, - пообещал аким. – Двухслойный асфальт будет, крупнозернистый и мелкозернистый.
- В этом году обещали дорогу сделать, - напоминает кто-то из работников завода.
- Все от финансирования зависит. Если обещали, - реагирует Алпысбай Каиржанов. – Нас недофинансировали.
- Хорошо, асфальт сняли, но можно же подсыпать так, чтобы нормально ездили машины, чтобы они не разбивались, - выражают недовольство люди.
- А в Пригородном планируете дороги делать и благоустраивать дворы? – еще один вопрос из зала на дорожную тему.
- Да, - отвечает заместитель акима. – В этом году мы решили вопрос по водоснабжению. Вы знаете, что в Пригородном было бесхозное водоснабжение. Мы привели его в порядок, установили новые трансформаторы, поставили на баланс. На следующий год у нас в планах в Пригородном благоустройство дворовых территорий.
Мне пришлось вернуть всех к тем своим вопросам, на которые ответы не были даны. Я имею в виду технологическую дорогу вдоль дач.
Отвечать начал Нурлан Мукатов:
- На проект дали деньги, сейчас он разрабатывается. Эту дорогу подсыпали.
- Не подсыпали. Это ерунда, - так оценили работники завода эту так называемую «подсыпку». И зал поддержал репликами такую оценку.
Видя реакцию зала, аким города взял на себя обязательство в следующем году в первую очередь заняться пятикилометровой технологической дорогой вдоль дач:
- Мы реконструкцию Новосибирской завершим, Степную завершим и возьмемся за ремонт технологической дороги.
Тепловые сети – главная проблема города
Дошла очередь и до ответа на вопрос о критическом состоянии тепловых сетей.
Алпысбай Каиржанов признал эту проблему очень большой и архиважной. Аким города на примере прошлого года рассказал о фактах порыва и образования свищей на внутриквартальных тепловых сетях. Все это показатель неудовлетворительного состояния тепловых сетей:
- Эту проблему не спрячешь, потому что порывы на тепловых сетях сразу сказываются на температурном режиме в наших домах. Объяснялись с энергетиками. Где-то ругались. А сколько совещаний аким области провел по этой проблеме! В том числе и по ТЭЦ. На сегодняшний день у нас на станции в работе три энергокотла прошли капитальный ремонт, еще на трех котлах сделали текущий ремонт. В запасе водогрейный котел, который включается при понижении температуры ниже 25 градусов мороза. Финансирование ремонтных работ на ТЭЦ в этом году увеличено до трех с половиной млрд тенге (до этого было 2 млрд с небольшим). Как сказали нам энергетики, и технадзор проверил, необходимый объем ремонтных работ сделан для стабильного прохождения отопительного сезона. Зима покажет.
Теперь по нашим сетям. 247 км мы имеем. Износ годами происходил. Надо было вкладывать деньги и менять изношенные трубы. Но это не делалось. Теперь надо думать, как дальше быть с тепловыми сетями. Не может же тянуться эта проблема из года в год. В целом действительно сложная проблема. Я даже не буду возражать против того, чтобы эту проблему выносить на какой-то большой уровень. Надо об этом говорить.
Что ж, будем говорить. Для начала подготовим обращение от общественности города к кандидатам в президенты страны. Посмотрим, что из этого получится.
Отчетная встреча продолжалась после этого еще не меньше часа. У заводчан, действительно, много вопросов к власти. И мы обязательно продолжим разговор в одной из следующих публикаций нашей газеты.
|