В имени нашего города, явственно звучит слово «степь».
Здесь, в казахстанской степи, называемой мелкосопочником, первостроители Степногорска в полной мере прочувствовали резко континентальный климат этого края, с критически низкими зимними температурами и снежными буранами и столь же запредельной жарой, сопровождающейся суховеями и пыльными бурями.
Сегодня, благодаря многолетней кропотливой работе жителей по озеленению улиц и микрорайонов, город похож на прекрасный степной оазис. Но так было не всегда. Многоэтажные железобетонные строения, растущие, можно сказать, «на глазах», в совокупности с «прелестями» климата, грозили превратить это место обитания в сущий ад. Именно поэтому озеленению города изначально придавалось очень большое значение.
И основной древесной культурой, призванной соперничать в скорости роста с домами, был выбран тополь.
Именно благодаря тополям, удалось в достаточно небольшой период времени создать в Степногорске определённый микроклимат, смягчающий суровое дыхание степи. «На перспективу» сажали берёзу, сосну. Высаживались также различные кустарники, засеивались газоны.
В молодом городе популярны были субботники, которые в обязательном порядке сопровождались высадкой деревьев вокруг новостроек. За каждым предприятием, школой, другими городскими подразделениями была закреплена определённая территория, на которой год за годом создавался свой участок общегородского сада.
Надо ли говорить, насколько трепетно относились новосёлы к зелёным посадкам? О том, что деревья – наши зелёные братья, нам твердилось с малых лет. Сломать ветку – было общепризнанным злодейством!
Надо сказать, традиции озеленения сохранились и по сей день. За последние годы, высажено огромное количество более ценных пород - сосен, елей. Однако гораздо большее количество древесной растительности произросло бесконтрольно, самосевом. Я говорю о сорных видах деревьев – клён, карагач.
И вот здесь воспитанное в нас бережное отношение к посадкам, закреплённое даже в местном законодательстве, неожиданно пришло в противоречие со здравым смыслом. Многие КСК на своей территории сталкиваются с проблемой произвольно, «не к месту» произрастающих деревьев, которые следовало бы убрать, но этого делать нельзя без особого разрешения властей. Это, соответственно, влечёт за собой определённую бюрократическую волокиту, и далеко не всегда такое разрешение можно получить. Насколько мне известно, за разрешением на порубку неотъемлемо следует обязанность высадить такое же количество саженцев новых деревьев, а на такие работы у КСК, очевидно, нет средств. И поэтому в городе продолжается не озеленение, а теперь уже хаотичная древесная вакханалия.
Силами города, конечно, проводится определённая работа – жёстко кронируются тополя, которые со временем стали не защитой, а просто бедствием для горожан: что значит только пора тополиного пуха, не говоря уже о затенении, когда ни в окна квартир, ни на газоны, где уже не растёт трава, не проникает достаточно солнечного света. Надо бы признать – тополя, как вид, выполнили свою функцию; это старые, больные деревья, которые в силу указанных причин, хрупки, ломаются ветром и в определённой степени представляют угрозу для людей, автомобилей. Не кронировать бы их надо (что решает проблему на 2-3 года и, очевидно, недёшево обходится городскому бюджету), а просто удалять, заменяя другими породами, тем самым вкладывая средства в будущее города-сада.
Выше я уже упомянул так называемые «сорные» породы деревьев. Они размножаются семенами, прекрасно прорастающими на следующий год где только возможно – особенно им нравится селиться по краям тротуаров, коренясь под бордюрами, где даже в жару может сохраняться влага. Растут также из-под фундаментов домов, лестниц, пандусов. С годами могучими корнями разрушается не только асфальтовое покрытие, но и железобетонные фундаменты приходят в движение!
Если в первый же год произрастания растение не удалено вручную (этого почему-то никто не спешит сделать), то через год-два его механическое удаление уже не даст результата: корневая система хорошо выдерживает потерю побегов и растение прорастает вновь и вновь. А запущенные деревья, которым по 5 лет и более, уже требуют вполне ощутимых затрат на удаление. Теперь, помножив эти затраты на то количество сорняков, которые заполонили городскую территорию, можно без преувеличения сказать, что ситуация вышла из-под контроля и требует радикального решения со стороны городского управления.
|