Главная » 2009 » Октябрь » 24 » Телецентр на отшибе (Надежда КАХАНОВА)
16:54
Телецентр на отшибе (Надежда КАХАНОВА)
Телецентр я представляла себе примерно так: у входа человек в форме сотрудника полиции, снующие по длинным коридорам озабоченные люди, таблички на дверях: «Не входить. Идет съемка». Я готовилась окунуться в загадочный и манящий мир телевидения. На деле все оказалось куда прозаичнее.
 
Люди, работающие здесь, лучше других знают, что такое стихия. Даже в самую тихую погоду, когда в городе ни один лист на деревьях не шелохнется, здесь все равно ветрено. Бывает, молния ударяет в антенну до 20 раз за смену. Зимой дорогу заносит так, что определить, где она, можно лишь по верхушкам деревьев, торчащих над снегом. Стоя на сопке, вершину которой венчает городская телевышка, я испытывала какое-то неуютное ощущение. С самого начала меня поразило то, что нигде не было видно человека в форме. У входа металлическая емкость, заменяющая водопровод. Стены, давно не видевшие ремонта. Нет, совсем не так должен выглядеть городской телецентр.
Впрочем, городским его можно назвать лишь потому, что телецентр осуществляет вещание на город и близлежащие поселки. Само здание принадлежит Акмолинской областной дирекции радиотелевещания. В штате этой же организации находится и коллектив телецентра. Вещание - эфирное. Сигнал может распространяться на расстояние до 100 км. Правда, теперь в этом нет нужды. В поселках Бестобе, Селеты, Изобильное, входящих в систему радиотелестанции Степногорска (РТС), есть свои телевышки. Шесть государственных каналов (Евразия, Хабар, Ел Арна, Казахстан-1, 31-ый, областное телевидение) плюс три радиоканала транслируются совершенно бесплатно. Может быть, кого-то это мало заинтересует, так как большинство горожан обзавелись «тарелками» или смотрят кабельное телевидение. Но все же не все имеют такую возможность, а для жителей поселков прелести кабельного телевидения и вовсе недоступны. В случае же чрезвычайной ситуации, как, например, февральская авария на водоводе, все без исключения смотрят программу городского телевидения.
Вряд ли нужно кому-то объяснять, какова сегодня роль телевидения в нашей жизни, каково его воздействие на умы и настроения народа. Печальный опыт некоторых стран СНГ показал, насколько важен контроль над телецентрами. После известных всем событий везде начали усиливать охрану теле- и радиоцентров. Везде, но не у нас. Когда в начале 80-ых годов строилось здание нового степногорского телецентра, в проекте было предусмотрено по периметру 4 вышки для охраны. Проект так и остался проектом. И хоть начальник РТС Виктор Лысенко заверил меня, что к телевышке никто не может подойти или подъехать незамеченным, но все же охрана такого важного объекта должна быть куда более серьезной.
Насколько этот важный объект не важен для властей, можно судить хотя бы по тому, что уже много лет назад в телецентр была прекращена подача воды (не возобновлена до сих пор). Воду сотрудники РТС привозят в бочке. Согласитесь, емкость у входа в телецентр, из которой ведром черпают воду для санузла, выглядит несколько нелепо. И это телецентр 21-го века! Я уже не говорю о требованиях санитарных норм. Начальник РТС всячески пытался решить проблему с водой, не раз обращался в энергоснабжающие организации, ответ был один: восстанавливать трубы и подавать воду в телецентр не выгодно – слишком мало воды он потребляет. Горько и обидно, что зачастую все меряется выгодой, деньгами, и при этом попираются государственные интересы.
При всем том телецентр живет и работает. Маленький дружный коллектив круглосуточно следит за исправной работой аппаратуры. Надо сказать, работников телецентра зачастую напрасно винят в плохом качестве изображения. Это напрямую зависит от отсутствия в городе антенного хозяйства. Раньше на каждом доме стояли коллективные антенны, была разводка по дому, что как раз и обеспечивало качество изображения. Теперь ничего этого нет, и так называемую чистую картинку могут смотреть только те жители, чьи окна обращены в сторону телевышки. Но при любых обстоятельствах сотрудники телецентра болеют душой за свое дело. Отсутствие сигнала в течение 10 секунд – это ЧП. Раньше за это строго наказывали, лишали премии. Сейчас наказания как такового нет, но для сотрудников РТС это ничего не меняет. Они чувствуют свою ответственность перед людьми, и в любое время дня и ночи нужный специалист примчится исправлять неполадки. В последнее время хоть машина служебная появилась, а то ходили по степи пешком. Единственная женщина в коллективе Валентина Ракишева, которая работает в телецентре 26 лет, вспоминает, как в любую погоду, осенью - по грязи, зимой - по сугробам, брели на работу. Зимой рассветает поздно, и поначалу ходить одной по степи в темноте было очень страшно. Потом привыкла. Очень страшно было оставаться одной на ночные дежурства. Коллектив тогда сократили до 9 человек, и в ночные смены дежурил только один сотрудник. Да еще зарплату не платили по 6 - 7 месяцев. Пережили и это. Работали, можно сказать, на голом энтузиазме. Примечательно, что в то время уволился всего лишь один человек, и то в связи с переездом в Россию. Держались из любви к профессии. Надеялись, что рано или поздно телецентр снова займет свое место в жизни города.
И, наконец, пришло время, когда начала чувствоваться забота государства. Штат увеличился до 24 человек. За последние несколько лет произошла полная замена всего оборудования на более современное. Наконец-то ушли в прошлое ламповые передатчики. Если раньше один передатчик занимал пространство от стены до стены, примерно 18 метров, то теперь 9 передатчиков занимают только половину этой площади. И вполне возможно, что каналы, транслируемые городским телецентром, скоро смогут составить конкуренцию кабельному телевидению, так как государственное вещание переходит на новый уровень – цифровое телевидение. Если на сегодняшний день один передатчик транслирует только один канал, то возможности цифрового телевидения гораздо шире. Один передатчик будет транслировать сразу несколько каналов. При этом затраты будут меньше, а качество изображения выше.
Начальник РТС Виктор Лысенко говорит, что коллектив станции полностью готов к реализации нового проекта. Здесь работают очень опытные люди, такие как Юрий Уханев, Николай Повелица, Виктор Проскуряков, Валентина Ракишева, которые отдали телецентру много лет жизни и уже стали его неотъемлемой частью. О профессионализме коллектива РТС свидетельствует тот факт, что, когда в июне 2006 года был запущен первый казахстанский телекоммуникационный спутник «КазСат-1», наш телецентр первым в области начал принимать его сигнал. А когда год назад наземный комплекс управления космическими аппаратами потерял связь со спутником, наш телецентр - снова первым в области - вернулся к работе с прежним спутником. Поэтому уверенность Виктора Лысенко в том, что, как только руководством будет принято необходимое решение, в кратчайшие сроки цифровое телевидение в городе будет запущено, не вызывает никаких сомнений. Он уверен в своих сотрудниках. Кстати сказать, сам Виктор Лысенко работает в телецентре около сорока лет. Начинал он когда-то техником еще на старой телевышке. При нем была выстроена новая. Вместе с ней он пережил все взлеты и падения. По мнению сотрудников, царящие в коллективе взаимовыручка и слаженность в работе - это во многом заслуга начальника РТС. Говорят, что человек он не конфликтный, умеет ладить с людьми, и потому работать с ним очень комфортно.
Для сотрудников степногорской РТС главное – интересная работа и хорошая атмосфера в коллективе, а к бытовым трудностям они давно привыкли и даже говорят о них с улыбкой. Лишь одно обстоятельство вызывает у них обиду и горькое разочарование - это то, что никто из городских руководителей ни разу не поздравил их с профессиональным праздником - Днем печати, телевидения и радио. Поздравляют всех, кто хоть как-то причастен к этому празднику, а сотрудников степногорской РТС как будто и нет вовсе, как будто и не делают они для города такую важную и ответственную работу.
 
Надежда Каханова
Просмотров: 1956 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar