Когда на Степногорском подшипниковом заводе разошлось объявление о предстоящей отчетной встрече акима города с работниками предприятия, они отреагировали на эту новость по-разному: кто-то верно заметил, что таких отчетов не было на СПЗ лет 6 – 7; кто-то воспринял новость скептически – мол, толку-то от этих отчетов; кого-то, и таких набралось почти полный зал, объявление заинтересовало – много вопросов накопилось к власти. Но, когда аким города объявил о повестке отчетной встречи – отчете руководителя отдела образования и руководителя отдела ЖКХ, без выступления самого градоначальника, часть из собравшихся, судя по тихим репликам сидевших рядом со мной, выразила недоумение. Если не сказать – разочарование: ну зачем нам отчет руководителя отдела образования? А почему сам аким, как было заявлено в объявлении, не отчитывается? Сказать нечего? Между тем, как становилось ясно уже к середине встречи, заводчане в полной мере воспользовались предоставленной им возможностью пообщаться с местной исполнительной властью и завалили всех выступавших, в том числе и акима, кучей волнующих людей вопросов. Их у заводчан оказалось много – почти на два с половиной часа.
Бравурный доклад завгороо выслушали, но спрашивали о волнующем
Руководитель отдела образования Степногорска Алтын Оспанова, докладывая о том, как складываются дела в обучении и воспитании степногорских детей, постаралась – представила городскую систему образования в лучшем виде.
Начала с особенностей организации учебно-воспитательного процесса в 2022 - 2023 учебном году. Так, к примеру, продолжительность учебного года во 2 – 11 классах теперь 36 недель – на две недели больше, чем в прежние годы. Новостью стало и то, что активно пропагандировавшееся в свое время «Самопознание» исключили из Типового учебного плана. А «Художественный труд» в 1 классе с этого года разделен на два предмета – «Трудовое обучение» и «Изобразительное искусство». Как в советское время. Среди выделенного и то, что продолжится изучение вариативного курса «Глобальные компетенции» с 5 по 11 класс, что реализуются проекты «Читающая школа», «Дебатное движение», «Школьный парламент», «Шахмат қозғалысы», «Дети и театр», «Теплицы». А еще вводится новый формат школьно-родительских взаимоотношений - школьно-родительский консилиум. Профориентационная работа будет теперь ранней. В связи с этим в школах вводится должность «педагог-профориентатор». Кроме того, вводятся новые правила приема педагогов на работу.
- Мы уже сейчас начали прием педагогов на работу на конкурсной основе по соответствующим квалификационным требованиям согласно критериям, - пояснила залу Алтын Оспанова. - На сегодняшний день принято 30 педагогов. Это значительно увеличивает прозрачность и объективность процедуры и качество рекрутинга кадровых ресурсов. В общем, отечественная система школьного образования все экспериментирует и экспериментирует. На это чуть позже обратят внимание в своих вопросах заводчане – они же родители, дедушки и бабушки, чьи дети ходят в школу.
А пока в докладе звучат цифры, показывающие сколько у нас учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования, сколько в них детей, педагогов разного уровня квалификации и воспитателей, какое количество выпускников школ удостоилось за три последних учебных года медалей «Алтын белгi» (25 в прошлом году) и аттестатов с отличием (27). Обо всем этом мы не раз писали в своих публикациях. Как и о достижениях учителей и их воспитанников.
Обобщим эту часть выступления так, как это сделала Алтын Кабдрашитовна:
- Качество знаний учащихся напрямую зависит от профессионального уровня педагогов. По итогам первой четверти качество знаний наших учащихся составило 65%. По результатам областного показателя наш регион стоит на первом месте.
И это здорово! Поздравляем! Но давайте поскорее перейдем к вопросам заводчан и взглянем на степногорское дошкольное воспитание и школьное обучение детей глазами их родителей. В нашем случае – работающих на Степногорском подшипниковом заводе.
Начальник отдела управления персоналом СПЗ Анна Кислова, сославшись на слова заведующей гороо о ранней профориентационной работе в школах, поинтересовалась, планирует ли городской отдел образования привлекать выпускников к поступлению в городские колледжи. В связи с этим прозвучало предложение заключить меморандум между отделом образования и заводом о сотрудничестве.
Алтын Оспанова уточнила, что профориентационная работа в школах теперь начинается с шестого класса, и добавила, что с 10 - 11 класса составляются графики, в школы приглашаются работники предприятий для проведения профориентации. Предложение о сотрудничестве было принято.
Из зала прозвучал вопрос, почему убрали черчение как предмет из школьной программы?
Руководитель отдела образования исключение черчения как самостоятельного предмета подтвердила, но при этом уточнила:
- Теперь черчение интегрировано в другой предмет – изобразительное искусство. То есть в один предмет может быть интегрировано несколько предметов.
Задавший вопрос, и его поддержали многие в зале, выразил недоумение и разочарование:
- Сейчас в нашей стране делается упор на развитие технических специальностей, и черчение для их освоения просто необходимо, а его зачем-то интегрировали в изобразительное искусство.
- К примеру, в шестой школе, в 10 классе, черчения нет, - подтверждает сказанное предшествующим выступающим мать десятиклассника. – Даже учителя черчения нет.
Алтын Оспанова пояснила, что черчение в рамках обучения изобразительному искусству преподается теперь в среднем звене:
- А в старшем звене – в классах с естественно-математическим уклоном. Также есть проектные работы, где черчение тоже в той или иной мере преподается.
- Мой ребенок в 8 классе, и там тоже такого предмета нет, - развивает тему обеспокоенный папа. – У нас есть колледж, СТЛ-2, где механиков, технологов выпускают. Такой предмет, как черчение, я считаю нужным.
Видя недовольство в зале в связи с ликвидацией черчения как самостоятельного предмета, задавший вопрос предложил учесть обеспокоенность родителей и рассмотреть предложение о возвращении черчения в школьную программу как самостоятельного предмета в старших классах школы.
Мама первоклассника интересуется, кто сейчас готовит детей в первый класс:
- Ребенок приходит в первый класс, и он уже должен уметь читать, писать, считать.
Алтын Оспанова не без гордости сказала о том, что в Акмолинской области Степногорск является единственным населенным пунктом, где есть подготовительные, так называемые «нулевые», классы, и там ведется подготовка к школе:
- Если ваш ребенок ходит в предшколу, там мы тоже готовим к школе.
Для кого-то ссылка на предшколу стала новостью:
- Какая предшкола? Если вы имеете в виду детские сады, то там детей к школе не готовят.
Руководитель отдела образования уточняет:
- Предшкольные классы у нас есть в школах, мы их еще «нулевыми» называем.
- Их же сократили.
- Не сократили. Во всех школах они есть. Только в сельских и поселковых школах, в частности, в Карабулаке, мы предшкольные классы сократили, так как там есть хорошие мини-центры, где тоже готовят детей к школе, - поясняет руководитель отдела образования. – А в городе во всех школах есть предшкольные классы. Это особенность нашего города. Поэтому приводите детей в эти классы.
Родителей дошколят и первоклашек такой ответ госчиновницы не устроил:
- В детских садах к школе не готовят, - объясняет все на своем примере мама второклассника. – Мы пришли в первый класс. Нам сказали, что ребенок уже должен уметь читать, писать, знать состав числа, казахский и английский. В садике английского языка нет.
Судя по реакции зала, это уже сложившаяся практика при приеме детей в школу.
Алтын Оспанова с такой постановкой вопроса не согласилась:
- Уважаемые родители, нет таких требований. В законе «Об образовании» есть статья №30, дошкольное образование. Смысл ее такой: с какой подготовкой ребенок приходит в первый класс, с такой и принимаем. С этого года даже в школы повышенного уровня, лицеи и гимназии, мы без подготовки принимаем детей. Шесть лет ребенку исполнилось, мы обязаны его принять в школу и обучать.
- Да, обучают, но такие требования: ребенок, придя в школу, должен все уметь, - стоит на своем мама второклассника. – И теперь мой ребенок ходит по репетиторам. К учителям английского и казахского языков.
- Если кто-то в школе будет это требовать от ребенка, поступающего в первый класс, пожалуйста, обратитесь лично ко мне, - подвела черту под дискуссией Алтын Оспанова.
Диалог получился продолжительным, и это понятно. Чего греха таить, многие знают, что в школах зачастую предъявляются определенные требования к поступающим в первый класс. И тревоги родителей первоклашек, как правило, небезосновательны. Надеемся, что руководитель отдела образования после разговора с работниками Степногорского подшипникового завода проведет обстоятельный разговор и со своими коллегами – директорами и учителями начальных классов. Чтобы и они раз и навсегда усвоили: ребенок приходит в первый класс, чтобы его научили читать, писать, считать. Чтобы именно в школе с ним начали изучение государственного и иностранных языков. И, как правильно сказала сама же Алтын Кабдрашитовна, ребенка должны принимать в школу с любым уровнем подготовки. И даже вовсе без какой-либо подготовки. Как того требует Закон РК «Об образовании».
Но тема оказалась животрепещущей и многогранной. Об иной грани этой темы рассказала мама другого ребенка:
- Не учат у нас в школах. Мамаши на работе, приходят домой вечером, учат своих детей, а преподаватели проверяют. Почему так? Если раньше мы ходили в школу, нас там всему обучали. Сейчас там не обучают – сейчас там проверяют. Есть родители, которые могут довести до ребенка знания, а есть те, кто не может этого. Надо эти вопросы решать.
Поддержал обеспокоенность родителей и аким города Алпысбай Каиржанов:
- Сейчас сложная программа в школах на самом деле. Дети обращаются за помощью к родителям. А они и сами – без подсказки профессионала – не знают, как решить ту или иную задачу. На самом деле такое есть. Когда мы говорим об английском языке, о казахском языке. Это очень сложно.
Был вопрос и от бабушки, которая сетует по поводу того, что в городе есть только один Дом детского творчества, где дети имеют возможность развивать свои способности и таланты.
- Там детки прекрасно занимаются. Но туда трудно попасть. Мы, чтобы попасть в танцевальную группу, родственников подключали. А попасть в группу, где готовят детей к школе, мы не смогли. Места ограничены. Я плачу 20 тысяч тенге в месяц, чтобы ребенка подготовили к школе. Почему так? В детских садах детей к школе не готовят. Там включают ноутбук, и дети смотрят мультики. Потом игры и прогулки на улице.
В связи с этим женщина предложила открывать в городе больше дошкольных учреждений по типу домов детского творчества или когда-то активно работавших дворовых клубов. Но для этого нужны помещения и специалисты.
Предложение нашло поддержку у местной исполнительной власти.
- Мы имеем в городе ряд пустующих зданий, - пояснил аким города. Одно такое – это бывший детский сад в пятом микрорайоне. Как раз еще один Дом детского творчества можно было бы разместить там, по адресу 5-20А. Если такая потребность есть, давайте там откроем еще один детский творческий центр.
Говоря о детсадах, заводчане предложили открыть еще один – в большом четвертом микрорайоне, где вообще нет работающих детских садов, а потребность в них имеется. И это предложение взято властью в работу.
Подытоживая эту часть отчетной встречи госчиновников с работниками Степногорского подшипникового завода, хочу сказать и о своем восприятии состоявшегося разговора. Надо власти почаще выходить, так сказать, в народ. Сверять свой курс с потребностями жителей города. Очень много полезного узнают для себя.
|