Главная » 2013 » Сентябрь » 14 » Стандарты новые – проблемы старые (Надежда КАХАНОВА)
14:43
Стандарты новые – проблемы старые (Надежда КАХАНОВА)
Так уж повелось, что новый учебный год начинается вовсе не с торжественной линейки первого сентября, а с августовской педагогической конференции, где педагоги решают, каким быть предстоящему учебному году. Вот и на этот раз на главную педагогическую конференцию года, проходившую 26 августа в школе №6, собрались учителя городских школ, воспитатели детских садов и педагоги учреждений дополнительного образования. Говорили долго и обстоятельно о новых возможностях в сфере образования, новых проблемах и путях их решения.
Как известно, система образования Степногорска в этом году претерпела существенные изменения. Это связано с тем, что с 1 июля количество учреждений образования увеличилось за счет четырех присоединившихся поселков: Богенбай, Степногорское, Кырык-Кудык и Изобильное. В настоящее время образование города представляет собой целый комплекс, сочетающий самые разные формы обучения: 22 общеобразовательные школы, 2 вечерние школы, 4 учреждения дополнительного образования, 7 детских садов, учебно-производственный комбинат. По информации начальника городского отдела образования Татьяны Семенюк, на конец прошлого учебного года в 18 школах города и поселков обучалось 8273 ученика, в том числе 2909 детей, обучающихся на государственном языке, и 5364 проходящих обучение на русском языке. А школа №9 с 1 сентября этого года окончательно переведена в статус школы с государственным языком обучения.
Главное, что волновало всех без исключения участников конференции, это появление нового стандарта образования, в соответствии с которым в образовательный процесс были внесены некоторые изменения. Самыми существенными из них являются обучение иностранному языку с первого класса, увеличение на 1 час в неделю уроков математики и, напротив, сокращение уроков технологии до одного часа в неделю. Новые объемы сразу же подняли кадровую проблему. Она касается, главным образом, увеличения часов иностранного языка. По словам начальника отдела образования, на первом этапе эту брешь удалось закрыть за счет увеличения нагрузки на учителей. Но в дальнейшем серьезную проблему дефицита кадров, и не только с учителями иностранного языка, придется каким-то образом решать. Сегодня картина такова: из 1032 педагогов треть составляют педагоги пенсионного и предпенсионного возраста. На фоне этих цифр доля молодых специалистов ничтожно мала – всего лишь 3%. С одной стороны, можно только радоваться такому большому количеству опытных учителей, более половины из которых имеют высшую и первую категории. С другой стороны, уже через 3 - 5 лет укомплектованность педагогическими кадрами школ и детских садов снизится до критического уровня, что неизбежно отразится на стабильности их работы и качестве образования. В связи с этим Татьяна Семенюк высказала предложение о необходимости разработки целевой программы «Кадры для города», предусматривающей различные формы привлечения в учреждения образования молодых педагогов. В первую очередь - это профориентация выпускников и работа с родителями.
Кадровый вопрос стал одним из самых обсуждаемых на конференции. Как было сказано, какие кадры – такое и образование. А по мнению Татьяны Семенюк, система образования Степногорска может гордиться достижениями своих педагогов. В последние годы повышению профессионализма и престижа профессии учителя способствует прохождение педагогами так называемых уровневых курсов нового формата. К настоящему моменту сертификаты международного уровня получили уже 102 педагога. В этом году на учебу в магистраты Казахстана и России поступили 34 педагога, и к 2015 году доля педагогов с академическими степенями должна составить 5,6%. Однако этого явно недостаточно, поскольку согласно государственной программе развития образования, при переходе на 12-летнее обучение (а это случится в 2015 году) педагогов со степенью магистрата у нас должно быть не менее 10%.
Кстати, при переходе на 12-летнее образование предполагается еще одно новшество - введение выборности директоров. Решать, кому руководить школой, будет не только педагогическая общественность, но и родители учащихся. Насколько это правильно, пока сказать трудно, так как еще нет никаких нормативных документов на этот счет. Что же касается готовности степногорских школ к переходу на 12-летнее образование, то, по словам Татьяны Семенюк, наши школы к нему практически готовы. В настоящее время продолжается доукомплектование материально-технической базы школ. Для каждой школы нормы положенности расписаны вплоть до последнего стула. Например, только в этом году за счет средств местного бюджета приобретены учебные кабинеты биологии, физики, информатики для средних школ Карабулака, Аксу, школы №9, кабинет химии для школы №8. Приобретена ростовая мебель для всех первых классов школ города и поселков на сумму более 16 млн тенге. Есть еще нерешенные вопросы с закупом обычных и электронных учебников, но предполагается, что к 2015 году все учебники в достаточном количестве будут закуплены за счет средств местного бюджета.
А вот внешнего вида учащихся нововведения не коснутся. Как заверила начальник отдела образования, требования к форме останутся те же, что и были: офисный вариант – свой для каждой школы, утвержденный общешкольным родительским комитетом.
Обещано, что немало будет сделано до 2015 года и в плане подготовки помещений образовательных учреждений для безопасного и комфортного пребывания там детей.
Что ни говори, а результат учебных занятий в немалой степени зависит от условий, в которых дети вынуждены находиться в течение длительного времени. Ну какой эффект может быть от занятий физкультурой, если ребенку за шиворот капает с крыши вода? Решением этих проблем городской отдел образования занимается все лето. Всего на ремонты в рамках программы развития моногородов в текущем году было выделено 72 млн тенге. Этого хватило, чтобы провести капитальный ремонт кровли в шести учреждениях образования: СШ №1, 2, 9, СШ с. Карабулак, СШ №1 пос. Аксу, д/с пос. Шантобе. Прохудившаяся кровля Дома детского творчества тоже будет заменена, как и кровля школы поселка Шантобе. На эти цели решено направить сэкономленные после ремонтов 14 млн тенге. Кроме того, из местного бюджета на текущие ремонты учреждений образования (покраску, замену линолеума и окон, восстановление ограждений) тоже была выделена немалая сумма – более 30 млн тенге. В результате городская приемная комиссия пришла к выводу, что все учреждения образования к началу учебного года готовы. Особой похвалы на конференции удостоилась школа с. Изобильное, в которую, по словам Татьяны Семенюк, вся приемная комиссия просто влюбилась.
Кстати, в систему образования города входят не только детские учреждения. Есть среди них одна не совсем обычная школа – это вечерняя школа для осужденных, находящаяся на территории колонии в пос. Заводском. Как рассказал директор школы Серик Тюлеубаев, школа для осужденных живет по тем же принципам, что и любая другая школа. Осужденные имеют право на бесплатное среднее образование, плюс здесь они получают профессию, к примеру, токаря или повара, чтобы, выйдя на свободу, человек мог занять свое место в обществе. Вечерняя школа для осужденных тоже прошла недавнюю аттестацию и считается одной из лучших в области. Правда, в последние годы количество ее учащихся неуклонно снижается, что само по себе является хорошим показателем. Если в 2000 году школу посещали более 1500 учеников, то сейчас их в два раза меньше. Но, вместе с тем, возраст учеников, по словам Серика Тюлеубаева, молодеет год от года.
Эти слова приобретают особый смысл на фоне информации, прозвучавшей на конференции по поводу детской преступности. Разговор шел о том, что, несмотря на большую работу по организации досуга детей и подростков, вовлечению их в общественную жизнь, занятия по интересам, это не всегда дает ощутимые результаты. Задача в том, чтобы предлагаемыми формами занятости заинтересовались так называемые трудные подростки. Пока количество правонарушений, совершенных степногорскими школьниками, к сожалению, не снижается. Только за 8 месяцев этого года на территории города произошло 7 преступлений, в которых участвовали 12 школьников (в прошлом году 10 преступлений – 11 школьников). Как сказала Татьяна Семенюк, без подробного анализа причин совершаемых детьми преступлений все предпринимаемые меры обречены на неудачу. Эффект, по ее мнению, будет лишь при условии жесткого контроля со стороны администрации школ над реабилитацией трудных подростков и их семей.
О том, какие формы занятости предлагаются степногорским школьникам, рассказывать можно долго. Но все они служат одному – всестороннему развитию личности учащегося.
Достижения наших ребят можно перечислять и перечислять. Например, по итогам республиканского конкурса сочинений и авторских стихотворений четыре произведения учащихся степногорских школ вошли в республиканский сборник. Победителями республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам стали ученицы ШГ №6 Гаухар Бисимбаева (учитель С.И. Зозуля) и Екатерина Звигинцева (учитель Г.Ф. Воеводина), ученица МШЛ №3 Анна Ксенофонтова (учитель С.А. Подманкова). На республиканской олимпиаде по прикладной экономике 2 место заняла ученица МШЛ №5 Мергуль Манап (учитель К.М. Аркенова). Победителями областного тура Президентской олимпиады стали еще два ученика ШГ №6 - Алексей Семакин (учитель А.В. Богатенкова) и Нурлан Наби (учитель А.Е. Кинцель). И это далеко не все.
Немалую лепту в творческое и физическое развитие степногорской ребятни вносят педагоги учреждений дополнительного образования: ДДТ, ПМЦ «Таншолпан», музыкальной и художественной школ, а также ДЮК «Батыр». Успехи воспитанников этих учреждений тоже весьма значительны. В республиканских чемпионатах у наших ребят 19 первых мест и 67 призовых, а в различных областных соревнованиях они заняли 85 первых мест и 151 призовое. И в каждую такую победу вложено немало души и труда степногорских педагогов.
А начинается все с раннего возраста - с детских садов, где создана целая система работы с одаренными детьми. По информации Татьяны Семенюк, с 2009 года в нашем городе реализуется целевая программа по развитию дошкольного образования. Каждый из городских детских садов имеет собственное направление в работе. В этом году дошкольные учреждения выпустили 272 ребенка, и, как было сказано на конференции, у маленьких выпускников отслеживаются стабильно высокие показатели по всем дисциплинам: развитию речи, обучению грамоте и письму, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром.
Но до сих пор еще не все городские малыши имеют возможность всему этому обучаться, поскольку серьезной проблемой остается нехватка мест в детских садах. Для того чтобы очередность хоть как-то сократить, за последнее время были открыты 3 мини-центра, группы предшкольной подготовки, группы развивающего обучения на базе ДДТ. Но, несмотря на принятые меры, удовлетворить спрос на места в дошкольных учреждениях пока не удается. В настоящее время детские сады и мини-центры посещают 1884 ребенка, что составляет 79,1% от общего количества детей в возрасте от 3 до 6 лет. На 1 августа очередь в дошкольные учреждения насчитывает 2475 ребенка (в прошлом году – 2900). Предполагается, что в ближайшие три года ситуация изменится к лучшему, так как уже в этом году планируется открытие еще двух классов на базе СШ №2 п. Бестобе и двух классов в п. Шантобе. Подготовлены документы на реконструкцию 1 этажа СШ №2 под мини-центр на 40 мест и реконструкцию детского сада в 5 микрорайоне, переданного в коммунальную собственность. Реализация этих проектов начнется в 2014 году. Такие планы не могут не радовать, так как количество малышей в городе неуклонно растет. Соответственно, растет и количество учащихся первых классов: в этом году первого сентября в школы города и поселков придут 1012 первоклашек.
 
Надежда КАХАНОВА
Просмотров: 1247 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar