Я планов наших люблю громадьё! Один из постоянных наших «комментаторов» (не будем называть его имени) на сайте газеты «Престиж» (http://press.ucoz.kz/), по-моему, сделал очень даже неплохой комментарий местным подходам к обустройству города. Предпошлем этот комментарий (ту его часть, которая очевидна и без проверки) дальнейшему обзору нового генерального плана развития города. «Второе лето у гостиницы "Степногорск" мастерят летники прямо перед акиматом. В прошлом году летник влепили прямо на газоны. Уж было радости-то для тех, кому приспичило справить нужду. А уж как прикольно: прямо почти под окнами акима можно испражняться! А в этом году летник расширился. Он заполонил всю площадь перед гостиницей, прямо на тротуаре. И нужду теперь справляют по всей площади. Можно будет умереть со смеху, если владельцу летника еще и позволят прямо в центре поставить нужники. Орет музыка из летника, утром облеванные и с запахом мочи газоны, мусор высыпается прямо на газон, который находится ниже. Летник построен прямо капитально, пробиты тротуарные плиты, загублены цветники. И опять тишина, нет никому дела до зеленых насаждений, которые засыпаются мусором, нет никому дела до изуродованных бетонных плит, уничтоженных цветников. И все это прямо под носом у акима! …А самое интересное, что мимо раздолбленного тротуара около гостиницы и мимо мусора проходят наши депутаты, проходят работники акимата, СЭС. Ну хоть бы кто-нибудь возмутился, почему в центре города беспредел».
В пояснительной записке к проекту нового генплана развития города, разумеется, ничего не сказано о временных постройках типа летника или сельхозярмарки на стадионе, зато сказано, что «генеральный план Степногорска разработан с учетом преемственности ранее примененных архитектурно-планировочных решений». Очень надеюсь, что речь идет не о решениях последнего времени, когда «украшали город» кто во что горазд. Включенная в генплан концепция развития Степногорска распространяется на период до 2030 года (ну не заглядывать же дальше того, что не обрисовано на уровне страны). А вот первую очередь строительства мы можем увидеть (или не увидеть) уже сегодня, так как проектом генплана она датирована 2010 годом. Есть в концепции несколько слов и о наболевшем: «Предусмотрены реконструкция и развитие существующей улично-дорожной сети. Намечается довести параметры магистралей общегородского и районного значения до требуемых по нормам. Намечается завершение строительства объездной дороги вокруг города с использованием существующих фрагментов. Предусматривается диспетчеризация, компьютеризация транспортного комплекса, координация перевозок, что обеспечит надежную бесперебойную эксплуатацию транспортных предприятий». И когда успеют при нынешнем аварийном состоянии всех городских дорог (впрочем, я забыл – это ж до 2030 года)? Большие планы требуют немалых сил. Есть в концепции и про это: «В настоящее время по всей республике реализовывается государственная программа «Нурлы Кош» по расселению оралманов. Согласно этой программе в Степногорске будут построены жилые дома для оралманов». Также «рост численности населения ожидается за счет увеличения работников базовой промышленности и предприятий сферы обслуживания, что приведет к увеличению градообразующей и обслуживающей группы. …В перспективе основу трудовых ресурсов составит население в трудоспособном возрасте, удельный вес которого возрастет согласно расчетам к концу расчетного срока до 59%». Где у нас будут жить оралманы – понятно. А не оралманы? Концепцией, при ста тысячах городского населения, «для индивидуального жилищного строительства предусмотрена резервная территория в западной части города». Генплан предписывает «разработать механизмы финансирования работ по капитальному ремонту жилых домов. Перспективная стратегия исходит из резкого сокращения роли государства в финансировании жилищного строительства и перехода к модели самообеспечения. Жилищную политику города предусматривается формировать на базе государственной и региональной программ развития жилищного строительства Акмолинской области. Суть данной программы заключается в обеспечении доступности жилья для более широких слоев населения через удешевление его стоимости, увеличение сроков жилищного кредитования, снижение первоначальных взносов и ставки кредитования. В градостроительном отношении кардинальным направлением в жилищном строительстве стало сокращение высотного домостроения и переход к малоэтажной и высокоплотной застройке, что соответствует мировым тенденциям. Развитие усадебного строительства требует изменения территориальной организации, отвода новых земель для жилищного строительства. Со временем индивидуальный двухэтажный дом с участком и полным набором услуг перестанет быть мерилом богатства. Такой дом станет доступным и человеку со средним достатком». При этом «подавляющую часть коммунального жилья будут составлять многоквартирные многоэтажные дома в районах массового строительства». И вот еще на эту тему: «Расслоение общества на социальные группы по уровню доходов привело к необходимости строительства так называемых престижных, уникальных жилых строений, с высокой обеспеченностью общей площадью (30 - 50 м2 на человека)». Генпланом предусматривается создание трех колец в пределах существующей границы города. Внешнее кольцо, проходящее по периферийной части города в обход селитебной (отведенной под жильё) застройки, предназначено для движения транзитного грузового автотранспорта. Среднее кольцо соединит новые жилые районы с существующими, с выходом в сторону аэропорта. Внутреннее кольцо будет формироваться вокруг центрального ядра города - для разгрузки транспортного движения. Новое жилищное строительство - по генеральному плану - будет осуществляться преимущественно в юго-восточной части города. В северо-восточном направлении от города предусматривается индивидуальная застройка с приусадебными участками (микрорайон «Солнечный» - за 6 микрорайоном), а также планируется завершить начатое строительство индивидуальных жилых домов в 20 микрорайоне. Здесь прежде были предусмотрены территории для строительства зданий соцкультбыта. Исходя из этого, генеральным планом предлагается построить на данных участках школу, детский сад и магазины, чтобы обеспечить 20 микрорайон всеми необходимыми зданиями соцкультбыта согласно нормам. Дальнейшее развитие жилого фонда предлагается разместить в существующих границах микрорайонов №7, 9, 10 - на свободных территориях. На первых этажах многоквартирных домов разместятся «встроенно-пристроенные» учреждения культурно-бытового назначения (аптеки, торговые дома, пункты проката, парикмахерские, кафе, банки, нотариальные конторы и т.д.). В восточном направлении от существующего центра города в дальнейшем, уже после расчетного срока, образуется новый центр города. Там разработчики генплана предлагают образовать парково-зеленую зону для отдыха населения, где будет располагаться пешеходная аллея с фонтанами, малыми архитектурными формами. Аллея будет объединять новый центр города со старым. На перспективу там, где заканчивается зеленая зона, предлагается разместить Дворец культуры на 800 мест. А вот кое-что из громадья: «В северном направлении от существующего стадиона имеется болотистая местность. Поэтому, так как в городе нет водоема, данным генеральным планом предлагаем на этом месте организовать небольшой искусственный водоем для развлечения детей, при этом предоставив им возможность кататься на катамаранах, на воздушных батутах, а в зимнее время на коньках и на лыжах. Для спортивного развлечения населения в этой зоне спроектированы развлекательные центры и аттракционы, а также согласно данному генплану будут размещены гостиничные комплексы, торговые центры, автостоянки». К спорным предложениям генплана, которые, скорее всего, вызовут неоднозначное общественное мнение, можно отнести, по меньшей мере, три. Первое: «После расчетного срока предлагается сносить существующие сады общества «Заря», так как на данный момент множество из этих садов являются бесхозными. Построенные на этих участках дачные домики морально устарели и находятся в ветхом, аварийном состоянии. И поскольку они расположены в центральной части города, эти дачные домики нарушают архитектурный облик Степногорска. Поэтому настоящим генпланом до расчетного срока предполагается снос или перенос крайних дачных участков, а на их местах начнется строительство 5-этажных жилых домов. А в последующем, после 2016 года, постепенно надо сносить и остальные сады. В этом направлении необходимо привлечь частные инвестиции, так как бюджет города не осилит такое капиталовложение. Таким образом, надо дать инвесторам право выкупать эти земли у дачников и строить многоэтажные дома на этих участках. То есть новое время диктует свои новые и современные подходы решения проблем». Второе спорное предложение: «Прокладка трубопроводов тепловых сетей по городу Степногорску предусматривается надземная, на фундаментных блоках (как раз в том и была одна из особенностей нашего города, что все коммуникационные сети, включая электрические, проходили под землей. – В.М.) и подземная, в каналах». Ну и третье неоднозначное предложение, реализация которого вкупе с предыдущим, на мой взгляд, непоправимо ударит по предусмотренной в советские времена городской эстетике: «Проектом намечается дальнейшее развитие контейнерного способа сбора ТБО. Мусоросборники предполагается оградить по периметру разновысокими кирпичными стенками высотой 1,2 - 1,6 м. Как правило, площадки для мусоросборников обрамляются деревьями и кустарниками по всему периметру. В покрытиях дорожек используются бетонные плитки на песчаном основании. Промежутки между плитками шириной до 15 см засыпают черноземом и засеивают травой. Согласно нормам СНиП РК 3.01-01-2002 расстояние от мусоросборников до окон жилых и общественных зданий должно составлять не менее 20 м, ограждение мусоросборников предполагается выполнить в железобетонном металлическом или кирпичном исполнении». К месту будет сказать, что «генпланом предусматривается строительство мусороперерабатывающего завода. Проектом предлагается для решения проблемы переработки и утилизации ТБО принять систему «Имабе Иберика» (Испания), предусматривающая перегрузку, сортировку и брикетирование для захоронения отходов. Другой вариант - упаковка ТБО в тюки «Бала Пресс» (Швеция), его производительность - 25 тыс. тонн в год. Все продукты переработки бытовых отходов авторы предлагают утилизировать: более 40% - в качестве дешевого топлива, 5% - в виде металла, после вторичной переработки, 20% - в виде инертной массы, которую предполагается использовать в дорожном строительстве (производительность – 40 тонн/час). «При внедрении и массовом использовании данного способа можно получить миллионы тонн дешевого топлива, расположенных вблизи источников потребления, улучшить экологическую обстановку за счет ликвидации полигонов ТБО». Зато дальше в генплане до боли знакомое старое: «Рост парка легковых машин населения потребует строительства гаражей и стоянок для постоянного и временного хранения автомобилей. Поэтому настоящим генпланом предусмотрены автостоянки во всех новых и существующих микрорайонах. В соответствии с нормами СНиП РК 3.01-01-2002 для обслуживания легковых автомобилей индивидуальных владельцев на 200 автомобилей требуется один пост. К расчетному сроку существующие СТО должны быть модернизированы и построены новые мощностью на 6 - 10 постов с размещением их в промзонах. А размещение сети СТО на 2 поста предусматривается в пределах селитебных территорий, СТО на 5 постов рекомендуется разместить на выходах из города. По мере увеличения парка транспортных средств населения необходимо будет увеличивать мощности существующих АЗС и строить новые. Автозаправочные станции следует проектировать из расчета одна топливораздаточная колонка на 1200 легковых автомобилей. Расстояния от АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива до границ участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых и других общественных зданий и сооружений следует принимать не менее 50 метров (СНиП РК 3.01-01-2002*). И напоследок кое-что совсем из трудновыполнимого: «Чтобы снова перейти на централизованное газоснабжение, акимату города необходимо провести полную ревизию газового хозяйства, так как на данный момент оно бездействует». В своем обзоре я намеренно избегал собственного, так сказать, «постатейного» анализа нового генплана развития города – в надежде, уважаемые читатели, на ваши отклики, предложения и оценки, которые, надеюсь, будут учтены при утверждении генерального плана, введение которого в действие теперь обещают в 2010 году. Детальный анализ чертежа генплана, с конкретным указанием мест застройки города, надеюсь, мы проведем вместе с начальником отдела архитектуры и градостроительства Александром Шварцкопом, которого и попросим ответить на интересующие вас вопросы.
Виктор МОЛОДОВСКИЙ
|