Главная » 2009 » Октябрь » 24 » Он начальник - я дурак (Владимир ПОТАПЬЕВ)
17:35
Он начальник - я дурак (Владимир ПОТАПЬЕВ)
Недавние публикации газеты «Престиж» «Чьи потери?» и «Новые тарифы «Степногорск - водоканала» вызывают много вопросов. Я думаю, читатели со мной согласятся. Да и не только эти публикации. Очень интересная информация «МашзаводМуная» напечатана в газете «Престиж»    3 сентября 2009 года под названием «Общедомовые счетчики – это выгодно». Я бы добавил: временно, пока этих домов немного. Почему? Объясню чуть позже.
 
И вот, несмотря на все эти разъяснения монополистов, существующие законы о естественных монополиях, правила предоставления коммунальных услуг, вопросов становится не меньше, а больше. И все потому, что «одеяло-то» у нас лоскутное, и каждый монополист (несмотря на имеющиеся законы) старается потянуть его на себя. И даже разъяснения дает и договоры заключает с учетом этого. Как говорится, «хлебом не корми – дай обмануть». И откуда они, монополисты, такого «ума» набрались? А от государства. Вспомните ту же приватизацию квартир, ваучеры, пересчет остатков средств на сберкнижках, хитрый расчет пенсионных выплат, «легализацию» гаражей и дач, проведенную в этом году девальвацию тенге. Вон министр от здравоохранения предлагает даже взятки узаконить, переименовав их в «подношения» и «благодарность». Подобные примеры, видимо, придают смелости монополистам считать, что, как ни «обдирай» народ, все им сойдет с рук. Так оно обычно и бывает.
Ну а что мы, народ? А ничего. Нас постоянно поздравляют с праздниками, всякими «днями», «месячниками», например, «пожилых людей», называя при этом «уважаемыми». А зайдите, например, в аптеку и попросите лекарства по льготному рецепту, вам скажут: «А нету, не привезли, позвоните через неделю», а потом снова «через неделю» и т.д. Вот и услугодатель «МашзаводМунай» обращается к нам со словами «Уважаемые потребители энергоресурсов!». Врет ведь, не уважает он нас. Я постараюсь показать это «уважение» в данной публикации. Мы ведь как та кошка, которую даже голодную чуть погладь по спинке – она и замурлыкала. А во многих случаях мы не знаем как, а иногда и не желаем защищать свои права, уповая на то, что нервные клетки не восстанавливаются. В стране созданы сотни, если не тысячи различных общественных объединений, советов, всяких ассоциаций, призванных защищать наши права и законные интересы, первые лица которых получают не хилую заработную плату из различных фондов, и которые, в сущности, только этим и занимаются.
Вот есть Закон «О защите прав потребителей». Во всех городах страны он работает, кроме Степногорска. По словам многих степногорцев, наше Общество защиты прав потребителей превратилось в частную лавочку, стало такой же коммерческой организацией, как и юридические консультации, адвокатура, нотариаты и т.д., только с некоторыми льготами от государства. Я ни разу не слышал отчета о работе этого общества, никогда не было выборов председателя, и вообще, нет никакой информации о его работе. Может, это общество с каких-то пор засекречено? А именно Общество защиты прав потребителей, в первую очередь, должно было озаботиться и качеством продаваемых коммунальных услуг, и разобраться с тарифами, с повторной оплатой за одно и то же тепло и т.п. Застрельщиком в этом деле должен быть именно акимат, а точнее, отдел ЖКХ. Но я сильно уклонился в сторону.
Начнем с «малого». Итак, где же здесь обман, то самое «одеяло»? Да вот взять хотя бы новый тариф на холодную воду. Те, кто установил счетчики воды, будут платить по 100 тенге за 1 кубический метр, а у кого их нет – по 150. А почему? Где логика?
Ответ прост. Потому что так монополисту больше нравится. И ссылка на «уполномоченный орган» ничего не меняет. Это вроде как я с усами зашел в магазин за хлебом - мне его продали за 40 тенге. А следующий потребитель был без усов - ему продали за 60 тенге. Это логично? Выходит, да. Но есть «Правила повышения или снижения тарифов или их предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы)» от 19 марта 2005 года № 91- ОД. Их еще никто не отменял. Я напомню всего два пункта из этих Правил.
П. 3-1. Повышение тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы) для всех потребителей может осуществляться в случае соответствующего изменения налогового законодательства Республики Казахстан.
П. 4. Повышение или снижение тарифа (цен, ставок, сборов) или их предельных уровней на предоставляемые регулируемые услуги (товары, работы) не должно ставить потребителей в неравные условия или иным образом ущемлять их права и законные интересы». Иначе говоря, тариф никоим образом не может зависеть от усов, то бишь от наличия или отсутствия счетчиков. Тариф - это цифра, определяющая лишь стоимость единицы каких-то товаров или услуг, и он не может быть энергосберегающим или не энергосберегающим.
Тем более что потребители, не имеющие счетчиков, платят и так примерно в 2 - 3 раза больше. Обратите внимание на напечатанные нормы потребления. Холодная вода на одного человека в сутки – 180 литров! Т.е. 18 ведер на каждого в сутки, включая младенца! Смешно, нереально, но это установленные еще с советских времен нормы. И потом, как-то надо компенсировать за счет нас бегущие по улицам реки. Так что не задумывайтесь - ставьте счетчики, за полгода они себя окупят. Прав аким города, говоря, что «наши сети должны ремонтироваться за счет тарифов, правительство постоянно помогать не будет». Можно к этому добавить, что не за счет тарифов - это слишком общо, а за счет амортизационных отчислений в тарифах на текущий и капитальный ремонт в общем размере, если не изменяет память, около 3 или 4 процентов, - так было в советское время. И если бы эти амортизационные отчисления вкладывались в ремонт, то за 40 с лишним лет наши сети и сейчас блестели бы, как новенький медный пятак. Но эта вода холодная - я думаю, не она нам нервы портит.
Возьмем воду горячую, точнее, жидкость горячую, именуемую услугодателем горячей водой. Ради объективности нужно сказать, что последний месяц перед отоплением вода была довольно чистой. Могут, если захотят. По словам генерального директора ТОО «Джет-7», качество подаваемой горячей воды не улучшится до полного подключения всех объектов к теплоснабжению. Но почему? Начальник отдела ЖКХ К. Мусин, как следует из его информации в газете от 18 сентября 2009 года, сообщает, что промыто и опрессовано 97% общедомовых сетей. Врал, наверное. Я думаю, сейчас и происходит промывка наших сетей и на этот период поснимали на ТЭЦ фильтры, чтобы не загрязнять их - в надежде, что мы разберем эту грязь по квартирам сами. Интересно, хватит ли совести у услугодателя, чтобы не предъявлять к оплате стоимость этой так называемой «горячей воды»?
Но больше всего беспокоит теплоподача. И сколько она будет стоить? И почему? Остановимся на публикации «МашзаводМунай» информирует». И начинается она со слов «Уважаемые потребители энергоресурсов!». В этом контексте мне вспоминается басня И.А. Крылова «Волк и ягненок». Чтобы не быть голословным, давайте разберем эту информацию. Здесь накручено столько статей законов и столько вариантов установки общедомовых счетчиков тепла, что не сразу и разберешься, что к чему. С одной стороны, вроде бы, устанавливать общедомовые приборы учета обязаны услугодатели, с другой – вроде, как мы сами, т.е. потребители. Причем требуются и какие-то протоколы собраний, и договоры с КСК-КСП. Получается, что услугодатель делает нам одолжение, приняв решение установить аж 10 счетчиков - по одному в каждом микрорайоне. Спасибо и на этом. Только почему 10? Скажу сразу: я обеими руками за счетчики. И даже не потому, что будет, как говорится в этой информации, нам выгодно. Это выгода временная. А потому, что страсть как не люблю, когда меня обманывают, не важно даже кто. Как указывается в информации «МашзаводМуная», «мероприятия по установке приборов учета являются общеобязательными и реализуются на всей территории Республики Казахстан». Очень правильно и своевременно. Тогда почему «МашзаводМунай» ограничился только десятью общедомовыми счетчиками? Почему не устанавливает все 300?
Поскольку речь идет о коммунальных услугах, давайте обратимся не к упоминаемым в «Информации» Законам «Об энергосбережении», «О естественных монополиях» - без них можно обойтись, а к «Правилам предоставления коммунальных услуг», утвержденным постановлением правительства РК от 7 декабря 2000 года №1822, принятым в развитие этих законов.
Так вот, в п.4. этих Правил говорится, что «предоставление услуг производится на основании индивидуального между услугодателем и потребителем». И пусть договоры 100 раз будут «публичными», индивидуальные никто не отменял. И еще. «Договор не может противоречить настоящим Правилам, а его тоже должен при необходимости согласовываться с территориальными антимонопольными органами».
В п. 9. Правил сказано, что «расчетные приборы учета приобретаются и устанавливаются энергопередающей организацией. Финансирование установки приборов учета производится за счет собственных или заемных средств энергопередающей организации.
Потребитель возмещает энергопередающей организации расходы за приобретенный и установленный прибор учета через тариф на энергию по договору на энергоснабжение». Коротко и ясно. И не надо делать нам одолжение и ставить всего 10 приборов учета, будьте любезны поставить на каждый дом. И не надо требовать протоколы собраний с указанием оплаты в течение трех месяцев, а как и положено, через тарифы в течение, по крайней мере, отопительного сезона. А с неплательщиками сами воюйте.
Ну и п.14 Правил: «Граница раздела эксплуатационной ответственности определяется для соответствующего вида сетей следующим образом»: 1. Тепло – по разделительному фланцу последней задвижки узла управления». И не важно, где этот разделительный фланец последней задвижки узла управления находится - перед стеной, за стеной, под стеной или в соседнем Карабулаке. Все, что «до», - это услугодателя, в том числе и потери, если они есть, пусть не теряют (впрочем, транспортировку-то мы оплачиваем, она ведь входит в стоимость тепла), а все, что «после», - это уже наше, в том числе и потери, если они есть. Но до этих потерь «МашзаводМунаю» нет никакого дела. Они могут влиять только на температуру воздуха в моей квартире - так же, как и плохой тепловой контур. Но ведь «МашзаводМунай» получает плату за «отпущенное» мне тепло, а не в зависимости от температуры воздуха в квартире. А для точного определения отпущенного в дом тепла необходимо установить общедомовой счетчик, как того требуют Закон или Правила предоставления коммунальных услуг. Это все к слову о возникших спорах о каких-то дополнительных потерях тепла от наружной стены дома до разделительного фланца узла управления. Это спор «высосан из пальца». Ну а если все же возникают какие-то вопросы по дополнительным потерям, то расчеты по ним надо предъявлять нам, непосредственным потребителям коммунальных услуг, а не вымогать деньги у администрации КСК. Администрация КСК – это наши наемные работники, и у них кроме своих мозолистых рук других ценностей нет. Они действуют только в пределах предоставленных им прав.
Судя по опубликованной информации, к нам, не имеющим общедомовых счетчиков тепла, собираются предъявлять какие-то «не энергосберегающие тарифы», которые, как сказано, «существенно выше энергосберегающих». Я уже говорил, что тариф не может быть энергосберегающий или не энергосберегающий. Тариф – это стоимость проданной одной единицы тепла, в данном случае 1 Гкал. И она не может быть разной только потому, что есть теплосчетчик или нет его. В противном случае это дело подсудное.
Услугодатель, т.е. «МашзаводМунай» уже несколько лет берет с нас, потребителей, плату за тепло по тарифу, который на 1/3 состоит из «халявных» денег. Я не говорю незаконных, я говорю «халявных», т.е. полученных ни за что. Судите сами. Как признались в своей информации представители «МашзаводМуная», жители дома по адресу 6-31 за отопительный период уплатили за тепло на 36,6% меньше, чем те, у кого не было счетчика. Учитывая, что система отопления является замкнутой, т.е. мы можем ни прибавить тепла, ни убавить, и даже сам услугодатель этого сделать на отдельные дома не может, и количество поданного тепла не зависит ни от теплоизоляции, ни от квадратуры, то резонно заявить, что количество тепла на 1 квадратный метр подано одинаково, что на дом 6-31, что на все остальные дома. Но если потребители тепла на 6-31 уплатили за него на 36,6% меньше, чем те, у кого нет общедомовых счетчиков, то значит, что все остальные уплатили на 36,6% больше, чем стоит на самом деле поданное тепло. То есть его получили на треть меньше, чем заплатили. И если взять 301 жилой многоэтажный дом, вернее 300, т.к. в одном доме счетчик есть, то сумма халявных денег будет: подсчитайте сами. И в этих условиях «МашзаводМунай» требует нового повышения тарифа! И еще дополнительной платы за какое-то потерянное тепло. В новом отопительном сезоне таких домов с общедомовыми счетчиками будет больше, и это может потом служить основанием для судебных тяжб.
Теперь насчет выгоды. Я уже говорил, что это временно, пока счетчиков установлено мало. Сейчас «МашзаводМунай» только с одного дома получил денег на 36,6% меньше, чем с остальных домов. Теперь представьте, что будет, если во всех домах будут счетчики тепла. «МашзаводМунай» за отопительный период получит сумму на 36,6% меньше уже не с одного дома, а со всех. И что он сделает? Правильно. Он подаст заявку на очередное повышение тарифа, и уже не на 15 – 20 процентов, а процентов на 50. И «уполномоченный орган» удовлетворит эту заявку - не сомневайтесь. И мы опять останемся у «разбитого корыта», как в той сказке.
В связи со всем этим не могу не коснуться заключаемых «МашзаводМунаем» договоров с потребителями услуг. Очень интересные договоры. Вы внимательно изучили их до подписания? Нет, конечно. На дом их не дают, требуют подписывать там же, не сходя с места.
В договорах есть пункты правильные, но бесполезные. Например, п.2.2. ЭСО (т.е. энергоснабжающая организация) обязана: 2.2.1. Бесперебойно подавать абоненту через присоединенную в общедомовую сеть тепловую энергию в необходимом объеме и надлежащего качества (вы можете вспомнить хотя бы один год, когда такое было?). Ну да это пустяки. А вот параметры подаваемых услуг: «для ГВС – не ниже 650С в точке водоразбора; по теплу – температура воздуха внутри отапливаемых жилых помещений должна быть не ниже +180С, при условии соблюдения теплового контура». Откуда взяты эти 18 градусов? Согласно вышеназванным Правилам (п.5), режим предоставления услуг должен соответствовать: по теплоснабжению – «санитарным нормам, определяющим температуру воздуха в жилых помещениях – круглосуточно в течение отопительного сезона» (а какие у нас санитарные нормы, кто бы подсказал?). Но не 18 градусов?
По холодному и горячему водоснабжению - «гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды» (если бы санитарная служба города еженедельно информировала нас об этом через городские СМИ).
И далее самый интересный пункт - 3, 1.3. Мы можем «производить оплату за фактически полученную тепловую энергию при снижении температуры внутреннего воздуха более чем на 30С и снижении температуры горячей воды более чем на 200С, при наличии акта, подписанного представителями ЭСО и абонента». Это в разделе «Права абонента». Всем понятно, что имеют в виду эти пункты? Объясняю. Если в квартире у нас не ниже 18 градусов тепла, то это нормально. Если ниже 18 градусов, но не более чем на 3 градуса, т.е. 15 градусов, то тоже нормально и платить мы будем как за 18 и 20 градусов - в общем, что предъявят, то и заплатим. А вот если будет 14 градусов и ниже, то тогда мы будем платить за фактически поданное нам тепло, и то при наличии составленного нами с представителями ЭСО акта и при соблюдении теплового контура (значит, до 14 градусов температуры в квартирах мы платим не за фактическое тепло?). Можете себе представить, температура в квартире, как уже бывало не раз, 14 градусов и ниже, мы в шубах и валенках прыгаем, разогреваясь. И вот более 20 тысяч потребителей тепла в жилом фонде (это не считая больниц, детских садов, школ и т.д.) вызывают к себе представителей ЭСО (без них ведь акты недействительны), чтобы составить акты о низкой температуре подаваемого тепла. Смешно? Не только.
Аналогично и с горячей водой. Если температура горячей воды будет снижена не более чем на 200С, т.е. будет в пределах 45 градусов, то это считается нормальным и платить мы за нее будем столько же, как за 65 градусов. А вот если температура понизится до 44 градусов и ниже, тогда заплатим за фактический нагрев. И то, если составим акт с представителями ЭСО. Вот где громадный резерв экономики средств для «МашзаводМуная», и я не уверен, что он этим не пользуется.
А мы спорим, требуем возврата денег за недоданное тепло. Подключаются акимы всех уровней. А все просто. Такие составлены и подписаны договоры.
И еще. При установке квартирных счетчиков воды «МашзаводМунай» требует в обязательном порядке установку и фильтров очистки воды. Я до сих пор не понимаю, для чего это ему понадобилось. Ведь фильтры надо периодически чистить и промывать. А «МашзаводМунай» лишил нас этой возможности. Ведь они так же, как сами счетчики, опломбированы, т.е. повешен замок. Снять их не проблема, а вот что бы потом снова опломбировать их, нужно заплатить по 300 тенге за каждую пломбу. Почти как у стоматолога. Почему? На каком основании лишают меня права ухаживать за моей собственностью? Я один раз почистил, потом уплатил 600 тенге. Больше не буду. А чистить их надо минимум один раз в месяц - уж очень вода у нас «чистая».
Вот такие «пироги».
В прошлых своих публикациях я предполагал, что в жизни нами правят не законы, а поговорка «ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак». Признаюсь, ошибался. Все гораздо проще. На самом деле: он начальник, а я дурак. И, скорее всего, надолго.
 
Владимир ПОТАПЬЕВ
Просмотров: 1316 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar