Окрашивание текущей из крана воды в желтый, бурый, коричневый цвет и подобного рода оттенки может быть краткосрочным явлением после плановой профилактики системы трубопровода - это обычная ситуация. Но как быть, если проблема возникла внезапно и приобретает затяжной характер?
Куда обратиться?
Сегодня любую жалобу многие предпочитают сразу же отправить в интернет, зачастую минуя непосредственное обращение в коммунальные службы. С началом отопительного сезона у потребителей горячего водоснабжения неминуемо возникают вопросы к коммунальным службам. И один из основных: почему горячая вода мутная, грязная?
Для прояснения ситуации в домах, жители которых жалуются на качество горячей воды, как правило, создается комиссия из специалистов отдела ЖКХ при акимате, ТОО «Степногорск Теплотранзит», ТОО «Энергосбыт», обслуживающих компаний. И вот эта большая команда профессионалов с солидным стажем работы пытается разобраться, почему в квартирах одних потребителей вода из крана идеального качества, а кто-то страдает от «грязной, мутной воды с запахом».
Важно! Комиссия организуется не для того, чтобы найти виноватых, переложить ответственность за качество предоставляемых потребителям услуг с одной организации на другую или, чего хуже, – на самого жалобщика. Нет, основная цель обследования - в выяснении причин проблемы и в поиске путей ее решения.
К счастью, таких недовольных потребителей немного, но даже если дискомфорт испытывает всего один человек, ему надо помочь. Обследование происходит следующим образом. Обычно комиссионный обход начинается с квартиры потребителя, от которого поступила жалоба на качество воды. При условии, что потребитель находится дома. Конечно, нередки случаи, когда потребитель отсутствует или при телефонном разговоре просит комиссию прийти вечером, после завершения его трудового дня. Но члены комиссии тоже люди, и их рабочий день также имеет свойство заканчиваться в определенное время. Вечерами обследования не проводятся, так как для выяснения причин недолжного качества воды не обязательно осмотр крана потребителя.
Группа спускается в подвальное помещение. Именно там, на входе в дом, специалисты «Теплотранзита» отбирают пробы воды для лабораторного исследования на цветность, мутность запах и иные показатели. Напомним, что есть понятие балансовой принадлежности, границы раздела. То есть «Теплотранзит» отвечает за качество горячей воды, температуры теплоносителя и подаваемого давления до границы дома. Все, что происходит внутри дома, находится уже в ведении самих потребителей и представляющих их обслуживающих компаний.
За воду в ответе
Итак, на входе в дом отбирается пробы воды. Уже там в подвале ясно, откуда тянутся неприятности. Директор ТОО «Степногорск Теплотранзит» Егор Лысенко говорит о том, что подобные мероприятия проходят из года в год. Но от этого никуда не деться – работа у энергетиков такая.
- Вода в город приходит чистая, - говорит Егор Егорович. – Сети давно промыты. Да, при переключении скоростей, при запуске отопления вода приобретала цветность. Это допустимые нормы в течение двух недель после запуска отопления. Но на сегодняшний день мы подаем в город чистую горячую воду.
Для проверки качества подаваемой на город воды проводятся ежедневные исследования. Химическая лаборатория предприятия осуществляет контроль сетевой воды, поступающей с ТЭЦ и отправляемой по циклу обратно. «Пробы отбираются в 8 утра, - говорит инженер-химик лаборатории «Теплотранзита» Н.В. Оптовец, - основной анализ предоставляется главному инженеру к 12 часам. Есть ежедневные, еженедельные анализы, которые проводятся по графику. Также осуществляем дополнительные анализы. Мы следим за качеством воды, поступаемой к потребителю и выходящей от потребителя. Также отслеживаем состояние наших труб в процессе взаимодействия с водой, занимаемся оценкой интенсивности коррозии металла. В определенных точках установлены индикаторы коррозии. Анализируем показатели коррозии за год. Следим за результатами промывки города. Качество воды, как правило, соответствует нормам СанПиНа. Соблюдаются допустимые значения. Хочется отметить, что в последние годы, как многие внимательные потребители могут заметить, вода хорошего качества. Она не черная, без запаха. По сравнению с 2008 - 2009 годами. На данный момент имеется ужесточение контроля, принимаются необходимые меры, и вода гораздо чище, чем 10 лет назад».
- По нашим сетям, - отмечает руководитель «Степногорск Теплотранзита», - посредством передаточных устройств потребителям города и поселка передается тепловая энергия, вырабатываемая степногорской ТЭЦ по трубопроводу протяженностью в 22 км. На балансе предприятия находятся тепловые сети протяженностью 247,5 км. В том числе магистральные сети – 85,5 км и городские, внутриквартальные сети – 162 км.
Для безаварийного прохождения нынешнего отопительного сезона осуществлены мероприятия по подготовке тепловых сетей к работе в зимний период, которые предусматривают проведение гидравлических испытаний после проведения отопительного периода 2021 - 2022 годов, программу ремонтов тепловых сетей, а также гидравлические испытания после проведения ремонтных работ.
Причину загрязнения воды специалисты видят в некачественной внутридомовой организации подготовки к отопительному сезону. Проще говоря, в таких случаях срабатывает целый комплекс непринятых мер, что приводит к тому, что у некоторых потребителей страдает качество воды.
Все течет. Все меняется…
- Сегодня поменялось отношение самих потребителей к ведению своего же коммунального хозяйства внутри квартиры, – говорят специалисты. – Раньше люди более ответственно относились к вопросам запуска отопления, подаче воды. Пятые этажи без проблем спускали воздух, протравливая радиаторы, спускали первую грязную воду до чистой воды. Если люди уезжали во время запуска отопления – оставляли ключи в ЖЭКе, чтобы сантехники могли спустить воду. Конечно, сегодня такие ситуации из раздела фантастики. В городе имеется уже целая плеяда квартир на верхних этажах, которые принципиально не стравливают воздух с батарей, не спускают воду, не запускают к себе работников КСК. Что с такими жителями могут сделать коммунальщики? Ничего. Собственник имеет право не пускать и не делать. И им неважно, что от таких настроений неудобства претерпевают жители всего дома.
Сегодня же многие потребители используют системы «Аристон» на постоянной основе, что приводит к плохому водоразбору. Проще говоря, из-за недостаточного потребления вода застаивается. Ее бы продавить, спустить надо бы. Но каждый житель надеется, что это сделает сосед.
Особенно это проявляется в высотках, так сказать, в домах премиум-класса, которые заселяют молодежь, молодые семьи с детьми. Там водонагреватель стоит почти в каждой квартире. Да, старенькие одинокие бабушки и дедушки не всегда могут позволить «Аристон», к тому же старики побаиваются большой оплаты за электричество, привыкнув за долгие годы жизни в Степногорске к плановым отключениям и включениям горячей воды.
А молодежь водогрейкой пользуется регулярно. Естественно, ту самую воду, которую в других домах давно уже слили, здесь никто не спускает. Человек исходит из простой и понятной логики: зачем я буду переключать «Аристон», переходить на горячую воду, спускать ее за свои же деньги? Пусть это сделают соседи. В итоге грязная вода остается во внутридомовой системе и портит не только одежду, но и нервы потребителей. Если к решению проблемы подключаются КСК, то при общих усилиях обслуживающей организации и самих потребителей (спуск воды) ситуация стабилизируется.
Жизнь в поселке
Поступают жалобы на неудовлетворительную температуру в доме и от отдельных жителей п. Заводского. К примеру, на прошлой неделе специалисты «Теплотранзита» провели обследование в доме на 4-х владельцев по ул. Сакена Сейфуллина, 3. Крайние квартиры здесь испытывают недостаток тепла. Проживающие в квартирах посередине дома на холод не жалуются. То есть одни недогреваются, другие перегреваются. И все в одном доме.
Выяснилось, что в двух квартирах дома производилось самовольное изменение внутренней системы отопления, в третьей квартире также проводилась перепланировка, что в целом привело к нарушению контура. Со стороны энергопередающей организации показатели температуры и давления на входе в дом в норме. Как выяснилось, почти в каждом доме поселка проведены те или иные работы системы отопления. Кто-то делает пристройки, кто- то объединяет комнаты. Практически все спустили верхнюю разводку вниз. Согласованы ли работы с энергетиками? В единичных случаях. В основном работы проводятся без каких-либо разрешений и согласования с энергопередающей организацией.
- Большая проблема в Заводском, - добавляют сотрудники «Теплотранзита». - Из года в год одни и те же проблемы. Не промывают свои домовые сети, многие потребители игнорируют подготовку к отопительному сезону, не утепляют дома. От жителей поступают жалобы в соцсети и претензии в разные инстанции, при том что сами КСК и потребители Заводского халатно относятся к подготовке к отопительному сезону. Нет внутренней регулировки, забиты стояки, забиты разводки, нет циркуляции. Наша задача довести энергоресурсы до узла, что мы исправно делаем. Если такое отношение будет продолжаться, если дома не будут промывать, мы будем вынуждены брать от КСК Заводского соответствующие письма о том, что при возникновении вопросов по несоответствию температурного режима в домах претензий к энергокомплексу они не имеют. И мы оповестим всех жителей поселка Заводского о том, что ответственность в вопросе качественного отопления лежит на КСК. Такая же ситуация была и в прошлом году, мы шли на уступки, входили в положение, и при этом на нас сыпались бесконечные упреки по поводу низкой температуры в домах Заводского. В этом году будем действовать по факту. Если не готовы к отопительному сезону, должны нести за это бремя ответственности.
Что касается резюме обследования дома по С. Сейфуллина. Энергетиками даны рекомендации потребителям и сотрудникам КСК по внутренней регулировке системы отопления.
|