22:42 Праздник со слезами на глазах (Надежда КАХАНОВА) | |
Первое сентября – особый день, которого каждый школьник ждет с радостным нетерпением. Встречи с друзьями, с любимыми учителями, даже сами стены родной школы в такой день кажутся какими-то теплыми и домашними. Это чем-то сродни возвращению домой после долгой разлуки. И никакого пафоса в моих словах нет. Ведь в первый раз мы приходим в школу совсем еще маленькими несмышленышами. В этих стенах мы растем, умнеем, приобретаем друзей. Отсюда уходим во взрослую жизнь. Со школой у каждого из нас связано столько воспоминаний. Неудивительно, что школа становится дорогим для нас местом, где, как нам хочется верить, к нам относятся так же тепло. Однако в этом году главный школьный праздник был безвозвратно испорчен для учащихся десятого класса средней школы №9. Первого сентября десятиклассники, нарядные и в приподнятом настроении, пришли в родную школу, как приходили сюда уже девять лет подряд. Но первый урок получился совсем не таким, как ожидалось. В класс вошла заместитель начальника городского отдела образования Салтанат Жетписбаева, которая сообщила детям и их родителям, что поскольку девятая школа участвует в программе постепенного перехода на государственный язык обучения, то десятиклассникам лучше уже с этого года продолжить учебу в какой-нибудь другой школе города. Причем с выбором школы родители должны были определиться уже к понедельнику 3 сентября. При этом Салтанат Оспановна заверила родителей, что в других школах, среди которых есть школы повышенного уровня (гимназии) и школы со специализированными классами, их дети, как будущие выпускники, могут получить хорошие знания. Эту историю, волнуясь и чуть не плача от обиды, мне рассказала мама одного из десятиклассников. «В девятой школе наши дети тоже учились в математическом классе, - рассказывает женщина. - Многие были победителями различных городских и областных олимпиад. Они с детского сада вместе, вместе пошли в эту школу. В десятом классе такая программа насыщенная – разве можно подвергать детей подобному стрессу в начале года? Теперь им нужно время, чтобы привыкнуть к другому коллективу. Почему наши дети не могли доучиться до конца в своей школе? Почему с нами так поступили?». Честно сказать, поначалу я как-то не очень поверила, что такое вообще могло произойти. Чтобы таким образом поступить с детьми, да еще 1 сентября – это неслыханно! Но, к сожалению, все оказалось правдой. О том, что осуществляется переход девятой школы на государственный язык обучения, – горожанам известно давно, но, говоря об этом на всех уровнях, руководство городского отдела образования неизменно употребляло словосочетание «постепенный переход». И вдруг такие кардинальные меры. Для чего? На мои вопросы по этому поводу заместитель начальника городского отдела образования Салтанат Жетписбаева ответила, что десятиклассников никто из школы не выгонял, перейти в другую школу им было предложено в «рекомендательной» форме. А для чего вообще это было сделано? Оказывается, для осуществления «безболезненного» перехода в другую школу. Читатель, ты что-нибудь понял? Понятно одно: руководство отдела образования стремится как можно быстрее закончить перевод средней школы №9 на государственный язык обучения. Да кто же против? Только объясните, в чем выражаются «постепенность» и «безболезненность»? Постепенный переход, как мне кажется, предполагает гибкий, мудрый подход, когда из школы ежегодно выпускаются ученики, обучавшиеся на русском языке, а набираются уже только классы с казахским языком обучения. Так, в течение нескольких лет, действительно постепенно и безболезненно, мог бы осуществиться перевод школы на другую форму обучения. Мог бы, но руководству гороо, по-видимому, проще пойти более коротким путем. Судя по всему, там не слишком волнуют тонкие душевные переживания учащихся, их психологический настрой, от которого, кстати, во многом зависит успеваемость. Но нет, отдел образования побеспокоился и об этом, предложив классу «забрать» с собой в другую школу свою классную руководительницу – Гульдану Серикбековну Оралбаеву, которая работала с этими детьми последние четыре года. Однако, как нам стало известно, ничего конкретного ей предложено не было, и Гульдана Серикбековна осталась работать в девятой школе, хоть и жаль, по ее признанию, было расставаться со своими детьми. А как отнеслись к решению городского отдела образования сами десятиклассники? Конечно, они уже достаточно взрослые и стараются не показывать своих переживаний – стесняются. Но все-таки признались: очень обидно, что им не дали доучиться до конца и «выпуститься» из стен родной школы. Такое отношение к ученикам со стороны педагогов спровоцировало распад класса. Один мальчик не стал бегать по разным школам и решил поступать в колледж, другой перевелся в ОШИОСД, еще двое учеников ушли в школу №6, несколько человек - в школу №8. Между прочим, в восьмую школу решил уйти в полном составе и седьмой класс. Судя по всему, у этого класса вообще не было шансов продолжить обучение в девятой школе, поскольку его численность составляла всего лишь 10 человек, а это является одним из аргументов в пользу перевода целых классов в другие школы. На начало года шесть русскоязычных классов – от шестого до одиннадцатого насчитывали от 10 до 19 человек. И если выпускные классы (9 и 11) не тронут, дадут спокойно закончить год, то что ждет 6 и 8 классы? Ведь, как сказала заместитель начальника городского отдела образования, оставлять смешанную школу теперь уже «нецелесообразно». А это может означать, что в следующем учебном году им тоже вежливо «порекомендуют» подыскать себе другое место для учебы. И хорошо, если это случится еще в июне, а не 1 сентября. А между прочим, отдел образования – это та организация, которая, в первую очередь, призвана соблюдать права учащихся в школе. Возможно, если бы родители категорически отказались переводить детей в другую школу, потребовали «рекомендацию» отдела образования оформить в письменном виде, то удалось бы отстоять право детей продолжить обучение там, где десять лет назад начинался их школьный путь. Думаю, никто из руководства отдела образования не решился бы дать такого рода «рекомендации» в письменной форме, дело могло ограничиться лишь устными уговорами. Но у родителей, по их признанию, не хватило смелости начать борьбу за права своих детей из-за опасений, что в дальнейшем это может отразиться на их отметках. Эта история задела не только конкретных десятиклассников и их родителей. На сайт газеты «Престиж» стали поступать возмущенные письма от горожан – в таком маленьком городке новости разлетаются быстро. И в самом деле, все можно понять: и то, что руководство городского отдела образования стремится побыстрее завершить переход школы № 9 на государственный язык обучения, и то, что русскоязычные классы в этой школе малочисленны, но только почему решать проблему нужно было именно 1 сентября? Зачем нужно было портить праздник детям, родителям, педагогическому коллективу? Почему нельзя было еще в мае предложить детям и их родителям подумать о переходе в другую школу, разумеется, с объяснением всех причин? И уж, конечно, решение - переходить или нет - оставить все-таки за ними. Доводы о том, что класс малочисленный (16 человек) малоубедителен. Нашим государством гарантировано получение среднего образования даже в малокомплектных школах, а не только в малокомплектных классах. Если в течение лета часть учащихся по разным причинам покинули школу, так что же – оставшимся указывать на дверь? Как говорит Салтанат Жетписбаева, разговоры о возможном переводе детей из девятой школы в какую-либо другую школу велись еще весной. Администрация школы и педагогический коллектив об этом знали и должны были предупредить родителей. То есть, по мнению замначальника отдела образования, администрация школы на основании всего лишь общих разговоров должна была «предвидеть ситуацию», должна была «работать на перспективу», то есть принимать такие серьезные решения, как отчисление детей из своей школы. Но, если уж быть откровенными, то директор школы, а тем более классные руководители и весь педагогический коллектив - люди подневольные. И самостоятельно подобные вопросы не решают. Для этого должны быть четкие указания. И если бы они были, то не случился бы такой конфуз 1 сентября. А 3 сентября отвергнутые десятиклассники вернулись… только затем, чтобы забрать свои документы и навсегда попрощаться с родной школой. Надежда КАХАНОВА | |
|
Всего комментариев: 0 | |