Недавно на интернет-блоге акима Степногорска Муратбека Такамбаева некая пользовательница раскритиковала работу городского телевидения и газет, финансируемых местной властью.
Обещанного три года ждут?
В обращении говорится, в частности, о том, что со своим приходом аким «обратил особое внимание на развитие государственных СМИ», выделив в этом году 13 млн городскому телевидению и почти 7 млн газетам медиацентра. При этом читательница замечает, что ее «на предприятии заставили подписаться на газету "Вечерний Степногорск"». Женщина пишет, что в издании печатаются «сплошь сводки из акимата», а «в газете выходят те же самые материалы, которые показывали по телевидению». Читательница критикует и качество телепередач: «Дома от обычной уличной антенны этот канал показывает отвратительно, с помехами». При этом замечает, что «по кабельному одну и ту же новостную передачу могут "крутить" несколько недель – ну, честное слово, надоедает и просто начинает тошнить от этих новостей!» (и с этим нельзя не согласиться). «По воскресеньям стали показывать "аналитическую" программу "Итоги". Вы сами смотрели эту передачу? Что в ней такого аналитического, что потребовало дополнительных миллионов? Это сборник сюжетов, которые показывали в течение всей недели. Смотреть – ужасно неинтересно. Причем сюжеты эти низкосортные, картаво озвученные. Да и в основном это сводки из акимата», - резюмирует пользователь сайта и добавляет, на мой взгляд, самое главное: «А почему сам медиацентр, имеющий статус ТОО, не зарабатывает на свое существование, а живет как паразит за счет государственных денег? Зачем создавать медиацентру такие хорошие условия, чтобы все сидели, расслабившись и получая по несколько зарплат в газете и на ТВ? Я считаю, что это неэффективное использование бюджетных денег, лучше бы на что-то другое их направили». Ответ от акима не заставил себя ждать. В нем говорится, что ТОО «Медиа Центр города Степногорска» является субъектом малого предпринимательства и не финансируется из бюджетных средств (!). Однако чуть ниже пишется, что в рамках договора с отделом внутренней политики на проведение государственной информационной политики через телевещание городское телевидение выпускает в эфир еженедельно 4 выпуска новостей на государственном и русском языках, а также итоговую новостную программу на двух языках. При этом в ответе подчеркивается, то итоговая программа не носит характер аналитической, а имеет формат обзорной обобщающей программы основных официальных событий недели и полностью отвечает своему предназначению. Будь на месте читателя, я бы вряд ли удовлетворился этой формальной отпиской (впрочем, как можно заметить, большинство ответов на официальном сайте акима носят такой характер, только что «жалобщиков» самих не упрекают в их обращениях). При этом «упускаются» из вида вопросы неудобные. Взять, к примеру, жалобу обратившейся на принудительную подписку. Можно подумать, что и нет такого факта, когда руководителям предприятий рассылают письма из отдела внутренней политики за подписью городского акима с настойчивой просьбой организовать подписку на два городских финансируемых акиматом издания. Как-то мало видятся в этой разнарядке акима действия «субъекта малого предпринимательства» в попытках самим поработать с читателем и заработать на подписке деньги. Но больше всего поражает заявление чиновников о том, что, оказывается, местный медиацентр «не финансируется из бюджетных средств и осуществляет свою деятельность за счет собственных средств». Достаточно неделю посмотреть местный канал, чтобы понять – кроме новостей, за которые платит акимат, здесь выходит только одна собственная платная программа поздравлений да коммерческая бегущая строка. На целый штат профессионалов (директора, его зама, журналистов, монтажеров, операторов и даже видеоинженера) – негусто. Логичный вопрос: так чем же зарабатывает медиацентр и зарабатывает ли вообще, если ни в газетах, ни на телевидении нет коммерческой рекламы товаров и услуг, нет других оплачиваемых телепередач, да и, по сути, вообще нет других телепередач, кроме «акиматовских» новостей? Поспорил бы я с акимом и о том, что итоговая программа на телевидении не задумывалась как аналитическая – об обратном сама руководитель медиацентра Татьяна Михайлова громко заявляла несколько месяцев назад, на планерке во время ее отчета как раз тому самому главе города. Напомню ее слова: «В следующем году общими усилиями с учредителями планируем увеличить объем местного вещания и расширить программную сетку. Придется открыть секрет: мы бы хотели добавить несколько телепроектов. «Итоги недели» - это будет, как мы планируем, серьезная аналитическая передача, которая будет обобщать, анализировать события в течение недели, будут какие-то эксперты выступать, комментарии. Кроме того, мы задумали критическую, сатирическую программу, условно назовем ее «Фитиль», в которой будем всех вас с удовольствием критиковать, чтобы нам и вам веселее работалось!» - делилась грандиозными планами Татьяна Михайлова. На исходе пятый месяц года, а зрители до сих пор у телевизоров ждут новые, аналитические и сатирические телепроекты местного ТВ.
Не изобретайте колесо!
А между тем, хочется напомнить горожанам и акиму, что было в Степногорске интересное телевидение, пусть и не совсем профессиональное по тем временам, которое выпускало целую палитру собственных передач и занимало по 6 - 7 часов (!) эфирного времени ежедневно. Здесь даже сравнивать «то» и «это» телевидение не имеет смысла. Вообще, история телевидения началась в девяностые с телекомпании «Ника». В период подъема гласности «Ника» не боялась делать острые сюжеты, за что и поплатилась своим скорым закрытием. Говорят, что где-то сохранились и первые рекламные ролики этого телевидения. Однажды креативные телевизионщики на реке Аксу, в будке спасателей, заприметили продающиеся изделия №2, надули их и на моторной лодке катались по речке. Так «родился» шутливый рекламный ролик резиновых средств защиты. Огромной популярностью пользовалась тогда сатирическая передача «Давеча», которую профессионально готовили Максим Смагин и другие. В этой передаче освещались многие темы «на грани фола». В 1992 году появилась телекомпания «Стелла». У ее руля оказался «больной» телевидением человек, бывший учитель Равиль Юмакулов. Он предложил администрации города создать телевидение практически с нуля, но поставил условие власти – год не вмешиваться в дела компании. При этом администрация выделила по тем временам смешную сумму на развитие ТВ – 3 миллиона «деревянных» рублей. На эти деньги смогли, по сути, только пополнить свою техническую базу, но это стало большим подспорьем в работе. К тому времени «Стелла» стала выпускать один раз в неделю новостную передачу на русском и казахском языках. Редактор новостей Людмила Ишалимова отличалась завидной оперативностью: не успев вылезти из машины, она уже диктовала в микрофон написанный на клочке бумаги текст. Таким образом, важные новости степногорцы могли узнавать хоть каждый день. Не боялись критиковать и власть, а в акимате после выхода сюжета быстренько старались исправить проблему. Во вторник транслировалась многочасовая музыкальная передача зарубежной музыки «Хит-мастер». Ее автор Виктор Аронец получал от немецких друзей четырехчасовые кассеты с зарубежными хитами. К слову, в то время подобное «видеопиратство» никак не наказывалось. Успешно стартовала в Степногорске журналистка Лариса Зенг, которая сейчас работает на омском телевидении. Скучноватая, на первый взгляд, передача «Встреча с руководителем» знакомила народ с главами городских учреждений и организаций. Отдельный блок посвящали молодежи и детям. Еженедельно выходила "Молодежно-развлекательная программа": с помощью «Воскрески», как тогда дети любовно называли «Воскресную школу», которой руководил В.И. Михайлов, и видеооператора СГХК В. Юдакова регулярно выпускали задорную передачу для молодежи «Лестница», где ребята и девушки обсуждала актуальные проблемы в своей среде, веселились, проявляли остроумие и смекалку. Передачи на религиозные темы снимались при участии пастора Эрнста Блайла из Германии, который при помощи переводчиков давал горожанам простые житейские советы. Выпускали и кулинарную передачу «Очень вкусно». В роли ее ведущей выступала супруга экс-мажилисмена Валерия Котовича Валентина, которая на собственной кухне и их своих продуктов готовила настоящие кулинарные шедевры! Так что никто из членов съемочной группы не уходил домой голодным! Чтобы привлечь зрителей к телевидению, каждую неделю устраивали лотерею и раздавали призы. Для всех желающих изучать казахский язык профессиональный педагог давал телевизионные уроки. Я уже не говорю о том, что регулярно выходила криминальная программа и даже многочасовая утренняя передача, которую вела Лариса Зенг, еженедельно показывались фильмы разной тематики – «Торговый дом», «Мир дому твоему», выпускались ролики о жизни предприятий и организаций города. Большую аудиторию привлекали передачи "Я тоже сумею", "В помощь садоводам-любителям", "Спорт, женщина и здоровье", "Ночной видеосалон" и другие. Вся эта работа строилась, в первую очередь, на творческом энтузиазме телевизионщиков – городское ТВ не получало денег от власти, а зарабатывало само – оказывало услуги по видеосъемке населению и предприятиям, привлекало деньги спонсоров. «Большая часть заработанного, конечно, уходила на оплату налогов. В кабинете у Равиля Юмакулова стояла доска, где он писал, сколько мы за месяц заработали денег и на каких проектах», - вспоминает экс-журналист «Стеллы» Екатерина Прохорова. Здесь стоит сказать пару слов о программе «Поздравляем от всей души», автором которой была Екатерина. Передача шла по несколько часов каждый день, пользовалась бешеной популярностью и приносила телекомпании весомый доход в несколько тысяч долларов ежемесячно. «Когда я после работы заходила в подъезд, то из каждой квартиры слышала наши поздравления», - вспоминает Екатерина Прохорова. После Юмакулова в 1996 году городское телевидение возглавила Елизавета Шакирова, при которой компания продолжала развиваться. «Стелла» стала именоваться телерадиокомпанией, так как в ее структуре появились городское радио и юношеская газета «Кайнар-Родник». Тогда на ТВ уже работал оператором и монтажером Валерий Прохоров, имевший до этого дело с кабельным телевидением и занимавшийся частной видеосъемкой. В этом же году сюда пришел журналист Владимир Красников, который первое время выпускал газету, а затем переключился на производство новостной программы. «У нас самым главным словом было слово «ответственность», речи не было о халтуре. Мы знали, что до шести вечера нам нужно доставить кассету с эфиром на телевышку», - вспоминает Владимир Михайлович. Кстати, с новым директором телевидения творческий коллектив стал активно выпускать рекламные ролики. «Первый наш ролик был про афганскую аптеку. К слову, мы до этого вообще не знали, как делать рекламу!» - говорит Валерий Прохоров. Среди проектов городского ТВ – «Откроем закрытый город». За него телевидение наградили грантом в 6300 долларов, на которые приобрели новую технику. Помимо участия в конкурсах журналисты учились – всестороннюю поддержку мелким СМИ оказывал фонд «Интерньюс». На рубеже нового тысячелетия перемены пришли и на местное телевидение. В 1999 году компания «Стелла» была фактически разорена – нужно было купить лицензию на телевещание за 57 тысяч долларов. Это была неподъемная сумма для телевидения, которое зарабатывало само. Последний выпуск «Стеллы» состоялся летом 1999 года, после чего некоторые из учредителей компании уехали в Россию – осваивать телевизионное пространство Тюменской области. И по сей день в Ялуторовске выходит в эфир телекомпания «Стелла». Почти сразу после ликвидации «Стеллы», во времена акима Николая Денинга, телевидение возглавил Игорь Панфилов. По его словам, сегодня местное ТВ просто физически не может конкурировать со множеством других каналов на медиарынке. Кроме того, Игорь Панфилов считает, что телевидение такого уровня просто не может существовать без госзаказа. «Мы понимали, что нехорошо показывать только акимат, но существовал заказ, который отрабатывали не только новостями, но и передачами. У нас не было нормального оборудования, мы занимали одну комнату на девятом этаже акимата, да и ресурсов людских не было – старые уехали, а молодые еще не обучились. Старались развивать казахский язык и со своими передачами участвовали в конкурсах. Кстати, в казахской редакции ТВ до сих пор работает журналист Батеш Жамалиева. Большой подъем и надежды мы испытали с приходом к нам нынешнего директора телевидения Татьяны Михайловой. Мы отправляли наши передачи в область, а там удивлялись, как мы можем создавать такие хорошие передачи на такой слабой базе. Мы пытались добывать рекламу, но зарабатывать деньги, находясь в структуре госпредприятия, сложно – в окончательном итоге ты ими не оперируешь. Да и реклама на городском эфирном ТВ менее смотрибельна, чем на том же кабельном канале», - говорит Игорь Панфилов.
От редакции. Да, были хорошие времена для местного телевидения! Журналисты – начиная от руководителя и заканчивая монтажером – «болели» работой и не ждали манны небесной от городской власти. И их труд не пропадал даром, в сердцах степногорцев каждая передача находила свой отклик. Со временем же «девятая кнопка» стала настолько непопулярна, что страшно представить, сколько телезрителей осталось у городского телевидения (если не брать в расчет кабельные каналы, где транслируются местные новости). Пора бы в связи с этим перестать спекулировать таким показателем, как «зона покрытия» местного ТВ. Она, эта «зона покрытия», давно уже находится в руках других операторов ТВ, цифровых и кабельных. Замечу также, что даже программа телепередач местного ТВ не печатается в городских газетах «Престиж» и «Новая», в самой полной телепрограмме «Телегида» по причине того, что и печатать, собственно, нечего (а ведь когда-то телепрограмма СТВ печаталась отдельным тиражом) и по милости самого руководителя медиацентра. Нет у городского центра с громким названием «медиа» и собственного сайта. Уж за те деньги, которые выделяет акимат, можно бы расстараться и сделать таковой. Сегодня ясно одно: местное телевидение переживает не лучшие времена и испытывает явные проблемы с творчеством и многообразием передач. И пока реанимирующие методы и денежные вливания городской власти медиацентру не помогают. По нашей информации, даже областное управление внутренней политики, курирующее СМИ области, с нетерпением уже пятый месяц ждет сатирическую передачу «Фитиль». Что ж, если дождемся, посмеемся вместе!
Максим БАЛУЕВ
|