Главная » 2010 » Август » 26 » Соловьиная ветка
14:37
Соловьиная ветка
Он не считал себя сентиментальным, но с особой теплотой говорит о городе. Ведь они почти ровесники. Родители строили город, и, как шутили друзья, мама родила его на строительной площадке. Жили и в Заводском, и в двухэтажных домиках первого микрорайона, потом получили хорошую квартиру…

Степногорцы любили свой город, гордились им, принимали активное участие в его благоустройстве, озеленении. Часто жильцы сами обустраивали свои дворы, озеленяли. Так появились топольки, сирень и акация и под его окнами, росли вместе с ним, стали его друзьями. Он ухаживал за ними, поливал, беседовал с ними. Ведь, как и все дети того времени, он ходил во многие кружки, посещал Дворец пионеров, закончил музыкальную школу по классу скрипки… Словом, времени свободного не было. Много времени занимали рисование и музыкальная. Тополек рос быстро, «перешагнул» их этаж, одной веткой забрался к ним на балкон, будто в дверь заглядывал. Мама шутила, что тополь следит за занятиями. На эту ветку садились воробьи, которых он подкармливал, чирикали. И чтобы хоть как-то разнообразить, скрасить долгие часы занятий музыкой, он представлял, что это поют соловьи, а он сам играет для публики. Эта тополиная ветка с душой срослась, и в семье ее прозвали «соловьиная ветка».
Мальчик превратился в обаятельного юношу, художника, скрипача и архитектора. Но уже настали годы развала великой страны, в родном городе архитектору строить было нечего. И вот уже второй десяток лет он гражданин Германии - хранит малую Родину в сердце и на картинах, которые пользуются спросом не только у бывших советских. Приехав на встречу выпускников института, он решил заехать дня на 2 - 3 в город детства, хотя родных здесь не осталось никого. Да и друзья разъехались.
- Какое впечатление от города? Эффект шоковой терапии. Город еще молод, но как-то скукожился, обрюзг, как гриб сморчок, опустел и оголился, облысел. Сначала я даже не понял, что случилось.
Как архитектор, могу сказать, что все пристройки - липучки к домам вдоль улиц портят внешний вид (кто во что горазд); грубо нарушены правила градостроительства, учитывающие и направление ветров, циркуляцию воздуха внутри кварталов, освещение и другие факторы. Похоже, это здесь никого не занимает. Все направлено не для удобства жителей, их здоровья, отдыха, не для сохранения красоты, кем-то созданной, индивидуальности ансамблей, а для сиюминутной выгоды владельцев. И в результате все говорит о безвкусице, низком уровне культуры. Главное, непонятно зачем. Можно это объяснить там, где нет места, где высокая плотность застройки. Но здесь, рядом, необозримые просторы, к тому же один район пустой! Организуйте дороги, транспорт и расширяйтесь. Похоже, вы скоро на кровле будете ставить бутики.
Возникает резонный вопрос: есть ли в городе главный архитектор, где он учился, неужели он давал разрешение на все это? Скажите, зачем легкая «сверкающая» конструкция из стекла (бывший магазин №20) превращена в неопределенного цвета приземистый курятник, с подслеповатыми отверстиями, претендующими на звание окон?
Или еще. Воздушный, ажурный, парящий ансамбль из стекла, металла и камня – торговый центр «Казахстан» - вызывал восхищение и уважение к проектировщикам. Что же стало с ним? Всякого рода «полипы» из решеток – оградок, киосков… Это чей же «полет фантазии» приземлился в виде брезентовой конюшни у входа в гостиницу?
И кого «осенила» сверхидея примата, превратившая чудо-цветок «Лотос» (ресторан) в мазанку-крепость, с отверстиями-бойницами? Наверное, для этого вырастили аппендикс-киоск «Цветы», чтобы закрыть произведение безвкусицы. А это было лучшее место города. Когда-то перед «Лотосом» был удивительной красоты цветник национального орнамента. Зачем здесь киоск? Уже если так хочется расположить здесь – сдвиньте к зданию почты, оставьте площадь открытой, возобновите цветник.
О цветочном оформлении города стоит сказать особо. Конечно, отсутствие цветов сейчас заметно. Но меня восхищало не изобилие цветов, а высокохудожественное цветочное оформление, где габитус, цветовые гаммы несли смысловую нагрузку, строго выдерживались пропорции золотого сечения. Все элементы рисунка были отточены, четкие линии, ни одного лишнего «мазка», будто картина на полотне. Тут уж во мне говорит и художник, и музыкант. А архитектура даже зеленого строительства - это застывшая музыка, искусство. Оно не терпит лишнего, фальши. И уж если изображался скрипичный ключ, то не у магазина, а у музыкальной школы; если на площади была ромашка (символ фестиваля молодежи), то ее пять лепестков, символизировавшие дружбу молодежи пяти континентов, имели и соответствующую окраску. Знаете, изобразить на цветнике бесформенную амебу не есть «красиво». К примеру, что может выражать цветник из смеси растрепанных, разных по сорту цветов у памятника павшим героям? Никому не взбредет в голову на картинах «Всемирный потоп», «Последний день Помпеи» изобразить весело скачущих людей?
Что вы, что вы, это не критика, я выражаю свое мнение, свою точку зрения. Не сравниваю с Германией - нельзя назвать даже пародией на дороги то, по чему движутся машины и люди. Как говорится, нет живого места, ямы да кочки. Или такой пример: зачем нужно было большим трактором копать неглубокую траншею вдоль домов 16 – 14 третьего микрорайона и полностью разрушить то, что вы называете «тротуаром», обезображивать траву с другой его стороны?
По городу масса раскопанных, незакрытых мест, что портит не только внешний вид, но и экологию, и самое печально то, что везде мусор. Создается впечатление, что все эти годы в городе не создавалось ничего, только разбивалось, копалось, разрушалось…
Как чувствует себя соловьиная ветка? Вы обиделись за столь резкую оценку города, вам неприятен разговор. Боюсь, но разочарую вас и здесь. Все как в детской песенке: «Срубили нашу елочку под самый корешок». Нет соловьиной ветки, срубили тополь… Да и кусты акаций… Говорят, указания «свыше», чтобы не страшно ходить было. Я не сентиментален, но, честно скажу, будто оборвали не только струны моей скрипки, а что-то в душе, оборвалась связь с городом детства. Помните, А. Фет выразил «неуловимые», «непрестанные» колебания, описывая жизнь птиц, деревьев, цветов, сравнивая с зыбкими душевными движениями человека? Город – живой организм с его дворцами, дорогами, деревьями, птицами… Это звено, частица храма, называемого природой. Нужно научиться считаться с законами природы. Иначе скоро исчезающие пустыри будут видеться репейным раем, хранителем ста чудес. Знаете, эта ветка была символом духовной стойкости, без которой трудно нам вдали от милой Родины, без нее сохнет и стынет всякая живая душа. Эту соловьиную ветку хранила моя душа, мои картины. Но город эту ветку не сохранил, убил… Простите и прощайте. Я тоже не тот. Назовите меня Вольдемаром Узельдингер.
Его стройная, почти двухметровая фигура быстро удалялась в сторону вокзала, а мне хотелось задержать каждого прохожего! «Остановись, гражданин, на мгновение, не проходи мимо… Ведь и небо, и земля, и дома, и асфальт, и птицы, и деревья, и даже лужа на дороге… - это все ищет созвучия в наших душах, любви нашей, защиты, бережного отношения. Это наша жизнь! И прежде чем срубить, сломать, уничтожить, подумай, что ты рубишь сук, на котором сам сидишь над пропастью. Обратись к себе, к другому! О, душа, сохрани соловьиную ветку!
Сейчас часто слышишь, что мир принадлежит уродливому, жестокому, плохому. Но мир зависит от нас. Не спеши, гражданин, оглянись - и природа сама напомнит тебе о красоте, о значении жизни на земле! Может, мы спиливаем как раз ту соловьиную ветку, которую бережно хранят городские деревья, никогда не слышавшие пения соловья… и наши души.
Может, наступило время оглянуться в спешке, в суете, притормозить деловой марафон и подумать: а что после меня? И … сохранить «соловьиную ветку». Ведь это не только деревья!

Разговор записала Антонина ПЛАТОНОВА
Просмотров: 956 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar