Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан
На протяжении веков регион Центральной Азии выступал как единое геополитическое и духовное пространство, обладающее значительными природными ресурсами, мощным человеческим капиталом, богатым культурно-историческим наследием.
Начало формы
I. ОБЩНОСТЬ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ
Симбиоз кочевого и оседлого укладов жизни стал не только основой хозяйственной системы региона, но и предопределил формирование собственной политико-правовой культуры, своей системы ценностей, которая отличалась высокой степенью толерантности и устойчивости ко всевозможным переменам. На просторах Центральной Азии создавались и распадались империи, эволюционировали политические и экономические модели, но неизменно сохранялась своя уникальная идентичность. Испокон веков наши народы гармонично взаимодействовали с различными цивилизациями.
Именно благодаря этому регион играл ключевую роль в истории Великого Шелкового пути и большой Евразии в целом, сохраняя при этом свою этнокультурную и духовную самобытность.
На этапе новейшей истории развития наши государства прошли через многие испытания и трудности. Пессимистические прогнозы о том, что центральноазиатские республики пополнят группу так называемых «несостоявшихся государств», или failed states, не подтвердились.
Государства региона доказали свою состоятельность и заняли достойное место в международном сообществе.
Благодаря единству и мудрости наших народов мы укрепили свою территориальную целостность, свободу и независимость.
Не будет преувеличением сказать, что сегодня у каждой страны региона накоплен собственный уникальный опыт государственного строительства, развития рыночной экономики, восстановления культурного наследия, формирования национальной идентичности.
Модернизированы общественные и государственные институты. Созданы развитая инфраструктура и промышленность, проложены тысячи километров новых железных и автомобильных дорог, построены важные социальные объекты. Наш курс на открытость и обновление обеспечил поступательный рост национальных экономик и интеграцию в мирохозяйственные отношения.
Планомерное развитие систем образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения привело к существенному улучшению социально-экономического положения населения.
Межгосударственные отношения внутри региона также претерпели кардинальные изменения. Между странами был налажен конструктивный двусторонний и многосторонний диалоги на всех уровнях, развивается взаимовыгодное сотрудничество.
Принципиальное значение имеет прогресс в урегулировании проблемных вопросов, которые раньше нередко приводили к противоречиям, препятствовали всестороннему развитию региональной кооперации.
Высокой оценки заслуживают успехи в поиске взаимовыгодных решений в водно-энергетической сфере. Создаются благоприятные условия для поэтапного продвижения вопросов делимитации государственных границ, совершенствования работы пограничных пунктов пропуска, расширения транспортного сообщения, запуска новых маршрутов и облегчения взаимных поездок граждан.
Последовательный и необратимый характер приобрели процессы сближения, направленные на объединение усилий во имя обеспечения долгосрочной безопасности и процветания региона.
Сегодня взаимоотношения между пятью государствами вышли на уровень углубленного стратегического партнерства и союзничества, наполненного конкретным содержанием как в политической, так и в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах.
Государства Центральной Азии смогли выработать свою прагматичную стратегию внешнеполитических взаимоотношений, которая создала стабилизирующий баланс межстрановых и межрегиональных интересов, позволила нам стать полноправными участниками глобальных процессов.
«Центральноазиаты», укрепляя статус миролюбивых государств, активно продвигают свои идеи и проекты в многосторонних структурах, являются учредителями таких успешных и влиятельных организаций, как СНГ, ШОС, СВМДА, ОЭС, ЕАЭС, ОТГ и другие.
Все это позволяет с уверенностью говорить о «центральноазиатской пятерке» как о группе стабильно развивающихся и самодостаточных стран в самом сердце Евразийского континента.
Нет сомнений в том, что общее историческое прошлое, многовековые традиции дружбы и добрососедства и далее будут служить незыблемой основой для сближения наших братских народов.
II. РОЛЬ РЕГИОНА НА НОВОМ ВИТКЕ РАЗВИТИЯ
Благодаря своему географическому расположению государства и народы Центральной Азии на протяжении веков содействовали взаимному культурному обогащению и налаживанию межцивилизационного диалога на континенте. Вносили весомый вклад в дело сохранения мира и взаимопонимания. Сегодня Центральная Азия продолжает успешно выполнять эту благородную и ответственную миссию.
Наши государства придерживаются схожих взглядов по таким вопросам, как глобальное устойчивое развитие, обеспечение всеобщей безопасности и стабильности, оказывают друг другу поддержку в рамках региональных и международных структур, выступая соавторами важных резолюций Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.
О повышении политического веса Центральной Азии как субъекта международной политики говорит также появление новых диалоговых площадок в формате «ЦА плюс».
К настоящему времени состоялось девять саммитов и встреч на высшем уровне в данном формате. За последние два года проведены первые саммиты «ЦА – РФ» (Астана), «ЦА – КНР» (Сиань), «ЦА – США» (Нью-Йорк), «ЦА – ФРГ» (Берлин), две встречи глав государств ЦА и Европейского союза (Астана, Чолпон-Ата), первый саммит «ЦА – ССАГЗ» (Джидда), а также «ЦА – Индия» (в онлайн-формате). В этом году в Астане пройдет первый саммит «ЦА – Япония».
Отмечаем, что интерес к взаимодействию в данном формате проявляют и другие страны, а также международные организации. Таким образом, сделан важный шаг к закреплению субъектности региона на мировой арене.
Вектор развития Центральной Азии – приверженность традиционным ценностям вкупе со стремлением к модернизации и передовым знаниям. Это делает наш регион самодостаточным и влиятельным участником обновляющейся международной системы. Сегодня мы нацелены на укрепление своей роли как евразийского эпицентра международных геополитических и геоэкономических преобразований.
Растущий экономический вес, открытость к инновациям и интеллектуальный потенциал создают предпосылки для трансформации региона в один из драйверов современного мироустройства. Тем более, что для этого у наших государств есть все ресурсы и возможности.
Особого внимания заслуживает консолидация усилий в рамках совместного участия в региональных проектах с внешними партнерами для всестороннего продвижения общих позиций на диалоговых площадках.
Убежден, настало время для позиционирования Центральной Азии не только в качестве связующего звена между Азией и Европой, но и как отдельного регионального актора международных отношений, способного стать новым центром глобального притяжения.
III. НОВЫЙ ФОРМАТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Очевидно, что ближайшее десятилетие станет определяющим для нашего региона, и только от нас самих зависит, насколько эффективно мы воспользуемся этим историческим шансом.
В условиях глобальной геополитической турбулентности мы сформировали в регионе пространство доверия и общей неделимой безопасности, устранили барьеры, препятствующие региональной кооперации, создали фундамент для выведения нашего многогранного сотрудничества на качественно более высокий уровень.
Казахстан установил союзнические отношения с Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, планомерно расширяет стратегическое партнерство с Туркменистаном.
О стремлении наших народов к сближению также свидетельствует интенсификация контактов практически на всех уровнях. Взаимные визиты и встречи глав государств носят регулярный характер, что придает импульс углублению межпарламентских, межправительственных и межведомственных связей.
Активный политический диалог и добрая воля стали важнейшим консолидирующим фактором в развитии пятистороннего взаимодействия.
Государства региона сформировали уникальный центральноазиатский формат сотрудничества, основанный на таких фундаментальных принципах, как взаимное уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности, мирное разрешение возможных разногласий.
Состоялось пять Консультативных встреч глав государств Центральной Азии: в Астане, Ташкенте, Туркменбаши, Чолпон-Ате, Душанбе. Их итоги, без преувеличения, углубили и расширили региональную кооперацию, вывели ее на беспрецедентный уровень, придав интеграционным процессам поступательный, системный и, самое главное, непрерывный характер.
На первой встрече в Астане в 2018 году были определены магистральные направления взаимодействия пяти стран региона. По ее итогам активизировались контакты в области обеспечения региональной безопасности.
В ходе второй встречи в Ташкенте в 2019 году лидеры Центральной Азии выступили с рядом далеко идущих инициатив по продвижению региональной кооперации. В частности, Казахстан выступил с инициативой о необходимости подписания Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке и проведения регулярных встреч секретарей советов безопасности стран региона. Важным итогом, несомненно, стало принятие Регламента проведения саммитов.
Весьма насыщенной стала повестка третьего саммита в Туркменбаши в 2021 году. Главами государств были инициированы созыв Межпарламентского и Молодежного форумов, создание Делового совета. Знаковым стало утверждение символики Консультативных встреч.
Главными политическими итогами четвертой встречи в Чолпон-Ате в 2022 году стали начало процедуры подписания пятистороннего Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке, а также утверждение Программы «Зеленая повестка» для Центральной Азии и Концепции взаимодействия в рамках многосторонних форматов.
На юбилейной пятой встрече в Душанбе в 2023 году был сделан первый шаг на пути к институционализации формата Консультативных встреч глав государств Центральной Азии. Лидерами стран было принято решение учредить Совет национальных координаторов (по делам Консультативных встреч глав государств Центральной Азии).
На полях шестой Консультативной встречи в Астане дальнейшее развитие получит проведение встреч руководителей транспортных ведомств, состоятся первая встреча министров энергетики, а также совещание министров и ответственных лиц по вопросам СМИ и информации государств региона.
В целом регулярные встречи на высшем уровне придали значительный импульс совместной работе по всем направлениям. Прежде всего этому служит принятие «дорожных карт» по развитию регионального сотрудничества, в которых закладываются мероприятия по укреплению практического взаимодействия.
Как следствие, в регионе значительно активизировались торгово-экономические и деловые связи.
За короткий по историческим меркам период Центральная Азия превратилась в пространство взаимовыгодного сотрудничества с динамично развивающимся торговым, инвестиционным и транспортно-коммуникационным потенциалом.
За последние пять лет (2018–2023 годы) объем взаимной торговли увеличился практически в два раза – с 5,7 млрд до 11 млрд долларов. По итогам прошлого года внутренний товарооборот вырос практически на 25%. При этом торговля Казахстана со странами ЦА в прошлом году выросла на 26,8%, достигнув отметки в 8 млрд долларов.
Совместные крупные проекты приносят не только ощутимую пользу их участникам, но и меняют всю конфигурацию экономики Центральной Азии.
Важным направлением сотрудничества является развитие в приграничных районах сети торгово-логистических и промышленных хабов, которые могут стать новыми драйверами взаимной торговли и совместной инвестиционной деятельности.
Стратегическое значение приобретает реализация транспортно-логистического потенциала наших стран. Эта сфера призвана стать новой опорной точкой для стремительного развития региона.
Большое внимание уделяется созданию совместных предприятий в сферах промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и цифровизации, которые выступают локальными точками роста. Важным шагом в этом направлении станет утверждение в этом году Плана действий по развитию промышленной кооперации государств Центральной Азии.
|