Главная » 2023 » Декабрь » 28 » «Тишина в библиотеке!»
11:58
«Тишина в библиотеке!»

Библиотечная система степногорского отдела образова­ния считается одной из лучшей в Акмолинской обла­сти. За этим признанием стоит колоссальный труд специ­алистов, который, как правило, остается в тени книжных стеллажей и не так заметен широкой общественности, как он того заслуживает. О роли библиотеки в жизни учебных заведений, о работе школьных библиотекарей и их дости­жениях нам рассказала методист отдела образования по библиотечному фонду г. Степногорска Ирина Борисовна Сташенко

- Школьная библиотека неотъ­емлемый и один из важнейших компонентов педагогической си­стемы образовательного учрежде­ния, - обращает внимание Ирина Борисовна. - Это центр, где пере­секаются три главные составляю­щие полноценной среды развития: информация, культура и общение. И реализуются разнообразные проекты с целью поддержки обра­зовательного процесса.

Чтение литературы – важный источник формирования культу­ры речи и нравственности под­растающего поколения. Как го­ворил великий Абай: «Лучшие знания в книгах, нужно не ле­ниться их читать».

- Вся работа школьных би­блиотек города направлена на продвижение книги и чтения, па­триотического воспитания, фор­мирование и совершенствова­ние читательской грамотности, семейного чтения, - продолжает Ирина Борисовна. – А также раз­витие творческого мышления и воображения, вырабатывание у школьников полиязычия через чтение произведений на трех языках.

Методическое обеспечение деятельности библиотек учреж­дений образования Степногор­ска осуществляется в рамках городского методического объ­единения, которое возглавляет заведующая библиотекой шко­лы-гимназии №4 Валентина Николаевна Миславская под руководством методиста отдела образования по библиотечному фонду Ирины Борисовны Ста­шенко.

- В отделе образования Степ­ногорска я работаю с 2011 года, - рассказывает о своей трудовой деятельности Ирина Борисовна. – Общий стаж моей библиотеч­ной работы составляет 28 лет. Работа методиста по библиотеч­ному фонду отдела образова­ния заключается, прежде всего, в оказании методической помо­щи школьным библиотекарям и формировании библиотечных фондов.

Конечно, на этом моя работа не заканчивается. Это и семина­ры, обучающие практикумы для школьных библиотекарей, кур­сы повышения квалификации, профессиональные конкурсы, реализация проекта «Читающая школа», внедрение инноваций, формирование заказов на учеб­ную литературу и периодиче­скую печать, и многое другое.

Библиотекарь

- Работа в школьной библио­теке – это очень увлекательное «приключение», каждодневное познание чего-либо нового и по­стоянное общение с людьми. Ра­ботая библиотекарем, невольно становишься еще и психологом в некотором роде: ты узнаешь ли­тературные вкусы ребенка, зна­ешь, какие книги посоветовать ему в той или иной ситуации.

А такие качества настоящего библиотекаря, как доброжела­тельность, умение выслушать, поддержать разговор, делают нашу профессию особенной и нужной людям. Мы знаем, как встречать юных посетителей би­блиотеки, как помочь им духовно приобщиться к литературе, как облегчить нелегкий выбор среди огромного количества изданий - говорит Ирина Борисовна.

Городским методическим объ­единением школьных библиотек принято решение работать над методической темой «Повыше­ние профессиональной компе­тентности и внедрение иннова­ций в деятельность школьных библиотек в условиях обновле­ния содержания образования». В рамках этой темы предусматри­вается модернизация школьных библиотек, освоение и внедре­ние современных технологий в информационно-библиографи­ческую деятельность библиотек.

- В условиях информационно­го общества складывается но­вый образ школьной библиотеки и школьного библиотекаря. В со­временной школьной библиоте­ке должен работать профессио­нал высокого уровня, способный использовать современные тех­нологии в информационно-пе­дагогической деятельности.

Школьный библиотекарь – это библиотекарь, разбирающийся в вопросах педагогики и психо­логии, умеющий найти ключ к сердцу каждого юного читателя, способный понять горести и ра­дости учащегося, помогая ему проложить свой путь к книге и знаниям. Это специалист, вла­деющий современными сред­ствами коммуникации, инфор­мационными технологиями, без которых невозможно предста­вить наступившее столетие.

- Особенностью деятельности библиотек школ г. Степногорска является стремление сочетать традиционные формы работы с инновациями и постоянно со­вершенствовать свои профес­сиональные компетенции, - уве­рена Ирина Борисовна. - По­вышению профессионального уровня способствуют ежегодно проводимые семинары, на ко­торых библиотекари обменива­ются опытом работы, новыми технологиями. Обсуждаем пере­довой опыт коллег других стран. Становимся участниками обу­чающих вебинаров, семинаров, проектов. Участвуем в профес­сиональных международных, республиканских, областных, городских конкурсах.

Читать, значит быть

в тренде

С февраля по март 2022 года 264 школьных библио­текаря Акмолинской области прошли активное обучение в рамках социального проекта «SauattyKelesek» по продвиже­нию медийной и информаци­онной грамотности и инклюзии. Инициатором проекта стала би­блиотека Назарбаев Универси­тета.

Набрав наивысший балл, че­тыре школьных библиотекаря Степногорска - методист отде­ла образования И.Б. Сташенко, заведующая библиотекой ШГ №4 В.Н. Миславская, заведую­щая библиотекой ОШ № 8 Н.А. Мусабаева, заведующая библи­отекой ОШ №2 п. Бестобе Н.А. Запорожан - вошли в число 10 лучших участников проекта «SauattyKelesek». И были при­глашены на экскурсию по библи­отеке Назарбаев Университета.

- На базе нашего города в апреле 2022 года при поддерж­ке Фонда социального развития Назарбаев Университета в шко­ле-гимназии №4 для школьных библиотекарей Степногорска был проведен региональный се­минар «Медийная информаци­онная грамотность в образова­нии и участие школьных библи­отекарей в реализации проекта «SauattyKeleshek».

С 2020 года мы работаем над реализацией проекта «Читаю­щая школа». Целью его являет­ся формирование и совершен­ствование читательской грамот­ности современного школьника, как условие его духовно-нрав­ственного и интеллектуального развития.

- В рамках этого проекта ис­пользуются такие инновационные формы работы, как онлайн-презен­тации - рекомендации новой книги, онлайн - викторины по книгам для детей и их родителей в Googl фор­мах, дайджест, театрализация, литературный фестиваль, квест игры, интерактивные игры, онлайн - обзоры, медиа - журналы, онлайн экскурсии по родным местам и в библиотеку, «Проба пера» -литера­турное творчество учащихся, арт- встречи с литературными героями, 20-минутное чтение книг в библи­отеках и многое другое. Работают мобильные выставки - чтение книг через QR код. Наряду с традицион­ными выставками создаются вы­ставки виртуальные, а также бук­трейлеры.

- Организация движения школьных буккроссингов нашего города берет начало с 2017 года, - поясняет Ирина Борисовна. - Буккроссинг - это книговорот. Он стал сегодня уникальным обще­ственным движением. Во всех школах города есть школьные буккроссинги. А в некоторых по несколько, так как помимо об­щешкольного, открываются бук­кроссинги и внутри классов.

Декады школьных библиотек

- Проведение декады школь­ных библиотек стало уже тра­диционным мероприятием, - от­мечает методист библиотечного фонда отдела образования. - Задачи декады состоят в совер­шенствовании профессиональ­ного мастерства библиотекарей через подготовку, организацию и проведение открытых меро­приятий, книжных выставок, уст­ных журналов, обзоров и других форм работы. Во всех школах мероприятия декады широко освещаются через стенгазе­ты, плакаты, информационные стенды, школьные сайты.

Ирина Борисовна рассказы­вает, что в рамках патриотиче­ского воспитания большое вни­мание уделяется теме семьи, семейных ценностей, семейно­го воспитания: «Дети должны знать свои семейные традиции. Невозможно переоценить роль родителей в воспитании нрав­ственности у детей. Именно семья закладывает начало на­чал в маленьком человеке, ока­зывая, как правило, решающее воздействие на весь его вну­тренний мир».

- Если ребенок растет в окру­жении читающих взрослых и книг, то вероятность того, что он тоже станет ценителем печатно­го слова высока, - уверена Ири­на Борисовна. - Так, например, в многопрофильной школе-лицее № 3 - это одно из приоритетных направлений, где дети вместе с родителями работали над соз­данием книжек-малышек, высту­пая в роли авторов, иллюстрато­ров и редакторов.

Был разработан проект «Чи­таем всей семьей», проводятся часы семейного чтения «Мой друг – книга» и онлайн-чтение, разработан мини-проект «Четы­ре сезона семейного чтения», задачей которого является во­влечение в семейное чтение книг о природе, экологии.

- Опыт работы по реализа­ции проекта «Читающая школа» Степногорска был представлен мною на республиканской авгу­стовской конференции в 2021 году, а также я была участником республиканского семинара в Ал­маты в 2021 году «Роль школьной библиотеки в воспитании любоз­нательного ребенка», - рассказа­ла Ирина Борисовна. - Провела мастер-класс и поделилась опы­том работы школьных библио­текарей Степногорска по новым формам и методам работы.

В 2023 году в рамках реализа­ции проекта «Читающая школа» был проведен цикл вебинаров для повышения медиаграмот­ности школьных библиотекарей республики. Инициатором и орга­низатором вебинаров выступило посольство США в Казахстане.

Итогом работы этих вебина­ров стало освещение опыта ра­боты трех библиотекарей Степ­ногорска на международной конференции в Нидерландах - И.Б. Сташенко, В.Н. Мислав­ской, Н.А. Мусабаевой.

- Кроме популяризации чте­ния, в рамках проекта прове­дена большая работа по укре­плению материальной базы школьных библиотек, освое­ние и внедрение современных технологий в информационно- библиографическую деятель­ность библиотек. Пополнение фондов школьных библиотек художественной и познава­тельной литературой для всех возрастов и на трех языках.

- С каждым годом на пополне­ние фондов школьных библио­тек художественной литературы выделяются все больше денеж­ных средств, - обращает внима­ние Ирина Борисовна. - В 2021 год – 3 800 000 тенге, в 2022 год – 7 200 000 тенге, в 2023 году – 11 000 000 тенге. Все школь­ные библиотеки оснащены ком­пьютерами и МФУ, подключены к сети интернет, установлена программа MARK-SQL. Произ­водится закуп новой мебели для школьных библиотек, телевизо­ров, мягких зон, стендов.

Постоянный обмен опытом работы происходит и внутри го­родского методического объеди­нения. На его заседаниях раз­бираются проблемные вопросы и пути их решения. Проводится систематическая работа по по­вышению профессионализма библиотекарей. Это и проведе­ние мастер-классов, практику­мов на уровне местного методи­ческого объединения.

- Положительный опыт ра­боты школьных библиотекарей Степногорска был отмечен об­ластным управлением образо­вания Акмолинской области, - подытоживает Ирина Бори­совна. - В 2023 году я приняла участие в республиканской ав­густовской конференции в г. Се­мей. Выступала с докладом на тему «Духовно-нравственное и интеллектуальное развитие со­временного школьника через совершенствование читатель­ской активности». Награждена благодарственным письмом ми­нистерства просвещения РК.

- Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что интерес к чтению, познанию окружающего мира через книги должен фор­мироваться у детей со школьной скамьи, а библиотека должна быть проводником в этот увле­кательный мир, - подчеркивает Ирина Борисовна. – И работа школьных библиотекарей степ­ногорского отдела образования в первую очередь нацелена именно на воспитание актив­ной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе.

Беседовала Галия ХОЗИНА

Просмотров: 181 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar