Физическое лицо у ИП приобрело товар народного потребления, о чем гражданину К. был выдан чек. Товар оказался некачественным, гр. К. пытался обменять его на качественный, однако продавец не пожелал добровольно и в необходимые сроки обменять товар, при этом товар был возвращен ИП.
Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд с иском общественному объединению «Защита прав потребителей «Тұтынушылар қорғаны» в интересах гр. К. о взыскании оплаченной суммы за товар, неустойки и взыскание морального вреда. Истец в лице ОО просил взыскать с ответчика – стоимость товара, возмещение морального вреда, неустойку, судебные расходы, мотивируя свои требования тем, что товар продан покупателю некачественный, имеет неисправности, не сертифицирован.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона РК «О защите прав потребителей» если на товар установлен гарантийный срок, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков товара в течение гарантийного срока, т.е. периода времени, в течение которого продавец (изготовитель, исполнитель) гарантирует качество товара (работы, услуги) при условии его надлежащего использования и хранения. Гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, продавец (изготовитель) несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Согласно статье 14 Закона покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. Обмен производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изготовителя) покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона следует, что предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (исполнителе, изготовителе) повлекло приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных убытков. Если невозможно использовать приобретенный товар по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления в течение трех календарных дней со дня приобретения товара надлежащей информации. Если информация в указанный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения ему убытков.
В соответствии со статьей 30 Закона в обязанности продавца при продаже товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества входит обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он был в употреблении в течение четырнадцати календарных дней. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и при необходимости дополнительной проверки (экспертизы) качества товара она оплачивается продавцом (изготовителем). При установлении, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил эксплуатации товара, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение проверки (экспертизы). Потребитель вправе принять участие в проверке качества товара и проведении экспертизы товара.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 27 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан субъекты предпринимательства обязаны соблюдать законодательство РК, права и законные интересы физических и юридических лиц, обеспечивать безопасность и качество товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства РК, предоставлять потребителям товаров, работ, услуг полную и достоверную информацию о товарах, работах, услугах.
В суде ответчик иск не признал.
Судом первой инстанции иск гр. К. был удовлетворен частично, взысканы с индивидуального предпринимателя в пользу потребителя сумма стоимости товара, компенсация морального вреда, неустойка, судебные расходы истца и госпошлина. В остальной части иска судом было отказано.
Ответчиком было обжаловано решение суда.
В суде второй инстанции было установлено и сторонами не оспаривалось, что продавцом, несмотря на предъявленные истцом претензии по качеству товара, экспертиза качества товара не проводилась. Заключение комиссии по обследованию спорного велосипеда от 9 июня 2022 года судом первой инстанции правомерно не принято в качестве такового, поскольку не соответствует критериям допустимости и достоверности доказательств, предусмотренных статьей 68 ГПК. В ходе разбирательства по делу ИП не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что недостатки в товаре возникли после его передачи потребителю вследствие нарушения им правил использования товара, его хранения либо действий третьих лиц или непреодолимой силы. Информация истцу о товаре своевременно направлена не была. При рассмотрении дела провести судебную экспертизу не представилось возможным по причине утраты велосипеда. При таких обстоятельствах суд считает, что ответчиком не доказано, что он реализовал истцу товар надлежащего качества. Факт нарушения прав потребителя подтвержден заключением специалиста, привлеченного судом апелляционной инстанции. Между тем, согласно пункту 6 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан каждый потребитель имеет право, в частности, на надлежащее качество и безопасность товаров (работ, услуг). Аналогичные положения закреплены в статье 7 Закона. Согласно статье 24 Закона продавец (изготовитель, исполнитель) обязан обеспечить надлежащее качество товара (работы, услуги), обеспечить обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества; возместить в полном объеме убытки (вред), причиненные жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги). Таким образом, исходя из того, что бремя доказывания качества товара возложено на продавца, у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения заявленного иска. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, в силу подпункта 6) статьи 15 Закона вправе по своему выбору потребовать расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.
В апелляционной инстанции решение суда 1 инстанции оставлено без изменения.
Права потребителя были защищены Законом и восстановлены судом права гр. К.
Сауле КЕНЖЕГУЛОВА, судья Степногорского городского суда
|