В минувшую пятницу в ЦДК «Горняк» прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню работников сельского хозяйства. В нашем промышленном регионе эта сфера не составляет столь внушительной доли в его экономическом благополучии, как в других районах области. И все- таки причины для гордости имеются. Есть и проблемы, причем, довольно острые. Обо всем этом мы беседуем с руководителем отдела сельского хозяйства и земельных отношений Дарханом Оспановым.
Есть чем и кем гордиться
В степногорском регионе насчитывается всего 62 субъекта агропромышленного комплекса, преобладающей является форма крестьянского хозяйства. Среди крупных ТОО следует особо отметить производственно-коммерческую фирму «Табыс», специализирующуюся на хранении и переработке овощей и фруктов. Она располагает большими хранилищами в Целиноградском районе, а в других районах, в том числе и в Степногорске, занялась производством картофеля. Первый урожай у нас, полученный в этом году, составил свыше 210 центнеров с гектара. Этому, по словам Дархана Кайрбаевича, способствовали предварительные мероприятия, основанные на научном подходе: вспахали целину, провели механическую и химическую обработку почвы от сорняков, установили поливальные установки.
Успехи сельхозтоваропроизводителей на территории региона аким Степногорска Алпысбай Каиржанов поощрил вручением благодарственных писем. Их обладателями стали руководитель крестьянского хозяйства «Олжас» Нурлан Баймаков, руководитель ТОО «Bioprom Technologes» Рамазан Бакишев, механизатор этого предприятия Александр Кононов, начальник участка и главный энергетик Владимир Вайтман, скотники к/х «Нурбаева» Рафаил Валишин и Николай Ситников, руководитель к/х «Казбек» Ниязбек Джуманов, механизатор к/х «Балу» Владимир Доменко, табунщик Алтай Укин, табунщики к/х «Бектасов» Архат Калмырзаев и Сатбек Ногайбаев, агроном-технолог ТОО «Тепличные технологии Казахстана» Татьяна Петрова, агроном Светлана Пуронен, руководитель ТОО «ПКФ Табыс-Агро» Евгений Самусевич.
Преобладающей сферой деятельности в сельском хозяйстве у нас следует назвать мясное животноводство. Низкое плодородие, относительно бедный химический состав почв в сравнении с соседними Аккольским или Буландынским районами не позволяет делать упор на выращивание зерна. Однако это не помешало КХ «Береке» получить среднюю урожайность порядка 20 центнеров с гектара. Научный подход применил и ИП Камелиденов, проведя предварительную подготовку почв, на 600 га получена урожайность в 15 центнеров. Семена пшеницы мягких сортов, районированные для засушливых регионов, были взяты на Карабалыкской опытной станции Костанайской области. По итогам уборочной кампании средняя урожайность зерновых культур составила 8,7 ц/га, картофеля – 247,8 ц/га, овощей, выращенных на открытом грунте, – 150 ц/га.
- Значит, определенные достижения у сельскохозяйственного Степногорска есть, – резюмирую услышанную от руководителя отдела информацию.
- Это не определенные, а великие достижения! – поправляет меня Дархан Оспанов. – Если у нас ранее инвестиции в сельское хозяйство не превышали 100 миллионов тенге, сейчас это свыше 1 млрд тенге! Причем, только в основной капитал (приобретение техники, навесного оборудования) – 519 млн 139 тысяч тенге.
Увеличились показатели всех видов сельхоз продукции. Выросло поголовье: КРС – 116,4%, МРС – 119,4%, лошадей – 107%, свиней – 130,5%, птицы – 110,1%. Произведено мяса в живой массе 553 тонны (100,6%), молока – 4 783,5 т (101%), яйца – 2 388 тыс. шт. (98,5%). Проблема с птицей у нас существует – подорожали корма, а государство не субсидирует. Но сейчас вносятся изменения в программу субсидирования, и думаю, что 2023 год уже покажет улучшение.
- А какая техника приобретается?
- Современная и очень конкурентная. Наши крестьяне используют все предоставляемые ресурсы от государства (лизинг, льготное кредитование), дополнительное кредитование по процентным ставкам в банках второго уровня. То есть государство субсидирует процентные ставки. Если в целом по банку у них идет 12%, то субсидируются еще 7, остается только 5%. Это хорошее подспорье. Субсидирование позволяет держать приемлемые цены на производимую продукцию.
Реальность показывает, что и в овощеводстве нет ничего невозможного. Кто ожидал, что у нас получат неплохой урожай арбузов?
- На совещании по созданию Ассоциации промышленников и предпринимателей Гульмайра Баймакова как раз представила презентацию, показав, что в открытом грунте у нас вполне можно получать высокие урожаи картофеля, капусты, свеклы, моркови и тех же арбузов. Кстати, у них есть планы расширения?
- Они уже приобрели два новых трактора с учетом увеличения посевных площадей. Планируют увеличить всю линейку овощных культур. Сегодня государство еще не может в полном объеме обеспечить снабжение местными овощами и фруктами, мы зависим от внешних поставок. Растет потребительская корзина, растет благосостояние. Есть конкуренция, здоровая конкуренция.
Чтобы стало больше молока
- Вы говорили о мясном направлении животноводства в Степногорске. Молочного совсем нет?
- В Карабулаке есть КХ «Время», они производят молоко. Но для производства молока нужна хорошая кормовая база, и именно сочные корма. Грубых кормов у нас достаточно, мы ими себя можем обеспечить. А вот с сочными кормами сложнее.
- Разве у нас кукуруза не дает урожая?
- Она требует больших затрат. Нужна техника. Нужны подготовленные посевные площади. У нас и без того почва скудна влагой, а кукуруза ее еще иссушает. Еще у нас большая проблема – вытаптывание посевов лошадьми, крупным рогатым скотом. Мы привлекаем полицию, у нас эта работа ведется... В любом случае мы будем работу по улучшению кормовой базы для молочного животноводства вести. Дефицит кормовой базы у нас имеется. Но, чтобы молочное направление развивать в полном объеме, чтобы выйти, как минимум, на тысячу голов, нам и нужна кормовая база. Для этих целей – выращивания сочных кормов – мы предоставили другому крестьянскому хозяйству земельный участок в 2,5 тысячи гектаров, с КХ «Время» есть определенный меморандум.
- А молочное стадо большое?
- 320 голов. Это только дойные коровы. Хотя там есть еще ремонтный молодняк, быки-производители.
- Каков ежегодный прирост?
- В 2019 году мы начинали с 50 голов. По мере предоставления площадей под кормовую базу, они и увеличивают поголовье скота.
Землю – крестьянам
- А как обстоят дела с пастбищами?
- По пастбищам мы вопрос тоже закрыли. Где-то – меморандумами с нашими сельхозтоваропроизводителями, которые непосредственно граничат. Где-то – изъятием земель для госнужд. В частности, в селе Байконыс сейчас наблюдается большой прирост поголовья на частных подворьях. Если раньше нам на сходах, когда мы приезжали туда, постоянно задавались вопросы о нехватке пастбищ, то по Байконысу сейчас их нет. Мы изъяли земли у крестьянских хозяйств, которые тут располагались, и предоставили их в пользование жителей. Здесь были созданы три мясные фермы, приобретено маточное поголовье КРС по 87 коров породы Казахская белоголовая.
- В Байконысе решили проблему. А в других селах как?
- В Карабулаке мы закрылись полностью меморандумом. Меморандум даже действует на жителей Кырык-кудыка. Да, это далеко для них, но дальние джайляу они делают на территории наших округов. По Бестобе мы вопрос закрыли тоже. Совместно с коллегами из Ерейментауского района мы порядка 9 тыс. гектаров в госфонд для жителей пос. Бестобе обеспечили. Это уже непосредственно с участием акима города были договоренности. Потом мы выезжали с жителями Бестобе в Селеты, были тяжелые переговоры, но представители Ерейментауского района пошли нам навстречу. Нашли компромисс, результатом которого стали эти 9 тысяч га для жителей Бестобе, которые могут пасти на них свой скот. ИП «Дроздов О.Р.» тоже открыл ферму с маточным поголовьем на сумму 65 млн 250 тыс. тенге.
По Кырык-кудыку и Изобильному тоже ведется работа. Земли рядом с ними принадлежат Аккольскому и Ерейментаускому районам. Мы хотим ввести их в юрисдикцию Степногорска. Для наших коллег из этих районов поселки тоже дальние. Мы тесно работаем с областью, с Акмолагипроземом. Это работа, конечно, не одного дня.
Проблемы аграриев
- Испытывают ли хозяйства недостаток воды?
- Несколько хозяйств используют технологию капельного орошения, а вообще, хозяйства очень поддерживает в этом плане программа обводнения пастбищ, которую государство предоставляет нашим сельхозтоваропроизводителям (крестьянским хозяйствам, юридическим лицам). Все они обеспечены водой полностью. Проблемным вопросом для животноводов является рост цен на корма и фураж.
- А что наиболее тормозит развитие сельского хозяйства в регионе?
- Основной вопрос – это кадры. Их острая нехватка. На уборку не могли найти комбайнеров. Механизаторов не хватает. Это те же доярки, те же скотники, табунщики. Именно нехватка кадров тормозит развитие агропромышленного комплекса в целом. Хотя и зарплаты неплохие, и соцпакет неплохой, люди не идут. Мы вынуждены людей приглашать из других регионов и даже из-за рубежа.
- В чем вы видите причины столь удручающего положения на селе?
- Когда я окончил Карабулакскую среднюю школу, мне вместе с аттестатом выдали такой вот документ – удостоверение тракториста-машиниста. У нас была база – трактор, были огороды, продукция с которых шла в школьную столовую. Нас, школьников, привлекали на уборку. В любом случае, из 20 выпускников пятеро, если не больше, оставались в совхозе. А сейчас все настолько упущено, ничего этого нет. Заменить тех, кто когда-то стал механизатором, животноводом, сейчас некому. Кроме того, в каждом районе были профтехучилища, где готовили механизаторов, электриков, сварщиков, поваров... Я не могу залезть в головы людям и понять, почему сельская молодежь не идет работать по месту жительства.
Эта проблема не нашего региона, а масштаба страны. Причем, она возникла не сегодня. Ее озвучил в парламенте глава крупного агропромышленного предприятия Северо-Казахстанской области Геннадий Зенченко. Нынешнее поколение аграриев уже заменить некем. Глава ТОО «Максимовское» в Сандыктауском районе Александр Закусилов говорит, что привозит людей семьями из Белоруссии, предоставляя им дома в собственность. Это могут себе позволить большие, благополучные хозяйства. У нас такой возможности нет.
- Какие задачи ставите перед собой на следующий год?
- Мы осуществляем мониторинг использования земель сельскохозяйственного назначения, это 169 871,42 га. Из них пашня составляет 27 618,8 га. В целях недопущения неиспользования или нерационального использования земель проводим разъяснительную работу о соблюдении норм земельного законодательства.
Наша первоочередная задача – это изъятие неиспользуемых земель законным способом, через суд (у нас материалы уже готовы). На следующий год мы будем идти по судам. То есть это расторжение договоров и предоставление земель тем хозяйствам, которые готовы увеличить свои угодья и работать на них. Мы учитываем их опыт, базу, ресурсы. Следующая задача у нас – это, наряду с увеличением объемов производства зерна, кормов, повышение качества выпускаемой продукции. И еще – переработка. В этом вопросе мы контактируем с областными управлениями сельского хозяйства, предпринимательства, с министерством сельского хозяйства. У нас появился инвестор, готовый зайти на переработку мясной продукции. Есть планы переработки шкур, шерсти. Рынок сбыта у нас огромный, работать в убыток переработчики не будут.
- Обычно у нас часто сетуют на неразвитую логистику, тупиковое расположение города.
- Но это не мешает реализовывать, скажем, мясо в Астану или арбузы в Караганду. Село наше встает, конечно, не без проблем. Мы потеряли кадровый состав, упустили этот момент. Это наша главная проблема.
- Да, перекосы с ориентацией на «модные» профессии у нас уже десятилетиями наблюдаются. В результате сельская молодежь оторвалась от земли. Может, появится госпрограмма по типу «С дипломом в село»? Только привлекать уже механизаторов, животноводов, сделать эти профессии престижными. Надо и в масштабах города прилагать усилия. А иначе планы по развитию аграрных отраслей планами и останутся.
|