Главная » 2023 » Июнь » 22 » Потребитель под защитой закона
10:11
Потребитель под защитой закона

Физическое лицо у ИП приоб­рело товар народного по­требления, о чем гражданину К. был выдан чек. Товар оказался некачественным, гр. К. пытался обменять его на качественный, однако продавец не пожелал добровольно и в необходимые сроки обменять товар, при этом товар был возвращен ИП.

Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд с иском общественному объединению «Защи­та прав потребителей «Тұтынушылар қорғаны» в интересах гр. К. о взыскании оплаченной суммы за товар, неустойки и взыскание морального вреда. Истец в лице ОО просил взыскать с ответчи­ка – стоимость товара, возмещение мо­рального вреда, неустойку, судебные расходы, мотивируя свои требования тем, что товар продан покупателю нека­чественный, имеет неисправности, не сертифицирован.

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона РК «О защите прав потребителей» если на товар установлен гарантийный срок, потребитель вправе предъявить требо­вания, связанные с недостатками това­ра, при обнаружении недостатков това­ра в течение гарантийного срока, т.е. периода времени, в течение которого продавец (изготовитель, исполнитель) гарантирует качество товара (работы, услуги) при условии его надлежащего использования и хранения. Гарантий­ный срок начинает исчисляться с мо­мента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено догово­ром. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составля­ет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истече­нии гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потре­бителю, продавец (изготовитель) несет ответственность, если потребитель до­кажет, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого мо­мента.

Согласно статье 14 Закона покупа­тель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непро­довольственного товара, если более длительный срок не объявлен продав­цом (изготовителем), обменять куплен­ный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (из­готовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фа­сона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по со­глашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерас­чет с продавцом. Обмен производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изгото­вителя) покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изгото­вителю) и получить уплаченную за него денежную сумму.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона следует, что предоставление неполной, недостоверной и несвоевре­менной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (исполни­теле, изготовителе) повлекло приобре­тение товара (работы, услуги), не обла­дающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть до­говор и потребовать возмещения при­чиненных убытков. Если невозможно использовать приобретенный товар по назначению, потребитель вправе по­требовать предоставления в течение трех календарных дней со дня приоб­ретения товара надлежащей инфор­мации. Если информация в указанный срок не будет предоставлена, потреби­тель вправе расторгнуть договор и по­требовать возмещения ему убытков.

В соответствии со статьей 30 Закона в обязанности продавца при продаже товара как надлежащего, так и ненад­лежащего качества входит обеспечить обмен или возврат непродовольствен­ного товара надлежащего качества, если он был в употреблении в течение четырнадцати календарных дней. В случае обнаружения потребителем не­достатков товара и при необходимости дополнительной проверки (эксперти­зы) качества товара она оплачивается продавцом (изготовителем). При уста­новлении, что недостатки товара отсут­ствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нару­шения им установленных правил экс­плуатации товара, потребитель обязан возместить продавцу расходы на про­ведение проверки (экспертизы). Потре­битель вправе принять участие в про­верке качества товара и проведении экспертизы товара.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 ста­тьи 27 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан субъекты пред­принимательства обязаны соблюдать законодательство РК, права и законные интересы физических и юридических лиц, обеспечивать безопасность и ка­чество товаров, работ, услуг в соответ­ствии с требованиями законодатель­ства РК, предоставлять потребителям товаров, работ, услуг полную и досто­верную информацию о товарах, рабо­тах, услугах.

В суде ответчик иск не признал.

Судом первой инстанции иск гр. К. был удовлетворен частично, взысканы с индивидуального предпринимателя в пользу потребителя сумма стоимости товара, компенсация морального вре­да, неустойка, судебные расходы истца и госпошлина. В остальной части иска судом было отказано.

Ответчиком было обжаловано реше­ние суда.

В суде второй инстанции было уста­новлено и сторонами не оспаривалось, что продавцом, несмотря на предъяв­ленные истцом претензии по качеству товара, экспертиза качества товара не проводилась. Заключение комиссии по обследованию спорного велосипеда от 9 июня 2022 года судом первой инстан­ции правомерно не принято в качестве такового, поскольку не соответствует критериям допустимости и достовер­ности доказательств, предусмотренных статьей 68 ГПК. В ходе разбиратель­ства по делу ИП не представлено до­казательств, свидетельствующих о том, что недостатки в товаре возникли после его передачи потребителю вследствие нарушения им правил использования товара, его хранения либо действий третьих лиц или непреодолимой силы. Информация истцу о товаре своевре­менно направлена не была. При рас­смотрении дела провести судебную экспертизу не представилось возмож­ным по причине утраты велосипеда. При таких обстоятельствах суд счита­ет, что ответчиком не доказано, что он реализовал истцу товар надлежащего качества. Факт нарушения прав по­требителя подтвержден заключением специалиста, привлеченного судом апелляционной инстанции. Между тем, согласно пункту 6 статьи 10 Граждан­ского кодекса Республики Казахстан каждый потребитель имеет право, в частности, на надлежащее качество и безопасность товаров (работ, услуг). Аналогичные положения закреплены в статье 7 Закона. Согласно статье 24 Закона продавец (изготовитель, испол­нитель) обязан обеспечить надлежа­щее качество товара (работы, услуги), обеспечить обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества; возместить в полном объеме убытки (вред), причиненные жизни, здо­ровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков товара (рабо­ты, услуги). Таким образом, исходя из того, что бремя доказывания качества товара возложено на продавца, у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения заяв­ленного иска. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, в силу подпункта 6) статьи 15 Закона вправе по своему выбору по­требовать расторжения договора и воз­врата уплаченной за товар денежной суммы.

В апелляционной инстанции решение суда 1 инстанции оставлено без изменения.

Права потребителя были защищены Законом и восстановлены судом права гр. К.

 

Сауле КЕНЖЕГУЛОВА, судья Степногорского городского суда

Просмотров: 87 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar