Главная » 2009 » Сентябрь » 10 » Родные чужие люди (Надежда КАХАНОВА)
11:09
Родные чужие люди (Надежда КАХАНОВА)
Кто из нас в молодые годы всерьез задумывается о собственной старости? Да, наверное, почти никто. А если вдруг шевельнется в голове какая-нибудь предостерегающая мыслишка, мы ее быстренько гоним прочь. Куда спешить? Мы же пока так молоды. До старости еще далеко. Как любила говорить героиня романа «Унесенные ветром» Скарлет О`Хара: «Я подумаю об этом завтра». А это «завтра», не успеешь оглянуться, вот оно, уже заглядывает через плечо. И думать о нем, готовиться к нему иногда бывает уже поздно.
 
Жили люди спокойно, работали честно на благо родной страны, были семьи, дети. О чем беспокоиться? Все предопределено. И вдруг – крах! Страна развалилась, деньги, что годами копили рублик к рублику, обесценились, дети разъехались искать счастья по разным городам и странам. И вот остались стареющие родители на обочине жизни в ожидании писем и звонков от родных с тайной надеждой на то, что вот устроятся дети и заберут их к себе. И хорошо еще, если хоть собственный угол есть. А то ведь многие побросали квартиры в поселках, где отключили свет, воду и тепло, заселились в пустующие городские квартиры, сделали ремонт на свои кровные, и только, кажется, жизнь начала налаживаться, как снова беда. Пока квартиры ничего не стоили, никто о них не вспоминал, а как только цены на квартиры подскочили, тут и появились хозяева. Плачь не плачь, а не твое – отдай. И снова пожилые люди оказались на улице. Куда идти? У кого просить помощи? Люди старой закалки привыкли верить властям и государству, вот и шли все в отдел социального обеспечения, там-то помогут, не бросят на произвол судьбы. И там, действительно, помогали. Тех, кто остался один и нуждался в помощи, брали под свою опеку, а тех, кто лишился квартир, устраивали в общежитие. Невелика радость на старости лет очутиться в общежитии, но это все же лучше, чем совсем ничего.
Поначалу с местами в общежитии проблем не было. Сегодня ситуация иная. В городе три общежития, и все они полностью заселены. Образовалась даже очередь, в которой ожидают свободного места 80 человек. И судя по тому, что за год было выделено только 20 мест, многим придется ждать еще несколько лет. Тем более что иногда места выделяются вне очереди - так называемым остронуждающимся гражданам, как, например, на днях была выделена комната женщине, которая жила в подвале школы вместе с двумя детьми. Ситуация в наше время дикая, тем более для такого, в общем-то, благополучного города, как Степногорск. И, конечно, в этом случае ждать 3 - 4 года нет никакой возможности. А пока бездомные пожилые люди кто снимает квартиру, кто живет у знакомых.
На сегодняшний день в общежитиях проживают 145 пенсионеров, 38 из них – инвалиды.
Чудовищно, но только 43 пенсионера не имеют родственников в городе. У остальных родственники есть, и даже самые что ни на есть близкие, но старики им не нужны. Все то, что должны были бы делать родные люди, делают для одиноких бабушек и дедушек люди чужие, за долгие годы ставшие уже роднее родных. Для стариков дежурные и коменданты общежитий помощники на все случаи жизни. И обустроиться помогут, и давление померяют, и «скорую» в любое время дня и ночи вызовут, да и просто посоветоваться в житейских делах всегда есть с кем. Сами «общежитские» пенсионеры друг за друга тоже душой болеют. Если утром кто-то долго не выходит из комнаты, идут проверять, все ли в порядке, может, помощь какая нужна. Дни рождения вместе отмечают. Крохотные комнатки стараются обставить по-домашнему. И раз уж живут в общежитии, то и называют себя «студентами», а пенсию свою – «стипендией», так приятнее.
Конечно, без помощи пожилые люди не останутся. Работники общежитий, от заведующих до уборщиц, делают для своих подопечных даже больше, чем положено по долгу службы. А кроме того, они находятся под присмотром сотрудников отдела занятости и социальных программ, которые обслуживают всех пожилых людей, нуждающихся в посторонней помощи, независимо от того, где они проживают, в общежитии или собственной квартире. И мало кто из них ограничивается утвержденным графиком посещений, потому что за 5 - 10 лет постоянного общения с этими людьми уже и сроднились как-то. Жалеют стариков. И давно уже делают то, что в их обязанности вовсе не входит. Например, консервируют для них овощи на зиму. А одна из сотрудниц социальной службы - Любовь Николаевна Демидова - даже организовала для своих подопечных занятия лечебной гимнастикой.
И все же… И все же, вспоминаю пожилых людей, с которыми встречалась и разговаривала в последнее время, и на душе становится как-то неуютно. Да, они живут среди людей, да, окружены заботой и вниманием, а все равно, по сути, это очень одинокие люди. Родную кровинушку никто и ничто не заменит. Вот и сидит в пустой квартире старый ветеран-инвалид, ждет, когда приедет сын из другого города навестить отца. Сын приезжает изредка… за деньгами. Пенсия-то у ветерана неплохая. А у многих дети в соседнем микрорайоне живут, да вот все нет времени к матери в общежитие забежать, заняты очень.
Еще более чудовищно, когда дети сами отдают родителей в дома престарелых. Как мне сказали работники одного такого импровизированного «дома престарелых», существующего в нашем городе: «Хорошую бабушку, да с хорошей пенсией, дети не отдадут». После сказанных в дополнение к этому слов, которые из этических соображений упущу, остается только догадываться, как к живущим здесь бабушкам относятся. Причем попасть в этот дом оказалось не так-то просто. Владелец заведения категорически отказался от разговора и не позволил посмотреть, как старушки устроены. При этом его работники в один голос заверяют, что у пожилых людей все замечательно, бабушки живут как на курорте. Тогда почему их надо охранять от посетителей? И почему в солнечный день ни одна из них не гуляла на улице? Мне рассказали, что, прежде чем принять новую жилицу, владелец дома выдвигает два условия: первое – приличная пенсия (старушка с маленькой пенсией его не интересует), вторая - доверенность на получение пенсии на его имя, документы, естественно, тоже перекочевывают в хозяйский сейф. С этого момента женщина поступает на полное обеспечение владельца дома. Так это или не так, выяснить мне не удалось именно потому, что владелец заведения не пожелал общаться с прессой и запретил это делать своим сотрудникам. В отделе занятости и социальных программ мне пояснили, что устраивать проверки они не имеют права, так как заведение частное, и где и на каких условиях жить - это личное дело тех самых бабушек. Но разве престарелые женщины, брошенные родственниками, не относятся к категории «незащищенных слоев населения», поддерживаемых государством? А если относятся, то социальные работники имеют полное право проверять их жилищно-бытовые условия. Вопросов в этом деле много. Будут ли на них ответы? Посмотрим.
А самый главный вопрос хочется задать родственникам тех стариков, которые живут и в этом засекреченном «доме престарелых», и в общежитиях, и одиноко сидят в пустых квартирах: «Спокойно ли вы спите, господа?». Плохими вы были детьми или хорошими, но вас родители вырастили, не отдали в детский дом. Теперь настала ваша очередь выполнить свой сыновний долг. И не мешало бы вам уже сейчас задуматься о собственной старости. Как поступят ваши дети со своими родителями, воспитанные на таком примере? И не вернется ли к вам через годы бумеранг равнодушия, запущенный сегодня вашими собственными руками?
 
Надежда КАХАНОВА
Просмотров: 1235 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar