Отчетные встречи акимов всех уровней – хорошая возможность напрямую поговорить с населением, услышать, что волнует людей, и, по большому счету, составить программу конкретных дел для местной исполнительной власти. Да и у населения появляется возможность проверить, не расходятся ли обещания госчиновников с их делами. Лучше всего это становится понятно из ответов, которые дают акимы на волнующие людей вопросы.
Беспокойное соседство
Работники Степногорского подшипникового завода напомнили Алпысбаю Каиржанову о большой воде во время весеннего половодья. Она дошла и до территории предприятия со стороны рядом находящегося исправительного учреждения, даже зашла в один из заводских корпусов. Да, во многом это связано с критическим состоянием труб, входящих в инфраструктуру зоны. Администрация завода сразу же, как только началось подтопление заводской территории, обратилась к акиму за помощью, ведь исправительное учреждение находится в ведении местных властей. В акимате не только не стали возражать против этого, но и, к чести местных властей, пообещали не затягивать с решением проблемы. Даже разработали, условно говоря, дорожную карту, в которую включена замена труб на территории исправительного учреждения. Рассматривался вариант и обхода завода во время замены труб, так как какая-то часть из них проходит по территории предприятия. В общем, договорились об оперативном реагировании на обозначенную проблему – финансировании и конкретных делах.
Обо всем этом заводчане напомнили акиму города во время его отчетной встречи с работниками предприятия. И спросили: каков результат тех весенних договоренностей? Скажу сразу: результата, который бы говорил об устранении проблемы, на сегодняшний день нет.
По словам Алпысбая Каиржанова, конкурс, связанный с решением этой проблемы, на момент отчетной встречи акима города с заводчанами уже состоялся. Определена подрядная организация. Пять дней отводится на обжалование итогов конкурса, если есть несогласные из числа других его участников . И после этого будет заключен договор о выполнении работ на территории исправительного учреждения.
- Я хочу сказать о том, что любое мероприятие, которое требует финансовых затрат, растягивается во времени, так как проходит через сессию гормаслихата, где принимается решение о выделении финансовых средств, - аким города погрузил участников встречи в «кухню» обсуждаемой проблемы. – Такого, чтобы сегодня решили, а завтра сделали, когда требуются финансовые вложения, не бывает. Сессия проводится раз в квартал. К ней мы готовимся. На третий месяц, получается. И еще уходит полтора-два месяца на конкурсные процедуры. При условии, что не будет обжалования итогов конкурса.
В ходе обсуждения темы выяснилось, что на замену труб в исправительном учреждении требовалось 25 млн тенге, а выделили 15 млн. Недостаточно, но и этого хватает, чтобы работу уже начать.
Электричка как социально значимый транспорт
Еще одна инициатива работников Степногорского подшипникового завода связана с электричкой, в народе называемой «мотаней», курсирующей между городом и поселком Заводским. Как известно, на пути из города в поселок электричка делает несколько остановок, дачных и у промышленных предприятий. По сути, электропоезд является социально значимым общественным транспортом, так как является безальтернативным для дачников и работников загородных промышленных предприятий. Маршрутные автобусы не в состоянии обеспечить те пассажироперевозки, которые осуществляет электричка. На сегодняшний день она незаменима. При этом, ТОО «Степногорск Темир Жолы», в чьем ведении сегодня городская электричка, считает пассажироперевозки на ней убыточными. В таких условиях делается лишь поддерживающий электропоезд ремонт. При незначительных доходах не приходится говорить об увеличении количества вагонов, об их обновлении и замене на современные. Вполне возможными кажутся времена, когда не пригодный для дальнейшей эксплуатации электропоезд встанет на запасный путь. И как тогда быть тысячам дачников и работников промпредприятий?
Возможным решением, по примеру городских маршрутных автобусов, получивших статус социально значимых и, как следствие, государственную финансовую поддержку, было бы придание такого статуса городской электричке. И дело даже не в том, что горожане хотели бы сэкономить на стоимости проездных билетов (об этом говорил аким города), а в том, что финансовая господдержка помогла бы ТОО «Степногорск Темир Жолы», при безусловных личных вложениях компании (возможно, кредитах), не только сохранить этот, действительно, социально значимый транспорт, но и улучшить его состояние.
Этот вопрос уже не раз поднимался горожанами, в том числе и работниками СПЗ. В ответ было сказано, что письмо с предложением о социально значимом назначении электрички акиматовские направили в область. Но дело не движется. Что дальше? Все сроки для ответа вышли.
Аким города пустился в рассуждения, задав вопрос: «А зачем людям нужно, чтобы электричка стала социально значимой?» И сам же ответил на этот вопрос: «Для того это нужно, чтобы люди, которые в течение семи лет платили по 60 тенге, продолжали и дальше платить по 60 тенге».
Я позволил себе не согласиться с акимом, так как, например, заводчане сегодня платят за проезд на завод не по 60, а по 160 тенге (да, большую часть затрат берет на себя завод, но при этом цена проездного билета не становится меньше). Дело не в стоимости проезда, а в том, чтобы было и дальше на чем ездить, причем в комфортных условиях.
В общем, договорились до того, что направленное акиматом письмо в областное Управление пассажирских перевозок будут «продвигать» дальше. Так как все решается на уровне правительства. Думаю, история это долгая.
Разбитые дороги – причина дорожных заторов
Люди, работающие на предприятиях промплощадки, в том числе и работники Степногорского подшипникового завода, не понаслышке знают о напрочь разбитом участке дороги на выезде из города, на перекрестке улиц Новосибирской и Мира. Там же установили светофоры. И все это вместе, притом что дорога узкая, стало причиной частых дорожных заторов, вызывающих раздражение у участников автомобильного движения. По мнению заводчан, заделать этот разбитый участок надо в первую очередь, так как данная дорога активно используется водителями грузовых, легковых авто и пассажирского транспорта.
В ответ было сказано, что ремонтные работы на этом участке запланированы в первоочередном порядке, на ближайшую неделю.
По словам акима города, задержка в исполнении связана с тем, что после дождей земля, а точнее, образовавшаяся яма на разбитом участке дороги, обильно пропиталась влагой, - требуется какое-то время, чтобы все высохло. И уже потом можно будет класть асфальт.
- В ближайших планах у нас этот участок стоит, также рынок, улица Казахстанская, от флагштока в сторону кафе «Ереван», - уточнил аким города.
И это тот случай, когда за обещаниями последовали конкретные дела. Более того, разбитый участок дороги на выезде из города, невзирая на непросохшую яму, взяли в ремонт уже на следующий день после встречи акима с заводчанами. Так бы во всем!
О дорожной инфраструктуре
Продолжая дорожно-транспортную тему, аким города сообщил, что в городе вот-вот появятся 13 новых автобусов. Это хорошо и, возможно, позволит сократить время ожидания маршрутных автобусов, но, уж точно, не решит проблему пассажирских перевозок по направлению от города к промышленным предприятиям, поселкам Аксу и Заводскому.
В развитие темы был поднят вопрос о строительстве остановки напротив СТПЗ, там, где останавливается автобус, курсирующий по маршруту №2. Было обращено внимание акима и на то, что на этом участке дороги нет ни пешеходного перехода, ни дорожного знака.
Аким города в приоритет ставит безопасность движения и в этой связи упоминает о переходе не только через дорогу, но и через железнодорожный переезд. Как быть в этом случае? Резонный вопрос.
Но своя правда и у тех, кто, идя на завод, вынужден нарушать правила дорожного движения, так как узаконенного перехода к заводу нет.
Алпысбай Каиржанов отозвался на обращение заводчан и пообещал установить одну остановку там, где они укажут. Правда, без участия управления полиции здесь не обойтись, ведь остановка без сопутствующего ей пешеходного перехода проблему безопасности дорожного движения не решит. Начальник Управления полиции пообещал неформально подойти к решению этого вопроса.
Тему остановок, но уже в черте города, подхватила работница завода. Она обратила внимание акима на то, что за девятым микрорайоном, у дороги по ул. Новосибирской, сделали площадку для остановки автобуса. Но без обустроенной остановки, которой на этой площадке до сих пор нет, никакого толку от этой заасфальтированной площадки. Точнее, толк нашли владельцы легковых автомобилей, которые приспособили эту беспризорную территорию под стоянку для своих авто. И людям попросту негде стоять в ожидании автобуса. Женщина предложила, пока не установили остановку, поставить там знак, который бы запрещал водителям легковушек ставить свой транспорт в неположенном месте.
В ответ было сказано, что в этом году будет полностью завершена реконструкция улицы Новосибирской, которая включает в себя и строительство остановки.
Один вопрос тянет за собой другой. Жители города хотели бы знать, продолжится ли дальнейшее строительство дороги – в сторону десятого микрорайона и дальше. По сути, считают заводчане, должна быть сделана объездная дорога – в основном для грузового автотранспорта. В рамках нового проекта обещают ее сделать.
Когда подводят подрядчики
Подтверждением тому, что не все обещанное выполняется, был следующий вопрос:
- Уже год прошел, как сняли асфальт с подъезда к восьмой школе. Зачем его снимали и почему заново не уложили – непонятно. Это создает немалые неудобства взрослым и детям, которые вынуждены были ходить по лужам и грязи. Позади уже июнь, и до сих пор ничего не восстановлено. Речь о проезде через двор десятого дома в шестом микрорайоне. Это единственный подъезд к восьмой школе.
Аким поставил это безобразие в вину одной-двум подрядным организациям, которые недобросовестно выполняют свои договорные обязательства:
- Мы с ними судимся. Фрезерование сделали в прошлом году, асфальт срезали. И объемы были, и финансы были. Мы даже часть финансов вернули в бюджет области, потому что недобросовестный подрядчик свою работу не сделал. От того, что подрядчика суд признал недобросовестным, населению легче не стало. Теперь новая подрядная организация, выигравшая конкурс в этом году, будет доделывать за недобросовестным подрядчиком. Почему до сих пор укладку нового асфальта не сделали? Задержка из-за погодных условий, из-за дождей. Завершение работы на данном участке – в плане работ на это лето.
Схожая ситуация и возле 26 дома в шестом микрорайоне. На тротуарной дорожке возле этого дома сняли асфальт. Сказали, что положат брусчатку. Но дальше слов дело не пошло. И в этом случае люди вынуждены ходить по грязи во время дождей. Они недоумевают: зачем снимать асфальт, если взамен ничего лучшего не предлагается?
Не позавидуешь акиму – надо как-то выкручиваться. И он пытается это делать. Вместо прямого ответа рассказывает о том, как поручает своим коллегам, в частности, сотрудникам отдела ЖКХ, обращать внимание на важные «мелочи»: где-то освещения нет, где-то тротуары разрушены, где-то ямы образовались. Все требует оперативных решений. Так начните с малого! Вот с этого самого тротуара. Так и договорились: аким дал поручение своим подчиненным восстановить тротуар. Интересно – восстановили уже?
Нет дыма без причины
Кто-то из заводчан обратил внимание акима на большие клубы черного дыма со стороны ТЭЦ. Но дым валит не из труб станции, а где-то рядом. И длится это уже не один день:
- С какой-то крыши валит дым в десятки раз больше, чем из самой трубы. Что происходит?
Видимо, у акима ответа на этот вопрос нет. Как всегда в таких случаях, выручает чувство юмора. Сначала Алпысбай Каиржанов попытался отшутиться - мол, на то и ТЭЦ, чтобы дым оттуда валил:
- Раз дым идет – значит, ТЭЦ работает. Получается, это хорошо.
Но речь идет о том, что чадит с крыши. В общем, надо разобраться, откуда дым и должен ли он там быть. Сказали, что разберутся.
Эти неистребимые отходы
Перешли к мусорным контейнерам, в которые сносят бытовые отходы живущие в домах №15, 19, 20, что в шестом микрорайоне. Задавшая вопрос обратила внимание акима на то, что к этим контейнерам люди выносят крупногабаритные отходы. Их очень много, и они подолгу не вывозятся. Часть из этих отходов растаскивается по всему двору. Картина получается неприглядная – как на хоздворе.
Аким города понимает, о чем спрашивают. Он и сам во время недавней поездки по строящимся объектам обратил внимание находившихся с ним рядом на большое количество крупногабаритных отходов именно в шестом микрорайоне.
По большому счету, как было пояснено, вывоз крупногабаритных отходов в нашем городе пока не урегулирован. Коль скоро местная власть не предложила населению эффективного решения с вывозом этих отходов, она взяла на себя обязанность вывозить старые кресла, диваны и шкафы за счет бюджета. И так уже второй год. Что ж, и это тоже можно считать решением проблемы, пусть и временным. Но в таком случае акимат и должен следить за своевременным вывозом крупногабаритных отходов на свалку. И спрашивать в этом случае акиматовским надо с самих себя.
Алпысбай Каиржанов пообещал «усилить» работу в шестом микрорайоне.
Как выяснилось из последовавших за этим комментариев, такую работу надо «усилить» и в четвертом, и в третьем, и в пятом микрорайонах.
Стихийные свалки в городе
На них, на горы мусора, уже не раз обращали внимание акима города. Вот и в эту встречу сказали о том, о чем не раз уже было говорено-переговорено. Снова ткнули акиматовских носом в свалку, много лет уже мозолящую глаза всем, кто возвращается в город с «мотани», переступает через трубы теплоснабжения, под которыми сплошь залежалый мусор, и идет в сторону торгового дома «Глобал»:
- Свалке этой уже много лет. Мусор там никогда не убирают. И не раз об этом говорилось. Хорошо бы там наконец-то навести порядок.
Аким попытался понять, о какой территории идет речь и кому она принадлежит. Общими усилиями установили, что речь идет о мусоре, который под трубы, у железнодорожного тупика, подальше от людских глаз выбрасывают жители ближайших домов и, возможно, владельцы городских гаражей.
Внятного ответа на этот вопрос не прозвучало. Будем надеяться, что, как говорят в акимате, «вопрос взят на контроль». На общественный контроль он взят уж точно!
Из добрых побуждений или по правилам?
А вот вопрос, который и я уже слышал не меньше трех раз, в каждую встречу акима города с работниками СТПЗ:
- Едешь из города, впереди горбатый мост, ограничение скорости 50 км… Проезжаем, а конца ограничения скорости нет. В прошлые встречи полицейские обещали «посмотреть» - и все никак не удосужатся. Давайте уже точно посмотрим в этот раз! И всего-то требуется установить знак, указывающий на окончание ограничения скорости. А так получается кормушка… догадайтесь сами для кого.
Любящий пошутить аким города в данном случае обошелся без шуток:
- Хочу сказать, что эта трасса у нас считается опасной. Мы с вами знаем, что на ней постоянно случаются дорожно-транспортные происшествия. Мы все знаем, был там у нас не так давно и трагический случай. Расслабляться на этой трассе и снимать ограничения не стоит, по моему мнению.
Задавший вопрос не разделяет, как считает, излишнюю осторожность акима, утверждая, что за мостом нет оснований для ограничения скорости пятьюдесятью километрами.
В разговор в качестве арбитра включился главный полицейский города:
- Я сейчас не готов ответить, так как человек новый в этом городе. Проеду – специально посмотрю…
Но и он, вслед за акимом, в приоритет поставил безопасность дорожного движения:
- Транспорт – это источник повышенной опасности. От того, что вы будете ехать 50 километров в час, я не думаю, что вы глобально куда-то опоздаете или, наоборот, глобально куда-то успеете при движении автомобиля со скоростью 60 км в час и выше. Все-таки важнее всего личная безопасность. Тем более, у нас резонансное ДТП было именно на этой трассе – 3 человека погибли сразу в одной машине. Возвращались люди после работы.
Зал не поддержал эту явленную ему предосторожность:
- Это было на другом месте.
В итоге договорились изучить ситуацию на месте и посмотреть на нее с позиций Правил дорожного движения.
Льготный проезд для школьников
Дорожная тема так или иначе звучала в зале Степногорского подшипникового завода на протяжении всей встречи с акимом города. Вот еще один вопрос из этой серии:
- В конце учебного года было сказано, что с сентября будут проездные для льготного проезда школьников на автобусе.
Как пояснил и.о. руководителя отдела ЖКХ Бахтияр Баязитов, этот вопрос связан с «электронным билетированием», и как раз в этом направлении городской акимат сейчас работает. Направлены запросы в школы, чтобы оттуда предоставили списки детей и указали, какое количество проездных требуется для льготного проезда. Предполагается, что ученики будут платить 50 процентов от стоимости проезда.
- По нашим сведениям, списки для льготного проезда детей в автобусах не составлялись, - обеспокоена, видно, одна из мамаш школьника. Эти слова подтвердили родители, чьи дети учатся во второй и шестой школах.
В разговор вступила руководитель городского отдела образования Алтын Оспанова, которая заверила родителей школьников в том, что, как было сказано, «вопрос уже отработан»:
- Все школы списки уже предоставили.
Наверняка, к началу учебного года всю организационную работу сделают – и степногорские школьники, пользующиеся услугами городского общественного автотранспорта, смогут на льготных условиях добираться до школы и после учебы возвращаться домой.
Вопрос о главном
Не обошли стороной заводчане и главный вопрос, который, безусловно, волнует всех горожан:
- Нам известно, что подготовлен проект реконструкции магистрального водопровода на 9 млрд тенге. По 3 миллиарда на 3 года. Хотелось бы прояснить, об укладке каких труб идет речь – пластиковых или бэушных металлических (о чем тоже говорят)?
Акима порадовало такое беспокойство горожан. Ведь речь идет о том, что никакие другие проекты городу не понадобится, если случится серьезный сбой в водоснабжении при десятках километров ржавых труб.
Алпысбай Каиржанов дал развернутый ответ:
- На самом деле в нашем проекте предусмотрена замена 36 километров ржавых труб на полиэтиленовые с эксклюзивным покрытием. Речь идет о замене двух ниток стальных труб пятисотого диаметра, изношенных на 90 процентов. И мы двигаемся сейчас на одной, так как вторая нитка зимой, когда мы снизили на нее давление, вышла из строя. В этом году на реализацию проекта мы планируем получить 2,7 млрд тенге. Сейчас у нас 800 млн тенге есть, добавляем из городского бюджета 500 млн тенге. Ожидаем, что добавят еще 800 млн тенге, и в итоге на этот год у нас получается 2,1 млрд тенге.
- Так замена будет на пластиковые трубы или нет в этом году? – не отступает женщина.
- Имеем две нитки труб, обе вошли в проект. Мы сейчас используем стальные трубы пятисотого диаметра. 9,6 км одной нитки будем менять на полиэтиленовые трубы. На это надо 2,7 млрд тенге. И еще остаются для эксплуатации старые, металлические, трубы, которые мы пока вынуждены будем использовать. Речь идет о резервной ветке. Вот на резервной ветке мы стальные трубы меняем – три километра вблизи насосной будут из стальной старой трубы, - совсем запутал женщину, и не ее одну, аким города.
Ясность в этот вопрос взялся внести директор ТОО «Степногорск-водоканал» Алексей Гетманов:
- В целом проектом предусматривается замена 36 километров старых металлических труб на новые пластиковые. Проект разделен на три года, но нам надо работать на двух нитках. В этом году меняется на пластик всего 9 километров. То, что не меняется, тоже в плохом состоянии, и в качестве временной меры, до полной реализации проекта, поверху кладем бэушную металлическую трубу. Для того чтобы пройти и летний период (дачи у нас поливаются), и зимний период. А на следующий год поменяем еще 9 километров металлических труб на пластик – и так до конца. То есть все старые металлические трубы полностью будут заменены на новые полиэтиленовые. Просто надо всем усвоить: то, что поверху кладется (речь о старых металлических трубах), – это временная мера, до полной замены труб.
Остается только пожелать, чтобы в областном бюджете в этом году нашли недостающие миллионы для своевременной реализации первой части трехгодичного проекта. Впрочем, об этом поговорим уже с акимом области во время его встречи со степногорцами 19 июля.
|