Главная » 2014 » Апрель » 14 » Под сиянием «Радуги» (Надежда КАХАНОВА)
12:32
Под сиянием «Радуги» (Надежда КАХАНОВА)

Слушать и смотреть, как Валентина Афанасьевна Костенкова рассказывает об ансамбле народного танца «Радуга», – одно удовольствие. Вдруг вспомнила какую-то постановку – и вот она вся уже в танце: спинка выпрямилась, ручки поплыли над головой, пяточки затопотали под стулом. И даже не верится, что знаменитому степногорскому балетмейстеру уже перевалило за восемьдесят. Дорогие сердцу воспоминания заставляют ее лицо светиться, а глаза - блестеть.

Своим появлением «Радуга» обязана именно ей – Валентине Афанасьевне Костенковой – талантливому балетмейстеру, легенде культурной жизни Степногорска. Всю свою жизнь она посвятила танцу. Вслед за мужем ездила по городам и весям, везде создавая новые танцевальные коллективы, пока в 1968 году не оказалась в Степногорске. Здесь свой первый танцевальный коллектив она сформировала из военнослужащих батальона, располагавшегося в поселке Заводском. В те годы всячески поощрялось участие граждан в культурной и общественной жизни города, поэтому проблем с укомплектованием коллектива у Валентины Афанасьевны не возникало. Партнершами для солдат и офицеров стали степногорские девушки, которые не ленились несколько раз в неделю ездить на репетиции из города в поселок на «матане». Очень скоро талант нового балетмейстера был оценен по достоинству, и Валентина Афанасьевна получила предложение стать балетмейстером ДК «Октябрь» (ныне там располагается клуб «Риф»). Собственно говоря, она никогда не работала с одним коллективом – одновременно руководила танцевальным кружком Дома пионеров, а позже создала танцевальные ансамбли в городском профтехучилище №13 и на ГПЗ-16.

Первый серьезный успех пришел к ней в 1970 году. Близилась 25-ая годовщина Дня Победы. По случаю праздника Валентина Афанасьевна задумала подготовить грандиозную постановку под названием «Земля непокоренная», для чего ей понадобилось большое количество танцоров. Для нас, сегодняшних, это удивительно, но тогда на призыв балетмейстера откликнулись десятки старшеклассников. Даже на не престижные по понятным причинам роли эсесовцев желающих набралось в два раза больше требуемого. Мальчишки готовились к выступлению очень ответственно: сами смастерили автоматы, сшили белые нарукавные повязки с черной свастикой, так что на сцене они выглядели очень убедительно. Танцевальный мини-спектакль о героической победе советского народа в Великой Отечественной войне так впечатлил горожан, что впоследствии у Валентины Афанасьевны просто отбоя не было от желающих записаться в ансамбль. К тому же, в те годы занятия танцами были еще бесплатными. В короткое время коллектив разросся до четырех групп: двух младших, подготовительной и старшей. Это должно было обеспечивать преемственность, а соответственно, стабильность работы коллектива. В маленьком танцевальном зале ДК «Октябрь» не хватало места для репетиций, пришлось спешно переделывать под танцевальный зал другие помещения. Что интересно, в старшей группе танцевали не только старшеклассники, но и взрослые, работающие горожане. Одно время в ансамбле танцевал даже начальник Степногорского ГОВД. Для взрослых участников Валентина Афанасьевна специально готовила номера. Наверное, кое-кто из горожан еще помнит озорную «Городскую кадриль», заводной белорусский танец «Веселуха». Были и совместные, масштабные постановки, когда на сцену выходили все участники ансамбля. И вскоре слава степногорского ансамбля танца вышла за пределы города.

Зеленый свет на участие в областных и республиканских мероприятиях степногорским танцорам дал тогдашний начальник областного управления культуры Б.Г. Маевский. Побывав однажды на одном из концертов в Степногорске и восхитившись русской пляской в исполнении танцевального коллектива В.А. Костенковой, он заявил: «Беру вас всех вместе с вашим сундуком» (в этом легендарном огромных размеров сундуке из фанеры танцоры хранили свои костюмы). Отныне ни один праздник в Целинограде (ныне Астана) не проходил без участия «костенковцев», как стали повсеместно называть степногорский танцевальный коллектив. Не раз их приглашали и в Алма-Ату, где «костенковцы» выглядели не хуже столичных танцоров. А уж все без исключения близлежащие поселки они посетили не один раз. Ехали туда с тематическими номерами: «Урожайная», «Целинная», «Колоски». Появление степногорских артистов всегда было праздником. Едва автобус успевал затормозить, как из него вываливалась веселая ватага в сопровождении баяниста и тут же пускалась в пляс. «Костенковцы» приехали!» - радовались сельчане и, едва проводив дорогих гостей, приглашали их вновь. Сейчас творческие коллективы города о выездных концертах могут только мечтать. У нас по-прежнему есть кому нести культуру в народ, но, к сожалению, некому этот процесс финансировать.

Семидесятые-восьмидесятые годы Валентина Афанасьевна называет лучшим периодом своей жизни. Это был расцвет созданного ею танцевального коллектива, который мы знаем теперь под именем «Радуга». Кстати, свое название он получил благодаря фантазии сына Валентины Афанасьевны. Предстояла поездка на областной смотр-конкурс, а коллектив все еще был безымянным. Тогда Валентина Афанасьевна объявила конкурс на лучшее название. Вариантов предлагалось множество (в том числе и «Степногорочка»), но ни один из них ее не устроил. Название «Степногорочка» не подошло по той простой причине, что коллектив на треть состоял из мужчин. Позже это название взял другой танцевальный коллектив, которым руководила Нина Харченко. А Валентина Афанасьевна, отвергнув все предложенные названия, поделилась сомнениями со своими домочадцами. И вдруг двенадцатилетний Олег сказал: «Вы танцуете танцы разных народов, в вашем коллективе люди разных возрастов – вот и назовите «Радуга». Идею все участники коллектива восприняли на «ура», название прижилось, но еще долго, где бы ни появлялся автобус со степногорскими танцорами, их по-прежнему встречали криками: «Костенковцы» приехали!».

С самого начала В.А. Костенкова формировала свой главный ансамбль не как обычный танцевальный кружок, куда родители отдают своих детей с мотивацией «лишь бы чем-то занимался». У Костенковой все было серьезно: свой художественный совет, своя стенгазета, совместный летний отдых в Боровом. Она поддерживали тесные связи с директорами школ и родителями, поэтому о том, чтобы не прийти на репетицию без уважительной причины, даже речи не было. У «Радуги» появилось собственное место в культурной жизни города, и ему нужно было соответствовать.

Откуда балетмейстер черпала идеи для новых танцев? Из музыки, говорит Валентина Афанасьевна. Какая-нибудь музыкальная фраза неожиданно рождала в ее голове образ или жест. Вспоминает, как однажды, работая на даче, случайно услышала по радио песню Екатерины Шавриной «Широка река». И мысленно она уже видела, как плывут ее девчонки с голубыми шарфами в руках, словно полноводная река растекается по сцене. Такая внутренняя работа шла постоянно, независимо от того, где Валентина Афанасьевна в это время находилась и что делала. Во всех городах страны, где ей приходилось бывать, она скупала пластинки в поисках новых идей. Из популярных песен тех лет родились такие постановки, как «Любовь, комсомол и весна», «Если бы парни всей земли», «Целинная». Рисунок танца тоже придумывала сама, равняясь на мэтров танцевального искусства: Игоря Моисеева, Павла Вирского, Михаила Годенко. Когда появились видеомагнитофоны, Валентина Афанасьевна записывала телевизионные концерты их коллективов и тщательнейшим образом изучала.

Но придумать красивый рисунок танца – это еще не все. Валентина Афанасьевна скрупулезно работала над каждым номером. Целые уроки посвящала «чистке» танца, когда в замедленном темпе отрабатывалась синхронность движений. Работать и еще раз работать, говорила она, только тогда можно получить нужный результат. А в результате везде, где приходилось выступать степногорскому танцевальному коллективу, отмечали его профессионализм и разнообразный репертуар - от классических до современных танцев. Поэтому стоит ли удивляться, что в 1975 году по протекции того же Б.Г. Маевского степногорский танцевальный коллектив под управлением В.А. Костенковой получил гордое звание «Народный».

Современному балетмейстеру работать в плане поиска идей куда легче, чем это было еще двадцать лет назад. Теперь есть интернет, огромное количество телеканалов, где можно «подсмотреть» идеи, есть множество компьютерных программ, позволяющих создать музыкальное оформление номеров. Раньше о таком счастье балетмейстеры даже мечтать не смели. Каждый номер рождался в результате сплава личного таланта и титанического труда. И этот труд вознаграждался не только любовью зрителей. Из каждой поездки степногорский ансамбль народного танца привозил почетные грамоты за подписью начальников всех уровней. По этим грамотам можно изучать историю страны. Вот грамота за участие в смотре-конкурсе по случаю 250-летия добровольного присоединения Казахстана к России. А вот – за участие в мероприятиях, посвященных 30-летию освоения целинных и залежных земель. И целая кипа грамот, связанных с празднованием Дня Победы и других государственных праздников. Но главная ценность для Валентины Афанасьевны Костенковой вовсе не эти знаки внимания власть имущих. Главная ценность – это ее ученики. Она с любовью и гордостью вспоминает солистов ансамбля: Александра Фотлера, Ирину Фалеву, Светлану Крицкую, Сергея Суханова, Ивана Шило, Николая Винокольского, Светлану Бышкину, Ирину Менсаитову. Многие выпускники еще долго продолжали танцевать в ансамбле, уже имея семью и работу. А для кого-то «Радуга» стала историей семьи, как например, для Тани Дмитриевой и Сергея Кузьминского. Теперь уже в «Радуге» танцует их дочь. И, кстати, это далеко не единственный случай семейных традиций, связанных с «Радугой».

А позже здесь сложились и профессиональные традиции. Когда в возрасте 70 лет Валентина Афанасьевна решила все-таки уйти на заслуженный отдых, она передала свое детище не кому-нибудь, а своей воспитаннице – Оксане Осипченко, которая около десяти лет руководила ансамблем. Но после ее отъезда из города случилось так, что на место балетмейстера ансамбля пригласили человека, так сказать, со стороны, не имевшего к этому коллективу никакого отношения. Поговаривают, что в этот период ансамбль постепенно начал сдавать свои позиции. И два года назад, когда упавшее знамя «Радуги» подхватила бывшая выпускница «Радуги» Надежда Долженко, ансамбль насчитывал не более 20 человек, причем, мальчиков не было совсем. А как говорит В.А. Костенкова, успешность танцевального коллектива во многом зависит от наличия в его составе представителей мужской половины, поскольку без них существенно сокращается репертуар, нет той зрелищности, какую обеспечивают мужские элементы танца. Да и что говорить, самим девушкам куда интереснее танцевать с молодыми людьми, чем друг с другом.

Сегодня стараниями нового балетмейстера коллектив насчитывает уже более 70 человек. Своей главной задачей Надежда Долженко считает возрождение былой славы степногорского ансамбля народного танца «Радуга», а для этого необходимо не только заново укомплектовать ансамбль, но и вернуть в него мальчиков. Пока еще это составляет большую проблему. Тем не менее, Надежда Долженко намерена к юбилею города воссоздать грандиозную постановку В.А. Костенковой «Поднятая целина». В планах – воссоздание и других наиболее популярных в прежние годы танцев. Важно, что есть на кого опереться. Речь идет о бессменном концертмейстере ансамбля Николае Николаевиче Шапошникове (в разные годы концертмейстерами были Анатолий Протасов, Вячеслав Алякин, Михаил Авдеев). Николай Николаевич работал еще с самой В.А. Костенковой и является профессионалом высочайшего класса. А кроме того, опорой руководителя ансамбля стал его костяк: Оля Верхорубова, Алена Дмитриева, Алина Пасько и другие девушки, которые в самое тяжелое время, несмотря ни на что, остались преданными «Радуге». К сожалению, эти девушки скоро покинут ансамбль, поскольку оканчивают школу и собираются поступать в другие учебные заведения, но уже подрастает новая смена, и есть надежда, что добрые традиции «Радуги» не прервутся, и она по-прежнему будет блистать всеми цветами на культурном небосводе Степногорска.

 

Надежда КАХАНОВА

 

 

Просмотров: 3885 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar