21:25 Там, где тысячи «я» сливаются в одно… (Надежда КАХАНОВА) | |
Всякий раз, когда поднимается занавес, сердца любителей театра замирают в ожидании чего-то чудесного, каких-то необыкновенных впечатлений, очищающих и возвышающих человеческие души. Театр в нашем городе появился в 1968 году. Правда, поначалу это был всего лишь театральный кружок, объединивший людей разных профессий, страстно влюбленных в сцену. Первым руководителем и душой кружка стал геолог по образованию Владимир Викторович Павленко – человек настолько увлеченный театром, что со временем это стало его второй профессией. Постановки театрального кружка пользовались огромным успехом у горожан, и очень скоро небольшой кружок разросся до масштабов театра. В те годы репертуар театра составляли в основном произведения отечественных и зарубежных классиков. Наличие собственного, притом хорошего театра в маленьком городке не могло пройти незамеченным, и спустя всего лишь пять лет степногорский городской театр получил почетное звание «Народный самодеятельный коллектив». В последующие годы театр так прочно вошел в жизнь степногорцев, что даже после тяжелого удара, связанного с трагической гибелью его руководителя, не утратил своих позиций. Упавшее знамя подхватила Ирина Аркадьевна Черепанова – замечательный режиссер, с приходом которой постановки театра получили новое звучание. Ирине Аркадьевне были более интересны размышления о жизни современников, что находило свое отражение в выборе авторов. Со сменой репертуара Степногорский народный театр приобрел новых поклонников и стал одним из лучших самодеятельных коллективов области, заняв первое место на фестивале самодеятельных театров в 1990 году. Двадцать лет Ирина Аркадьевна Черепанова была бессменным руководителем Степногорского народного театра. А после ее ухода на пенсию в 2001 году для нашего театра настали трудные времена. Новые руководители приходили и уходили, не задерживаясь надолго. Причиной тому - скромная зарплата и отсутствие финансирования, что, естественно, препятствовало созданию новых спектаклей, обновлению костюмов и декораций. Можно сказать, что последующие семь лет городской театр держался на голом энтузиазме увлеченных людей - актеров и сотрудников ДК «Горняк», искренне любящих театр и страстно желающих сохранить городские театральные традиции. Но со временем старые актеры покидали театр, а новые не приходили. Ведь сегодня, к сожалению, не приветствуются увлечения, выходящие за рамки производственных интересов. На этом фоне заметно поредел круг степногорских любителей театра, и казалось, что вот-вот городской Народный театр окончательно прекратит свое существование. Но вдруг на театральном горизонте Степногорска блеснул яркий лучик новой звезды. Виталия Самсонова сотрудники ДК «Горняк» заметили еще во время его учебы в ПЛ №2, где молодой человек изучал основы организации детского досуга. Такую профессию он выбрал совсем не случайно. Первый опыт культурно-массовой работы Виталий получил в школе, участвуя в организации детских праздников. А любовь к искусству ему привил отец, работавший киномехаником в клубе поселка Научный Шортандинского района, где в то время проживала семья Самсоновых. Подкрепив первый практический опыт теоретическими знаниями, Виталий начал быстро набирать обороты, став сначала ведущим популярного в нашем городе шоу «Звездный дождь», а затем – руководителем студенческого театра «Образ». Художественный руководитель ДК «Горняк» Ирина Фотлер вспоминает, что была просто поражена мастерством начинающего режиссера и размахом, с которым он ставил свои спектакли. Это были необыкновенно яркие постановки, несущие зрителю не только нравственные идеи, но и эстетическое удовольствие. Студенческая сцена была явно мала начинающему режиссеру, и руководство ДК «Горняк» поспешило предложить юному дарованию возглавить городской Народный театр. Костяк труппы вновь возрожденного Народного театра составили студенты – актеры театра «Образ». И вновь театр сменил свое амплуа – теперь в его репертуаре стали преобладать спектакли комедийного направления. Впрочем, это вовсе не означает, что Виталий Самсонов не в силах справиться с драматическим произведением. В его активе – сложная психологическая драма «03», вызвавшая у зрителей большой интерес. Но Виталий признается, что выбор этой пьесы на тот период был продиктован, скорее, личными переживаниями, и чаша весов его пристрастий все-таки больше склоняется в сторону комедийного жанра. И они ему блестяще удаются! Именно так – с блеском – завершился прошлый театральный сезон отчетным спектаклем по пьесе Михаила Старицкого «За двумя зайцами». Старшему поколению она знакома по художественному фильму 1961 года с Олегом Борисовым в главной роли. Более молодое поколение наверняка помнит ее по новогоднему музыкальному телефильму 2004 года с Аллой Пугачевой и Максимом Галкиным. Тем не менее, громкие имена не помешали Виталию Самсонову найти в известной пьесе что-то свое и подать старую историю на новый лад. Уже само начало спектакля, представленное в жанре театра теней, завораживало зал. Лично меня поразило умение режиссера воздействовать на зрителя при помощи определенных образов, например, в костюмах балетной группы нежность и чистота контрастировали с яркой сексуальностью танцовщиц «Канкана». А смертельно раненную, мятущуюся душу Прони Прокоповны символизировала опутавшая героиню сеть. И даже, казалось бы, чужеродная музыка из популярного кинофильма «Ах, водевиль, водевиль!» вполне органично вплеталась в действо, происходящее на сцене, ничуть не диссонируя с малороссийским колоритом. И в этом нет ничего странного, ведь наша жизнь находится в постоянном развитии, а это требует от театра поиска новых решений, максимально приближенных к современному зрителю. Кстати сказать, подбором музыкального сопровождения своих постановок Виталий Самсонов тоже занимается сам, а это огромная работа. Но более всего меня впечатлило умение столь юного режиссера мастерски выстраивать массовые сцены. В этом плане заключительная сцена спектакля «За двумя зайцами» - просто праздник для самого искушенного зрителя! Любой режиссер имеет право на собственное прочтение пьесы, и Самсонов широко пользуется этим правом. Его постановки отличаются таким своеобразием, что степногорский Народный театр в его нынешнем виде с полным правом можно назвать авторским. А то, что зрителю это интересно, доказывает очевидный факт - с приходом Самсонова в зал вернулась публика. Причем Виталий Самсонов находит точный язык общения со зрителями любого возраста. Ирина Фотлер отмечает одно очень ценное качество молодого режиссера - он одинаково страстно отдается работе и с драматическим произведением, и с веселой детской сказкой. Внешне скромный и сдержанный, все чувства и эмоции он полностью выплескивает в своих постановках. Этой зимой лучшим подарком для маленьких горожан, конечно же, стала премьера музыкального новогоднего спектакля, поставленная Виталием Самсоновым по сценарию Ирины Фотлер. Именно - премьера, поскольку по традиции это всегда новый материал с неожиданными сюжетными поворотами и множеством персонажей, с интересными декорациями и яркими сценическими костюмами, прекрасным музыкальным оформлением и красивыми хореографическими композициями – все для того, чтобы подарить юным зрителям новогоднее настроение и ощущение происходящего на их глазах волшебства. Нынешний музыкальный спектакль, волшебным образом соединивший сказочных персонажей разных времен и народов, смотрелся «на одном дыхании», заставляя маленьких театралов то сопереживать героям, то веселиться вместе с ними. Тут стоит упомянуть об артистах театра, ведь от их таланта и трудоспособности в равной степени зависит успех любого спектакля, как взрослого, так и детского. В нашем случае трудности заключаются в том, что в народном театре нет постоянной труппы, поскольку, как я уже говорила, актеры театра – это студенты, и так называемой «текучки» здесь не избежать. Кто-то играет в театре уже не первый год, а кто-то только-только начинает познавать азы театрального искусства. С приходом каждого нового артиста режиссеру приходится заново начинать процесс обучения. Но надо отдать должное, он умеет видеть в людях, казалось бы, начисто лишенных артистического таланта, скрытые возможности. И что удивительно - у Самсонова, действительно, играют все! Какими инструментами он владеет, чтобы уметь так раскрыть любого – притом не профессионального - актера? Как говорил Белинский, символ театра – это маска. Он называл ее таинственным предметом, очаровательной безделушкой, надев которую человек теряет свое имя, его жизнь становится чистым листом, и он начинает жить совсем другой жизнью. Но, думаю, только в том случае, если театр действительно является делом жизни режиссера, если только здесь он жаждет проявить себя как человек и художник, только тогда актеры верят ему и идут за ним, полностью отдавая себя сцене. Удивительно, что в наше время, когда все вокруг заполонил Интернет, в городском театре регулярно появляется молодое пополнение, которое с интересом включается в творческий процесс и в короткий срок так осваивается на сцене, что уже и не отличишь, где опытный артист, а где новичок. Но есть уже имена, запомнившиеся городским театралам, например, Вячеслав Друзин, Виктория и Виктор Тарасенко. Причем молодые артисты так прикипают душой к своему театру, что готовы идти на любые жертвы, лишь бы снова играть. К примеру, Мария Батанова – исполнительница главной роли в спектакле «За двумя зайцами», а ныне студентка петербургского театрального вуза, постаралась досрочно сдать зимнюю сессию только ради того, чтобы выйти на сцену ДК «Горняк» в роли злой колдуньи в новогоднем детском спектакле. Появились у горожан и любимые постановки, одна из них - спектакль «Он, она, окно и покойник», который, как принято говорить в таких случаях, по многочисленным просьбам зрителей степногорские любители театра смогут увидеть 8 февраля. За небольшой срок, в течение которого Виталий Самсонов является руководителем Степногорского народного театра, он стал настоящим профессионалом. Все это время он непрерывно учился, окончив еще два учебных заведения по избранной специальности, последнее - Челябинская академия культуры и искусств. Коллеги говорят, что Виталий буквально крепнет на глазах как режиссер, у него появилась железная хватка (в профессиональном смысле) и ему уже по плечу любой, самый сложный материал. Между прочим, круг интересов молодого режиссера не ограничивается только работой в театре. Теперь Виталий Самсонов сам преподает театральные дисциплины в том же учебном заведении Степногорска, в котором сам когда-то учился. И у него даже есть последователи: кое-кто из студентов – актеров театра – продолжает учебу в театральных вузах Казахстана и России. А своим кумиром Виталий называет знаменитого режиссера Юрия Любимова и верит, что только полная самоотдача способна принести нужный результат. Ему не раз поступали интересные предложения от других театров, но пока, говорит Виталий Самсонов, наш город его не отпускает. И это замечательно! Ведь такому небольшому городку, как Степногорск, где никогда не будет филармонии или профессионального театра оперы и балета, утратить собственный народный театр было бы просто непростительно. Именно самодеятельные коллективы, в первую очередь, призваны утолить духовные потребности наших горожан. И, пожалуй, самой сильной из них является потребность в театре. «Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями?.. В театре тысячи сердец бьются одним чувством, тысячи «я» сливаются в одно…» - трудно не согласиться с В.Г. Белинским. И хочется верить, что Степногорский народный театр как был, так и останется на долгие годы достоянием и гордостью наших горожан. Надежда КАХАНОВА | |
|
Всего комментариев: 0 | |