29 марта в доме Нурсауле Бекболат и Тилегена Слам было шумно. Аким поселка Кырык-Кудык, где проживает семья, медицинские работники и сотрудники городской противопожарной службы – все пришли поздравить Нурсауле и Тилегена с рождением дочери. Двухмесячная Ажар, что в переводе означает красавица, мирно лежала в кроватке и не понимала, отчего это вокруг нее такое столпотворение. Она еще не знала, какому количеству людей обязана своим благополучным появлением на свет.
Незадолго до того памятного дня Нурсауле выписали из больницы, где она лежала, как у нас принято говорить, «на сохранении». Чувствовала она себя прекрасно, до родов по подсчетам врачей оставалось еще, по меньшей мере, две недели, и Нурсауле спокойно уехала домой в поселок Кырык-Кудык. Но уже через три дня она поняла, что поторопилась.
Утро 20 января не предвещало ничего плохого. Однако к обеду погода резко испортилась: усилился ветер, пошел снег. К вечеру уже буранило так, что буквально в двух шагах ничего не было видно. Из-за метели где-то на линии произошел обрыв кабеля, отчего половина поселка осталась без света. К счастью, это была не та половина, где находился дом Нурсауле, но в такую метель можно было ожидать и худшего развития событий. И надо ж было такому случиться, что именно этим вечером у Нурсауле начались предродовые схватки.
Фельдшер поселка Бахыткуль Шокен осмотрела женщину и сразу же позвонила в поликлинику поселка Заводского, к которой относится местный медпункт после присоединения в прошлом году Кырык-Кудыка к Степногорску. Нужно было вызвать машину «скорой помощи», чтобы отвезти роженицу в городской роддом. Первый тревожный звонок прозвенел, когда спустя некоторое время стало известно, что машину не пропустили сотрудники дорожной полиции, перекрывшие трассу в районе поселка Аксу. Тогда Бахыткуль позвонила акиму поселка Дуйсенгельды Бекмаганбетову и главному врачу городской поликлиники Аскару Дуйсенову. Главный врач сразу понял всю серьезность ситуации, как, впрочем, и то, что отвечать за последствия в любом случае придется ему, как руководителю. В его практике уже не раз бывали такие случаи, когда «скорая» по погодным условиям не могла пробиться к пациенту, и выход в данной ситуации был только один – обратиться за помощью к городским спасателям.
А в это время Нурсауле ожидала помощи и даже не подозревала, сколько людей подняло на ноги сообщение о роженице, находящейся в заметенном под самые крыши поселке. Сколько звонков и согласований было сделано за короткий промежуток времени, чтобы получить разрешение на выезд в ночную метель медиков в сопровождении тяжелой техники спасателей. Пока шли согласования, главный врач поликлиники собирал бригаду медиков. К чести тех, кого он попросил о помощи, а это были врач-гинеколог СЦГБ Сергей Белокозов и акушерка Дина Аишева, они даже не вспомнили о том, что рабочий день давно закончился, что за окном метель, а на часах почти полночь. Пожарные тоже не роптали по поводу поездки в метель за десятки километров. Их принцип работы всегда одинаков: надо – значит надо. Получили инструктаж начальника управления по ЧС Манарбека Шапагатова, посадили в машину медиков и скрылись в белой пелене. В Аксу к ним присоединилась машина «скорой помощи» поселковой поликлиники, в которой находилась фельдшер Светлана Алипова, и вот так, малым автопоездом, тронулись дальше.
Но мало получить разрешение на выезд в непогоду, нужно еще в таких условиях суметь добраться до места. Невозможно описать, что в ту ночь творилось на трассе, достаточно сказать, что от Степногорска до Кырык-Кудука, куда в обычное время машины едут не более получаса, на этот раз они добирались целых три часа. Счастье еще, что в тот день за рулем пожарного автомобиля оказался старшина Жанат Абетов, который сам родом из Кырык-Кудыка и хорошо знает каждый сантиметр злополучной трассы. Но даже он с трудом различал дорогу, двигаясь, можно сказать, «наощупь». В снежной мгле спасатели едва не проскочили мимо поворота на Кырык-Кудык. Выручили сельчане, которые перед тем в течение часа штурмовали сугробы, чтобы пробиться к трассе и встретить спасателей.
Все это время, пока в Кырык-Кудыке ждали помощи от горожан, поселковые фельдшер и медсестра находились рядом с Нурсауле. Вместе с ними переживала ее многочисленная родня, собравшаяся в доме, как только просочились первые сведения о непростой ситуации. Время шло, врачи все еще были в дороге, а состояние Нурсауле уже начинало вызывать опасения. Бахыткуль Шокен поняла, что пора готовиться к самостоятельному принятию родов в домашних условиях – иного выбора у нее не было. Готовилась помогать по мере сил и престарелая мать Тилегена, которая когда-то работала в Монголии медсестрой и имела некоторый опыт общения с роженицами. Но малыш в утробе матери словно понимал, что торопиться не стоит. Роды у Нурсауле начались, как только у дома остановились машины со спасателями и медиками.
Сама Нурсауле о своих впечатлениях рассказывает теперь с улыбкой. А той ночью ей было совсем не до смеха. Говорит, очень страшно стало, когда узнала, что «скорую» не выпускают и за ней никто не приедет. Несколько часов мучилась от неизвестности и переживаний по поводу «успеют – не успеют». А потом, когда увидела, как в комнату вошла целая бригада медиков, успокоилась и уже ни о чем не думала – полностью доверилась врачам. Они все делали спокойно и уверенно: одни устанавливали рядом с кроватью стол для инструментов, другие измеряли давление и температуру. У Нурсауле появилось твердое ощущение, что все обязательно будет хорошо. Когда на свет появилась замечательная девочка весом 3, 014 килограмма и ростом 51 см, врачи радовались едва ли не больше, чем сама молодая мать. Все поздравляли ее и друг друга. И, кстати, поводов для поздравлений было сразу несколько, ведь крошка Ажар умудрилась родиться в один день со своей мамой и бабушкой.
Под утро ветер немного стих, и нужно было собираться в обратный путь, чтобы передать молодую мать и ее ребенка под присмотр врачей роддома. Когда машина подъехала к Аксу и стало понятно, что все опасности теперь позади, Аскар Дуйсенов сообщил о благополучном исходе акиму города. Как оказалось, все это время он сидел в кабинете и ждал результата. А в другом кабинете до утра сидел у телефона аким поселка Кырык-Кудык. И для таких волнений на всех уровнях основания были. Слишком свежи еще в памяти горожан печальные события, произошедшие в городском роддоме в последние годы. Домашние роды, по словам Аскара Дуйсенова, тем более могут иметь непредсказуемые последствия - от разрывов и кровотечения у роженицы до нарушений жизнедеятельности плода. Поэтому, когда главный врач понял, что роды у Нурсауле окончились благополучно, он испытал огромное облегчение и чувство благодарности по отношению к своим коллегам. И хотя было ясно, что никто не осудит врачей за последствия в такой ситуации, но все равно все были рады, что уезжают не с чувством вины, а с чувством исполненного долга.
А в роддоме все уже было готово к приему новых пациентов. Нурсауле рассказывает, что встретили там ее очень тепло и сразу же в шутку прозвали «лягушка-путешественница».
Обследование показало, что состояние здоровья матери и ребенка нормальное, никаких осложнений нет, и через три дня Нурсауле выписали. Дома родня встречала ее как героя.
Когда я вошла в этот гостеприимный дом, в памяти сразу всплыла фраза из известного кинофильма: «Хороший дом, хорошая жена – что еще нужно, чтобы достойно встретить старость?». Дом, действительно, оказался примечательным. Честно скажу, я не ожидала увидеть в отдаленном поселке квартиру, отделанную и обставленную в соответствии с самыми современными тенденциями. И это притом, что глава семейства Тилеген Слам из многодетной семьи, переехавшей в Казахстан из Монголии несколько лет назад. В Черняховском, как прежде назывался Кырык-Кудык, Тилеген работал скотником – другой работы в поселке не было, а потом решил обзавестись собственным крестьянским хозяйством. Три года назад взял микрокредит, закупил крупный и мелкий рогатый скот, а всю продукцию - мясо, молоко, масло, сметану - стал возить на степногорский рынок. И вот теперь дом Тилегена и Нурсауле – полная чаша. От недавнего присоединения своего поселка к Степногорску молодая семья ожидает еще большего.
«Это счастье, что теперь наш поселок относится к Степногорску, - говорит аким Кырык-Кудыка Дуйсенгельды Бекмаганбетов. – Раньше территориально мы относились в Акколю, и это была большая проблема. Чтобы попасть в поликлинику, пройти обследование, беременным женщинам приходилось ездить в Акколь с пересадкой. Сюда к нам ни «скорая», ни другие службы из Акколя не приезжали – слишком далеко. А теперь сельчане уже смело могут вызвать и «скорую» и пожарную охрану, если надо. Знают, что приедут, не бросят в беде». Кстати, для пожарных приключения в ту январскую ночь еще не закончились. Прямо из Кырык-Кудыка они отправились в Ивановский, где на трассе забуксовала в заносе легковушка, в которой находились мужчина и беременная женщина. Как они сумели «прорваться» на трассу сквозь заслон аккольской полиции и для чего так рисковали – неизвестно. Подобные ситуации случаются каждую зиму. Прошлой зимой, например, пожарным тоже довелось спасать беременную женщину, когда на трассе Степногорск – Акколь застряли в снежных заносах сразу несколько автомобилей, в одном из которых находилась та самая беременная женщина. И это притом, что, по словам главного врача городской поликлиники, всех беременных женщин врачи просят никуда не выезжать на последних месяцах беременности во избежание печальных последствий.
К счастью, на этот раз все обошлось благополучно. Нурсауле Бекболат попросила со страниц нашей газеты выразить огромную благодарность всем медицинским работникам, оказавшимся рядом в трудную для нее минуту, особенно Сергею Белокозову, которого Нурсауле по понятным причинам считает самым лучшим на свете доктором. Благодарна она и сотрудникам городской противопожарной службы. Если бы не их помощь, говорит Нурсауле, вряд ли в ту ночь врачи смогли бы добраться до поселка, и кто знает, чем все это могло закончиться для нее и ее малыша.
Надежда КАХАНОВА
|