Главная » 2022 » Ноябрь » 7 » РАЗГОВОР С ЭНЕРГЕТИКАМИ НАЧИСТОТУ (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
01:48
РАЗГОВОР С ЭНЕРГЕТИКАМИ НАЧИСТОТУ (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)

 Не сегодня завтра, по окончании радующего нас «бабьего лета», осень в полной мере заявит о себе – пронизывающими холодами, оголяющими деревья ветрами, студеными дождями. Произойти это может, как это часто у нас бывает, неожиданно и стремительно. И, чтобы скрасить унылость дней осенних, спасением нам в такое время, как известно, погода в доме. А если уж совсем непоэтично – тепло в квартирах. Самое время «сверить часы» с энергетиками и узнать у них о готовности к работе в осенне-зимних условиях. Вопрос не праздный, если вспомнить «сюрпризы» прошлого отопительного сезона, когда происходили сбои в работе городской ТЭЦ, и «световые иллюминации» двухнедельной давности в наших домах во время зарядившего дождя. С этого и начнем наш разговор начистоту с энергетиками – генеральным директором ТОО «Степногорск Энергокомплекс» Максатом Искаковым, директором ТОО «Степногорская ТЭЦ» Игорем Шитовым, директором ТОО «Степногорск Теплотранзит» Егором Лысенко, директором ТОО «Степногорск Энерготранзит» Юрием Заугольниковым и директором ТОО «Степногорск Энергосбыт» Мейрамом Оразалиным.

Не радующие глаз «сверкающие иллюминации»

- Когда степногорские энергетики на различных уровнях практически отрапортовали о завершающей стадии в подготовке к новому отопительному сезону, Степногорск отметил это в течение всего дождливого воскресенья «сверкающими иллюминациями» - частыми отключениями и включениями электричества по всему городу. Что опять стряслось? К сожалению, стало нормой у нас отключение электричества при дождях, иногда при снежных бурях. Надо ли к этому привыкать? Как избавиться от таких вот не радующих глаз «эффектов» в дальнейшем?

Игорь Шитов:

- Такие, как народ говорит, «иллюминации» происходят практически во всех регионах Казахстана, в том числе и у нас. Вспомните, много всяких отключений было. Просто народ как-то не так реагировал на это, как сейчас. Сейчас у нас малейший перебой… Ну, понятно – право народа. Люди платят нам деньги и вправе спрашивать с нас.

- Игорь Борисович, было бы здорово, если бы напрямую давался ответ на вопрос. Понятно, что у всех право есть. Зачем об этом говорить? Хотим мы или не хотим, люди будут задаваться такими вопросами. Давайте, по возможности, без «воды». Хочу уточнить, что вот такого рода частые включения-выключения электричества, если не сравнивать с «веерными» отключениями, что-то новенькое у нас. Я знаю, что они бывают. Ну один раз, максимум два раза в день. Подолгу бывает, что нет света. Но чтобы так часто за один день… Почему у нас такое случилось? И как не допускать этого в будущем?

- Хорошо. Давайте без «воды». Есть у нас правила устройства электроустановок, которые определяют перерывы в электроснабжении населения. У нас третья категорийность энергоснабжения жилых домов. А третья категория предусматривает перерыв в энергоснабжении до 24 часов. И мы, для того чтобы уменьшить время, чтобы снять социальную напряженность, включали электричество, до конца не выяснив причину выключения, и поэтому у нас произошло несколько перерывов в энергоснабжении населения.

- Ну вы же понимаете, что это может губительно отразиться на работающей бытовой технике. И как быть в таких случаях тем, у кого она «сгорела»?

- Если будет у нас частота прыгать в системе – даже не на ТЭЦ, вероятность перегорания электрических приборов – процентов 90.

Максат Искаков:

- Что скрывать? Говорите как есть. 12 посадок на ОРУ (открытое распределительное устройство. – В.М.) было? Было! Станция два раза «села» на ноль. 10 посадок станция отработала. Чтобы ТЭЦ отработала, надо включать. Включаем – опять посадка. Первое короткое замыкание «прилетело» откуда-то – сейчас разбираемся. Уже 10 рабочих дней. Мы сообщили об этом всем – комиссии, KEGOC, «Кокшетау-Энерго», «Энергонадзору» областному, республиканскому. Сами задаемся вопросом: станция два раза на ноль «села» – это атас, мягко говоря.

- Разобрались?

Игорь Шитов:

- В принципе разобрались. По предварительному заключению, пробой в изоляции произошел на ОРУ 110 киловольт. Вот в данный момент, чтобы было понятно населению, выведена первая система шин – чистят ее. Если где-то обнаружат вышедшую из строя изоляцию, она будет меняться. До конца этой недели закончат одну систему шин, на следующей неделе перейдут на вторую, чтобы зимой у нас подобного не случилось. Это с нанесением специальных паст, которые усиливают пробивную способность изоляции.

- Из чего эта изоляция?

- У нас стекло и фарфор.

- Я знаю, что сейчас применяется полимерная изоляция.

- Полимерная частично у нас тоже используется.

- И она, говорят, более надежно защищает, чем фарфор.

Юрий Заугольников:

- Только вороны едят ее хорошо. Эта изоляция больше применяется на линиях, нежели на ОРУ станции.

- Изоляция тоже имеет какой-то период износа. Как не доходить в ее использовании до полного износа?

- Есть разные виды изоляции. Вот опорный изолятор, который стоит. Проверить его можно только визуально, что он не треснут, не лопнул. Больше никак не проверишь. Внешне он никак себя не проявляет. Хотя у него могут быть микротрещины внутри. Есть другие виды изоляции. Вот у нас кабельные линии. Их мы периодически проверяем, испытываем и так далее. Когда мы кабельные линии проверяем и видим, что изоляция плохая, мы кабель меняем. В данном случае, о котором вы спросили, мы говорим о станции, об ОРУ, о совершенно другой технике. Там опорный изолятор – и его никак не проверишь.

Игорь Шитов:

- Когда принимают изолятор, тогда выборочно проверяются токи утечки и прочее. Это говорит о целостности изоляции. После того как выборочно проверили, допустим, 50 процентов, дается 100-процентная гарантия, и изолятор устанавливается. И больше он не проверяется.

Еще есть такое понятие, особенно на линиях 110 киловольт, как заплывающий пробой. Это вследствие где-то слабой изоляции, грязи и так далее. Почему не всегда могут увидеть визуально и почему автоматическое повторное включение (АПВ) применяется на линиях везде 110 киловольт? То есть линия отключается - в течение одной-двух секунд АПВ срабатывает. Если линия нормальная, она встает под напряжение. Если все-таки там устойчивое нарушение изоляции идет, АПВ дает запрет и не включается. Это автоматика систем.

Вот у нас почему тоже произошли эти перебои с подачей электричества? Может, если бы сразу шины отключились, проблем бы не было. А у нас опробование произошло от подстанции «Степная» - включилось все нормально. Вроде, взяли нагрузку – город включили, а через какой-то промежуток времени то же самое. Персонал бегает, осматривает – визуально ничего не видно. Ну и уже потом, когда сумерки наступили, вот тогда увидели, что идет пробой – искры бегают, получается, где-то изоляция не совсем качественная. Вот после того, когда восстановили станцию, было принято решение вывести систему шин. Сейчас идет предварительная обработка электронных самописцев, чтобы до конца разобраться в причинах случившегося.

- Прекратился дождь, все восстановилось – хорошо. Если снова хлынет такой дождь, а на сегодняшний день проблема не решена – это может повториться?

Максат Искаков:

- Почему не решена?

- Вы же сами говорите, что окончательного понимания случившегося нет. Причины выясняются. Так что сделано?

Игорь Шитов:

- Вот в данный момент почищена уже половина изоляции ОРУ и наносится гидрофобная паста. Мы даже сами провели несколько опытов – с чистым изолятором, с нанесенной пастой, с изолятором, политым водой, грязью, - пробой сделали. И увидели, что дополнительная изоляция с пастой дает нормальный эффект.

Помните, у нас проблемы были в основном по весне – когда мокрый снег. Нынче мы прошли этот период при изоляции, покрытой пастой, нормально.

Максат Искаков:

- Только понадеялись на завод-изготовитель, который давал 5-летнюю гарантию.

Игорь Шитов:

- А у нас через полтора года произошло вот это все. И поэтому мы планируем на следующий год, летом, менять всю пасту и накладывать заново. Может, это и к лучшему, что во время недавнего дождя мы выявили быстрее это все.

- Когда осуществляется ремонт энергохозяйства, электросетей, что входит в этот ремонт и какая профилактика в данном случае возможна? Чтобы минимизировать подобные сбои в подаче электроэнергии?

Юрий Заугольников:

- Первое – это как раз то, что мы сейчас обсуждали: проверка изоляции. Второе: однозначно осмотры всего оборудования. Если где-то трансформатор подтек, естественно, меняются какие-то прокладки, доливается масло и так далее. Третье: на пробой масло берется, например, трансформаторное. Четвертое: если концевые разделки кабельных линий – где-то контакт плохой, начинает греться, можем ничего не делать. Но через полгода, через год кабель сгорит. Надо визуально осматривать. Есть график периодических осмотров: когда дежурный принимает смену, у него оборудование, которое он должен осмотреть.

- Юрий Петрович, в этом году у вас была ремонтная кампания. Сколько вам было выделено денег? На что именно?

- Нам было  дано 125 млн тенге. На эти деньги мы произвели замену кабельных линий, замену оборудования на подстанции «Гидроузел», которая питает весь город водой; сделали установку систем коммерческого учета, капитальный ремонт кабельных воздушных линий, не всех, конечно. Автоматизированную систему контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ) внедрили.

- Когда вы определяете объем ремонтных работ, по какому принципу выбираете участок или оборудование для ремонта?

- Ориентируемся на время эксплуатации оборудования. Кроме того, есть наработка аварий. Мы в прошлом году в 9 микрорайоне, возле 43 дома, делали трансформаторные подстанции 9-4, 9-6, и там трижды копали кабель, который должен лежать 25 лет в земле, а он пролежал 10 лет. И он реально взрывается и взрывается. Какое наше действие? В этом году сделать капитальный ремонт и его поменять. Как я говорил, исходя из эксплуатации.

Игорь Шитов:

- Я добавлю, Юрий Петрович. Решение о ремонте принимается еще на основании постоянных контрольных замеров кабеля. Есть журнал контроля кабеля, подстанции, замер изоляции. Это все делается.

- Что все-таки вы посоветуете людям, у которых в период недавних неоднократных отключений и включений электричества сгорела бытовая техника?

Максат Искаков:

- А что говорится в Правилах пользования (электрической энергией? – В.М.)? Люди должны сделать экспертизу и прийти со своими документами к услугодателю, в энергоснабжающую организацию.

От себя хочу предложить получившим убытки вследствие скачков напряжения внимательно ознакомиться не только с Правилами пользования электроэнергией, но с Гражданским кодексом РК, в частности, с пунктом 1 статьи 491, где говорится, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация и абонент обязаны возместить причиненный этим реальный ущерб. А пункт 4 статьи 9 Гражданского кодекса устанавливает общее правило о взыскании убытков и гласит, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное.

Статьей 491 ГК РК установлена гражданско-правовая ответственность энергоснабжающей организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения по поставке потребителю электроэнергии в виде возмещения реального ущерба, причиненного потребителю.

- В тот же самый момент, когда город остался без света, на верхние этажи перестала поступать вода, горячая и холодная. Почему?

Юрий Заугольников:

- Зона нашей ответственности – это город. Но в нашей зоне ответственности находится еще и промплощадка. Можно какое-то время посидеть без света дома, а вот без воды, без горячей и холодной, - тяжело. В нашей зоне ответственности как раз снабжение насосов, которые питают город водой, сопка 305 и все остальное. Отключилось-включилось, пока они там разберутся, пока включат свои насосы, проходит какое-то время. И потом сразу все включить невозможно, чтобы не было гидроудара, чтобы не разорвало трубу. Нужно какое-то время, чтобы нагнать давление. Есть специальная инструкция включения насоса.

- У нас кое-где в городе стали вести электрические провода поверху, притом что раньше и электропровода, и электросети в Степногорске прокладывались под землей. Теперь это будет у нас постоянной практикой?

- По поводу этой бесхозяйственности, кабелей и всего остального. Дам прямой ответ на такой же вопрос, который я поднимал в акимате на совещаниях. Сагындык Шабаров тогда курировал это направление как заместитель акима города. Вопрос был о ремонтах и установке площадок, освещении дорог и так далее. Тогда я сказал: любые действия, согласно Правилам установления охранных зон, кабелей и всего остального, Правилам пользования электрической энергией, должны согласовываться с энергопередающими организациями.

- И что, не согласовывают?

- Нет! Еду на работу, вижу – лежит новый асфальт. Как? Кто положил? Почему не согласовали? Непонятно. Вот то, что кабель торчит, - это освещение, которое сделали подрядчики ЖКХ. Какие-то подрядчики по какому-то договору приехали, навтыкали столбы или бросили кабель – через полгода все это развалилось. Это полнейшая бесхозяйственность! Это не наши кабели и провода. Ни одной кабельной линии у нас нет, которая бы прокладывалась с нарушениями. Все наше спрятано, так как иное является нарушением.

- Что делать?

- Отделу ЖКХ согласовывать действия своих подрядчиков с нами, с «Энерготранзитом» и «Теплотранзитом». Это их обязанность.

В заключение этой части разговора директор ТОО «Степногорск Энерготранзит» Юрий Заугольников напомнил о программе взаимодействия в случае аварий, переключений, которая подписана акиматом, энергетиками и всеми соответствующими органами:

- Мы четко придерживаемся этой программы. Если что-то планируем ремонтировать, мы естественно предупреждаем всех. Если произошла какая-то авария, мгновенно все сообщается нами в первую очередь Энергонадзору, акимату и так далее. В соответствии с этой программой. Когда начинаются активные звонки диспетчеру и он не отвечает, народ начинает злиться. Это неправильно. Невозможно мгновенно отреагировать и рассказать, в чем причина сбоя, если звонят через минуту после отключения света и спрашивают, почему его нет. Я не знаю – мне еще дежурный не позвонил. Он еще не разобрался, ему нужно время. Поэтому призываю всех спокойнее относиться к подобным ситуациям. Нужно знать, что есть соответствующие службы, которые работают и сами заинтересованы в скорейшем устранении аварий.

 

Готовы ли энергетики гарантировать нам качественный отопительный сезон?

 

- Следующий блок моих вопросов был адресован в первую очередь директору ТЭЦ. Игорь Борисович, ремонтная кампания на ТЭЦ, намеченная на период до начала отопительного сезона, закончилась? Что сделано? Что предстоит еще сделать? Кто осуществляет контроль за ремонтом? Есть ли в запасе резервное оборудование на случай аварии? Все эти вопросы приобретают особую актуальность в связи со сбоями в подаче тепла горожанам в прошлый отопительный сезон.

Игорь Шитов:

- Ремонтная кампания близится к завершению. У нас остался только ремонт шестого котла. Срок окончания – конец октября. В принципе отремонтировали все, что наметили.

- А что наметили?

- Выполнен текущий ремонт котлоагрегатов №2, №5 и №7. Произведен капитальный ремонт котлоагрегатов №3 и №4. Осуществляется капитальный ремонт котлоагрегата №6. И все турбогенераторы у нас прошли текущий ремонт.

Сейчас заканчиваются профилактические работы на водогрейном котле.

Произведена чистка всего тепломеханического оборудования, которое связано с теплосетью. У нас осталась только пятая бойлерная, на ней заканчиваем перепаковку: поврежденные трубки убрали, поставили новые и перепаковываем. Почищены все остальные пучки.

К началу отопительного сезона мы будем иметь в резерве на город водогрейный котел, три бойлерные и еще две на поселок Заводской.

Сейчас ведутся работы по устранению неплотности на тепловых сетях в пределах ТЭЦ. Слабые места участками меняем. Арматуру практически всю уже отревизировали.

- Что там с контролем за ведением ремонтных работ?

- Мы обязаны до 1 октября сдать все документы на получение паспорта готовности. Это контролируется областным Энергонадзором. Руководитель непосредственно сам принимает участие в приемке. Потом все документы высылаются в Министерство энергетики, в комитет, и на основании этих документов, заключения руководителя Энергонадзора выдается паспорт готовности. На данный момент мы все документы сдали. Первое рассмотрение уже состоялось, запросили дополнительные материалы. В частности, по ремонту шестого котла.

- А что, контроль дистанционный? Только по представленным документам?

Максат Искаков:

- Для начала мы должны собрать пакет документов. По документальной части к нам нет вопросов. А теперь выезжают к нам на место, смотрят.

Игорь Шитов:

- Предварительно к нам выезжали в августе, смотрели, что делается. Руководитель Энергонадзора постоянно у нас бывает. Когда приезжала комиссия по расследованию отключения, о котором мы с вами только что говорили, как раз интересовались, какие ремонтные работы ведутся на ТЭЦ. Обход и осмотр был всего оборудования. Даже заместитель председателя комитета был. Он сам производственник, начинал с обходчиков и дорос до директора станции. После этого ушел в комитет.

Максат Искаков:

- Это еще в связи с тем, что в этом году «прогремели» на всю страну.

- Вот в связи с тем, что «прогремели», я так понимаю, к вам еще приезжали представители различных контролирующих органов.

- К нам сейчас каждую неделю кто-то приезжает.

- На что обращают ваше внимание? Может быть, делают какие-то замечания?

Игорь Шитов:

- После того как были опубликованы все критические материалы в отношении нас, к нам приезжали и вице-министр энергетики, и председатель Комгосэнергонадзора, на днях из аппарата Президента приезжали.

Максат Искаков:

- К нам приезжали люди, непосредственно занятые в энергетике. Это мы говорим только о республиканском уровне.

- Про количество приезжающих я усвоил – много их было. Хотелось бы узнать о качестве проверок. Что проверяли?

Игорь Шитов:

- Они интересовались, какие ремонтные работы выполнены. Выходили в цеха, и в турбинный, и в котельный, – смотрели, что и в каком состоянии, что делается. Ну и смотрели выборочно документацию.

Максат Искаков:

- Они еще проверяют нас через системного оператора. Дают через него нам команды, и мы выполняем эти команды.

- Максат Нуртазаевич, вы можете повторить те слова, которые произнесли на одном из совещаний в акимате перед началом ремонтных работ? Помните их?

- Помню. И готов повторить: станция будет подготовлена к качественному прохождению отопительного сезона.

Игорь Шитов:

- От внештатных ситуаций никто не застрахован. Даже ошибка персонала может привести к большим негативным последствиям.

- У нас в городе когда отопительный сезон начнется?

- Как приказ будет.

Юрий Заугольников:

- Насколько я знаю, в начале октября.

Максат Искаков:

- Акимат издает приказ. Мы сразу же подаем тепло – в первую очередь на социальные объекты (детские сады, школы, медицинские учреждения и так далее). А дата подачи тепла в дома уже от КСК зависит.

Игорь Шитов:

- На данный момент у нас работает одна бойлерная. На подаче 75 градусов мы даем горячую воду. В принципе соцобъекты запустить можем спокойно.

- Чтобы уж до конца проговорить эту тему, скажите, пожалуйста, какие у нас запасы энергоресурсов?

- На данный момент у нас на складе находится 138 тысяч тонн угля при нормативе 60 тысяч тонн. По социальному мазуту уже распределены все квоты, и в сентябре нам 240 тонн должны дать. При этом у нас есть еще в запасе 200 тонн мазута.

- Еще один проблемный вопрос, который был поставлен остро директором сервисной организации Динарой Жумановой, - о температурном графике, сниженном по сравнению с тем, какой был раньше. Тогда обеспеченность достаточным, нормативным теплом в домах была увязана с прежним температурным графиком. И более того, было сказано, что не будет в квартирах нужного режима тепла при пониженном температурном графике, который вы предлагаете на очередной отопительный сезон. Что скажете на это? Есть ли основания для таких тревожных заявлений?

Игорь Шитов:

- Мы должны обращать внимание в первую очередь на то, сколько подается тепла на город. По проекту станция у нас рассчитана на потребление 493 Гкал в час. Это потребление города при расширении его до 120 тысяч населения и плюс поселок. ТЭЦ может выдавать 502 Гкал спокойно – только по турбинам, без учета водогрейного котла.

Объемы у нас нисколько не уменьшились. То есть такое же количество тепла мы сможем дать при сниженной температуре. За счет объема.

Все графики рассчитываются 150 на 70 градусов. Есть ограничения по тепловым сетям. Такая практика не только у нас. Так как у нас большой износ сетей, было принято решение в 2003 или 2004 году сделать график со срезкой - снизить температуру со 150 до 116 градусов, для того чтобы была меньше повреждаемость тепловых сетей. У нас сейчас температурный график - 116 на 70. И по этому графику мы работаем почти 20 лет.

- И вы можете сказать, что при этом графике (116 на 70 градусов) сможете обеспечить тот температурный режим в квартирах, который будет соответствовать нормативам?

- Можем. Если вдаваться в теплотехнику, это просто делается: расход умножается на разность температур, и вот это то количество тепла, которое можем дать.

Но не все от одних нас только зависит. За жилищным фондом никто не смотрит. Простой пример. Один говорит: у меня в квартире 25 градусов, а сосед жалуется – 16. Но в этом же не ТЭЦ виновата.

Максат Искаков:

- И при этом один и тот же температурный режим.

Игорь Шитов:

- Получается, один сам подготовил свою квартиру к зиме – запечатал везде, замазал, заклеил, и у него тепло. А сосед надеется, будем говорить, на Динару Сериковну, которая к нему придет в квартиру и все заклеит.

Юрий Заугольников:

- Я за 4 года до последней должности был заместителем директора «Энергосбыта», и мы с председателями КСК каждый год поднимали один и тот же вопрос при подготовке к отопительному сезону. Это состояние внутридомовых коммуникаций. И сегодня этот же вопрос – о состоянии внутридомовых коммуникаций – актуален. Из того, где мы проходили: стоит стояк, там не работает запорная арматура. В Правилах подготовки к отопительному сезону четко написано: запорная арматура и так далее. Если там кран не работает или запал наполовину, мы приходим в дом – весь дом теплый, а один подъезд холодный, он замерзает. Спрашиваем: почему не поменяли? Говорим: мы не будем подписывать вам паспорт готовности. Отвечают: у нас нет денег, это же деньги потребителей. И пошла старая песня, которую я слышу до сих пор. Подготовка домов к отопительному сезону очень важна для того, чтобы в квартирах было тепло.

Максат Искаков:

- Позвольте, я еще дополню, раз вопрос у нас по температурному режиму. Подготовка к отопительному сезону не является подготовкой только ТЭЦ или тепловых сетей. А остальные должны сидеть? Это общая работа. Подготовка квартиры начинается с владельца жилья, подготовка дома – с КСК. Если кто-то недорабатывает, из-за этого страдает потребитель.

Эту острую тему мы продолжим в следующем номере газеты «Престиж», когда к разговору присоединится директор ТОО «Степногорск Энергосбыт». Тогда же поговорим с директором ТОО «Степногорск Теплотранзит» о ремонте тепловых сетей, их состоянии и вариантах возможного решения, пожалуй, самой серьезной проблемы в нашем городе, связанной с критическим износом труб. Ну и дадим слово генеральному директору ТОО «Степногорск Энергокомплекс», у которого есть вопросы к журналистам, к блогерам, к потребителям, к государственным органам различных уровней. Это будет, как и сегодня, разговор с энергетиками начистоту.

Просмотров: 438 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar