Главная » 2024 » Февраль » 13 » Родина, честь, братство – вечные ценности Гамастинова (окончание). (Галия ХОЗИНА)
21:18
Родина, честь, братство – вечные ценности Гамастинова (окончание). (Галия ХОЗИНА)
Вместе весело шагать

по просторам!

- Тогда директор школы выступил с по­здравительной речью и сказал, что мы выросли и теперь должны помогать стар­шим. Меня выбрали первым комсоргом класса. Мы продолжали активно рабо­тать на благо школы, поселка. Также по­могали ветеранам войны, пенсионерам. Собирали металлолом, макулатуру.

И весело было, дружно. Это же не один класс, а вся школа сообща рабо­тала. Идешь по улице, видишь - железка валяется. Обязательно постучишь в со­седний дом, выяснишь, нужна ли она хо­зяину, – вдруг у человека на этот металл свои планы. Если дали добро – доволь­ные тащим его на металлолом.

Каждая семья в поселке выписывала периодику. К примеру, только в наш дом еженедельно приходило 5-6 изданий. Обязательно «Комсомольскую правду», «Знамя Родины», журналы выписывали. Ходили по домам, собирали макулату­ру. Вырученные деньги себе не брали. К примеру, в фонд голодающих в Африке или на другие глобальные нужды отсыла­ли. И были так горды: мы помогли детям Африки или Вьетнама!

- В совхозе был свой пионерский ла­герь «Сосновый бор». Во время летних каникул мы без дела не сидели. До обе­да трудились – высаживали деревья, по­лоли лесополосы, собирали макулатуру, металлолом, помогали пожилым людям. Нас в обед кормили. А после обеда мы занимались организацией культурно- массовых, спортивных мероприятий.

Проводили конкурсы рисунков, устра­ивали концерты, театральные постанов­ки, танцы. Работа пионерского лагеря продолжалась с мая и до самого начала школьных занятий. Помню, еще давали нам в полдник чай, компот либо кисель с пряниками, булочками. Нам очень нра­вилось. Вечерами возвращались домой. А там ждали обязанности, которые ни­кто не отменял. Опять скот, опять огород, двор, баня и прочие домашние дела.

Родительский дом

- Мой отец, Галимжан Мухамедович, был почетным лесорубом, - делится с нами подробностями семейной истории собеседник. – Он пятилетний план вы­полнял за 2 года. Коэффициент его дей­ствий равнялся 438%! Никто не мог его обогнать по этим показателям. Его фото­графия висела на Доске почета не только района, но и области. Ему вручили орден Трудового Красного Знамени и почетную грамоту от президиума Казахской ССР, неоднократно поощрялся премиями. Отец прожил 82 года.

Мама, Минисагида Хазиевна, прожила 86 лет. Расскажу историю их знакомства. Отец в силу возраста не попал на фронт. Когда ему исполнилось 18 лет, война уже закончилась. И он отправляется в Кара­ганду добывать уголь – страна нужда­лась в топливе. Отучившись полгода в ФЗУ, отец стал проходчиком карагандин­ской шахты им. Ленина, где проработал 11 лет в тяжелых условиях.

Но его тянуло в Кенес. Как раз насту­пил зрелый возраст, пора было обзаво­диться семьей. И отец в отпуск отправил­ся в Татарию на поиски невесты. В клубе на танцах под гармошку он присмотрел мою маму. Они приглянулись друг другу. Отец вернулся в Караганду, год они с ма­мой переписывались. И, когда наступил очередной трудовой отпуск, вновь поехал в Татарию с намерением просить руки моей матери. Но вот незадача! Отец бу­дущей супруги был не против. А мать, то есть потенциальная теща, встала в позу. Не пущу, говорит, мою единственную доч­ку в неведомый Казахстан - и точка!

Заперла мою маму под замок: пока же­них не уедет к себе в Казахстан, из дому не выйдешь! Но тут подключились под­ружки, дяди, тети. Как-то сговорились, решили помочь молодым воссоединить­ся. Отец решил мою маму украсть. Не­веста была готова. Как только бабушка отлучилась в баню, мама с чемоданом уже была в машине ГАЗ-51 и мчалась в районный центр вместе с любимым на­встречу своему семейному счастью!

Что поделать? Поплакала бабушка, конечно. Но смирилась и благословила молодую семью. Так моя мама, ни слова не зная по-русски и по-казахски, отправи­лась в чужую страну по велению сердца. Это был 1953 год.

В совместном браке родились дочь Сания, сын Рашид и младший Салихжан.

- Я всегда знал, что мне, как млад­шему, положено отвечать за родителей, - говорит Салихжан Галимжанович. – И до последних их дней я следовал этому завету. За десять лет до ухода родите­лей из жизни я перевез их в Степногорск. Они пожили в хороших, комфортных ус­ловиях. Город есть город. Медицинская помощь, продукты здесь в свободном до­ступе. Опять же, печку топить не надо.

Пришло время, и они ушли в мир иной. Нет в живых и сестры Сании, брата Рашида. Из большой семьи Гамастиновых остались только мы с дядей Амиржаном. Он уже ста­ренький, и все полномочия, как старшего в роду, теперь возложены на меня.

- На сегодня наш клан насчитывает 128 человек, - обращает внимание Са­лихжан Гамастинов. - На городском клад­бище похоронены 26 наших родственни­ков. Все вопросы решаем сообща. Меня, как старейшину, приглашают для обсуж­дения вопросов свадеб, похорон, каких- то мероприятий. В каждой семье бывают радостные и не очень события. Иногда нужно просто позвонить по телефону, уз­нать, как дела, как здоровье. Спросить, нужна ли помощь. Это тоже очень важно.

«Никто кроме нас!»

- До 7 класса я мечтал быть летчи­ком, - признается Салихжан Галимжа­нович. – Как Юрий Алексеевич Гагарин. Это был наш идеал. С друзьями решили поступать в летное училище. Я сообщил об этом родителям. Они опешили: «Ты, что, нас бросаешь? А кто будет о нас за­ботиться?» И я подумал, что они правы. А у меня уже документы собраны, меди­цинский осмотр наполовину пройден. Я на тот момент уже старостой класса был. Собрал товарищей и говорю: не могу в летчики пойти по семейным обстоятель­ствам. Ребята, конечно, расстроились.

И пока они переживали, на экране ки­нотеатра в 1977 году выходит двухсерий­ный фильм «В зоне особого внимания». Советский «блокбастер» про десантуру. Это было нечто. На большом экране кру­тили кино про то, как во время военных учений в тыл «врага» направляются три диверсионные группы с заданием захва­тить замаскированный командный пункт «противника». Срок выполнения задания - двое суток.

Выполняя задание, десантники наты­каются на убитого мужчину и раненую женщину - жертв нападения банды во­оруженных преступников-рецидивистов, сбежавших из колонии усиленного режи­ма. Герои фильма ловят беглых заклю­ченных и обезвреживают их.

- Тогда все мальчишки захотели стать десантниками. Уже Гагарин отошел на второй план. Три раза в день кино крути­ли. И на все три сеанса мы бегали. Наи­зусть слова героев знали, их жесты, их манеру общения, как они вели рукопаш­ный бой. Все! Мы отныне десантники! – с улыбкой вспоминает Салихжан Галим­жанович. – Стали искать информацию, читать книги, журналы про десантников.

Салихжан Галимжанович мечтал стать учителем физкультуры и военного дела, как любимый преподаватель и классный руководитель Тлеугабыл Мукаевич Сма­гулов:

- По пяти видам спорта я имел разря­ды. Играл в футбол, волейбол, баскет­бол. Занимался бегом и легкой атлети­кой. Отстаивал честь школы на соревно­ваниях любого уровня. И мечтал связать свою жизнь с педагогикой, со спортивным и военно-патриотическим воспитанием детей.

Но у отца были другие планы. Он хо­тел, чтобы я стал инженером. Перечить мне не приходилось. Отправились в Ка­раганду с отцом поступать в политехни­ческий институт. 12 человек на место! Сдал экзамены хорошо. Две пятерки и две четверки. Но не прошел, так как кон­курс был большой. В душе, честно ска­зать, обрадовался. В семье было при­нято решение, что я полгода до армии поработаю, отслужу и потом поступлю в институт.

Вернулся в Кенес. В декабре мне при­ходит повестка из военкомата. Я уди­вился: неужели в армию уже забирают? Явился в военкомат, а мне говорят: мы готовим тебя в воздушно-десантные во­йска. Как я обрадовался! Оказалось, военкомы ознакомились с моей харак­теристикой, учли мои спортивные дости­жения, физическую подготовку, успехи в учебе и комсомольской работе. Отец – передовик производства, мама – депутат сельского совета. Положительная харак­теристика, одним словом. И в числе 15 ребят из района меня отправили на спе­циальные учения в Целиноград. Получил третий разряд по прыжкам с парашютом, прошли мощную подготовку.

«Афганистан живет

в моей душе»

- И вот наступила весна 1981 года. Успешно прошел медосмотр. Отгуляли проводы, отправился служить, – расска­зывает Салихжан Галимжанович. – Во­йна в Афганистане уже шла. Мы знали, что погибли ребята из Степногорска, из Алексеевки. Но никто не думал, что я по­паду именно туда. Хотя командование, конечно, знало. Все наши 15 ребят встре­тились в военкомате. Лежим там сутки, двое. Никто за нами не приезжает, нет наших «покупателей».

На третьи сутки к военкомату подходят два десантника: под два метра ростом, сержант и капитан. Мы поняли, что это за нами. За два часа оперативно собрались и отправились. Куда? В 103-ю гвардей­скую Витебскую дивизию. Там мы узнали, что вся наша дивизия находится в Афга­нистане…

- Сначала оторопели, - признается Салихжан Галимжанович. – Но потом со­брались и решили: выживем. Верили в своих командиров, в то, что нас хорошо подготовят. Полгода готовились в учеб­ном центре. Ни дня не было, чтобы мы не стреляли. Утро начиналась с легкой разминки – 10 км бега в одну сторону и 10 км в обратную. Серьезная подготовка проводилась. Помимо всего прыгали с парашютом.

Настало время отбытия в Кабул. В Витебске снег по колено, в Кабуле +25 градусов. Чужая страна. Непривычные краски, запахи, речь. Я попал во вторую роту. Дембели учили нас воевать. Пото­му что стрельба по живому человеку от­личается от учебной. В книгах написано все верно, но там нет информации, как уворачиваться от пуль, как прятать в за­саде голову поглубже, чтобы не снесло череп. Как не дрогнуть, убивая живого человека…

Салихжан Гамастинов участвовал в 24 боевых операциях в Афганистане. При­нимал участие в спецоперации в Пан­джерском ущелье, где получил осколоч­ные ранения и мощный удар взрывной волны. Спас бронежилет. Две недели пролежал в кабульском госпитале и вер­нулся к службе. За боевые заслуги на­гражден орденом Красной Звезды, меда­лями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

После возвращения к мирной жизни осуществил мечту, окончил факультет физической культуры Целиноградско­го пединститута и вплотную занялся военно-патриотическим воспитанием молодежи. Он счастлив в браке с су­пругой Алисой, воспитал дочь Алину и сына Вильдана, радуется появле­нию долгожданного внука. На следую­щей неделе возглавляемому им клубу «Гвардеец» исполнится 35 лет. Но об этом мы расскажем в следующих пу­бликациях, как и о службе в Афгани­стане, о которой Салихжан Галимжа­нович может рассказать еще многое.

Просмотров: 124 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar