В минувшую субботу из городской больницы поступил тревожный сигнал – сюда доставили четырехмесячную девочку Полину, от которой якобы отказались родные. Спустя пару часов после того, как ребенка положили в педиатрическое отделение на обследование, корреспонденты «Престижа» разыскали мать девочки и выслушали ее версию произошедшего.
Маленькую Полину после поступления в ЦГБ незамедлительно осмотрел детский доктор, который в целом отметил, что ребенок незапущенный, внешне негрязный и неголодный, хотя и одет не очень хорошо. Сама девочка сначала во весь беззубый рот улыбалась медикам, а потом, почувствовав пристальное внимание со стороны окружающих, смутилась и заплакала. Планировалось, что девочка проведет в ЦГБ немало времени, пока не выяснятся все обстоятельства того, как она здесь оказалась. По горячим следам специалисты отдела опеки, которые вместе с полицейскими забрали ребенка у сердобольных соседей, рассказали нам, что матери девочки, Ирине Васильевой, нет еще и двадцати лет и что она отправила собственную четырехмесячную дочь к свекрови, проживающей в селе Азат (бывший Ивановский). К слову, отец девочки Алексей Петров в свидетельстве о рождении дочери записан лишь со слов самой Иры. И все бы ничего, но спустя несколько дней свекровь почему-то отправила ребенка обратно к матери. И уже вторая бабушка, мама Ирины Васильевой, легко отказалась от внучки, которую на время приютили соседи. «Будем однозначно готовить документы для направления Полины в дом малютки, - сообщили представители отдела опеки. – Сама мать так и не объявилась, теперь ее ищет полиция. В 2013 году у нас было трое таких новорожденных отказников».
Через час мы, не хуже полиции, в селе Карабулак, где живет мама девочки, уже сами разыскивали ее. Дом Васильевых здесь знают все, поэтому мы без труда его нашли. Знают, скорее всего, не с самой лучшей стороны. Покосившаяся калитка и старый забор выдают образ жизни хозяев. На приветствие из дома никто не вышел. Заходим внутрь и видим бедное убранство небольшой комнатки, в доме пахнет чем-то прелым и сырым. Навстречу нам вышла женщина средних лет.
- Вы бабушка Полины? Вы в курсе, что ребенка у вас забрали?
- Ну и что? – в отчаянии отрезала женщина и сходу поведала свой рассказ. – Все случилось потому, что свекруха слишком умная оказалась! Моя дочь по вине собственного мужа оказалась в тяжелом положении – ему надо было работать, а не сидеть на моей шее. Саша, муж моей дочери, в шахте где-то работает, но никаких денег нет. Я его умоляла одуматься, а он мне: «Теща, не лезь, не твое дело!». Дочь попросила свекруху посидеть с маленьким ребенком какое-то время. Я этого не могу делать – на моих руках муж-инвалид и старший двухлетний сын дочери от другого брака. И свекровь тоже не захотела сидеть с внучкой. Они с нами даже родниться не собираются – в глаза их не видела.
- Вам не жалко ребенка, что ее забрали как отказника?
- Скажите свекрухе спасибо! Она механизм этот запустила.
- А дочь ваша не работает?
- Нет, конечно. Никогда мне не жаловалась на жизнь, никогда ничего мне не рассказывала: «У меня все нормально, мама». А я-то вижу, что муж ее не работает, хотя мой родной сын в «Водоканале» пашет как лошадь и мне с отцом помогает. Почти всю зарплату мне отдает. А сижу я с инвалидом уже год – допился муженек мой, инсульт. Сейчас даже не говорит, лежит.
Вскоре к нашему разговору присоединилась и Ирина, мать брошенной девочки.
- Твоя дочка сейчас в больнице одна лежит, тебе не жалко? Почему не едешь туда?
- Свекровка ее туда сдала, пока я сама была в больнице – делала аборт. Куда нам третьего ребенка? После аборта я еле ходила, у меня еще болячку какую-то врачи нашли, вот я и попросила мужа отвезти к своей матери Полину. А они взяли и обратно привезли ребенка в город и сдали – я просто не успела из Карабулака быстро приехать и не допустить этого.
- Вам ребенок нужен?
- Конечно, нужен. Напишу заявление в полицию на свекровь, что сдала ребенка моего – я от нее не отказывалась! Вечером позвоню мужу, чтобы приезжал. Сейчас он в шахте, вечером вылезет.
Ира поникла, в ее глазах читался страх.
- Вы почитайте смски в моем телефоне, свекровь сказала, что морду мне набьет, если встретит. Вот я и побоялась приехать туда и забрать дочку, попросила самих привезти Полину сюда.
А уже в понедельник она вместе с мужем Алексеем приехала в городскую больницу, чтобы навестить дочку. Главврач ЦГБ Асхат Махатов пошел в этом вопросе дальше – предложил матери находиться с ребенком рядом, пока девочка проходит обследование. Медики даже предложили Ире взять в больницу и старшего ребенка. Свидание родителей и Полины длилось всего несколько минут. За это время нам удалось от врачей узнать, что девочка после поступления в отделение сильно плакала, пока ей не почистили ушки – они были в запущенном состоянии. Ребенка накормили, и Полина проспала подряд шесть часов. А еще, по словам медиков, у ребенка подозревают порок сердца, что еще предстоит выяснить. Но, несмотря на все, Ира отказалась ложиться в больницу к дочери, как ни упрашивал ее гражданский муж Алексей. Выйдя из отделения, девушка расплакалась:
- Находясь не в больнице, я быстрее заберу свою дочь домой.
Спустя полчаса мы стояли в кабинете начальника отдела образования Татьяны Семенюк, которой подчиняются специалисты отдела опеки и попечительства. Чиновники от образования попытались выяснить, что же привело семью к такой печальной ситуации. Пытались и вразумить молодую мамашу, однако получасовые увещевания не помогли. Начальника отдела образования удивил отказ матери лечь в больницу со своей дочерью.
- Значит, вы и дальше не собираетесь за ребенком ухаживать и воспитывать его? - сделала выводы Татьяна Семенюк.
Но девушка в слезах призналась: боится, если ляжет в больницу, что там ее детей попросту заберут.
- Я когда первого сына родила – мне сказали написать отказ. А потом пришла богатая разодетая женщина на него смотреть! – сказала Ирина, явно не разбирающаяся в юридических вопросах.
Но эти аргументы девушки поставили под сомнение. По словам Татьяны Семенюк, на ее памяти есть ситуации посложнее, чем у Васильевых, но молодые родители легко справляются с ними. К примеру, она рассказала о детдомовце, жена которого была лишена родительских прав. А молодой отец, не боясь физического труда, работает на базаре грузчиком, чтобы обеспечивать своих детей.
Теперь за семьей Васильевых будут пристально наблюдать и отдел образования, и полицейские.
- Сейчас проведем обследование ваших жилищно-бытовых условий, узнаем, как планируете дальше содержать ребенка, - поделилась планами начальник отдела образования Татьяна Семенюк. – И если условий для нормального воспитания девочки так и не появится, то по закону вас могут ограничить в родительских правах на шесть месяцев. Но имейте в виду, что второго ребенка это тоже коснется. И если вы не приложите никаких усилий, то в конечном итоге вас лишат родительских прав. Прошли те времена, когда прав лишали только потому, что мать – алкоголичка. А если завтра с вашими детьми что-то случится? Согласно Кодексу «О браке и семье» родители в равной мере несут ответственность за своих несовершеннолетних детей. Но если ваш супруг до сих пор не установил отцовство, то вся ответственность лежит, прежде всего, на тебе, Ира.
Что касается отцовства, то Алексей и рад быть записан в свидетельстве о рождении папой, вот только у него самого нет никаких документов – якобы он их потерял. Как удается Леше несколько месяцев подряд ездить в командировки, покупать билеты и работать – тоже непонятно. Молодая мама, в свою очередь, до сих пор не оформила детское пособие, так как у всего семейства Васильевых отсутствует прописка в Карабулаке. Их старый дом до сих пор числится за бабушкой, которой давно уже нет в живых, – отсюда и все проблемы с документами. Хотя что-то подсказывает мне – было бы желание.
- Конечно, мы подключим акимат, чтобы вам помогли продуктами, оказали социальную помощь, устроили старшего сына в садик, но поймите – все единовременная помощь! – пытается объяснить молодым людям Татьяна Семенюк.
- А я, что ли, муж, чтобы зарабатывать деньги? – срывается на плач Ира и поворачивается в сторону Алексея. – Он год не работал! Мы жили на деньги моего первого мужа.
К слову, первый муж Ирины – бывший детдомовец и сейчас живет в «Жастаре». Но и он, судя по всему, не особо интересуется судьбой своего сына.
Скорее всего, когда выйдет эта публикация, маленькая Полина уже будет находиться дома с матерью. Но дальнейшая судьба ребенка так и остается неизвестной, хоть Ирина и полна оптимизма на этот счет – она считает, что сможет достойно воспитать свою дочь. Но на кого опереться молодой маме? На собственную мать, которая так хладнокровно сдала внучку государственным органам? Или на свекровь, которая, как удалось узнать, не считает Полину родной внучкой – думает, что мать девочки «нагуляла» ее с первым мужем? И что мешает молодому супругу Марии скорее оформить свои документы и устроиться работать официально в самом Степногорске, а не ездить вахтами? В конце концов, что мешает паре бесконечно не плодить детей и предохраняться доступными средствами, благо денег на это много не требуется? Пока в этой истории больше вопросов, нежели ответов. И самым главным ее участником, как ни крути, является несчастная четырехмесячная Полина, которую мне больше всех жалко.
Максим БАЛУЕВ,
имена и фамилии героев по этическим соображениям изменены
|