Степногорск собрал в среду пятнадцать самых сильных коллективов из городов и районов региона на областной конкурс современного танца. Непосвященные думали, что «БИART» начнется в 16 часов, как было написано на афише. Но конкурсная программа началась с утра. Каждый коллектив представил по два номера. А потом вниманию зрителей были представлены десять лучших, по мнению жюри, коллективов, прошедших отборочный тур.
Собственно, нам достались показательные выступления. Судьба дипломов и призовых мест была решена, хотя участники конкурса, скорее всего, находились в неведении на этот счет.
В зале гаснет свет, а на сцену под афроамериканские ритмы, заставляющие подрагивать стены зала, появляется команда в камуфляжных штанах, черных толстовках и в черных же банданах. Девчата (хотя, возможно, там и были и один-два мальчишки) выдают под вой поклонников уличных танцев свой арсенал хип-хоповских качей, махов и взмахов, шагов и приседов, притопов и прихлопов. Сорвав приличную порцию восторгов, которые почему-то у нынешней молодежной аудитории считается правильным выражать, вопя на высокой ноте звук «у-у-у-у» или «а-а-а-а», неизвестный мне дансбэнд покидает сцену, а на ней под мажорные аккорды, заменяющие звук фанфар, появляются ведущие. Они приветствуют зрителей, поклонников танцевального искусства: «Танец – это движение, а движение – это жизнь, это страсть, это чувства, биение твоего сердца и ритм твоего пульса. Есть множество прекрасных стилей и направлений. У каждого из них свои цели, своя красота и свои особенности. И все они востребованы! Тот, кто увлекается танцем, находит в нем сентиментальность, возвышенность, одухотворенность, грациозность и красоту».
Спорное утверждение! Особенно после только что выданной композиции, в которой не было ни грамма сентиментального и возвышенного. Энергия, мощь, даже агрессия – да! Чувство ритма и слаженность, лучше сказать, автоматизм движений – да! Возможно, это красиво, но о грациозности и одухотворенности здесь тоже говорить не приходится.
А ведущие тем временем представляют зрителям членов жюри. Одного из них, руководителя народной балетной студии Светлану Лузину, знает весь Степногорск. Виктория Семенова представляет ДК «Кокшетау», руководит образцовым хореографическим коллективом «Полянка». Алина Темиргазина – выпускница факультета современного танца Гуманитарного университета г. Екатеринбурга.
Уличные танцы
Это направление исповедуют несколько коллективов. Танец «Лови ритм» был из серии уличных хип-хопов с характерными для них мешковатыми костюмами и движениями исполнительниц. Скажу, что далеко не все в нем оказались синхронными, особенно прыжки, хотя ритм был относительно невысоким. Этот продукт представил ансамбль современного танца «Импульс» из Кокшетау (руководитель – Инна Закамалдина, хореограф – Ирина Кириенко). Скажу, что меня номер не особенно впечатлил.
В этом же уличном стиле выступил образцовый танцевальный коллектив «ANGELS» из Коргалжынского района (руководитель Аружан Карипжан). Схоже и название танца – «Поймай ритм». Это вновь композиция на смеси хип-хопа, фристайла и хаус данса со свойственными им качами и другими движениями. О мелодии, естественно, здесь говорить не приходится. Девчонкам, наверное, по лет двенадцати, но двигаются они очень энергично и ритмично, хотя об органичности тут говорить сложно, так как движения демонстрируют не красоту, грацию и пластику, а физические кондиции и чувство ритма. Да, им они обладают вполне.
Студия танца «STORIES» Татьяны Хайдаровой из Ерейментауского района показала «Street show» («Уличное шоу») под негритянский рэп. Одеты танцоры были соответствующим образом: в мешковатые спортивные штаны и джинсы, футболки и толстовки, словно с чужого плеча. Кто водрузил на голову шляпу, кто – кепи, а кто ограничился лентой или банданой. Для пущего вида обитателей городских трущоб несколько девчат подпоясались клетчатыми рубахами.
Ну что сказать о танце в этом случае? Физическая форма есть, технический арсенал «уличников» освоен нормально. Качи, прыжки и прочая акробатика красноречиво свидетельствуют об этом, наверное, дают прилив адреналина. А вот эстетического наслаждения не вызывает, простите.
Истории на сцене
Ведущие объявляют народный ансамбль танца «Мираж» из Аршалынского района с композицией «Древо жизни» (руководитель – Виталий Бакшеев, хореограф – Александр Цуп). Насколько могу судить, она в стиле контемпорари, когда чувства и эмоции передаются посредством пластики. Параллельно с рисунком танца соседствовало изображение на LED экране, помогая «прочитать» то, о чем рассказывается на сцене. Сквозь траву пробивается росток деревца, а девушки и юноша в коричневых костюмах, возможно, изображают жизненные соки, которые его наполняют. Вот это уже мощный ствол с крепкими ветвями, дерево возвышается посреди поля, смело противостоит ветру... Но и его век заканчивается.
Образцовый танцевальный ансамбль «Viva dance» Любови Шарыповой из Бурабайского района исполнил танец «Сәйгүлік». Этот ритмичный танец был построен на национальных мотивах, изображал скачучих на лошадях джигитов. Девочки показали отличную слаженность движений, элементы танца «Кара жорга» и в целом произвели приятное впечатление.
Номера, представленные хозяевами конкурса («Счастливое детство», «Радуга» и «Кудесники»), вызвали только положительные эмоции. Первым был «Траст» коллектива Оксаны Осипченко. Композиция относит нас к трагическому периоду пандемии коронавируса, унесшей более семи миллионов жителей планеты. Затем танец «Красное танго» с характерной для испанского танца хореографией представила Надежда Долженко. Завершалось выступление степногорцев композицией «Город влюбленных» в постановке Оксаны Залесской.
Эти номера мне довелось ранее уже видеть, но эффект узнавания нисколько не преуменьшил степени восторга. На мой субъективный взгляд, это были лучшие номера конкурса. «Траст» неоднократно по ходу танца вызывал вопли зрителей, не очень мотивированные, кстати, так как рассказывал печальную историю смерти и расставание души с телом от «короны», которая по сюжету никому не оставляет шансов выжить. И танцор в белом халате доктора, указывающий на одного, второго, третьего в зале, больше напоминает не врача, а ангела смерти, угрожающего каждому. Почему безысходность, бессилие человека перед болезнью вызвали восторженный шквал эмоций, для меня осталось загадкой. Куда естественней была бы тишина, а потом взрыв эмоций.
Танго от «Радуги» показало, что такое идеальное сочетание пластики и темперамента, классического танца и современных тенденций в нем. И даже реакция зрителей была уже более осмысленной. Они хлопали в ладоши и кричали «Молодец!», хотя, конечно же, более приличествовала событию кричалка «Мо-лод-цы!».
Театр танца произвел на зрителей чудесное впечатление, очищающее от всего наносного, фальшивого, бездушного. Чарующая музыка, глубокие по смыслу слова, магический голос Анны Герман, поющий о любви, которая выше всего на свете, как мне кажется, нашли место в сердце каждого зрителя. Неземной силой веяло и от плавных движений танцующих, заставляя сидящих в креслах зрителей воспарить над суетой жизни: «Посидим, помолчим. Все само пройдет, И растает гнев, И печаль уйдет. Посидим, помолчим. Не нужны слова. Виноваты мы, А любовь права...» Пяти минут хватило, чтобы испытать эмоциональную разрядку, получить психологическое очищение. Это можно было ощутить и по реакции зрителей. Секундное замешательство вылилось в аплодисменты и крики «Браво!», коими сопровождается действительно высокое искусство! Браво, «Кудесники»! Вы сотворили чудо!
Близким по жанру оказался танец «Сон», с которым выступил народный самодеятельный коллектив «Ритм» из Буландынского района (руководитель – Галина Перерва). Это была трогательная история о мечте ребенка воспитываться в полной семье. Номер вызвал адекватную реакцию. Правда, можно было заметить некоторую неслаженность в движениях и ошибки в перестроениях.
Показательную программу завершил номер «Алтын тамыр» («Золотой корень»), показанный народным танцевальным ансамблем Атбасарского района (руководитель – Оксана Старишко). Признаюсь, в суть его я не проник, но более двадцати девушек в длинных белых платьях двигались по сцене красиво и грациозно, почти безошибочно выполняя его фигуры, и в целом оставили приятное впечатление.
Награждение
Практически сразу ведущие попросили всех участников показательных выступлений и членов жюри выйти на сцену, началась церемония награждения. Дипломом участника областного конкурса были награждены ансамбль «ANGELS», народный коллектив «Ритм», театр танца «Кудесники», народный ансамбль «Радуга». Дипломами третьей степени и сертификатами на 80 000 тенге поощрили атбасарский ансамбль «Молодость» и «Счастливое детство» (Степногорск). Дипломами второй степени с вручением сертификатов на 100 000 тенге были награждены бурабайский «Viva dance» и «Импульс» из Кокшетау. Дипломом первой степени и суммой 150 000 поощрен ансамбль танца «Мираж» Аршалынского района. А главный приз областного фестиваля и 200 000 тенге вручили ерейментауской студии танца «STORIES».
Я поинтересовался у своих любимчиков – «Кудесников», не расстроены ли они столь скромной оценкой их выступления. Оксана Залесская, как и я, обратила внимание своих подопечных на зрительскую реакцию. Крики «браво!» для нее дороже диплома участника, хотя и диплом тоже говорит о многом. Она видела слезы одной из зрительниц после просмотра их номера, а это ведь тоже оценка! От похвалы «Кудесникам» не удержался и я: «Когда зрители визжат, когда слышишь из зала вопли – это не то, это просто неконтролируемый выплеск эмоций. А вот когда хлопают в ладоши и кричат «браво!», – это действительно оценка!»
Не побывав на собственно конкурсной части программы, интересуюсь, что интересного было там. Оксану Витальевну удивило то, что в финальную часть конкурса, то есть по факту уже показательную, не вошла очень понравившаяся ей на просмотре история Баян Сулу и Козы Корпеша. Может быть, потому, что и у «Кудесников» каждая музыкальная композиция – это мини-спектакль? Она отмечает, что и ее воспитанницы, особенно старшие, предпочитают танцы-повествования, танцы-истории, а не произвольный набор танцевальных движений. Прежде, чем начать разучивать танец, девчонки слушают, чувствуют, а потом уже он ставится. Она, старается воспринимать номер не как хореограф, а как простой зритель: «зашло» оно или нет. В «Городе влюбленных» сошлось все: чудесные музыка, прекрасный текст и вечная Анна Герман.
А вот относительно уличных танцев наши позиции серьезно отличаются. Меня не впечатляет в общем-то одинаковый набор технических приемов. Здесь, можно, пожалуй, удивить лишь их безупречным исполнением, элементами акробатики или еще большей сложностью. А вот Оксану Залесскую восхитили победители конкурса – «STORIES» из Ерейментау: «Они реально крутые! Они сейчас еще маленькие, но эмоции! Они несут такой драйв! У каждого возраста, наверное, должна быть своя стилистика. Душа должна быть в танце – вот так!» |