Главная » 2012 » Май » 14 » Только я другой тебя запомнил… (Надежда КАХАНОВА)
23:10
Только я другой тебя запомнил… (Надежда КАХАНОВА)
Из служебной характеристики Ольги Ивановны Лебедевой: «Работая старшим радиотелеграфистом с октября 1942 г. по май 1945 г. показала себя отличным специалистом, отлично принимает на слух и предает на ключе. В наиболее трудные моменты боевой обстановки работала в тех радиосетях, которые наиболее были нужны командованию. Несмотря на трудности боевой обстановки (бомбежки, частые обстрелы), не покидала своего поста, всегда поддерживала устойчивую связь, тем самым способствуя успешному завершению боевых операций». И подпись: командир радиороты капитан Н. Степанов.

Ее детство было не самым радостным. Все было хорошо лишь при маме, но потом она умерла во время родов, и трое старшеньких остались сиротами. Вскоре отец привел в дом мачеху - и дети стали в своем доме лишними ртами. Мачеха кормила их скудно и заставляла много работать. Кроме хлопот по хозяйству, которых в деревне хоть отбавляй, на плечи маленькой Оли легли заботы об огромном огороде. Какая уж там учеба? Да еще мачеха не позволяла жечь лампу по вечерам, когда девочка хотела сделать уроки или почитать. И тем не менее, Оля всегда была одной из лучших учениц в классе.
Чтобы побыстрее избавиться от падчерицы, при оформлении документов мачеха изменила год ее рождения, отчего Оля стала старше сразу на два года. Вряд ли женщина предполагала, на что обрекает пусть не родную, но все же дочь. А этот факт стал причиной того, что в 1942 году Олю – совсем еще девчонку - призвали в армию.
В городе Горьком, недалеко от которого находилась родная деревня Оли, во время войны работала военная школа радиоспециалистов, туда девушку и направили на учебу.
Известно, какая учеба во время войны – месяц на то, чтобы освоить азы специальности, да и прямиком на фронт. Удивительно, но с самого начала и до конца войны судьба словно хранила ее, раз за разом давая шанс выжить. Первый такой случай произошел сразу после окончания военных курсов. Командир школы, у которого немцы расстреляли всю семью, предложил Оле – самой юной курсантке - остаться работать в школе, уж очень она напоминала ему его погибшую дочь. Но Оля, переполненная патриотическими чувствами и ненавистью к врагу, отказалась и получила назначение в качестве радиста 2 класса в формировавшийся в Горьком 11-ый танковый корпус.
Очень скоро ей пришлось встретиться с врагом лицом к лицу - когда на Тульском направлении их состав попал под бомбежку. Небо разом почернело от налетевших немецких самолетов. Неожиданно для себя Оля не побежала вместе со всеми подальше от эшелона, а просто присела за колесом вагона. Земля вздымалась от разрывов, вокруг лежали убитые, стонали раненые, а Оля не получила ни одной царапины. С тех пор она никогда не бегала от смерти – та сама ее обходила стороной. Да и некогда было бегать. Всем, кто хоть что-нибудь знает о войне, боевая задача радистки известна – в любой ситуации, под любой бомбежкой, пока жива и способна двигаться, она должна поддерживать непрерывную связь. Оля быстро освоила эту науку. На все долгие годы войны и домом, и работой, и убежищем для девушки стала полуторка, переоборудованная под пункт связи. Бывало, во время налета даже у ее напарника-водителя нервы не выдерживали. «Мне нельзя погибнуть – у меня дети», - бормотал он, бросал машину вместе с радисткой и скрывался под ближайшими деревьями. И тогда Оля сама садилась за руль, отгоняла машину в укрытие и продолжала вести радиосвязь.
На этой полуторке Оля Лебедева исколесила все военные тропы до самого Берлина. В составе 11-го танкового корпуса она участвовала в освобождении Украины и Молдавии, стояла на усеянном сожженными танками и обгоревшими телами поле боя под Курском, видела выжженные, осиротевшие белорусские деревни, помогала освобожденным узникам концлагерей. Навсегда в ее память врезалась страшная картина, увиденная в Польше: когда девушка спустилась к реке, чтобы помыться и постирать свое белье, она увидела, что река черна от плывущих трупов наших солдат – выше по реке немцы разбомбили переправу.
Одному Богу известно, сколько выпало на долю юной радистки и как ей удалось все это пережить. Ей пришлось пережить и потерю близкого человека - где-то на полях сражений остался ее любимый - радист Василий – в его полуторку угодил шальной снаряд. Не секрет, что для поддержания нервной системы и поднятия боевого духа все солдаты на фронте, включая женщин, получали боевые сто граммов. Ольга Ивановна вспоминает, что никто из ее подруг-радисток не пил и не курил, свою долю спиртного они всегда отдавали бойцам. Единственной отдушиной для радистки Лели, как называли ее бойцы, была гитара. Девушка всю войну возила ее с собой. До поры до времени была у нее еще одна отдушина – дневник, в который Оля записывала все увиденное, свои переживания и мысли. Но на фронте жизнь бойца - как на ладони. О дневнике узнал командир. Он вызвал девушку к себе и жестко объяснил, что дневник – это ее приговор самой себе, не дай Бог, о нем прознают те, кому следует, – разом попадешь в число врагов народа. Два раза Оле объяснять было не надо – дневник исчез из ее сумки. Да, на войне было и так, что бояться приходилось не только врага по ту сторону линии фронта. Но так командиры относились не ко всем, вспоминала Ольга Ивановна. Нередки, особенно в первые годы войны, бывали случаи самострела, когда солдаты таким способом пытались отсидеться в госпитале. И во всех госпиталях существовало железное правило: в каком бы состоянии ни находился такой раненый, ему врачи оказывали медицинскую помощь в последнюю очередь. Сама Ольга Ивановна во время боевых операций была контужена и трижды тяжело ранена, но каждый раз возвращалась в строй.
Самое страшное началось на подступах к Берлину. Если нашим союзникам немцы сдавались почти без боя, то с советскими войсками сражались с отчаянием обреченных. 11-ый танковый корпус, находившийся в то время в составе 1-го Белорусского фронта, всегда был на передовой - использовался на направлении главного удара в качестве подвижной группы фронта. И всегда вслед за танками ехал по фронтовым дорогам передвижной узел связи. Но и тут судьба странным образом хранила Лелю-радистку. Однажды их машина сломалась прямо посреди дороги. Пока водитель возился с мотором, из леса неожиданно выполз немецкий танк. Бежать было некуда. Девушка оцепенело смотрела, как танк пересек дорогу и скрылся в лесу по другую сторону дороги. Почему немцы не стали стрелять – неизвестно, но смерть в очередной раз прошла мимо.
О своем пребывании в Берлине Ольга Ивановна рассказывать не любила. Но зато с гордостью рассказывала о том, что орден Красной Звезды она получила в Берлине из рук самого маршала Г.К. Жукова. Кроме того, о боевых заслугах Ольги Ивановны Лебедевой свидетельствуют медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», а в 1997 году ей была вручена очень дорогая для нее награда - медаль «Маршала Советского Союза Г.К. Жукова».
После войны повзрослевшая, духовно возмужавшая Оля не захотела возвращаться в родную деревню. Да и не к кому было: отец пропал без вести еще в первые годы войны, а братья, так же, как и она, прошедшие всю войну, осели в других городах и начали самостоятельную жизнь. Ольга Ивановна устроилась на работу в один из детских домов Латвии. Сама познавшая участь сироты, она хотела хоть как-то облегчить судьбу детей, потерявших в войну своих близких. Потом жизнь еще немало побросала ее по городам и весям, привела на Украину, в город Николаев, где Ольга Ивановна встретила своего будущего мужа – офицера-фронтовика. Но и там молодая семья надолго не задержалась. В 1957 году они перебрались в Акмолинск, куда в те годы молодежь всей страны ехала по призыву партии и комсомола осваивать целину. Этот город стал для Ольги Ивановны второй родиной. Здесь схоронила рано умершего мужа, одна вырастила двух сыновей. Здесь она долгие годы работала бухгалтером в общественном объединении Красный Крест, а после окончания финансового техникума – главным бухгалтером облздравотдела. На пенсию Ольга Ивановна вышла с почетным званием «Ветеран труда».
Печально, но, как и многие бывшие фронтовики, Ольга Ивановна была обманута бесчестными мошенниками, семь лет назад укравшими почти все ее боевые награды. О боевых заслугах свидетельствуют теперь только удостоверения, прилагавшиеся к наградам, которые ворам не понадобились. К сожалению, уберечь ветерана войны от воров на тот момент было некому – к тому времени младшего сына уже не было в живых, а старший – известный в Степногорске врач В.В. Лебедев – уже давно проживал вместе со своей семьей в нашем городе. Два года назад он забрал престарелую мать к себе, и теперь она находится под его надежной защитой.
Виктор Витальевич с горечью говорит, что в прежние годы боевые заслуги Ольги Ивановны ценились больше - ее даже дважды приглашали на парад Победы в Москву, где она встречалась со своими однополчанами, со многими из которых всю жизнь не теряла связи. Но в течение последних 20 лет никаких приглашений ни от кого больше не поступало.
Конечно, годы и болезни делают свое, и сегодня Ольга Ивановна с трудом вспоминает былое, но удивительное дело, как только она услышала первые слова любимой песни своей юности «По мосткам тесовым», она тотчас оживилась, глаза заблестели, и память тут же подсказала нужные слова: «Только я другой тебя запомнил, в сапогах, шинели боевой – ты у нас в стрелковом батальоне числилась по списку рядовой. О тебе кругом гремела слава, ты прошла огонь, чтоб вольно жить…» - словно сбросив пару десятков лет, звонко пропела Ольга Ивановна. Вот уж правда, не стареют душой ветераны…

   Надежда КАХАНОВА


Просмотров: 1126 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar