Главная » 2024 » Август » 1 » Тебя, мой край и мой народ, воспеть хочу! (Т.С. Кравченко)
16:01
Тебя, мой край и мой народ, воспеть хочу! (Т.С. Кравченко)
 

 Как мало надо человеку, чтобы воскресить в нем добрую память, всколыхнуть дорогие воспомина­ния о былом, тем более, прочитав в моем любимом «Престиже» статьи из цикла юбилейных публикаций, посвященных Андрею Яковлевичу Коробко и Виктору Ивановичу Сизову. Таким человеком яв­ляюсь я, Т.С. Кравченко.

Сначала несколько слов о себе. Свое обучение я начала в Алексеевской сред­ней школе, построенной в 1936 году. Эта школа имеет свою интересную историю. Она стала своего рода памятью об од­ном из первых руководителей страны того времени - С.М. Кирове. Киров, будучи в Акмолинской области с рабочим визитом, незадолго до своей гибели, распорядился построить в Алексеевке настоящую школу взамен приспособленного под школу обыч­ного сельского дома, конфискованного у местного кулака. Так хочется рассказать о людях, отдававших себя без остатка делу просвещения в тяжелые военные и после­военные годы Великой Отечественной во­йны. Выразить огромную благодарность и поклониться памяти наших учителей, под руководством которых мы, дети войны, учились, росли и мужали.

В первые дни и месяцы войны были мобилизованы и отправлены на фронт учителя-мужчины, а их уроки со значи­тельной перегрузкой взяли на себя жен­щины. С полной отдачей трудились эти прекрасные девушки и женщины, обучая нас и воспитывая в нас лучшие качества советского человека - патриотизм.

Не могу не назвать замечательных пре­подавателей этой школы А.А. Достаискую, Л.А. Лыскову, К.И. Белецкую, Н.Н. Юхачева, П.А. Кулакову, Р.М. Анисову, а руководили учебно-воспитательным процессом дирек­тор школы Н.И. Лю и завуч М.М. Кочкина.

По причине переезда моих родителей в пригорхоз Карабулак (это подсобное хозяйство рудника Сталинского), я ока­залась ученицей Сталинской средней школы. Прежде, как я уже сказала, учи­лась в Алексеевской средней школе с сильным педколлективом, который воз­главляли коммунисты-патриоты Николай Иванович Лю и Мария Михайловна Коч­кина. Таким же, ни в чем не уступающим им, педколлективом Сталинской средней школы руководили в то же время Абрам Кириллович Сафонов и Иван Сергеевич Хомяков. Таким образом я попала в та­кой же сильный дружный десятый класс.

После окончания школы И.С. Хомяков рекомендовал мне идти в школу при­горхоза и принимать второй класс, по­чувствовав во мне генетическую наклон­ность к просвещению. В то время такое практиковалось.

Хочется рассказать в окружении каких людей из моей семьи мне довелось жить, учиться и расти. Мое детство и ранняя юность прошли в Алексеевке, так раньше назывался нынешний Акколь. Наша семья была очень известна благодаря отцу, не­обыкновенному человеку, который, имея за плечами лишь два класса церковно-при­ходской школы, сумел стать крупным спе­циалистом в области сельского хозяйства, стал членом коммунистической партии и хорошим руководителем.

В 1921 году мой отец создает одну из первых в Казахстане сельхозкоммуну «Северная звезда». Спустя три года - он уже председатель сельсовета, затем руководитель отдела райколхозсоюза Кокчетавской области, а с 1936 года - ди­ректор Старобельской МТС Северо-Ка­захстанской области. В 1939 году отец решением обкома партии назначен ди­ректором Комсомольской МТС Алексе­евского района. В 1947 году Комсомоль­ская МТС стала филиалом Московского шарикоподшипникового завода, получив название Комсомольский ремонтно-ме­ханический завод, и отца перевели и на­значили директором подсобного хозяй­ства Карабулака.

Моя мама в 1930 году тоже стала членом Коммунистической партии, всю жизнь была рядом, активной помощни­цей отца.

Мой старший брат - Мостовой Николай Спиридонович, 1921 года рождения, ком­сомолец, после окончания Чистопольской средней школы был назначен учителем в своей же школе. В 1940 году призван в ряды РКК (в то время), определен в брестскую полковую школу младших командиров. В первые дни войны погиб в Бресте.

Моя сестра - Мостовая Антонина Спи­ридоновна, закончила Алексеевскую среднюю школу и была принята на ра­боту в Комсокомитет, посвятив себя делу воспитания молодежи.

Таким образом, мое обучение и вос­питание проходило в окружении достой­ных факторов советского социализма и в передовой патриотической семье.

В конце первого в моей жизни трудового года в связи с замужеством пришлось пе­реехать и принять начальную школу при­горхоза рудника Бестобе. Проработав 5 лет, опять переехать в Сталинский рудник и войти в коллектив Сталинской средней школы, где проработала 32 года, 20 из них - учителем начальных классов и 12 - зав­учем школы. Этот мой переезд произошел в 1948 году. В этом же году в конце тридца­тых и начале сороковых годов в тогдашней средней школе зарождался и креп настоя­щий коллектив, пользовавшийся высоким авторитетом в Сталинском (Алексеевском) районном отделе народного образования. Особый авторитет педколлектив приобрел в военные и послевоенные годы, когда им руководил прекрасный наставник Сафо­нов Абрам Кириллович. Трудное военное время воспитывало в членах педколлек­тива великое чувство ответственности, коллектив создал прекрасные школьные традиции, продолжающиеся и приумножа­ющиеся и сегодня в нашей родной школе.

В новом коллективе мне довелось бли­же всех познакомиться с Александрой Никоновной Чадовой, человеком-патри­отом, полностью отдающему себя делу просвещения, делу своей родной школы. Будучи председателем профкома школы, она умело и настойчиво руководила ра­ботой этого маленького коллектива: каж­дый из членов получал определенный участок работы и отчитывался о своей работе на очередном заседании, а пред­седатель (в лице Александры Никонов­ны) - на педсовете. Садвакасова А.Е. за­нималась проверкой состояния записей классных журналов, Соболева Н.А. - про­веркой уборки классных комнат и кори­дора, я занималась культурно-массовой жизнью учителей и учащихся, а состоя­нием тетрадей - все члены профкома.

На более высокий уровень поднялась художественная самодеятельность как часть учебно-воспитательного процесса в школе, этому уделял серьезное внима­ние директор школы А.Г. Пахомов, сме­нивший в то время Василия Федоровича Развых. По его настоянию вошли в хор и учителя, обладавшие певческим голосом и музыкальным слухом. На работу в шко­лу был принят из подшефной воинской части баянист сержант С.В. Вахрамеев. Так появились солисты, дуэты, квартет, исполнявшие песни на тему о Великой Отечественной войне, о людях труда на­шей великой страны. И весь хор, и группа хора, и солисты давали концерты худо­жественной самодеятельности в своем поселке, в селах, окружающих наш руд­ник, и стали пользоваться авторитетом. Помню, как однажды ко мне подошел командир воинской части и так проник­новенно благодарил нас, и в частности, меня лично, за прекрасно исполненные песни, до слез задевшие за души слуша­телей зала - солдат.

Ну, а самое серьезное дело, задуман­ное все той же неутомимой Александрой Никоновной Чадовой - создание в школе музея «Боевой и трудовой славы». Это дело стало делом всего коллектива шко­лы, а главное руководство, конечно, было в руках Александры Никоновны. Она по своему усмотрению выбрала самых ак­тивных девочек, определила им статус «Следопыты» и дала задание посетить квартиры, собрать сохранившиеся доку­менты военных лет для использования на стендах, а в семьях погибших - тоже все документы, похоронки и фотографии. Очень много было собрано различных предметов, которые можно было исполь­зовать для музея. Под умелым руковод­ством Александры Никоновны работали в большинстве своем старшеклассники и их классные руководители.

Когда было собрано достаточное коли­чество материала, стали работать в зале будущего музея, приступили к изготов­лению экспонатов. Когда решили изгото­вить траву на территории «Трептов-пар­ка», где будет стоять солдат с немецкой девочкой на руках, не оказалось пряжи для «травы». Недолго думая, я принес­ла свою почти новую зеленую кофту, девочки распустили её, используя спе­циальную иглу, забили нужную площадь «травой» из ниток. Таким образом изго­тавливались и другие нужные предметы: землянка, ход сообщения, окоп и т.д.

В это же время, пока шла кропотли­вая работа по изготовлению экспонатов, Александра Никоновна связывалась по телефону с бывшими учителями и уче­никами школы, чтобы потом пригласить их на открытие музея. В результате при­ехали из России две учительницы, дочь Абрама Кирилловича, сестра Анны Ан­дреевны Бабиной, моя одноклассница с сестрой и братом, Жирнов Анатолий и другие бывшие ученики первого выпуска нашей любимой школы.

Эту встречу не описать, её надо было только видеть: возгласы, объятия, слезы радости. Наконец - тишина, проникно­венный голос Нины Александровны Ро­мановой (организатора по внеклассной работе школы) о начале работы музея «Боевой и трудовой славы», первого ве­чера-встречи первых выпускников Ста­линской средней школы «Юность, опа­лённая войной». Зал поднимается и на фоне мелодии песни «С чего начинается Родина?» идет сценарий, и в заключение - концерт художественной самодеятель­ности и угощение гостей.

Далее начнется обычная работа му­зея: будут проводиться тематические ве­чера, встречи ветеранов Великой Отече­ственной войне, тружеников тыла, уроки истории Татьяны Дмитриевны Мальце­вой, Армии Ералиновны Садвакасовой. Все встречи в музее проходили на фоне музыкального сопровождения, исполняе­мых песен на военную тему, и обязатель­но со сценариями-пояснениями девочек следопытов, которых готовили учителя- активисты в присутствии Александры Никоновны. Так, по моему мнению, и не только по моему, постоянно работал му­зей - детище талантливых, неутомимых А.Н. Чадовой и Н.А. Романовой.

Но, к сожалению, эта очень полезная в процессе воспитания детей работа была нарушена попаданием дождевых вод че­рез протеки крыши на многие экспонаты музея. Продолжительное время музей не работал, до появления в школе нового талантливого энтузиаста-патриота - Ми­нуары Мухаметкалиевны Утеуовой, от­дававшей и отдающей себя без остатка родной и любимой школе.

Во-первых, она сразу подобрала са­мых активных, целеустремленных по­мощников для работы по реставрации, обновлению и добавке экспонатов музея в лице Актайлак Жанибек, Альжановой К.К., Сабитовой Г.Х., Чарапиевой А.А., Кульмагамбетовой Г.Б., Маманова Б.И., Садвокасовой Р.К., Кустова Е.А., Турма­ганбетова А.Б., Казизова Б.Т.

Я часто бывала и бываю в школе, а именно - на праздниках начала и оконча­ния учебного года, и мне приятно наблю­дать, что моя родная школа и сейчас жи­вёт и работает под девизом: «Если надо - значит надо!». Поддерживаются и при­умножаются традиции, созданные кол­лективом в годы моей работы в школе, тем более что руководила коллективом очень грамотная, требовательная дирек­тор школы Минуара Мухамедкалиевна Утеуова. Эстафету передала Жанботе Жолдасовичу Космаганбетову, далее бразды правления перешли в руки Саята Дулатовича Муканова - выпускника этой же школы.

Я человек строгих, честных, правди­вых правил, и считаю, что в просвещение должны идти люди по признанию, люди, любящие детей и школу, и верю, что так и будет всегда. Сейчас, вспоминая весь свой жизненный путь, считаю, что прожила свою жизнь не зря, и благодарна своей судьбе, что она подарила мне такую счастливую, хоть и совсем не лёгкую жизнь.

Просмотров: 131 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar