Главная » 2013 » Сентябрь » 14 » Сильная женщина (Максим БАЛУЕВ)
14:29
Сильная женщина (Максим БАЛУЕВ)
Наталью Курдюкову язык не поворачивается назвать инвалидом. Поражают та активность, с которой она берется за все дела, и ее безмерное жизнелюбие. Но что пришлось испытать женщине, вот уже больше двадцати лет прикованной к инвалидному креслу, чтобы найти свою дорогу к счастью?
 
От ненависти до любви к спорту – один шаг
 
Часть спортивных медалей, висящих на стене, Наталье пришлось убрать в шкаф. Она признается: чтобы вывесить все награды в ряд, не хватит и одной стены. Оставить пришлось самые важные и дорогие – в основном, с областных и республиканских параолимпийских игр. Где только не пришлось поколесить Наталье! Она, в составе областной сборной, без преувеличения объездила полстраны. Ловлю себя на мысли: не у каждого здорового такое количество медалей есть. И признаюсь собеседнице: «Я к стыду своему зарядку даже не нахожу времени». Наталья в ответ явно скромничает: «Честно говоря, мы, спортсмены-инвалиды, тоже все получаем, что называется, «от балды», потому что почти не тренируемся. Приехал на соревнования, занял призовое место – и прекрасно!».
Сегодня Наталья в буквальном смысле слова живет спортом. Трудно представить, но в школе она ненавидела физкультуру! Женщина признается, что за время болезни сильно поправилась, два года не вставала с кровати. И в конце девяностых, когда здоровье стало позволять, мама вытащила-таки дочь из дома. В городе как раз проходили областные соревнования. Спортсменки из Кокшетау предложили участвовать в гонках на колясках. Тогда Наталья, проехав с превеликим трудом стометровку, стерла пальцы в кровь. А потом втянулась. Чтобы были сильными руки, стала поднимать гантели и шутит, что у нее под кроватью целый арсенал этих спортивных снарядов. Но не только от сильных рук зависят хорошие результаты. «Область нам купила гоночные коляски, но они плохие. Наверное, самые дешевые. Рулевое управление не работает, переднее колесо было испорчено», - сетует Наталья. Коляски для повседневного передвижения намного лучше – они так называемые «активные». Стоит такая импортная коляска почти две тысячи долларов, поэтому ее Наталья бережет как зеницу ока. В целом же, считает собеседница, инвалидный спорт в Акмолинской области развит слабо. И если где-то в Павлодаре инвалиды специализируются на одном виде спорта и даже имеют личных тренеров, то на соревнованиях в Кокшетау гонки на колясках проходят прямо на проезжей части – в областном центре у них нет приспособленного стадиона с беговыми дорожками. Даже Степногорск в этом плане получше – у нас и стадион есть, и место для проживания спортсменов в спортинтернате.
Но больше всего Наталья любит пулевую стрельбу. Недаром в области она признана лучшим стрелком среди женщин-инвалидов. Не прочь поиграть и в настольный теннис. Но вот соревноваться Наталье практически не с кем. В инвалидный спорт не идут женщины, а остальным уже всем за сорок. «Молодежь не вытащишь! Я знаю, как это сложно – переступить через себя, чтобы в первый раз в инвалидной коляске даже просто на улицу выйти», - говорит Наталья.
 
«Дополнительный» груз
 
Однако мы проигрываем Кокшетау самым главным – отсутствием простейших благ для инвалидов. Вон в том же Кокшетау есть такси для инвалидов – машины с подъемниками, которые прямо в коляске поднимают человека в салон. Так тамошние спортсмены каждый день ездят на тренировки. Инватакси Степногорску, что называется, «не светит» - для этого в городе не достаточно инвалидов, считают чиновники. И тогда, чтобы хоть как-то выйти из положения, отдел соцзащиты купил обычную пассажирскую «Газель» для перевозки инвалидов. Как вспоминает Наталья, в машине пообещали сделать пандус, однако воз и ныне там. Приспособления для подъема в салон нет по сей день, поэтому, чтобы женщине забраться в машину, впереди ее подтягивают за руки, а сзади, смеется Наталья, подпихивают. Как вариант – заползать в салон на четвереньках. «Извините, но я ползать не буду!» – категорически отрезала Наталья. Так и приходится женщине тратиться на обычное такси, чтобы «выйти» в свет. Причем расходовать и так невеликие деньги, выделяемые на индивидуального помощника, коим является мама Натальи. При этом, каждый раз вызывая такси, Наталья предупреждает диспетчера о «необычном» пассажире и каждый раз опасается реакции водителей. Это сейчас таксисты нормально реагируют на ее недуг, а однажды водитель-хапуга попытался содрать с женщины дополнительную плату за перевозку инвалидной коляски. Молчать Наталья не стала, впрочем, как и платить зарвавшемуся таксисту деньги. «Это ведь мои «ноги», а не дополнительный груз!» - вздыхает Наталья.
 
Когда лифт в радость
 
К слову, как мы уже сказали, государство оплачивает индивидуального помощника инвалиду: зимой это два рабочих часа, летом – в два раза больше. Причем за расход этих денег инвалидов заставляют отчитываться ежемесячно. «Все прекрасно понимают, что это липовые отчеты. Инвалид не в состоянии каждый день куда-то выбираться! Нам нельзя писать просто «прогулка». А вы попробуйте в коляске просто прогуляться по нашему городу без посторонней помощи даже в добрые времена. Недавно вышли с мамой на рынок за продуктами, так я из-за ремонта дорог была вынуждена ехать по проезжей части! Вся надежда на то, что после ремонта станет лучше», - мечтает Наталья Курдюкова. Вот и приходится выдумывать «поводы» - походы в магазин, посещение культмассовых мероприятий, библиотеки, аптеки, парикмахерской, поликлиники... Кстати, парикмахер к Наталье давно приезжает и заодно стрижет маму и папу нашей героини. Регулярно приносят из городской библиотеки и книги. В стоматологическую клинику Наталья тоже выбирается по необходимости. «Однажды я сама приехала в клинику, меня осмотрели, назначили лечение. А потом пошли навстречу и сказали, что для осмотра врач будет приходить на дом», - рассказывает Наталья. А вот в поликлинику Наталья старается обращаться реже. Говорит, что однажды не дождалась помощи от участкового врача, когда прихватило почки. С того момента предпочитает лечиться сама, благо есть интернет и медицинский справочник под рукой. Да и совет друзей-инвалидов всегда приходится к месту.
Но каждый раз Наталья замечает, что по жизни ей встречается больше хороших, добрых людей, нежели плохих. И на пальцах, говорит женщина, можно пересчитать, когда ей отказали в помощи. «Странно смотреть на мужчин, которые убегают, говоря, что им здоровье не позволяет помочь мне», - говорит наша героиня. «А так даже бабушки старенькие помощь предлагают!» - радуется Наталья.
А помощь требуется часто. К примеру, когда женщина идет в ТЦ «Казахстан» и хочет подняться на второй этаж. Ступени, ведущие сюда, - непреодолимое препятствие для инвалида. «В советское время тут был лифт, но с переходом в частные руки все ликвидировали. А ведь что стоит предпринимателю установить один электроподъемник? Или хожу в аптеку «Три поросенка» – прекрасная аптека, но пандуса нет. Может, просто чаще напоминать о своей проблеме надо?» - задается вопросом Наталья.
Кстати, о проблемах. Каждый раз семья Натальи Курдюковой опасается за исправность лифта, который находится в подъезде. «Когда были перебои со светом, я поднималась на шестой этаж полчаса – и это не шутки. Мамина заслуга в том, что наш лифт работает. Это она последний раз бегала по квартирам и выбивала, вымаливала деньги на техосмотр, потом на ремонт. Кто-то открыто отказывал. А потом у меня не хватило терпения, и я пошла по соседям сама. И знаете, человек в инвалидной коляске действует куда внушительнее. Люди уже так просто не отказывали, а если не могли сразу отдать деньги – приносили потом. Слава Богу, лифт работает!» - говорит Наталья.
 
Инвалиды за «бортом»
 
Чем больше я общался с Натальей, тем больше удивлялся ее безграничным талантам. С детства она обожает читать – сказалось воспитание мамы-библиотекаря. Вот и сегодня в комнате у Натальи много книг, в том числе электронная. Но и это еще не все. Женщина умело вышивает крестиком, шьет мягкие игрушки, вяжет крючком… «Когда что-то новое вижу, я хочу этому научиться, а когда понимаю, что могу сделать это, – теряю интерес», - говорит Наталья.
А однажды свое хобби женщина захотела превратить в заработок, тем более ей предложила вязать за плату бывший руководитель городского общества инвалидов Наталья Усанина. «Я связала красивый свитер, а когда мне заплатили за эту ручную кропотливую работу копейки, то я отказалась. Ведь почти все считают, что лучше и дешевле купить в магазине», - сокрушается Наталья.
Вообще, все степногорские инвалиды не востребованы на рынке труда, считает Наталья Курдюкова. Местные предприниматели не заинтересованы в приеме на работу инвалидов. Если в других странах таким бизнесменам предоставляют налоговое послабление, то у нас в Казахстане нет никаких льгот для предпринимателей, устроивших на работу инвалида. Кроме того, необходимо обеспечить такого работника соответствующими условиями труда. Одним словом, расходов много, а выгоды никакой, считает Наталья. Единственный случай, когда один из членов общества шил дома рукавицы на заказ, но и это – временная работа. Другого источника дохода у инвалидов нет. «Лично у меня нет с этим проблем, так как нас трое пенсионеров в одной квартире. А вот одному жить очень сложно», - говорит собеседница. При этом инвалидам не предоставляют никаких льгот на лекарства или оплату коммунальных платежей. Все на общих основаниях.
 
Удача и везенье существуют!
 
Наталья Курдюкова ностальгирует по прошлым временам. «Это сейчас я знаю город похуже, что и где находится. А в детстве помню эти автоматы с газировкой, квасные бочки на улицах, дежурство школьников на выборах, книжные магазины…» - вспоминает Наталья. А ведь когда-то она окончила омский институт, защитила диплом и поехала по распределению в Тюмень, где успела отработать всего две недели. Произошедшее дальше Наталья Курдюкова не вспоминает, лишь говорит, что встретила на своем пути непорядочных людей. «И если бы я получила травму в нынешние времена, то я бы не знала, что делать. Лечение сейчас стоит огромных денег. А тогда мы летали в Новосибирск, в Целинограде нас встречали с самолета…» - говорит собеседница. Но даже тогда медики не давали прогнозов даже на то, что Наталья будет жить. Тюменские врачи, в руки которых попала 22-летняя девушка, отнеслись к своей работе халатно, видимо, поставив крест на пациентке. «Мы так и не нашли врача, сделавшего ту операцию, после которой у меня установленная конструкция в позвоночнике даже не была закреплена. Я не могла даже сидеть, просто лежала как квашня», - говорит женщина. Дефекты коллег исправлял уже новосибирский доктор, который после двух операций пообещал Наталье, что она обязательно встанет на ноги. Но вторую операцию медик сделать не успел – скончался после сердечного приступа. Другие врачи побоялись браться за операцию. Но даже при таком исходе дела Наталья благодарна медикам за то, что они дали возможность ей хотя бы сидеть и стоять. «Поэтому я считаю, что удача и везение все-таки существуют, а без желания ничего не достигнешь!» - оптимистично смотрит в будущее Наталья Курдюкова.

Максим БАЛУЕВ
Просмотров: 1134 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 Bosstanya74 • 10:20, 02.10.2013
Мне статья не понравилась, считаю, что журналист не должен выпускать статью, не показав ее хотя бы человеку, у которого брали интервью. Я считаю, что ее мысли и фразы были искажены и не закончены. Из-за чего и получилась такая (как может показаться) "обличительная" статья. А на самом деле журналист просто воспользовался моментом.
avatar
0
2 Admin • 12:47, 02.10.2013
Возражу вам как автор материала. Вы, наверное, заинтересованный человек, поэтому лично мне ваш комментарий кажется субъективным. Откуда вы знаете, что материал не был показан?
avatar