Нет, речь не об очередном переводе часов. Мы продолжаем наблюдение за работой коммунальных служб. Тема сегодняшней публикации – уличное освещение.
Горожане, проходя или проезжая по улицам, иногда замечают горящие в дневное время светильники. Это говорит не о бесхозяйственности, а о проведении их замены или ремонта. В субботу, 29 июня, мне довелось стать свидетелем этой работы.
Новый подрядчик
Утро. Бригада монтеров движется от одной опоры к другой по восточной границе четвертого микрорайона. Около 85 дома стоят две их машины, оборудованные желтыми специальными «маячками» на кабинах. Это грузовик-манипулятор с корзиной для подъема рабочего и бортовая «газель» с какой-то металлической конструкцией, напоминающей парковку для велосипедов, в кузове.
Не первый раз бываю свидетелем проводимых в городе высотных работ, но только здесь (если мне не изменяет память) вижу людей в касках. На каждом также надеты оранжевые жилеты – все- таки работают рядом с проезжей частью. Добавлю, что промышленные альпинисты, которые заделывают русты между панелями домов, не пренебрегают своей безопасностью, тоже надевают каски.
Как мне сказали, в город зашла крупная компания из Астаны. ТОО «СпецСтройСервис-KZ» занимается обслуживанием уличного освещения, светофоров, камер видеонаблюдения, установкой и содержанием дорожных знаков, нанесением дорожной разметки. В Степногорске она, выиграв конкурс, будет по договору в течение трех лет выполнять работы по обеспечению уличного освещения, установке и содержанию дорожных знаков и искусственных неровностей.
Думаю, к благоприятным факторам можно отнести и то, что руководитель проекта в Степногорске Марат Габдуллин является его уроженцем и, надеемся, к договорным обязанностям будет относиться с большей ответственностью.
Что сделано
Приступив к работе в нашем городе в мае, подрядчик провел полную диагностику городских сетей освещения. Выявлены определенные участки, требующие приложения больших усилий. Так, в мае- июне были проведены земляные работы с заменой силовых кабелей у монумента Победы, в городском парке, на площади Хаджимукана, на кольце Строителей и частями – на нескольких улицах.
В пятницу было восстановлено освещение по улице Бейбитшилик, начиная от Степной и до пересечения с проспектом Республики. Также электромонтеры прошли с восстановлением светильников от медцентра «Лимфа СИ» внутрь 3 микрорайона, до дома 3–18, и от пиццерии – до дома №6. Итогом работы стала замена 69 светильников. Особенно печальной ситуация по светильникам была во «внутрикварталке». По словам сотрудника отдела ЖКХ Д. Мансурова, порядка 90% не работали. А со времени их установки прошло года 2-3.
В субботу силы работников «СпецСтройСервис-KZ» были сосредоточены на въезде в город через 20 микрорайон, начиная от «Фараона», а дальше – вдоль границы 4 микрорайона и направо по Казахстанской (мимо дач), потом – до конца линии в «Простоквашине».
К моменту, когда мы подошли к рабочим, они заменили 13 вышедших из строя светильников. А всего на этом участке за субботу предстояло заменить 68. Надо иметь в виду то, что здесь один ряд опор имеет по одному «гусаку», а второй – по два, один из которых направлен в сторону дороги, а другой – на тротуар.
Довольно спорой работе способствует удачно подобранная спецтехника. Если использовать обычную автовышку МШТС на базе «ЗИЛа», это потребует гораздо больше времени. Во-первых, манипулятор «Hyundai» меньше габаритами, а во-вторых, ему для устойчивости достаточно выставить всего две лапы вместо четырех, что значительно сокращает время. И вообще, машина более маневренная.
Выгодно отличает новую компанию- подрядчика то, что техника у нее своя, монтажники не зависят от субподрядчиков. Это позволяет свободнее строить график работы на день и на более продолжительный период, ни под кого не подстраиваясь. На своей машине можешь выехать на объект в любое время, например, чтобы заменить две перегоревшие лампы. Арендовать же чужую технику ради непродолжительной работы уже не будешь.
На объекте
Старший в бригаде снизу проверяет коммутацию проводов, обесточивает их, потом по его команде второго поднимают в корзине подъемника наверх с новым светильником. Проходят считанные минуты. Старый светильник демонтируется, а на его место подсоединяют и закрепляют новый. Снизу восстанавливают соединение проводов – светильник горит. Пора переезжать к следующему.
Подходим к руководителю проекта Марату Нургалиевичу Габдуллину. Он как раз приседает к лючку в опоре, чтобы соединить контакты. Говорит, что работа ответственная, поэтому он наравне с электромонтерами и монтажниками принимает в ней непосредственное участие.
Спрашиваю, что может сорвать график работы. Мне отвечают, что по технике безопасности нельзя производить электромонтажные и высотные работы в дождь и при сильном ветре. Замечаю, что сегодня тоже свежо.
- Да, покачивает немного, но терпимо.
Памятуя о довольно непродолжительном, на мой взгляд, периоде работы новой линии освещения от МЖК к гостинице АО «СТПЗ», спрашиваю о гарантийном сроке на устанавливаемые светильники. Он, по словам собеседника, составляет 30 000 часов. Много это или мало, мне разъясняют:
- В одном месяце 720 часов, вечерних и ночных получится порядка 300. Если учесть этот фактор, то срок службы составит примерно сто месяцев.
Работы по монтажу новой линии и ремонту имеющихся линий по максимуму планируется провести в летнее, наиболее благоприятное по погодным условиям время года. Зимой будет проводиться текущая работа: протяжка контактов, замена автоматов, включение-отключение, перевод по времени. М. Габдуллин добавляет:
- При необходимости, если, например, вся улица потухнет, будем и кабель протягивать, и все необходимое делать. А летом все пересмотрим, кабели прозвоним, как положено, чтобы нагрузки излишней не было...
- А за это время какие-то случаи несанкционированного подключения были?
- Нет, потому что дневной бригадой и вечерней осуществляется объезд сетей, протяжка контактов. Таких моментов не бывает, – убеждает меня Давид Мансуров из отдела ЖКХ и добавляет, что за это время большой участок силового кабеля, около 200 метров, заменили в 20 микрорайоне. По трассе вдоль него на 90% заменили светильники, а во внутриквартальной части восстановили освещение на трех линиях после длительного перерыва.
- Осталось частично заменить светильники, – продолжает руководитель проекта. – Очень много их сгорает из-за молнии.
Мне показывают сгоревший светильник. Похоже, что разряд молнии попал в опору, что отразилось и на светодиодах, вижу с десяток почерневших. Чтобы прибор отремонтировать, нужно всю матрицу перепаивать, а это довольно трудоемкая работа. Проще заменить светильник.
Что еще может добавить работы при восстановлении уличного освещения? Конечно же, ремонты на тепло- и водопроводных сетях, различные земельные работы! В прошлом году, если не ошибаюсь, было несколько десятков порывов кабеля. И этот сезон точно не станет исключением.
Марат Габдуллин говорит и еще об одном факторе. Даже если тяжелая техника при проведении земляных работ не повреждает лежащий рядом кабель явно, то оказывает влияние на грунт своим весом. Земля может «плыть», а кабель – испытывать дополнительную нагрузку. Давит Мансуров сообщает к слову, что на Целиноградской уже зафиксировано три повреждения кабеля.
Рабочий в люльке кричит, что закончил монтаж, то есть заменил сгоревший светильник и подключил его. Он сверху дает нам команду-предупреждение «Бойся!». Надо отойти.
В разговоре с руководителем прозвучала информация, которая, думаю, будет интересна для молодежи. Так что, уважаемые читатели, передайте своим детям и внукам, что студенты и выпускники колледжей, имеющие соответствующую специальность, могут обратиться в компанию по вопросу трудоустройства или прохождения производственной практики на время пребывания компании в Степногорске. А это, напомню, три года.
Планы на лето
Они согласовываются с отделом ЖКХ, откуда я и получил информацию о фронте работ и времени, отведенном на те или иные виды.
Последние дни июня и первые июльские были отданы высотным работам, в ходе которых производилась замена перегоревших светильников. Количество подлежащих замене в этот период составит 300 штук. Ближе к празднику города, в августе, будет проведена повторная диагностика по выявлению неработающих участков и фонарей, и за ней последует еще одна кампания по установке порядка 300 новых светильников.
За ремонтом линии вдоль четвертого микрорайона последует переход на Парковую, от перекрестка у заправок и до конца улицы. Таким образом, будут обновлены все въезды в город.
В перечне работ на этот сезон предусмотрен также монтаж линии уличного освещения из 15 опор в районе детского сада «Нуршуак», до магазина «Светофор».
Для прокладки новой линии потребуется проведение земляных работ (бурение грунта под опоры, установка и бетонирование закладных деталей под основание столба). Эти работы должны будут завершиться к моменту поступления опор с «гусаками» под светильники.
Работы планируются и будут проводиться по графику, но с учетом погодных условий.
К сожалению, при прокладке линии электропередачи снова не принимаются во внимание не раз высказанные в наших публикациях и на совещаниях в акимате соображения эстетики. Речь – о пресловутых «воздушках». Почему- то раньше в городе десятилетиями использовали подземную прокладку кабеля, но в последние годы от нее постоянно уходят. Упор, как я понимаю, делается на экономию. Для этого используется кабель СИП (самонесущий изолированный провод), который протягивают в воздухе между опорами, а не укладывают под землю.
Если исходить из высоты опоры в 10 метров с двухметровым «гусаком», на который крепится светильник, то экономия на 15 столбов составит порядка 180-190 метров. Не могу сказать, большие ли это деньги, так как не знаю марку и сечение кабеля, стоимость его варьируется от 300 до 700 тг за м етр.
Экономия – дело понятное. Но в стремлении к ней все-таки надо соотносить ее и со здравым смыслом. Давайте тогда и все телефонные, оптоволоконные кабели, водопроводные трубы, тепловые сети извлечем из земли. Это ж насколько облегчит работу при ремонте! И не потребует проведения восстановительных работ, укладки асфальта или высева травы на газонах.
Хотя следует помнить и о том, что такая форма (помнится, в Целинограде как раз так поступали) тоже не безупречна. Доступ к сетям облегчается, это правда. Но надо иметь в виду, что в этом случае коммуникации будут подвержены воздействию атмосферных явлений: различных осадков, солнечной радиации, перепадам температур, ветру. У нас этого избегают, погружая трубы ниже уровня промерзания грунта.
Следует учесть, что при наружном монтаже трубопроводов также довольно высока вероятность их повреждения при движении техники и автотранспорта. А еще трубы тогда придется на каждом пересечении с дорогой, въездом в микрорайон, во двор задирать вверх, образуя арку для проезда (прохода), или устраивать специальные «пороги». Так что экономия при прокладке коммуникаций наружного исполнения мне не кажется столь очевидной.
Если говорить о СИПе, протянутом между опорами, то он также будет подвергаться внешним факторам воздействия, к которым отнесу перепады температур, обледенение, конденсат, ветер. Птицы тоже любят сидеть на проводах. Но не знаю, стоит ли иметь их в виду в качестве потенциальной опасности обрыва провода под их тяжестью.
А к теме восстановления уличного освещения мы, конечно, еще обязательно вернемся.
|