5 апреля на 83 году жизни скончалась заслуженный работник степногорской медицины, стоявшая у истоков ее становления, награжденная орденом Трудового Красного знамени Валентина Афанасьевна Роденко. Ушла неожиданно, не своевременно, в том уверены близкие и бывшие коллеги женщины. Они пригласили корреспондента газеты «Престиж», чтобы рассказать, каким замечательным человеком была Валентина Афанасьевна, и напомнить о том, как важно беречь и ценить основателей Степногорска, когда они живы…
Человек-эпоха
Валентина Афанасьевна Роденко много лет работала главной медицинской сестрой Степногорской центральной городской больницы. К моменту ухода на пенсию в подчинении Валентины Афанасьевны находились 23 старшие медицинские сестры. Кто-то из них давно уехал из города, некоторых нет в живых. А те, кто находится на заслуженном отдыхе, бережно хранят память о своей наставнице, профессионале с большой буквы и просто прекрасной женщине Валентине Афанасьевне Роденко.
Людмила Константиновна Акименко работала в операционном отделении ЦГБ старшей медицинской сестрой с 1986 по 2018 год:
- Немного расскажу о том времени, в котором мы жили, - вспоминает Людмила Константиновна. – Я приехала в Степногорск в 1971 году после отработки. Сразу же устроилась в операционное отделение и по 1986 год была операционной сестрой. Сначала операционное отделение было в здании поликлиники на втором этаже, в 1984 году сдали новое здание городской больницы, и мы переехали туда. Затем меня назначили старшей медсестрой операционного отделения. Попросили приступить к обязанностям на два месяца, но вышло так, что в этой должности я проработала 32 года. Общий мой трудовой стаж составляет 46 лет.
Валентина Афанасьевна очень мне помогала, потому что я была молодым специалистом. Защищала перед строгим заведующим, говорила о том, что нужно поддерживать начинающих медицинских работников, а не рубить на корню их старания. Это глыба, непререкаемый авторитет, профессионал, каких сегодня трудно найти. Операционное отделение одно из основных в ЦГБ, работа сложная, здесь не допускаются ошибки. Стерильность на первом месте, строгая дисциплина каждый день независимо от времени суток, дней недели, праздников, выходных. Валентина Афанасьевна пристально следила, чтобы работа велась на высоком уровне. Подсказывала, советовала, но без надменности, а очень тактично, доходчиво. Очень плохо, что в данное время в операционном отделении нет заведующего. Сейчас там только старшая медсестра, и ей, безусловно, тяжело работать без врача, на которого можно было опереться…
- Валентина Афанасьевна постоянно собирала старших сестер всех отделений больничного комплекса, - рассказывает Людмила Константиновна. - Учились, перенимали опыт, отмечали вместе праздники, дни рождения. Мы наблюдали за ее профессионализмом, впитывали ее драгоценный опыт, и был порядок. Трудно представить, чтобы медицинский персонал был без головного убора. А сейчас все по-другому…
Невосполнимая утрата
Татьяна Ивановна Терешкевич живет сегодня в Астане, ее связывали с Валентиной Афанасьевной самые крепкие дружеские узы. Вместе они трудились с 1995 года.
- Она эту больницу отмывала, открывала, наравне со всеми брала тряпку и мыла стены, полы, - отзываете о коллеге и товарище Татьяна Ивановна. – Валентина Афанасьевна была для меня и учителем, и коллегой, и другом. Только хорошему я у нее научилась. Она была ответственной, трудолюбивой, честной, порядочной, требовательной. Всегда делилась своими знаниями, опытом.
Мы с ней поддерживали дружеские отношения и после ее выхода на пенсию дружили семьями. Поэтому о ней я могу говорить только хорошее. Это порядочный человек, верный товарищ, готовый по первому зову прийти на помощь.
Валентина Афанасьевна была очень любознательной. До ухудшения здоровья каждый четверг ходила в ТЦ «Казахстан» за газетой «Престиж». И читала от корки до корки, не было у нее выборочного материала. И потом мне докладывала, что происходит в Степногорске. Посещала общедомовые собрания, касательно перехода на ОСИ. Шла подготовленной, с интересующими ее вопросами, имела свое мнение.
- У Валентины Афанасьевны была гипертония, - говорит Татьяна Ивановна. – Мы старались контролировать состояние ее здоровья. Врач-терапевт Татьяна Борисовна Горбунова постоянно была с ней на связи. В последнее время во время телефонного разговора я услышала, что она стала задыхаться, раздавался подозрительный свист. Я предположила сердечную недостаточность. Татьяна Борисовна послушала ее, сняли ЭКГ - и тут же госпитализировали в кардиологию, потому что нужно было прокапать препарат Изокет, который капается только в стационаре. И Валентине Афанасьевне стало легче. Продолжали обследование, должны были еще желудок проверить. Но она, видимо, подхватила какую-то вирусную инфекцию от соседей по палате. Открылся сильнейший кашель. Лекарств под рукой не было, она выписалась домой. И буквально за считанные часы скончалась на руках у соседки. Не успели спасти нашу Валентину Афанасьевну, которая так много сделала для здравоохранения этого города…
Татьяна Андреевна Боцман 29 лет отработала в должности старшей медсестры психиатрии, общий стаж ее работы 46 лет. После выхода на пенсию еще 6 лет работала во врачебно-консультационной комиссии.
- Валентина Афанасьевна, - говорит она, - мой учитель, наставница и просто замечательная женщина! Удивительно, что она могла просто, по-дружески, потихоньку дать личный совет, какое белье лучше носить, чтобы сохранить женское здоровье. Я вспоминаю случай, когда у меня в нашей больнице подозревали сложное заболевание, в столице сдавала анализы - чистые. И так несколько раз. Я уже махнула рукой и сказала, никуда не поеду, будь что будет. Так Валентина Афанасьевна узнала про это, позвонила мне и сказала, что не пустит меня на работу без заключения врача о моем состоянии. Заботилась о нас, переживала за наше здоровье.
А какие замечательные мероприятия у нас проходили! Валентина Афанасьевна была отличным организатором. Она сама сочиняла прекрасные стихи, писала сценарии, мы пели, танцевали, принимали участие во всех городских творческих мероприятиях. Занимались спортом, соревновались, играли в волейбол, гоняли на лыжах! Все успевали, интересно жили!
Мы будем помнить
Бывшая старшая медицинская сестра хирургического отделения Зоя Максимовна Клевцова в 1984 году в числе первых медицинских работников вошла в только что отстроенный и сданный в эксплуатацию семиэтажный больничный комплекс. И осталась здесь на долгие годы, отдав в целом любимому делу сорок четыре года жизни. Родилась она в послевоенные годы на Волге в Астраханской области, но считает себя дочерью казахских степей, потому как была привезена сюда в двухмесячном возрасте.
Отец Зои Максимовны познакомился с суровыми условиями степной жизни еще в конце 30-х, когда его вместе с братьями и сестрами сослали эшелоном в холодный край. Сотни людей вбивали колышки в землю и строили один за другим целые поселки. Один колышек – поселок Пятый, в котором, как позже выяснится, родился главный врач МСЧ-5 Дмитрий Степанович Гамалеев. Дальше вдоль по Ишиму забит второй колышек – поселок Четвертый, откуда родом первый фтизиатр Степногорска Николай Землянский. Перемахнув через Ишим, так же с первого колышка началось строительство поселка Девятого, где выросла, окончила школу и вышла замуж Зоя Максимовна.
Уехав на родину мужа в жаркий Узбекистан, Зоя Максимовна, будучи уже мамой, поступила в медицинское училище, которое успешно окончила, в том числе и по профилю медицины гражданской обороны. Знания и опыт, полученные здесь у специалистов высочайшего уровня, стали основой большого мастерства. Начало трудовой деятельности прошло в очень жестких условиях.
Женщина вспоминает, как из-за близости с афганской границей в составе медицинской бригады регулярно выезжала на военные учения, длящиеся порой неделями. Но вернуться в Казахстан семью заставило совсем не обострение военного конфликта, которое вспыхнуло вскоре после их отъезда, а упорное нежелание иммунитета дочери подстраиваться под знойный среднеазиатский климат. Болезнь ребенка вынудила Клевцовых переехать в Степногорск. И если бы не этот вынужденный переезд, уверена Зоя Максимовна, ее бы обязательно откомандировали в «горячую» точку…
- Для меня уход из жизни Валентины Афанасьевны, - говорит Зоя Максимовна, - стал большим ударом, от которого я не могу отойти. Это такой светлый, честный, искренний человек, что представить ее неживой я не могу. Бывало, выглянешь в окошко чуть свет, еще и семи утра нет, а Валентина Афанасьевна уже бежит на работу. В целом, с ее вступлением в должность главной медицинской сестры жизнь больницы и медицинского персонала изменилась лучшим образом. Она нас готовила, сама экзаменовала. Да так мастерски, что проверяющие сверху только диву давались – поражались уровню нашей подготовки. Проводила семинары, конференции, слеты. Каждую неделю собирала совет сестер! Работали на совесть, по самым высоким медицинским стандартам. Не зря нашу больницу считали эталоном в сфере казахстанского здравоохранения. А ведь тогда не было компьютеров, интернета. И в этом огромная заслуга именно Валентины Афанасьевны.
Покойтесь с миром…
Да, в годы существования СССР главная медицинская сестра Степногорского больничного комплекса не раз удостаивалась различных наград. Имела высшую квалификационную категорию, несколько раз проходила специализацию в Москве. Там же из рук министра здравоохранения СССР в числе лучших работников советской медицины была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Но сегодня эти награды особой роли в нашем обществе не играют. Остается только память – о тех удивительных годах и людях, прошедших красной нитью через всю ее жизнь, трудовую, непростую, но такую интересную и самоотверженную.
…Степногорск только начинал строиться, и первыми в семье Роденко сюда перебрались родственники супруга Валентины Афанасьевны. Они приехали в город 6 октября 1966 года из Курганской области, где молодая Валентина Афанасьевна после окончания училища работала фельдшером, а затем акушеркой. Тогда больничного комплекса ЦГБ еще и в помине не было. Стояла обычная поликлиника. Места акушерки Валентине Афанасьевне не нашлось. Но ее пригласили работать в Заводской, приняв в детское отделение медсестрой. Валентина Афанасьевна все последующие годы дружила со своими поселковыми коллегами. Ей очень нравилось работать в Заводском.
Постепенно перспективную и ответственную работницу стали повышать по карьерной лестнице. Сначала назначили старшей, а потом и главной медицинской сестрой медсанчасти Заводского. Руководители отметили старания Валентины Афанасьевны и настойчиво стали уговаривать ее перейти работать в город – начиналось строительство больничного комплекса, а с кадрами тогда была просто беда.
Коллектив рос, больница строилась на глазах. Появились детское, туберкулезное отделения. Почти каждый божий день после дежурства Валентина Афанасьевна вместе с руководителями шла контролировать работу заключенных, занятых на стройке. Выбирали помещения для палат - процедурной, перевязочной или палаты интенсивной терапии.
Заказывали внутреннюю отделку - керамическую плитку или покраску. Был набран штат санитарок, которые с медсестрами отмывали, очищали, приводили в порядок «семиэтажку».
В ЦГБ были лучшие врачи, многих готовили специально, учитывая специфику уранового производства города. В дальнейшем к ним ездили обучаться со всего Союза. Оснащение в больнице было превосходным. Самая современная специализированная техника обеспечивала комфорт больным. В палатах к каждой кровати были проведены радиоточки и полагались наушники, которые регулярно обновлялись. После развала Союза, увы, порушилась и система качественного медобслуживания.
- Валентина Афанасьевна проделала огромную, колоссальную работу, – отметили ее бывшие коллеги. – Труд главной медицинской сестры такого внушительного по тем временам больничного комплекса был настолько тяжелым и ответственным, что не просто представить, как она смогла преодолеть столько трудностей. Ведь на ней были все больницы и поликлиники гигантского управления секретного города. Мы всегда будем ей благодарны. Пусть наша Валентина Афанасьевна спит спокойно, она навеки в наших сердцах!
|