Как мало надо человеку, чтобы воскресить в нем добрую память, всколыхнуть дорогие воспоминания о былом, тем более, прочитав в моем любимом «Престиже» статьи из цикла юбилейных публикаций, посвященных Андрею Яковлевичу Коробко и Виктору Ивановичу Сизову. Таким человеком являюсь я, Т.С. Кравченко.
Сначала несколько слов о себе. Свое обучение я начала в Алексеевской средней школе, построенной в 1936 году. Эта школа имеет свою интересную историю. Она стала своего рода памятью об одном из первых руководителей страны того времени - С.М. Кирове. Киров, будучи в Акмолинской области с рабочим визитом, незадолго до своей гибели, распорядился построить в Алексеевке настоящую школу взамен приспособленного под школу обычного сельского дома, конфискованного у местного кулака. Так хочется рассказать о людях, отдававших себя без остатка делу просвещения в тяжелые военные и послевоенные годы Великой Отечественной войны. Выразить огромную благодарность и поклониться памяти наших учителей, под руководством которых мы, дети войны, учились, росли и мужали.
В первые дни и месяцы войны были мобилизованы и отправлены на фронт учителя-мужчины, а их уроки со значительной перегрузкой взяли на себя женщины. С полной отдачей трудились эти прекрасные девушки и женщины, обучая нас и воспитывая в нас лучшие качества советского человека - патриотизм.
Не могу не назвать замечательных преподавателей этой школы А.А. Достаискую, Л.А. Лыскову, К.И. Белецкую, Н.Н. Юхачева, П.А. Кулакову, Р.М. Анисову, а руководили учебно-воспитательным процессом директор школы Н.И. Лю и завуч М.М. Кочкина.
По причине переезда моих родителей в пригорхоз Карабулак (это подсобное хозяйство рудника Сталинского), я оказалась ученицей Сталинской средней школы. Прежде, как я уже сказала, училась в Алексеевской средней школе с сильным педколлективом, который возглавляли коммунисты-патриоты Николай Иванович Лю и Мария Михайловна Кочкина. Таким же, ни в чем не уступающим им, педколлективом Сталинской средней школы руководили в то же время Абрам Кириллович Сафонов и Иван Сергеевич Хомяков. Таким образом я попала в такой же сильный дружный десятый класс.
После окончания школы И.С. Хомяков рекомендовал мне идти в школу пригорхоза и принимать второй класс, почувствовав во мне генетическую наклонность к просвещению. В то время такое практиковалось.
Хочется рассказать в окружении каких людей из моей семьи мне довелось жить, учиться и расти. Мое детство и ранняя юность прошли в Алексеевке, так раньше назывался нынешний Акколь. Наша семья была очень известна благодаря отцу, необыкновенному человеку, который, имея за плечами лишь два класса церковно-приходской школы, сумел стать крупным специалистом в области сельского хозяйства, стал членом коммунистической партии и хорошим руководителем.
В 1921 году мой отец создает одну из первых в Казахстане сельхозкоммуну «Северная звезда». Спустя три года - он уже председатель сельсовета, затем руководитель отдела райколхозсоюза Кокчетавской области, а с 1936 года - директор Старобельской МТС Северо-Казахстанской области. В 1939 году отец решением обкома партии назначен директором Комсомольской МТС Алексеевского района. В 1947 году Комсомольская МТС стала филиалом Московского шарикоподшипникового завода, получив название Комсомольский ремонтно-механический завод, и отца перевели и назначили директором подсобного хозяйства Карабулака.
Моя мама в 1930 году тоже стала членом Коммунистической партии, всю жизнь была рядом, активной помощницей отца.
Мой старший брат - Мостовой Николай Спиридонович, 1921 года рождения, комсомолец, после окончания Чистопольской средней школы был назначен учителем в своей же школе. В 1940 году призван в ряды РКК (в то время), определен в брестскую полковую школу младших командиров. В первые дни войны погиб в Бресте.
Моя сестра - Мостовая Антонина Спиридоновна, закончила Алексеевскую среднюю школу и была принята на работу в Комсокомитет, посвятив себя делу воспитания молодежи.
Таким образом, мое обучение и воспитание проходило в окружении достойных факторов советского социализма и в передовой патриотической семье.
В конце первого в моей жизни трудового года в связи с замужеством пришлось переехать и принять начальную школу пригорхоза рудника Бестобе. Проработав 5 лет, опять переехать в Сталинский рудник и войти в коллектив Сталинской средней школы, где проработала 32 года, 20 из них - учителем начальных классов и 12 - завучем школы. Этот мой переезд произошел в 1948 году. В этом же году в конце тридцатых и начале сороковых годов в тогдашней средней школе зарождался и креп настоящий коллектив, пользовавшийся высоким авторитетом в Сталинском (Алексеевском) районном отделе народного образования. Особый авторитет педколлектив приобрел в военные и послевоенные годы, когда им руководил прекрасный наставник Сафонов Абрам Кириллович. Трудное военное время воспитывало в членах педколлектива великое чувство ответственности, коллектив создал прекрасные школьные традиции, продолжающиеся и приумножающиеся и сегодня в нашей родной школе.
В новом коллективе мне довелось ближе всех познакомиться с Александрой Никоновной Чадовой, человеком-патриотом, полностью отдающему себя делу просвещения, делу своей родной школы. Будучи председателем профкома школы, она умело и настойчиво руководила работой этого маленького коллектива: каждый из членов получал определенный участок работы и отчитывался о своей работе на очередном заседании, а председатель (в лице Александры Никоновны) - на педсовете. Садвакасова А.Е. занималась проверкой состояния записей классных журналов, Соболева Н.А. - проверкой уборки классных комнат и коридора, я занималась культурно-массовой жизнью учителей и учащихся, а состоянием тетрадей - все члены профкома.
На более высокий уровень поднялась художественная самодеятельность как часть учебно-воспитательного процесса в школе, этому уделял серьезное внимание директор школы А.Г. Пахомов, сменивший в то время Василия Федоровича Развых. По его настоянию вошли в хор и учителя, обладавшие певческим голосом и музыкальным слухом. На работу в школу был принят из подшефной воинской части баянист сержант С.В. Вахрамеев. Так появились солисты, дуэты, квартет, исполнявшие песни на тему о Великой Отечественной войне, о людях труда нашей великой страны. И весь хор, и группа хора, и солисты давали концерты художественной самодеятельности в своем поселке, в селах, окружающих наш рудник, и стали пользоваться авторитетом. Помню, как однажды ко мне подошел командир воинской части и так проникновенно благодарил нас, и в частности, меня лично, за прекрасно исполненные песни, до слез задевшие за души слушателей зала - солдат.
Ну, а самое серьезное дело, задуманное все той же неутомимой Александрой Никоновной Чадовой - создание в школе музея «Боевой и трудовой славы». Это дело стало делом всего коллектива школы, а главное руководство, конечно, было в руках Александры Никоновны. Она по своему усмотрению выбрала самых активных девочек, определила им статус «Следопыты» и дала задание посетить квартиры, собрать сохранившиеся документы военных лет для использования на стендах, а в семьях погибших - тоже все документы, похоронки и фотографии. Очень много было собрано различных предметов, которые можно было использовать для музея. Под умелым руководством Александры Никоновны работали в большинстве своем старшеклассники и их классные руководители.
Когда было собрано достаточное количество материала, стали работать в зале будущего музея, приступили к изготовлению экспонатов. Когда решили изготовить траву на территории «Трептов-парка», где будет стоять солдат с немецкой девочкой на руках, не оказалось пряжи для «травы». Недолго думая, я принесла свою почти новую зеленую кофту, девочки распустили её, используя специальную иглу, забили нужную площадь «травой» из ниток. Таким образом изготавливались и другие нужные предметы: землянка, ход сообщения, окоп и т.д.
В это же время, пока шла кропотливая работа по изготовлению экспонатов, Александра Никоновна связывалась по телефону с бывшими учителями и учениками школы, чтобы потом пригласить их на открытие музея. В результате приехали из России две учительницы, дочь Абрама Кирилловича, сестра Анны Андреевны Бабиной, моя одноклассница с сестрой и братом, Жирнов Анатолий и другие бывшие ученики первого выпуска нашей любимой школы.
Эту встречу не описать, её надо было только видеть: возгласы, объятия, слезы радости. Наконец - тишина, проникновенный голос Нины Александровны Романовой (организатора по внеклассной работе школы) о начале работы музея «Боевой и трудовой славы», первого вечера-встречи первых выпускников Сталинской средней школы «Юность, опалённая войной». Зал поднимается и на фоне мелодии песни «С чего начинается Родина?» идет сценарий, и в заключение - концерт художественной самодеятельности и угощение гостей.
Далее начнется обычная работа музея: будут проводиться тематические вечера, встречи ветеранов Великой Отечественной войне, тружеников тыла, уроки истории Татьяны Дмитриевны Мальцевой, Армии Ералиновны Садвакасовой. Все встречи в музее проходили на фоне музыкального сопровождения, исполняемых песен на военную тему, и обязательно со сценариями-пояснениями девочек следопытов, которых готовили учителя- активисты в присутствии Александры Никоновны. Так, по моему мнению, и не только по моему, постоянно работал музей - детище талантливых, неутомимых А.Н. Чадовой и Н.А. Романовой.
Но, к сожалению, эта очень полезная в процессе воспитания детей работа была нарушена попаданием дождевых вод через протеки крыши на многие экспонаты музея. Продолжительное время музей не работал, до появления в школе нового талантливого энтузиаста-патриота - Минуары Мухаметкалиевны Утеуовой, отдававшей и отдающей себя без остатка родной и любимой школе.
Во-первых, она сразу подобрала самых активных, целеустремленных помощников для работы по реставрации, обновлению и добавке экспонатов музея в лице Актайлак Жанибек, Альжановой К.К., Сабитовой Г.Х., Чарапиевой А.А., Кульмагамбетовой Г.Б., Маманова Б.И., Садвокасовой Р.К., Кустова Е.А., Турмаганбетова А.Б., Казизова Б.Т.
Я часто бывала и бываю в школе, а именно - на праздниках начала и окончания учебного года, и мне приятно наблюдать, что моя родная школа и сейчас живёт и работает под девизом: «Если надо - значит надо!». Поддерживаются и приумножаются традиции, созданные коллективом в годы моей работы в школе, тем более что руководила коллективом очень грамотная, требовательная директор школы Минуара Мухамедкалиевна Утеуова. Эстафету передала Жанботе Жолдасовичу Космаганбетову, далее бразды правления перешли в руки Саята Дулатовича Муканова - выпускника этой же школы.
Я человек строгих, честных, правдивых правил, и считаю, что в просвещение должны идти люди по признанию, люди, любящие детей и школу, и верю, что так и будет всегда. Сейчас, вспоминая весь свой жизненный путь, считаю, что прожила свою жизнь не зря, и благодарна своей судьбе, что она подарила мне такую счастливую, хоть и совсем не лёгкую жизнь.
|