Главная » 2010 » Август » 19 » Работягу жалко (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
15:32
Работягу жалко (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
На прошлой неделе интерес к нашей редакции проявили золотопромышленники Асаубаевы. Посредством их пресс-секретаря нам были переданы для публикации обращение бестобинских работников «Казахалтына» к руководству страны (распространено в Интернете), интервью Бауржана Асаубаева «Казахстанской правде» (опубликовано 4 августа) и, как указано в тексте, эксклюзивный материал «Два полюса среди молчания».
В телефонном разговоре с пресс-секретарем Асаубаевых главный редактор нашей газеты, следуя принципам «Престижа», сказал, в частности, что мы можем опубликовать только то, что либо подтверждается документами или подписями, либо поддается журналистскому расследованию. Пришлось отказаться от публикации «сенсационного эксклюзива», который, не скроем, «составляет впечатление о не казахстанских участниках» «золотой сделки» - правда, исключительно негативное, а потому требующее доказательств. Наша просьба подтвердить факты и оценки анонимного «эксклюзива» осталась без ответа. Проще с интервью младшего Асаубаева «Казахстанской правде» - оно опубликовано, и мы предлагаем его в очередном обзоре свежих публикаций, связанных с компаниями «Казахголд», «Полюс Золото», «Казахалтын» (см. 9 страницу «Престижа»). А вот авторство коллективного обращения и факты, в нем изложенные, мы решили проверить, отправившись в командировку в Бестобе. И, как выяснилось, этот выходной мы сделали рабочим не зря.


Когда, еще в советском своем детстве, я постигал смысл пословицы «паны дерутся, а у холопов чубы трещат», нисколько не сомневался, что эта народная мудрость навсегда ушла в прошлое так же, как и те времена, когда люди делились на бар и холопов. Ошибался, выходит. Теперь, в 21 веке (в «цивилизованном», «информационном», «демократическом» обществе), пословица эта оказалась актуальной не в меньшей степени, чем в стародавние времена. Когда «новый менеджмент» «Казахголда» начал публичное наступление на «старый менеджмент» компании – семью Асаубаевых, а те, не заставив себя ждать, стали наносить по противнику ответные удары, я, не скрою, не проникся глубоким сочувствием ни к тем, ни к другим. О нынешних «золотопромышленниках» и способах их обогащения у меня свое, откровенно скажу, нелестное представление, и в этой «золотой схватке» я не нашел для себя положительных героев. О тех, кого можно было бы и в самом деле к ним отнести, вспомнили противоборствующие стороны лишь тогда, когда им понадобились новые «силы». И вот уже трудовой люд «употребили» в качестве очередного инструмента давления друг на друга и на власть. Примерно в одно и то же время обнародованы два коллективных обращения работников «Казахалтына» к руководству страны - одно в поддержку «нового менеджмента» золотодобывающей компании, другое в защиту «менеджмента старого».
Из обращения, подписанного председателем профсоюза «Казахалтына» В.А. Степановым: «…В течение всего 2008 и 2009 годов ввиду мирового финансового кризиса в концерне отсутствовали деньги на приобретение материалов, спецодежды, создание условий для безопасной работы, не говоря уже о каком-то развитии предприятия. После этого началась эпопея с нашей продажей, одновременно с которой начались перебои с выплатой заработной платы. Завершилась эта история продажей концерна российской компании "Полюс Золото"… Была сразу погашена двухмесячная задолженность по зарплате, началось строительство планов на будущее. Оказалось, что россияне… готовы вкладываться в концерн с прицелом на будущее».
Из обращения, подписанного 74 работниками рудника Бестобе: «Недавно руководство рудника сменилось, теперь там руководят… представители российской компании «Полюс Золото»… За полгода многие жители поселка лишились работы и средств к существованию. Специалисты высокого класса вынуждены заниматься низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом. Многие бывшие горняки и работники фабрик имеют серьёзные профессиональные заболевания. Из-за использования химикатов в производстве и, как следствие, отравления воды у жителей поселка гибнет скот, который в нынешних условиях является ценным подспорьем для поддержания жизни. За это время не выполнены обязательства по инвестициям в инфраструктуру».
Еще, для сравнения, из первого обращения: «…За девять месяцев совместной работы, помимо ремонта бытовых помещений и охраны труда, мы увидели ремонт стволовых шахт в Бестобе и Жолымбете, строительство новых измельчительных и флотационных цехов в Бестобе, ремонт всех мельниц в Аксу, развитие подземных рудников и открытых карьеров и многое другое. Благодаря этому компания увеличила объемы производства. У «Казахалтына» впервые за много лет появилась инвестиционная программа, а также была утверждена Стратегия развития, рассчитанная на десятилетие вперед, предусматривающая большие инвестиции в размере больше полумиллиарда долларов, а самое главное, улучшение положения человеческого труда».
И опять из второго обращения: «Из отношения нового менеджмента российской компании «Полюс Золото» к своим работникам очевидно, что поселок в скором времени можно будет отнести к статусу депрессивного и, в соответствии с Программой территориального развития, возможно, государством может быть оказано содействие в переселении в более благоприятные для жизни условия.
Понимая, что в одночасье эту проблему не решить, просим также оградить нас от произвола руководства российской компании «Полюс Золото».
Вот наглядный пример того, как, в угоду собственническим интересам, манипулируют общественным сознанием. А потому нет у меня веры ни тем, ни другим. Я верю лишь тому, что вижу сам.
…Конечно, я далек был от мысли увидеть в Бестобе благополучный, успешно развивающийся поселок, каким он должен бы быть, если учесть, что судьба каждого живущего здесь так или иначе связана с добычей золота. Но такого запустения, такого разорения, такой бесхозяйственности, какие невооруженным глазом видны на руднике, я уж точно застать не ожидал. По отчетам акима поселка Сарсенбая Жуманова у меня сложилось мнение, что здесь благоустройство, очистка дворов от мусора чуть ли не главная забота власти, а на поверку я увидел обратное – и ужаснулся: мусор большими, залежалыми кучами, на которых хозяйствуют вороны, собаки и замызганная детвора, зияет везде - за школой, внутри дворов, на задах домов, в огородах, в канавах у дорог, возле сараев. Все это при ветре вместе с пылью разносится по поселку и еще более усиливает его заунывный вид. Теперь я понимаю, что отчеты про благоустройство создают, мягко сказать, неверное представление о хозяйствовании в поселке. Но, видимо, нет должного спроса ни с акима, ни с СЭС, ни с эколога, ни с полиции (хотя спрос за беспорядок должны чинить, прежде всего, они), а сами живущие здесь люди давно уже свыклись с этим всеобщим разором и запустением. Никогда не скажешь по виду большинства домов – серых, перекошенных, с грязными стенами, неаккуратно заделанными крышами, в соседстве с полуразрушенными землянками и разваливающимися сараями, что «градообразующим» в Бестобе является золотодобывающее предприятие. Складывается впечатление, что у людей просто нет денег, чтобы по-хозяйски обустроить свой дом и двор. И вот уже на фоне «гор», созданных из отработанных руд, все увиденное здесь представляется мне лишь временным пристанищем для тех, кто относится к здешним местам исключительно как к территории наживы – территории, с которой не связывают будущего.
Не добавили мне оптимизма и беседы с живущими здесь людьми. Вот молодой человек Евгений Ребриков уже два месяца не может восстановиться на работу – она у него связана со стройкой в «Казахалтыне»: обвинили в краже труб, уволили и, несмотря на то, что трубы из хозяйства никуда не делись, не принимают обратно на рудник, хотя у парня на руках бумага, подтверждающая его невиновность. Похожая история и у Нургайши Орынбаевой, отработавшей на руднике не один десяток лет: ее обвинили в краже куска кварца из шахты – и только потому обвинили, как говорит она сама, что выходила последней из шахтной клети, где лежал золотосодержащий камень, - уволили. Никаких доказательств виновности женщине не предъявляли, и вот она, безмужняя, уже четыре месяца без работы, а на ее иждивении 6 человек – беременная сноха и внуки. Женщина только тем и спасается, что моет золото на отработанном карьере. «Прибыль с этого – только для поддержки штанов, - говорит другой мой безработный собеседник, который вместе с напарником днями копается в шахтных отходах. – Не больше 5 – 7 тысяч тенге в месяц получается так заработать. Но семью кормить надо, а в «Казахалтын» не устроиться». Тем более удивили меня эти истории, что, по словам местных жителей, на рудник привезли до семидесяти кентаусцев, и это притом, что свои в поселке остаются не у дел. Не удалось мне узнать у директора рудника Нурлана Саринжипова, так ли это и почему так, поскольку его в поселке в прошлое воскресенье не было. А был у меня к нему и другой вопрос – тот, с которым к директору рудника приходил ветеран труда, инвалид, бывший работник «Казахалтына» (в прошлом «Каззолота») Сивопляс, недавно похоронивший сына. «Я вошел в кабинет и только успел сказать, что у меня сын умер… Хотел попросить, чтобы помогли сделать гроб… - рассказ старика переходит в плач. - Спасибо, помог другой человек, Ахметов… Мы ведь здесь всей семьей работали – и жена 40 лет, и я 36 лет, и сын 22 года… Я ж не денег просил – нам пенсии хватает. Гроб для сына мне, инвалиду, самому тяжело было сделать…».
Все увиденное и услышанное мной в Бестобе показалось красноречивее и убедительнее изложенного в коллективных обращениях, народное авторство, по меньшей мере, одного из которых я еще больше поставил под сомнение, когда поговорил с тремя работниками «Казахалтына», чьи фамилии значатся под текстом письма к президенту. Один из них впервые при мне прочитал обращение, переданное нам пресс-секретарем Асаубаевых, и был немало удивлен тому, что числится в авторах письма, ведь уже две недели находится на больничном. Для другого обращение новостью не стало, так как был он на том собрании, где председатель профкома рудника Бестобе Поляков зачитывал этот текст, но подпись свою под письмом не ставил. И только один из трех подтвердил, что подписался под обращением, с содержанием которого полностью согласен. При этом все трое сходятся в одном: условия и оплату труда в «Казахалтыне» давно пора менять. Люди, выполняя тяжелую и опасную работу в шахтах, хотят получать в пять раз больше нынешнего. Они, работая сдельно, требуют снять ничем не обоснованные ограничения с установленного им тарифа, так как зачастую перевыполняют месячную норму переработки руды. Работники «Казахалтына» хотят не только равных условий труда с кентаусцами, которые, по словам моих собеседников, обеспечены жильем, питанием, спецодеждой и делают большим числом человек такой же объем работы, но и требуют полного социального пакета, который бы включал, как минимум, горячее питание в столовой (порой охранники отбирают даже принесенные из дома термоски), положенное по закону регулярное обеспечение спецодеждой (зачастую обувь и спецовку работники покупают сами), молоко (как это было раньше), оплаченные работодателем и профсоюзом (пусть частично) путевки для отдыха детей. Именно эти требования собираются выставить бестобинские работники «Казахалтына» перед работодателем, и, по большому счету, им все равно, кто будет управлять предприятием, - главное, как это будет делаться, насколько уважаем и оценен будет труд тех, кто, по сути, обеспечивает благосостояние «старого и нового менеджмента» и, складывается впечатление, становится инструментом в неинтересной рабочим (по крайней мере, тем, с кем я общался) «золотой схватке».

Виктор МОЛОДОВСКИЙ
Просмотров: 1492 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 читатель • 11:43, 25.08.2010
Честная публикация. Действительно, о простых людях никто не думает. И используют их в своих шкурных интересах как хотят. Ко всем этим нуворишам никакой жалости нет. Спасибо вам от имени простых трудяг.
avatar