Большинству степногорцев недавно проведенный День города запомнился потоком концертных программ на площади Хаджимукана, завершившихся фейерверком. Жители 6 и 4 микрорайонов этот праздник соотносят с открытием у них зон отдыха и развлечений. Любители спорта упомянут о соревнованиях и открытии Центра досуга для спортсменов-инвалидов.
А еще на заполненной народом площади чествовали земляков, внесших значительный вклад в социально-экономическое развитие региона. В числе отмеченных акимом Степногорска в номинации «Ел ардагы» был представитель компании «Алтыналмас» начальник золотоизвлекательной фабрики «Аксу 2» Айдын Оспанов. За время работы в отрасли он принял участие в запуске пяти крупных промышленных объектов. Его профессиональный путь можно назвать историей успеха.
Градоначальник Алпысбай Каиржанов, поздравляя горожан с праздником, напомнил, что Степногорск является промышленным центром Акмолинской области, имеет развитую экономическую инфраструктуру, культурные ценности, научный потенциал, инвестиционные возможности. И все это благодаря градообразующим предприятиям, среди которых АО «АК Алтыналмас», СГХК, «ЕПК Степногорск», «Степногорск Энергокомплекс» и другие. Аким отметил, что «главный вклад в его развитие делают люди, трудящиеся на благо города».
Ввод на территории региона новых производственных объектов цветной металлургии значительно оживляет, укрепляет его экономику. Создаются новые рабочие места, расширяется налоговая база, получает новый импульс развития малый бизнес. Молодые предприятия активно участвуют в инфраструктурных и других проектах, которые делают жизнь горняцких поселков более комфортной и благополучной.
Новая фабрика «Аксу Technology» мощностью переработки 5 млн тонн руды в год была введена в эксплуатацию в 2021 году. В запуске этого крупного промышленного объекта принимал участие и Айдын Оспанов. Давайте познакомимся с ним ближе.
Кем быть?
Он родился в 1977 году. Местом рождения Айдына значится село Георгиевка, райцентр Жарминского района на тот момент Семипалатинской области. Потом она вошла в состав Восточно-Казахстанской, а теперь – Абайской области под названием Калбатау. А собственно малая родина, где прошло детство, жила семья, работали родители, где сам начал свой трудовой путь, – рудник Акжал. Здесь добывали золото. По прямой это 15 км юго-западнее Георгиевки, по дороге – все 30. При руднике, входящем в структуру комбината «Алтайзолото», в то время была обогатительная фабрика.
Дед Айдына Кабдусалам был проходчиком на шахте, когда верхом механизации еще была конная тяга. Кстати, рудник функционирует и сегодня, компания «Алтынтобе» занимается там добычей золота методом кучного выщелачивания.
Отец Ермухан работал в автобазе при руднике аккумуляторщиком, автоэлектриком. А вот его братья почему-то оказались далеки от горного производства. Зато внуки Кабдусалама Оспанова продолжили его дело в компаниях «Казахалтын», RG Gold, «Казахалтын Technology».
Путь в профессию для Айдына не был прямым и гладким. Он был склонен к технической сфере. Родители же, желая счастья и достатка сыну, мечтали видеть его «белым воротничком»: банкиром, офисным работником, госслужащим. Мама хотела, чтобы сын стал финансистом или экономистом, и он не стал перечить. Поступил в Казахский финансово-экономический институт в Семее, окончил его и даже год проработал в налоговом комитете Жарминского района. Но потом уволился и устроился сменным слесарем на Акжальскую обогатительную фабрику, работал аппаратчиком, мельником, стал мастером смены.
Охота к перемене мест
В окрестностях Курчатова было разведано месторождение флюоритовой руды, используемой в производстве танталовой и бериллиевой продукции. Ульбинский металлургический завод начал строительство в городе новой обогатительной фабрики, конечным продуктом которой являлся флотационный флюоритовый концентрат.
Новой фабрике были нужны специалисты, им предлагались приличные условия работы и проживания. Айдын оказался легким на подъем. Так он со своей семьей в 2006 году перебрался в Курчатов, приняв участие в пусконаладочных работах. С запуском фабрики работал машинистом мельницы. Подав документы на заочное обучение в Восточно-Казахстанский технический университет в Усть-Каменогорске, он, кажется, определил свой путь в профессию. Через два года он уже выпускник факультета металлургии цветных металлов (отделение обогащения полезных ископаемых).
Прошли три года работы на фабрике, Айдын Оспанов, уже мастер смены, вписывает новый адрес в трудовую книжку. Он направляется в Костанайскую область, в АО «Варваринское», где также запускалась обогатительная фабрика по переработке медь- и золотосодержащей руды Варваринского и Комаровского месторождений. После запуска Айдын в течение года работал мастером смены на золотой нитке, где проходят процессы сорбции, цианирования с поглощением металла активированным углем.
В 2007 году началось строительство крупной обогатительной фабрики на самом крупном в Казахстане месторождении золота, Васильковском. На Васильковский ГОК Айдына пригласили мастером смены также на завершающую стадию строительства. Он вспоминает, что в мае 2009 года он устроился на работу, фабрику запустили 14 ноября, а под Новый год выдали первый слиток в сплаве Доре.
Реконструкция Васильковского горно-обогатительного комбината проходила в рамках государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. Проект по строительству золотоизвлекательной фабрики и капитального переустройства всей Васильковской инфраструктуры стал в Казахстане рекордным и по масштабам, и по срокам запуска. В АО «Altyntau Kokshetau» (это его современное название) ежегодно добывают в среднем до 15 тонн золота.
Период работы Айдына на «Васильковке» продлился до октября 2014 года. «А потом начался степногорский?» – предполагаю я. «Нет, – отвечает собеседник. – С должности начальника отделения гидрометаллургии Altyntau Kokshetau я перешел на другую работу, в компанию RG Gold. Под Щучинском есть село Николаевка. Устроился туда вахтовым технологом, технологом смены. Я там проработал месяца три. Там тогда был участок кучного выщелачивания. Мне вахта нужна была в связи с семейными обстоятельствами, нужно было ездить к родителям».
«Алтыналмас»
А потом последовала следующая перемена места работы. Бывшие сослуживцы по Варваринскому месторождению позвали Айдына в Пустынное. Это месторождение золота находится в Карагандинской области, в 100 км восточнее г. Балхаша. Приглашение Айдын принял, устроился на фабрику «Алтыналмаса». Здесь он работал старшим мастером, начальником вахты. Но семейные обстоятельства, связанные со здоровьем близких, вынудили оставить работу. Спустя два года, это было в 2017, Айдын был снова в строю – устроился на фабрику «Казахалтын Technology» в Жолымбете мастером смены. Спустя три месяца его направляют в Бестобе. Тамошняя фабрика испытывала недостаток в специалистах, не очень охотно туда они шли. В общем, Айдына бросили на прорыв. Когда положение выровнялось, а на это ушло около 8 месяцев, он вернулся в Жолымбет и стал работать главным технологом. Спустя месяцев 5 его назначили директором фабрики.
Забегая вперед, снова задаюсь вопросом: «А как же вас из Жолымбета в Аксу направили? Или это уже ваше пожелание было?» Айдын поясняет, что в должности директора он проработал в Жолымбете два года, а потом его перевели опять же директором фабрики в Бестобе. Как военному по гарнизонам пришлось помотаться. В Бестобе он проработал еще год и лишь потом возглавил новую ЗИФ «Аксу Technology», вторую.
В компании употребляют в названиях термины «фаза 1» и «фаза 2». Айдын поясняет, что под номером один проходит фабрика мощностью 2,5 млн тонн, построенная под переработку ТМО. Эта же в два раза мощнее.
Переход сюда не был что называется с корабля на бал. В мае прошлого года, когда запускали фабрику, Айдын Оспанов был прикомандирован на процесс пусконаладки: «Мы запустили завод, вывели на проектную мощность. Сдали акционерам. Я уехал снова на Бестобе, а в этом году меня пригласили сюда, попросили занять позицию начальника ЗИФ». Степногорский, или Аксуский, период работы в компании «Алтыналмас» начался 10 июня.
- Вы заметили, наверное, по моей карьере, что самое большее я на одном месторождении проработал четыре года? А так три года, два, один... Не как в советское время было принято работать на одном предприятии до пенсии. Каждый завод – это новый опыт, новый круг общения, новые знания в профессии, новые технологии, – говорит он, поясняя частые переезды. – Не знаю, может быть, другие проекты появятся. Видно будет.
- Вы, судя по всему, легкий на подъем, да?
- Да. Такого понятия, как «зона комфорта» для меня не существует. Страха перед чем-то неизвестным нет.
- У вас все-таки семья. Как жена и дети воспринимают это?
- Нормально. Хотите, расскажу? Моя старшая дочь родилась в г. Семее, когда я там работал. Моя вторая дочь родилась в г. Курчатове, когда я на второй фабрике работал, переехал туда. Мой сын родился в Кокшетау, когда я там работал. Получается, все дети до трех лет жили в разных городах. И вот второй мой сын, который появился на свет, ему три месяца, будем говорить, родился в Акмолинской области.
Тут уж я не упустил момента поинтересоваться выбором будущей профессии детей. Айдын говорит, что старшая дочка – студентка, больше к туризму, спорту расположена. Вторая учится в 11 классе, еще не определилась с выбором. Сын – в 7 классе. Младшему пока не до того, чтобы думать о фабрике или заводе. Пусть растут, присматриваются, определяются в жизни. Думаю, что навязывать собственное мнение отец не станет, вспоминая, как сам уступил воле родителей, а потом все-таки нашел себя на другом поприще.
Беспокойное хозяйство
В силу специфики производства о работе фабрики, людей, занятых на ней, мы знаем в самых общих чертах. Прошу для начала обрисовать рабочий день начальника.
- Без пятнадцати восемь я собираю мастеров, они отчитываются за ночную смену: что было, что есть. Потом в восемь часов у меня начинается общее совещание с главными специалистами. Это главный механик, главный энергетик фабрики, инженер по ТБ, начальник службы КИПиА и АСУТП... Ведущие специалисты, которые там работают. В течение 15 минут мы планируем работу на сегодняшний день, озвучиваем проблемы, которые были в ночной смене. Что нам необходимо, какие материалы, техника, транспорт, люди. Главные специалисты начинают прорабатывать эти вопросы каждый по своему направлению в течение дня. В 8:30 у меня на 15 минут селекторное совещание с руководством, его проводит директор по производству. А дальше начинается рабочий день: обход территории, по заводу. Все такое – рабочие моменты в течение дня.
- И когда наступает конец вашего рабочего дня?
- По графику он наступает в 17:00. Но я уезжаю в 18, 19 часов. Иногда и до 20 часов остаешься. Фабрика новая, молодая. Работы еще непочатый край. Тем более зима на носу, у нас идут подготовительные мероприятия к работе в зимний период. Меняем, модернизируем технологию. За год, что фабрика проработала, она еще не вышла на проектную мощность. Сейчас мы этим занимаемся и думаем, что в следующем году покажем производственные показатели по всем параметрам (переработка, готовая продукция, извлечение...). Фабрика 5-миллионная, но можно перешагнуть эту планку. У нас есть цель выйти на мощность переработки 6 млн руды в год. На сегодня у нас 92% извлечения, в планах поднять процент до 95. Сейчас мы устанавливаем дополнительное оборудование – хвостовые насосы сорбции, чтобы перерабатывать до 700 тонн руды в час. Были проблемы по дробильно-сортировочному комплексу – заказали дополнительные грохота, щековые дробилки. Решили проблему с водой, качаем ее с хвостохранилища фазы 1, тянем от 305 сопки водопровод. Чистую воду будем использовать только в процессе десорбции электролиза, на остальные процессы пойдет оборотная вода. С нового года изменится штатное расписание, будет новый набор людей. Мы взяли шефство над колледжем, участвуем в ярмарках выпускников, так что с кадрами проблем не будет. На вахту у нас заезжают около 600 человек, работают в две смены: первая – с 8 часов до 20, вторая – с 20 до 8. Местные работники живут дома. В вахтовом поселке есть все для отдыха и досуга: телевизоры, бильярд, теннис, футбольное поле, баскетбольное поле, настольные игры.
У начальника фабрики, как и руководства компании, амбициозные планы. Ресурсов и энергии достаточно. Так что можно не сомневаться, что реализация их не за горами.
|