Ирину Николаевну Лиманскую на Степногорском подшипниковом заводе знают, наверное, все. Как главного человека по выдаче рабочей одежды всем сотрудникам предприятия. Я же, не менее трех раз приходивший к Ирине Николаевне за получением рабочего халата, запомнил ее, прежде всего, женщиной приветливой, улыбчивой, с открытой душой. С удовольствием сегодня расскажу вам о ней.
Начало
Лиманская пришла на завод в марте 1998 года. Очень неожиданное решение, если иметь в виду, что до этого Ирина Николаевна работала воспитателем в детском саду (так вот откуда эта ее приветливость, душевность, без которой не обойтись, если каждодневно возишься с детишками). Конечно же, мне захотелось расширить рамки своего представления об этой обаятельной, улыбчивой женщине, и я попросил Ирину Николаевну начать рассказ, так сказать, с обращения к корням.
Ирина приехала в Степногорск 17-летней девчонкой из Балкашина, что в Акмолинской области. Будучи несовершеннолетней, никак не могла найти себе работу в городе. А разве ее не хватало в большом поселке? Там, в Балкашине, для рабочей семьи с шестью детьми, конечно же, было меньше, чем в городе, возможностей для самореализации молодежи. А если уж совсем честно сказать, главным толчком для ранней самостоятельности Ирины и оставления родного гнезда стал хронический недостаток денег в семье. Какая уж тут, при жизни в нужде, дальнейшая учеба (хоть и окончила Ирина десятилетку не хуже других)? Надо было искать работу, хорошо бы - хлебную. И искать там, где для этого больше возможностей.
Почему в Степногорске? Дело случая. Как раз в тот год, когда Ирина всерьез задумалась о выборе самостоятельного пути, в Балкашино из Степногорска приехала сотрудница Степногорского технического лицея – предлагала девчонкам освоить очень нужную стране (тогда еще не говорили «востребованную») и почетную среди людей труда профессию маляра.
На маляра Ирина учиться не захотела, а вот рассказом об удивительной красоты городе и его перспективах была захвачена. И без каких-либо колебаний поехала покорять незнакомый Степногорск.
Испытания
Между тем, красавец город оказался неприветливым. Не достигшей 18-летия Ирине везде в трудоустройстве отказывали. Помогла за городскую жизнь зацепиться знакомая, у которой Ирина на первое время остановилась. Предложила отчаявшейся было девушке устроиться в детский сад, где и сама работала. Место, конечно, не хлебное, но все же без своего куска хлеба не останешься. Там посчитали, что 17 лет и шесть месяцев – это уже практически возраст совершеннолетия, да и работа помощника воспитателя, под постоянным приглядом старших, вполне по силам выпускнице средней школы. Наверное, был взят во внимание и тот факт, что в очередь на помощника воспитателя особо не выстраивались.
Ирина была счастлива – заведующая детским садом Лидия Ивановна по-матерински тепло приняла новоиспеченную сотрудницу в дружный коллектив. Помощник воспитателя из Ирины получился старательный, и через три года ее повысили в должности до воспитателя ясельной группы. Ирину коллеги ценили не только за старание, но и, что еще более ценно, за неподдельную любовь к детям.
Для Ирины это было насыщенное событиями время: заселение в «прогрессовское» общежитие, первое в жизни рабочее место, которое «обмыли» в ресторане с первой Ириной получки; там же, в ресторане, судьбоносное знакомство, увенчавшееся замужеством и переездом в квартиру к мужу; повышение в должности до уровня воспитателя, через полтора года после этого рождение первенца – дочки Вики (до переезда в столицу какое-то время работала на СПЗ, сейчас она сама мама двоих детей, живет в Астане), еще через год и восемь месяцев рождение сыночка Сергея (тоже начинал на заводе – наладчиком, сегодня он директор предприятия, занимается перевозками в Омске); расширение жилплощади – от мужниной «однушки» до трехкомнатной квартиры – щедрого подарка свекрови. В этой связи хотелось бы обратить ваше внимание на фамилию Ирины. Выйдя замуж, она не только приняла фамилию мужа, но и стала невесткой знаменитой в нашем городе женщины – Валентины Владимировны Лиманской, участницы Великой Отечественной войны (героини одного из моих очерков. К сожалению, ушедшей из жизни).
…В 1988 году, после трехлетнего декретного отпуска, Ирина Лиманская вернулась в ставший родным детский сад «Колокольчик» – возможно, работала бы там и дальше, но в трудные времена его, как и многое другое в нашем городе, закрыли.
Началась черная полоса в жизни Ирины. Закрыли и второй садик, где совсем недолго поработала после «прогрессовского» «Колокольчика». Лиманская, оставшись без дела, получила статус безработной. Восемь месяцев получала скудное пособие по безработице. Надеялась, что найдут применение ее силам. И это в то время, когда заболел муж, так и не сумевший справиться с тяжелым недугом. «За ним я была как за каменной стеной. И вот осталась одна, с двумя маленькими детьми», - дрогнувшим голосом Ирина подытожила сказанное о своей черной полосе. Выдержав мучительную паузу, через несколько секунд дополнила очень важным: «В это трудное время мне помогала Валентина Владимировна. Она приходила рано утром, и перед школой (дочка училась в пятом классе, сын – в третьем) давала детям витамины – морковь и яблоки. Удивительная женщина была, за многое я ей благодарна. Доброй души человек. Не знаю, как бы справилась без нее со всем навалившимся на меня».
В тот же месяц, когда похоронила мужа (это был март 1998 года), Ирина (как сама говорит, мир не без добрых людей) устроилась на работу на Степногорский подшипниковый завод. В ТОО «Спутник-2 LTD» - техничкой. Трудолюбивыми, натруженными руками Ирины Лиманской не одну сотню раз были старательно вымыты полы в бытовом, лабораторном и административном корпусах.
«Тяжеловато было, когда завод стоял семь или восемь месяцев, - признается Ирина. – Тогда выручала кормилица дача. И дети, которые с малых лет всегда старались мне помочь. Я на работе, на даче. За ними порядок в квартире. Дочка сама научилась готовить. Сынок не раз и не два с радостью говорил мне, перед тем как идти на дачу, что уже все грядки прополол. Сын учился в третьем классе и, чтобы помочь как-то чем-то, на себе таскал штакетник с брошенных дач для одиноких бабулек – чтобы поставить на их участках забор. И так за лето заработал себе на спортивный костюм и кроссовки к школе. В общем, выживали как могли. Вместе». Трогательное и о важном говорящее откровение…
В своем деле – лучшая!
…Управляла шваброй Лиманская до октября 2006 года, когда уходившая на пенсию Екатерина Трофимовна Хомкова предложила Ирине свое место кладовщика в ЦСХ. Начала Ирина новый этап своей жизни - с легкой руки добродетельной предшественницы и при участливой поддержке тогдашнего руководителя цеха Анатолия Кривошеева, предложившего начать с освоения компьютера. Ирина Николаевна с успехом прошла обучение на трехмесячных компьютерных курсах в городском акимате. «Зачем кладовщику компьютер? - не скрываю своего недоумения. – Да еще и со знанием программы 1С». – «Потому что требуется в работе», - ничуть не сомневается в его необходимости Ирина Николаевна.
Еще месяц осваивала премудрости профессии под приглядом, можно так сказать, наставницы – все той же Екатерины Трофимовны. Та щедро делилась со своей преемницей многолетним опытом - всем, что сама умела. В общем, смотри и делай - как я.
Усвой первое: ты – кладовщик, а значит, материально ответственное лицо. Отвечаешь за все на своем участке – на складе спецодежды. Лиманская усвоила и с головой погрузилась в работу. Которая ей понравилась и, как сама говорит, нравится до сих пор.
Каждое рабочее утро Ирины Лиманской начинается с планерки у начальника службы транспортно-складского и таможенного обеспечения (СТСиТО) Александра Владимировича Матвийца. Главное назначение этой службы – складирование и отгрузка подшипников. А у Ирины Николаевны свои, не менее важные, вопросы к начальству: нужны грузчики – получить спецодежду в отделе материально-технического снабжения и принести на склад; требуются строители – чтобы ремонт на складе сделать. Это из разового или случающегося периодически. Из каждодневного – составление отчетов, оформление заявок на спецодежду исходя из ее количества на складе и нехватки ходовых размеров или нужной ростовки, приемка старой, изношенной, спецодежды или спецобуви и выдача новой. И все это под строгим учетом Лиманской: новая спецодежда устраивающемуся на работу и еще одна, бэушная, но в хорошем состоянии, ему же на смену. Плюс пара новой обуви на год.
А как быть с тем, что человек, к примеру, прожег спецовку сваркой или до срока износил ботинки? В таких случаях он идет все к той же Лиманской – за заменой. Идет не только с не пригодными для ношения вещами, но и с запиской, подписанной главным техническим руководителем отдела охраны и труда. На этом основании Ирина Николаевна составляет акт на списание пришедшей в негодность спецовки или обуви и выдает работнику другую – в соответствии с его размерами. И тут же все вносит в компьютер. Как учила когда-то наставница.
Интересуюсь, кто шьет работникам Степногорского подшипникового завода спецодежду (до нашей беседы я думал, что и это в ведении моей собеседницы). Ирина Николаевна называет швейное ателье, наше, степногорское, но заказами занимается все тот же отдел материально-технического снабжения СТПЗ – не Лиманская. Она уже готовую продукцию принимает к себе на склад. И опять же все фиксирует в компьютере.
Что все-то? Ирина Николаевна разъясняет на собственном примере. Для этого подходит к компьютеру, открывает карточку (есть и бумажная картотека) – читает: «И.Н. Лиманская. Получила башмаки в октябре 2022 года. Следующее получение – в октябре 2023 года». Так же и с костюмом, с футболкой – ну, это уже для кого-то из цеховых. Обновление ровно через год. «Месяц в месяц», - уточняет, словно сама себе приказывает, заведующая складом спецодежды. Иногда Ирина Николаевна и сама напоминает работнику, что пора бы уже обновить спецодежду или обувь (притом что это забота самого работника).
Дело, на мой взгляд, не хитрое - вести ежедневный учет и контроль, но, безусловно, требующее самодисциплины и порядка. Который, кстати сказать, виден и в том, как все аккуратно, с учетом размеров и фасона, разложено на полках. Именно эти деловые качества отмечают в Лиманской ее коллеги. А еще непременно дополняют: «Ирина Николаевна – человек не только ответственный, но и очень приветливый, коммуникабельный, отзывчивый. В своем деле – лучшая! Она одна у нас такая! Нам очень легко и приятно с ней работать!»
…И вот уже без малого 18 лет работает Ирина Лиманская кладовщиком в СТСиТО - заведует, а лучше сказать, умело управляет большим хозяйством, благодаря которому создается, ни больше ни меньше, внешний образ работника лучшего в городе завода.
Помните пословицу: «По одежке встречают, а по уму провожают»? Так вот, если только от самого человека зависит, как его будут оценивать с профессиональной точки зрения (по уму), то что касается внешнего вида (одежки) работника – не его одного эта забота. Здесь без участия Ирины Николаевны никак не обойтись. Ведь она одна у нас такая!
|