21:35 Такой у нас характер! (Виктор МОЛОДОВСКИЙ) | |
35 лет Степногорскому подшипниковому заводу День машиностроителя в этом году на Степногорском подшипниковом заводе пройдет под знаком 35-летия предприятия. Два важных события декабря 1977 года определили дату рождения единственного на казахстанской земле завода по производству железнодорожных подшипников. Выпуск первого подшипника 27 декабря 1977 года стал, по сути, и днем «боевого крещения» Государственного подшипникового завода №16. В 1977 году введено в эксплуатацию и основное производство: 29 декабря государственная комиссия приняла в эксплуатацию пусковой комплекс мощностью 600 тысяч подшипников – первую очередь. Поэтому каждый год в декабре Степногорский подшипниковый завод празднует свой день рождения. В этом году – юбилейный. В преддверии праздника – Дня машиностроителя – мы осмыслили главные итоги 35 лет трудовой жизни СПЗ вместе с генеральным директором предприятия Анатолием ТОМИЛОВЫМ. - Анатолий Иванович, оглядываясь на прошлое, на свой многолетний трудовой опыт, как Вы оцениваете значимость Степногорского подшипникового завода для себя и Ваших коллег, для нашего города и, если учесть, что большая часть заводской продукции поставляется в Россию, в масштабах СНГ? - 35 лет моя трудовая жизнь тесно связана с заводом, и я считаю себя счастливым человеком. Я всегда занимался любимым делом, имел возможность, продолжая начатое моими предшественниками, участвовать в создании завода, формировании его особого «характера». И трудности, которые не раз пришлось нам пережить, и радость от их преодоления – все это прошло через мое сердце и составляет для меня понятие счастья. Думаю, точно так же о Степногорском подшипниковом заводе, об отношении к нему могли бы сказать тысячи моих коллег – тех, кто стоял у его истоков, и тех, кто трудится на нашем предприятии сегодня. Всегда рядом со мной была команда единомышленников – преданных заводу людей, отдававших родному предприятию свои силы и знания. Такой же дух царит на нашем заводе и сегодня. Степногорский подшипниковый завод – это наше всё. СПЗ давно уже стал одним из надежных градообразующих предприятий, а за этим тысячи рабочих мест, достойная зарплата людей, связавших с заводом свои судьбы, благополучие многих степногорских семьей, налоги, важные городские программы, значимые социальные проекты. У нас есть все основания гордиться родным предприятием еще и потому, что именно Степногорский подшипниковый завод на 70 процентов обеспечивает нужды железных дорог СНГ в подшипниках. И я горд тем, что делается в наших заводских цехах трудолюбивыми и умными людьми для города и страны. - 35 лет Степногорскому подшипниковому заводу. Кто из Ваших коллег и какие, на Ваш взгляд, события наиболее ярко проявились в эти годы, определив вектор развития предприятия? - Список тех, кто внес значительный вклад в развитие завода, может быть большим. Я бы даже сказал, что главное богатство предприятия, его гордость – все труженики нашего завода. Каждому из них хочется выразить слова благодарности и признательности. Но у нас, как и на любом другом предприятии, есть свои ключевые фигуры, личный вклад которых в развитие завода трудно переоценить. Я бы выделил из их числа, прежде всего, троих. Это Юрий Михайлович Шиншин, Валентин Александрович Киселев и Надежда Владимировна Кривошеева. Второй директор завода Юрий Михайлович Шиншин отличался неуемной энергией, притягивающей коммуникабельностью, умением найти нужный подход и к работникам завода, и к чиновникам в Министерстве, благодаря чему решались многие проблемы на ГПЗ-16. Это именно Шиншину удалось добиться 30-процентной надбавки работникам завода вместо прежних 15% за проживание в особых условиях. Юрий Михайлович заботился о быте своих работников не меньше, чем о производственных показателях. Благодаря его усилиям были построены детсад в 6 микрорайоне для детей заводчан, малосемейное общежитие из двух корпусов для наших работников. Сразу 100 квартир в доме №9 в пятом микрорайоне были выделены заводчанам стараниями Шиншина. И, самое главное, он поселил веру в себя у всего трудового коллектива – от рабочего до инженера. Это не громкие слова, если иметь в виду, как непросто у нас все начиналось. Юрий Михайлович был очень живой человек – он энергично и много трудился сам, да и нам, тогда молодым, не давал покоя. Из тех, кто горел на производстве, хочу выделить Валентина Александровича Киселева. Его жизненный опыт, а он в 24 года возглавил двухтысячный коллектив инструментальщиков Челябинского тракторного завода, очень пригодился в становлении нашего предприятия. Мы учились у Киселева принимать решения и отвечать за них. Человек уникальный, огромной работоспособности. Он доходил до высоких должностей, и в какой-то момент мог выбиться из строя. Да так, что тот же Шиншин снимал Киселева с должности. Как он умел расписывать, распланировать работу – до запятой, до галочки и при этом все довести до конца – такой организации труда я больше ни у кого другого не видел. Это настоящее искусство управления. Надежда Владимировна Кривошеева пришла к нам на завод, уже имея опыт работы главным бухгалтером и управляющей отделением банка, и этот опыт очень был востребован на нашем предприятии. Особенно экономический талант Надежды Владимировны проявился, когда наш завод переходил на первую и вторую модели хозрасчета, и позже – во время выкупа завода у государства. Это были годы высочайшего трудового подъема и сплоченности коллектива. Руководители цехов вместе со своими лидерами эффективно распоряжались полученным доходом от хозяйственной деятельности, а он складывался из экономии материальных ресурсов, инструментов, запчастей, расход которых был снижен при заключении арендных договоров на 20 – 30 процентов. Я такого подъема никогда больше не видел. А идеология этих перемен во многом связана с именем Надежды Владимировны Кривошеевой, которая и сейчас в должности первого заместителя генерального директора успешно управляет экономикой, финансами и персоналом завода. С яркими личностями связаны и знаковые события на нашем предприятии. Именно в испытаниях проявляется человек. Одним из таких испытаний был вывод спецконтингента из литейного цеха в 1988 году. Работавшие на заводе заключенные создавали массу проблем всему нашему коллективу. Было такое, что по вине заключенных мы два месяца не выпускали готовых подшипников. Забрав производство к себе, мы на тот момент не имели обученных литейщиков и других специалистов данного профиля. Я осмыслил, что происходит и до чего это в конечном итоге доведет, и пошел к своим коллегам в кузнечный цех, чтобы взять на подмогу человек 20. Великое дело сделали кузнецы в литейке: начинающим работникам, которых мы принимали, как говорится, с улицы, они привили ту любовь к делу, которая царила на всем заводе. Среди знаковых событий и переход на первую и вторую модели хозрасчета, и выкуп завода, о чем я уже говорил. Хочу только добавить к сказанному, что во второй половине 80-ых мы были живыми свидетелями и активными участниками коллективной народной инициативы, массового энтузиазма, неиссякаемого новаторства, умелого хозяйствования. И еще одно судьбоносное событие хочу выделить, без которого я с трудом представляю не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего предприятия. 2001 год – вхождение Степногорского подшипникового завода в Европейскую подшипниковую корпорацию. С этим событием я связываю «второе дыхание» СПЗ. Выжить в одиночку в тот период, когда завод могли просто растащить по частям, было невозможно. Трудовому коллективу удалось сохранить родной завод в то время, когда другие предприятия повсеместно разграблялись и уничтожались. Войдя в ЕПК, мы получили возможность не только спасти предприятие, но и прочно закрепиться на рынке России. У нас появился уникальный шанс перенять все лучшее у российских коллег и учиться рыночному производству у западных производителей подшипников. Европейская подшипниковая корпорация вложила немалые средства в наше предприятие, и мы смогли заняться модернизацией завода. В связи с этим я бы хотел выделить еще одно очень важное для нас событие - переход с релейного управления оборудованием на микропроцессорное. Этот переход (более 300 единиц оборудования мы начинили электроникой) в конечном итоге позволил нам значительно увеличить производительность труда. - Анатолий Иванович, обобщая сказанное, как бы Вы определили главные ценностные ориентиры, из которых складывается образ сегодняшнего Степногорского подшипникового завода? Я имею в виду ту особую атмосферу, систему отношений, которую отмечают и сами заводчане, и те, кто приезжает на завод с различными визитами. - На заводе со временем установилась уникальная система взаимоотношений, которая строится, прежде всего, на уважении к человеку труда. Мы давно заметили, если к нам приходят работать из других предприятий, где человек, так сказать, «отбывал повинность», им непросто у нас поначалу, не приживаются здесь равнодушные. Рядом с уважением я бы поставил ответственность, зона которой у нас четко разделена. Это неправильно, когда человек отвечает за все, а в конечном итоге распыляется, нерационально тратит свои силы. В нашей системе производственных отношений границы ответственности особенно четко определились, как ни странно, в кризис 2009 года, когда у нас появилось время для осмысления и оптимизации производства. Сегодня основные заводские цеха сконцентрированы на главном производственном направлении. Мы объединили всех механиков в единую службу, то же сделали и с инструментальщиками, производственниками (я имею в виду производственно-диспетчерские службы), экономистами-плановиками. Благодаря четкому структурированию по всем направлениям мы значительно выиграли – на 20% уменьшили количество занятых в производственном процессе. За счет оптимизации повысили уровень профессионализма, поскольку, к примеру, те же механики, ведя все свое хозяйство, теперь совершенствуются в одной области – в сфере своих профессиональных интересов. Не распыляются и начальники цехов на кучу второстепенных дел. Я никогда не поверю, что начальник цеха может в совершенстве владеть знаниями и инструментальщика, и механика, и электрика. Очень сложно принимать правильные решения сразу по всем направлениям. По сути, мы внедрили те принципы производственных отношений, по которым давно уже работает запад. Особенность нашего завода и в отлаженной системе профессионального обучения. Это очень важный фактор для развития, и мы всегда придавали огромное значение повышению квалификации всех наших работников. Мы взяли за основу японскую систему обучения на рабочих местах, организовывали курсы, семинары, тренинги для целых коллективов, приглашая на завод высококлассных преподавателей из современных консалтинговых центров России и Казахстана. Может быть, не всегда в этом деле можно сходу просчитать экономический эффект, но уже тот факт, что за последние два года мы по 60 процентов роста производительности давали, говорит сам за себя. Я уже не говорю о том, что в 2009 году мы хорошо вложились в Степногорский политехнический лицей №2. Первый этаж полностью реставрировали, поставили в мастерских оборудование, по одной работающей модели станков, наиболее часто применяемых у нас. Сделали это из тех соображений, чтобы молодежь училась на наших станках работать и, придя на завод, не переучивалась, а сразу включалась в производственный процесс. Все это и определяет систему наших базовых ценностей, построенных на уважении к работнику, от которого, при таком подходе, мы вправе ждать качественного труда. - Это, в условиях рыночных отношений, и важная составляющая успеха предприятия, залог его уверенного будущего. Какими, Анатолий Иванович, видятся Вам перспективы Степногорского подшипникового завода с его 35-летним «авторским» опытом производственной деятельности и трудовых отношений? - Все наши усилия в производственной деятельности и оптимизации трудовых отношений должны привести в конечном итоге к повышению качества продукции и снижению ее себестоимости, устойчивому интересу потребителей к подшипникам степногорского производства, ведь от этого в конечном итоге зависит наше будущее. Даже если начнется вторая волна мирового кризиса, мы должны уделить максимальное внимание улучшению качества продукции. Это безусловное требование РЖД – главного потребителя наших подшипников. Если не внедрим на заводе международный стандарт железнодорожной промышленности IRIS, наша продукция просто останется невостребованной. Мы должны довести это понимание до каждого работника завода. Европейскому подходу к делу сегодня на заводе должен учиться каждый – от рабочего до директора. И тогда мы уверенно можем прогнозировать свое благополучие, уж точно, лет на 10 вперед. Что касается ближайших перспектив, то и здесь у нас все неплохо. В 2013 году для СПЗ управляющей компанией определены объемы производства, как минимум, на уровне этого года. В пределах 1 млн 900 тысяч подшипников всех типов мы должны произвести, на них уже есть заказ у потребителей. Думаю, это, на фоне тревожных прогнозов о возможном кризисе, приятно будет услышать заводчанам в канун Дня машиностроителя. Пользуясь случаем, хочу выразить всем своим коллегам искрение слова благодарности за добросовестный труд, ответственное отношение к делу. Год этот для нашего предприятия особенный – мы отмечаем 35-летие родного завода. Результат этой славной даты я бы оценил так: Степногорский подшипниковый завод сегодня по праву является лидером в производстве железнодорожных подшипников. Наши подшипники доказали свою надежность на железных дорогах. Ими оснащен практически весь парк локомотивного и вагонного хозяйства в родном Отечестве и далеко за его пределами. Этот результат достигнут многолетним, добросовестным трудом всего коллектива предприятия. Мы работаем с уверенностью в завтрашнем дне. И не сомневаемся: следующие страницы истории нашего завода будут богаты новыми победами - у нас для этого есть все необходимое. Интервью провел Виктор МОЛОДОВСКИЙ | |
|
Всего комментариев: 1 | |
0
| |