Главная » 2025 » Декабрь » 31 » О СНЕЖНОЙ СТРАДЕ
20:54
О СНЕЖНОЙ СТРАДЕ
 

Наверное, не раз с началом настоящей зимы у вас воз­никали вопросы и даже претен­зии к тем, кто должен обеспе­чить нам комфортное продви­жение по городу на машине или пешком. Предлагаем вашему вниманию диалог с замести­телем директора компании «АRB-СпецМонтаж» Русланом Исабековым.

- Напомните, что вменяется в обязан­ность компании «АRB-СпецМонтаж» согласно договору по зимнему содер­жанию городских дорог, тротуаров и других территорий.

- В обязанности компании входит уборка от снега тротуаров и внутриквар­тальных территорий. Есть два договора: один – по дорогам и тротуарам, другой, отдельный, договор – по внутрикварталь­ной территории.

- Дорога от города до Заводского входит в этот объём? Кто обслужива­ет дороги в Аксу, Заводском, Приго­родном, 20 микрорайоне? Где закан­чивается ваша зона ответственности?

- Наша зона ответственности – это, получается, весь город Степногорск, включая 20 микрорайон и Пригородный, которые входят в черту города. Начина­ется она от стелы, от въезда в город со стороны Астаны, и до промышленной зоны, до точки посёлка Заводского. По­сёлок Заводской сам уже не входит, как и Аксу, Карабулак и другие населён­ные пункты (сёла и сельские округа). Они чистятся уже за счёт собственных средств. У них объявляются отдельные конкурсы, и у них есть свой подрядчик по уборке.

- Каков срок действия вашего до­говора? Обычно он завершается по­следним числом года, но сезон про­должается до конца марта – начала апреля. Какой механизм предусмотрен на период процедуры нового конкурса и заключения нового договора?

- Срок заканчивается 31 декабря 2025 года у нас. Осталось уже меньше двух недель. Акимат Степногорска, как заказчик, либо должен объявить новый конкурс, либо объявить пролонгацию, то есть продлить с нами договор. Либо – из одного источника. В этом случае заключается договор напрямую с по­ставщиком услуг на короткий срок, на два месяца, пока конкурс не состоялся. То есть до подведения итогов основного конкурса и объявления его результатов. Как бы так. Или, если мы откажемся, то с кем-то из других подрядчиков будут определяться.

- Есть ли у вас приоритетные участ­ки, которые чистятся чаще, больше?

- Приоритетные участки после выпа­дения снега – это у нас больница, при­ёмный покой, чтобы «скорая помощь» в первую очередь проезжала. Это у нас детские сады и школы (проезд к ним, чтобы была бесперебойная подача пи­тания и прочего). То есть в первую оче­редь – это социальные объекты. Вторая очередь – это у нас центральные доро­ги и улицы, чтобы было бесперебойное движение автотранспорта, тротуары. И потом уже мы переходим на второсте­пенные дороги.

- Какая часть дворовых территорий ваша, а за какую отвечают КСК и хо­зяйствующие субъекты?

- Границы КСК – от подъезда до про­езжей части и пять метров от дома, при­домовая часть.

- Очистка дорог возле домов чьей обязанностью является?

- Нашей.

- Подъезды к контейнерным пло­щадкам ваши?

- Очищаем их и мы, и сами му­соровывозящие компании тоже.

- Надо же, чтобы кто-то кон­кретно был ответственным за эту часть работы. Или вы, или они - чтобы не было путаницы. Как вы договорились?

- Да мы, в общем, ни с кем не до­говаривались. Ну, напишите, что мы.

- Спортивные и игровые пло­щадки и площадки для выгула собак кто должен чистить от снега? И кто чистит?

- Этот наша территория.

- А площадки у памятников кто должен чистить?

- Это тоже наша территория. И парк, и скверы, и аллея Любви...

От вас что требуется,

друзья мои?

- Как и кем осуществляется внутрен­ний контроль по выполнению объема работ, кто и как контролирует вас?

- Контроль за нами осуществляет наш непосредственный заказчик, это отдел ЖКХ. Наш технадзор осуществляет кон­троль. У нас используется фото- и виде­осъёмка фиксации наших работ. И, соот­ветственно, они уже тоже выходят, смо­трят выход техники, выход людей.

- Что требует техническая специфи­кация? Есть ли временны́е требова­ния по очистке дорог и тротуаров по­сле снегопада, бурана?

- Три дня после последнего снегопада.

- Есть ли требования к дороге зи­мой, например, чистый асфальт? Или главное, чтобы не было колеи?

- Чтобы не было колейности и гололёда.

- Используется ли соляно-песчаная смесь или другие реагенты?

- Да, при очистке дорог мы использу­ем песко-соляную смесь. Но сразу это неэффективно будет. В первую очередь, после обильного снегопада используется специализированная техника. Мы сгре­баем снег с дороги. Потом, когда дороги открыты, мы начинаем прибордюрную часть зачищать. Ну и тротуары тоже в том числе, переходы.

- Что такое «прибордюрная часть»? Это часть дороги, примыкающая к бордюру, или уже газон за бордюром? Какое это расстояние?

- Это часть дороги до бордюра, и сам бордюр. Не газонная часть.

- А когда вы сгребаете снег с дороги к бордюру, на него и дальше, на газо­не получается такой вал. Его же тоже надо убирать, потому что через него же сразу снег наметается.

- Сразу и убираем.

- А какую часть газона у бордюра вы должны убрать? Метр, полме­тра?

- Вообще, по-хорошему - к бордюру со стороны газона должен примыкать тех­тротуар шириной примерно 40-50 санти­метров.

- И что это за техтротуар? Тротуар – это пешеходная дорожка, но там же, у дороги, нельзя ходить.

- Поэтому его и называют техниче­ским тротуаром. Он не для ходьбы, а для уборки прибордюрной части. Заметьте, у нас газонная часть практически везде по городу идёт выше, чем бордюр. При каждом дожде земля, песок и так далее сливаются на дорогу. Поэтому у нас ле­том каждый раз идёт постоянная зачист­ка прибордюрной части. А если бы здесь, допустим, был техтротуар, уже гораздо меньше земли с газонной части попада­ло на дорогу.

- А нельзя тогда по весне пройти вдоль дорог и срезать часть газона шириной 40-50 см, чтобы бордюр дей­ствительно возвышался над землёй и со стороны газона?

- Это получается очень объёмный вид работ. А моё предложение (и аким в кур­се) было таким: сделать технический тро­туар вдоль каждого бордюра. Это, если видели, как в Астане, брусчаткой выло­жено. Там немного его. Аким должен был поддержать, но в связи с ограниченным финансированием, скорее всего, его не будет в этом году.

- Какие-то более экологичные вари­анты, чем соль и химреагенты, мож­но использовать? Например, сдувать снег и сметать с асфальта, чтобы не образовывалась ледяная корка.

- Помимо соли есть ещё реагенты. Они тоже по химическому составу не сказать чтобы были суперэкологичны­ми. Но они дорогие, это дорогостоящий материал.

- По мне, так чем меньше химии, тем лучше.

- А сметать не получится по-любому. Потому что корка всё равно образуется, и её не сметёшь никак. И сдувать – точно.

- Может, как-то её сбивать, сдирать, отдалбливать, как это делают люди у переходов или когда тротуары чистят.

- А как вы это представляете на доро­ге делать? Никак не получится.

С учетом западного опыта

- По какому графику ведутся обыч­ные и авральные, если такие есть, снегоуборочные работы?

- Основной график при нормальном режиме работы у нас идёт с семи утра до пяти вечера с перерывом на обед с двенадцати до двух часов дня.

Авральные снегоуборочные работы у нас идут вне графика, получается, что в круглосуточном режиме. В основном ме­няются водители, операторы погрузчи­ков, а техника работает. График не нор­мируется. Если буран, то, получается как бы борьба с ветряной мельницей, но работать, очищать надо. Особенно бы­стро у нас кольцо заметает, район «хуто­ра» (это четвёртый микрорайон, заезды во дворы со стороны улицы Степной).

- А нельзя у кольца продумать ле­сополосу, задерживающую снег? Вот, например, со стороны дома 5–14 со­сенки в три ряда стоят...

- Там заметает другую сторону, от ше­стого к этим сосенкам.

- То есть никакой снегозащиты не придумать. Только чистить и чи­стить?

- Когда шёл обильный снегопад, мы на кольцо загоняли грейдер и делали искусственные валы для задержания снега. Не намного, но помогало. В по­следний снегопад особо много снега не было, чтобы валки делать.

- Возможен ли переход на ночной режим работы, до начала интенсив­ного движения транспорта и пешехо­дов? Что мешает этому?

- Переход на ночной режим работы есть. Мы в принципе в основном отгруз­ку снега проводим в вечернее и ночное время. Это когда бывает авральный ре­жим работы. Опыт перехода на очистку снега и дорожные работы в ночное вре­мя был. Но очень много жалоб посту­пало со стороны жителей о том, что не даём спать и так далее. Даже когда гре­бут асфальт, это большой шум. Когда за­кидывают это всё в «КамАЗы», это тоже шум создаётся. Поэтому очень много жалоб.

- Не соглашусь с вами. Это я считаю пустыми капризами. Просто есть тех­нологические процессы, от которых никуда не деться. Возьмите людей, живущих у вокзалов, аэро- и морских портов или в районах, где, скажем, ведут строительство в три смены... Это всё равно, что бы, например, оби­татели домов по улице Бейбитшилик, неподалеку от вокзала, требовали за­претить подавать гудки пригородным электропоездам. Тогда давайте пой­дём дальше: чтобы не мешать тем, кто решил вздремнуть или отдыхает после ночной смены, запретим пода­вать сигналы каретам «скорой помо­щи», пожарным и полицейским (хотя замечу, что сирены у «скорой», на мой взгляд, превышают допустимые звуковые пределы). Давайте и муэд­зину, зовущему мусульман в мечеть на намаз в ранние утренние или позд­ние ночные часы, укажем, что он тоже кому-то мешает.

Обратитесь к мировому опыту ком­мунальщиков. В Скандинавии, Кана­де общие принципы такие: основная работа по расчистке полос движения и обработке реагентами часто начи­нается после полуночи и продолжает­ся до рассвета. Утром техника закан­чивает работу, чтобы к моменту пика трафика дороги были чистыми.

Можно ли повысить эффективность

- Есть ли возможность оставлять снег на газонах ровным слоем, не устраивая насыпей и валов? Может, тогда не было бы необходимости вы­возить снег на полигоны в таком ко­личестве?

- По снежным валам я и говорю, что это, в первую очередь, такая предвари­тельная мера, чтобы очистить дороги. И потом мы уже эти валы убираем. Если их сразу убирать, дороги будут забиты, запечатаны. Поэтому мы снег сгребаем в валы и прибордюрную часть убираем.

- Я имею в виду не тот снег, что сгребается с дороги к бордюру и по­том грузится в самосвалы. Как при­мер вспоминается из 80-90 годов шне­короторный снегоуборщик на базе «Урала». Или можно взять нынешние миниатюрные снегоуборщики для мини-трактора или даже мотоблока. Я о том, чтобы не вывозить снег, а про­сто рассыпать его ровным слоем на газонах, экономя силы, технику, то­пливо и время. Газоны у нас доволь­но широкие.

Предвосхищаю ваши возражения по поводу соли и других реагентов, которые отрицательно будут вли­ять на газонную траву и деревья на них. Песко-соляную смесь вы же не по всей проезжей части рассыпаете, а, как думаю, только на перекрестках или подъёмах и спусках? И, кстати, за рубежом, если температура держится ниже нуля, противогололёдные мате­риалы не применяются, поверхности чистят механически, с помощью трак­торов.

- Грейдер не может тонкий слой льда разбить. Погрузчик тоже не сможет его взять. У меня позиция такая. Она сло­жилась из опыта работы. Песко-соля­ную смесь я, наоборот, использую толь­ко в морозные солнечные дни. Потому что соль работает именно в мороз и на солнце. Если мы её начнём использо­вать, грубо говоря, до минус пяти гра­дусов, то эффекта не будет. Это будет слякоть на определённом месте, где мы её рассыпали. Если, скажем, будет температура минус двадцать с солнцем, песко-соляная смесь разносится по до­роге, и нет, самое главное, слякоти. То есть она моментом ест этот снег и рабо­тает с наледью. Именно на солнце. Мы раскидываем её небольшим слоем. То, что рассыпаем на тротуарах и вдоль пе­шеходных переходов, – это чисто песок. А по дорогам – это уже песко-соляная смесь, небольшим слоем. Она для ма­шин, человека почти незаметна, но зато вступает в хорошую реакцию именно на солнце, и получается чистый асфальт без слякоти.

- Какая техника и в каком количе­стве у вас используется? Есть ли с этим проблемы?

- По технике. У нас есть автогрей­дер, четыре или пять погрузчиков (по мере необходимости), два трактора МТЗ с плужно-щёточным оборудованием, шесть самосвалов. То есть техники в принципе хватает для города.

- Сколько человек занято у вас на уборке снега, скола льда, на очистке пешеходных переходов? Есть ли де­фицит кадров?

- По людям. Работают 25-30 человек, а нужно 40. Есть дефицит людей, рабо­чих. Проблема это не только у нас. Это проблема в общем по городу, что рабо­чей силы не хватает.

- Чем это объясняется на вашем предприятии? Рассматривался ли ва­риант привлечения на работу студен­тов колледжей? На два, на три часа бы привлекать?

- Люди не хотят работать. А студентов на два-три часа привлекать нет смысла. Они только собираться будут около по­лутора часов и настраиваться на рабо­ту. Не получится. Пробовали – не полу­чается. А ещё студент студенту рознь. Те ребята, что у меня летом работали, они проверенные, уже четыре-пять лет работают. За ними особо смотреть и не надо.

- Ну вот таких бы и привлекали!

- Основная часть их окончила один­надцатый класс в этом году. И на следу­ющий год у меня уже будет новый поток, если буду заниматься этой деятельно­стью. А на зимний период времени не получится.

- А относительно молодые пенси­онеры к вам не приходят? Может, их как-то активнее надо привлекать?

- Приходят, работают. На них в основ­ном всё и держится.

- Значит, надо в этом направлении действовать! Я в нашей газете, на­пример, не видел объявления, что вам требуются работники.

- Есть объявления в соцсетях.

- Так люди предпенсионного и пен­сионного возраста там особо не си­дят! Используйте газету, на столбы объявления вешайте.

- На столбы, во-первых, нельзя ве­шать. А, во-вторых, кто хочет работать, тот нас находит. Это однозначно. У кого есть желание работать, нас найти не проблема. У дворников, которые по го­роду ходят, можно спросить. К нам при­ходят люди, но не все выдерживают.

- Может быть, причина в низкой за­работной плате? Какая она?

- 150 тысяч.

- А рабочий день какой?

- С семи до пяти, обед – с двенадцати до двух.

Поговорим о качестве работ

Всё-таки гаджеты упрощают обще­ние. Большие расстояния для них не помеха. Вопросы Руслану Исабекову я забросил в пятницу, используя мессен­джер «ватсап». По нему же в субботу получил ответы голосовыми сообще­ниями. Во вторник кое-что пришлось уточнять. Разговор снова прошёл «на удалёнке».

- Случается, что погрузчик после обильного снегопада повреждает бордюрные камни, искусственные неровности, срезает грунт с газонов. Нередко после работы техники, за­грузившей снег в машину, остаются ледяные кочки и другие неровности, которые надо бы убирать вручную. Что скажете на это?

- Да, такие моменты есть. Столько людей мы не найдём, чтобы за каждой техникой следить. Тут это уже на сове­сти самого оператора погрузчика, трак­ториста или ещё кого-то.

- Проходил в среду от третьей шко­лы к магазину «Барс». Здесь дорож­ки пересекают одна другую, но после прошедшего трактора на одной оста­лись два уже заледеневших снежных вала. Также валы остаются у скамеек вдоль дорожек. Не ко всякой по сне­гу проберёшься. Это особенно не­удобно для стариков.

- Уберут. По всем остальным вопро­сам – тоже уберут.

- Хорошо. Возле фонтана «Леген­да степей» от шайбы «Алем» полно­стью очищена от снега дорожка до пересечения с той, что идёт от скве­ра Поколений к «Казахстану». Но до лестницы к библиотеке все осталось нетронутым. То ли это была чья-то частная инициатива, то ли работу от­ложили на время?

- Я отправлял туда людей.

- Может быть, к сегодняшнему раз­говору её уже и почистили. А вот ещё. И в прошлую и зиму, и в эту повторя­ется картина у гостиницы «Степно­горск». Ступени у здания со стороны павильона «Ромашка» и от фонтанов к гостинице никто не чистит. Чья это территория? То же и у ступеней, ве­дущих к входу в гостиницу, пиццерии «Додо пицца» и цветочному магази­ну. В пятницу наткнулся в инстагра­ме на видео о том же и обещание из отдела ЖКХ дать задание по его очистке. Что скажете?

- Уже очищено.

- Так это ваша территория? А по­чему не собственник гостиницы это делает? Разве это не его поле дея­тельности?

- Тут вопрос непонятный, спорный. Мы её сами чистим. И даже лестницу самой гостиницы, ведущей под козырёк.

- Ну вот тогда это замечание вам. Неоперативно чистите. Пожалуйста, исправляйтесь.

- Я знаю. Принимаю замечание.

- Некоторые пешеходные дорожки после снегопада так и не расчищены. Приведу в пример тротуар от пере­крёстка у «Алатау Сити банка» к ав­томагазину в МЖК. Я его даже сфото­графировал и вам выслал.

- Хорошо. Отработаем.

- Ещё не очищены как следует до­рожки от крылечек у 12-этажек в тре­тьем микрорайоне к «шайбам», от пе­шеходного перехода вдоль дома 3-17 к третьей школе.

- Это сегодня после обеда прочистят (напомню, разговор шёл утром втор­ника.- В.К.).

- И последнее. Что можете ска­зать в ответ на претензии горожан о скользких тротуарах и некачествен­но очищенных дорогах?

- Я же говорю, что после бурана, обильного снегопада я не могу весь го­род разом очистить. Это всё делается постепенно.

 

Вопросы задавал

Владимир КРАСНИКОВ

Просмотров: 17 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar