Библиотечная система степногорского отдела образования считается одной из лучшей в Акмолинской области. За этим признанием стоит колоссальный труд специалистов, который, как правило, остается в тени книжных стеллажей и не так заметен широкой общественности, как он того заслуживает. О роли библиотеки в жизни учебных заведений, о работе школьных библиотекарей и их достижениях нам рассказала методист отдела образования по библиотечному фонду г. Степногорска Ирина Борисовна Сташенко
- Школьная библиотека неотъемлемый и один из важнейших компонентов педагогической системы образовательного учреждения, - обращает внимание Ирина Борисовна. - Это центр, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение. И реализуются разнообразные проекты с целью поддержки образовательного процесса.
Чтение литературы – важный источник формирования культуры речи и нравственности подрастающего поколения. Как говорил великий Абай: «Лучшие знания в книгах, нужно не лениться их читать».
- Вся работа школьных библиотек города направлена на продвижение книги и чтения, патриотического воспитания, формирование и совершенствование читательской грамотности, семейного чтения, - продолжает Ирина Борисовна. – А также развитие творческого мышления и воображения, вырабатывание у школьников полиязычия через чтение произведений на трех языках.
Методическое обеспечение деятельности библиотек учреждений образования Степногорска осуществляется в рамках городского методического объединения, которое возглавляет заведующая библиотекой школы-гимназии №4 Валентина Николаевна Миславская под руководством методиста отдела образования по библиотечному фонду Ирины Борисовны Сташенко.
- В отделе образования Степногорска я работаю с 2011 года, - рассказывает о своей трудовой деятельности Ирина Борисовна. – Общий стаж моей библиотечной работы составляет 28 лет. Работа методиста по библиотечному фонду отдела образования заключается, прежде всего, в оказании методической помощи школьным библиотекарям и формировании библиотечных фондов.
Конечно, на этом моя работа не заканчивается. Это и семинары, обучающие практикумы для школьных библиотекарей, курсы повышения квалификации, профессиональные конкурсы, реализация проекта «Читающая школа», внедрение инноваций, формирование заказов на учебную литературу и периодическую печать, и многое другое.
Библиотекарь
- Работа в школьной библиотеке – это очень увлекательное «приключение», каждодневное познание чего-либо нового и постоянное общение с людьми. Работая библиотекарем, невольно становишься еще и психологом в некотором роде: ты узнаешь литературные вкусы ребенка, знаешь, какие книги посоветовать ему в той или иной ситуации.
А такие качества настоящего библиотекаря, как доброжелательность, умение выслушать, поддержать разговор, делают нашу профессию особенной и нужной людям. Мы знаем, как встречать юных посетителей библиотеки, как помочь им духовно приобщиться к литературе, как облегчить нелегкий выбор среди огромного количества изданий - говорит Ирина Борисовна.
Городским методическим объединением школьных библиотек принято решение работать над методической темой «Повышение профессиональной компетентности и внедрение инноваций в деятельность школьных библиотек в условиях обновления содержания образования». В рамках этой темы предусматривается модернизация школьных библиотек, освоение и внедрение современных технологий в информационно-библиографическую деятельность библиотек.
- В условиях информационного общества складывается новый образ школьной библиотеки и школьного библиотекаря. В современной школьной библиотеке должен работать профессионал высокого уровня, способный использовать современные технологии в информационно-педагогической деятельности.
Школьный библиотекарь – это библиотекарь, разбирающийся в вопросах педагогики и психологии, умеющий найти ключ к сердцу каждого юного читателя, способный понять горести и радости учащегося, помогая ему проложить свой путь к книге и знаниям. Это специалист, владеющий современными средствами коммуникации, информационными технологиями, без которых невозможно представить наступившее столетие.
- Особенностью деятельности библиотек школ г. Степногорска является стремление сочетать традиционные формы работы с инновациями и постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции, - уверена Ирина Борисовна. - Повышению профессионального уровня способствуют ежегодно проводимые семинары, на которых библиотекари обмениваются опытом работы, новыми технологиями. Обсуждаем передовой опыт коллег других стран. Становимся участниками обучающих вебинаров, семинаров, проектов. Участвуем в профессиональных международных, республиканских, областных, городских конкурсах.
Читать, значит быть
в тренде
С февраля по март 2022 года 264 школьных библиотекаря Акмолинской области прошли активное обучение в рамках социального проекта «SauattyKelesek» по продвижению медийной и информационной грамотности и инклюзии. Инициатором проекта стала библиотека Назарбаев Университета.
Набрав наивысший балл, четыре школьных библиотекаря Степногорска - методист отдела образования И.Б. Сташенко, заведующая библиотекой ШГ №4 В.Н. Миславская, заведующая библиотекой ОШ № 8 Н.А. Мусабаева, заведующая библиотекой ОШ №2 п. Бестобе Н.А. Запорожан - вошли в число 10 лучших участников проекта «SauattyKelesek». И были приглашены на экскурсию по библиотеке Назарбаев Университета.
- На базе нашего города в апреле 2022 года при поддержке Фонда социального развития Назарбаев Университета в школе-гимназии №4 для школьных библиотекарей Степногорска был проведен региональный семинар «Медийная информационная грамотность в образовании и участие школьных библиотекарей в реализации проекта «SauattyKeleshek».
С 2020 года мы работаем над реализацией проекта «Читающая школа». Целью его является формирование и совершенствование читательской грамотности современного школьника, как условие его духовно-нравственного и интеллектуального развития.
- В рамках этого проекта используются такие инновационные формы работы, как онлайн-презентации - рекомендации новой книги, онлайн - викторины по книгам для детей и их родителей в Googl формах, дайджест, театрализация, литературный фестиваль, квест игры, интерактивные игры, онлайн - обзоры, медиа - журналы, онлайн экскурсии по родным местам и в библиотеку, «Проба пера» -литературное творчество учащихся, арт- встречи с литературными героями, 20-минутное чтение книг в библиотеках и многое другое. Работают мобильные выставки - чтение книг через QR код. Наряду с традиционными выставками создаются выставки виртуальные, а также буктрейлеры.
- Организация движения школьных буккроссингов нашего города берет начало с 2017 года, - поясняет Ирина Борисовна. - Буккроссинг - это книговорот. Он стал сегодня уникальным общественным движением. Во всех школах города есть школьные буккроссинги. А в некоторых по несколько, так как помимо общешкольного, открываются буккроссинги и внутри классов.
Декады школьных библиотек
- Проведение декады школьных библиотек стало уже традиционным мероприятием, - отмечает методист библиотечного фонда отдела образования. - Задачи декады состоят в совершенствовании профессионального мастерства библиотекарей через подготовку, организацию и проведение открытых мероприятий, книжных выставок, устных журналов, обзоров и других форм работы. Во всех школах мероприятия декады широко освещаются через стенгазеты, плакаты, информационные стенды, школьные сайты.
Ирина Борисовна рассказывает, что в рамках патриотического воспитания большое внимание уделяется теме семьи, семейных ценностей, семейного воспитания: «Дети должны знать свои семейные традиции. Невозможно переоценить роль родителей в воспитании нравственности у детей. Именно семья закладывает начало начал в маленьком человеке, оказывая, как правило, решающее воздействие на весь его внутренний мир».
- Если ребенок растет в окружении читающих взрослых и книг, то вероятность того, что он тоже станет ценителем печатного слова высока, - уверена Ирина Борисовна. - Так, например, в многопрофильной школе-лицее № 3 - это одно из приоритетных направлений, где дети вместе с родителями работали над созданием книжек-малышек, выступая в роли авторов, иллюстраторов и редакторов.
Был разработан проект «Читаем всей семьей», проводятся часы семейного чтения «Мой друг – книга» и онлайн-чтение, разработан мини-проект «Четыре сезона семейного чтения», задачей которого является вовлечение в семейное чтение книг о природе, экологии.
- Опыт работы по реализации проекта «Читающая школа» Степногорска был представлен мною на республиканской августовской конференции в 2021 году, а также я была участником республиканского семинара в Алматы в 2021 году «Роль школьной библиотеки в воспитании любознательного ребенка», - рассказала Ирина Борисовна. - Провела мастер-класс и поделилась опытом работы школьных библиотекарей Степногорска по новым формам и методам работы.
В 2023 году в рамках реализации проекта «Читающая школа» был проведен цикл вебинаров для повышения медиаграмотности школьных библиотекарей республики. Инициатором и организатором вебинаров выступило посольство США в Казахстане.
Итогом работы этих вебинаров стало освещение опыта работы трех библиотекарей Степногорска на международной конференции в Нидерландах - И.Б. Сташенко, В.Н. Миславской, Н.А. Мусабаевой.
- Кроме популяризации чтения, в рамках проекта проведена большая работа по укреплению материальной базы школьных библиотек, освоение и внедрение современных технологий в информационно- библиографическую деятельность библиотек. Пополнение фондов школьных библиотек художественной и познавательной литературой для всех возрастов и на трех языках.
- С каждым годом на пополнение фондов школьных библиотек художественной литературы выделяются все больше денежных средств, - обращает внимание Ирина Борисовна. - В 2021 год – 3 800 000 тенге, в 2022 год – 7 200 000 тенге, в 2023 году – 11 000 000 тенге. Все школьные библиотеки оснащены компьютерами и МФУ, подключены к сети интернет, установлена программа MARK-SQL. Производится закуп новой мебели для школьных библиотек, телевизоров, мягких зон, стендов.
Постоянный обмен опытом работы происходит и внутри городского методического объединения. На его заседаниях разбираются проблемные вопросы и пути их решения. Проводится систематическая работа по повышению профессионализма библиотекарей. Это и проведение мастер-классов, практикумов на уровне местного методического объединения.
- Положительный опыт работы школьных библиотекарей Степногорска был отмечен областным управлением образования Акмолинской области, - подытоживает Ирина Борисовна. - В 2023 году я приняла участие в республиканской августовской конференции в г. Семей. Выступала с докладом на тему «Духовно-нравственное и интеллектуальное развитие современного школьника через совершенствование читательской активности». Награждена благодарственным письмом министерства просвещения РК.
- Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что интерес к чтению, познанию окружающего мира через книги должен формироваться у детей со школьной скамьи, а библиотека должна быть проводником в этот увлекательный мир, - подчеркивает Ирина Борисовна. – И работа школьных библиотекарей степногорского отдела образования в первую очередь нацелена именно на воспитание активной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе.
Беседовала Галия ХОЗИНА
|