Степногорский подшипниковый завод – одно из
немногих в Степногорске предприятий, состояние дел которого вызывает живой
интерес у большинства горожан. И это понятно: с 2450 работниками завода связано
благополучие их семей, многие социальные инициативы в городе реализуются с
участием заводчан, наконец, СПЗ – один из основных налогоплательщиков
степногорского региона (за 8 месяцев завод перечислил в бюджет в виде налогов
без малого 45 млн тенге). И приближающийся День машиностроителя – чем не повод
поговорить с генеральным директором Степногорского подшипникового завода
Анатолием Томиловым о том, как сегодня живет одно из градообразующих
предприятий города?
По
словам Анатолия Томилова, главная задача предприятия – постоянное улучшение
качества степногорских подшипников – продиктована временем: с одной стороны, в
условиях жесткой конкуренции на подшипниковом рынке без обеспечения надежности
и долговечности подшипников просто не выжить; с другой стороны, в ситуации снижения
объемов производства, что связано с ограниченными возможностями
потребительского кошелька, появляется больше времени на создание условий для
кропотливой работы над качеством подшипника. Этим и занимались. Гендиректор
напоминает: последний кризис заявил о себе в мире с конца 2008 года и не спешит
отступать – и с этого времени на предприятии ведется непрерывная работа по
оптимизации производства. Так уж сложилось на практике, что на многих
предприятиях под оптимизацией подразумевают массовое сокращение работников. На
многих – но не на СПЗ: здесь оптимизация – это поиск оптимальных форм
управления, совершенствование техпроцессов, реструктуризация. Последняя, к
примеру, начатая два года назад и продолжающаяся сегодня (в этом году
расформировали один цех, убрав промежуточное звено между связанными напрямую
друг с другом цехами и сократив штат руководителей) дала заводу большой
экономический эффект. Такая оптимизация, подсказанная здравым смыслом, в
конечном итоге тоже сработала на улучшение качества заводской продукции:
выведение из структуры основных производственных цехов всех механиков,
энергетиков, инструментальщиков, плановиков и их объединение в специализированные
вспомогательные службы позволило производственникам освободиться от не
свойственных им задач и максимально сосредоточиться на главном направлении –
производстве подшипников и улучшении их качества. Работа
над улучшением качества подшипников, уточняет Анатолий Томилов, главная, но не
единственная задача завода в этом году. Второе необходимое условие для
успешного конкурирования на потребительском рынке – снижение затрат при
производстве подшипников и, соответственно, уменьшение их цены. Вот как это
выглядит в цифрах: за 8 месяцев от 45 мероприятий по программе снижения затрат
получен экономический эффект на 99 млн тенге. А вот как в примерах.
Объединенная энергослужба выполнила взятые на себя обязательства на 349%. Так,
одна только реконструкция освещения в кузнечном корпусе с применением натриевых
ламп дала за 8 месяцев экономический эффект на 6 млн тенге. На 232% выполнила
собственную программу снижения затрат служба главного механика: от реставрации
изношенных колонн на кузнечно-штамповочных линиях получен экономический эффект
на 7,5 млн тенге. Служба инструментального производства перешла на изготовление
кузнечной оснастки из отработанного материала и за 8 месяцев получила
экономический эффект на 17 млн тенге. Основной
акцент при реализации инвестиционной программы предприятия сделан на модернизации
технологического оборудования. В частности, переведены на микропроцессоры
системы управления двух токарных станков в токарно-термическом цехе, 12
шлифовальных станков в шлифовально-сборочном цехе, двух термопластавтоматов в
литейно-механическом цехе. Установлены приборы контроля температуры на
автоматических линиях в кузнечно-штамповочном цехе, 10 приборов активного
контроля на оборудовании шлифовально-сборочного цеха. Еще
один показатель, который раньше не назывался гендиректором, потому что не
всегда обеспечивался, - ритмичность производства. На первый взгляд, показатель
в деле второстепенный, а на поверку – максимально работающий на качество
подшипников. Стабильность в производственном процессе, работа без срывов и
скачков, уход от перепадов в объемах продукции (сейчас заводчане делают
ежедневно в среднем 5300 – 5400 подшипников), отлаженное оборудование – все это
и есть та ритмичность, которая пришла на смену так называемому «то густо, то
пусто». Зависит ритмичность, главным образом, от организации производственного
процесса – как поставлено дело, как обеспечивается выполнение суточного
задания, как, наконец, подготовлены работники. Профессиональная
подготовка на СПЗ всегда считалась «коньком» предприятия. И сейчас завод не
сдает своих позиций в этом направлении: профессиональное обучение только в этом
году прошли 953 человека, повысили квалификацию на производственно-технических
курсах 282 работника. Сегодня весь завод – единственный в
Казахстане и один из немногих в СНГ - учится работать в условиях международного
железнодорожного стандарта IRIS. В августе успешно
пройден предсертификационный аудит, в ходе которого была одобрена действующая
на СПЗ система менеджмента качества. Сейчас предприятие готовится к
заключительному, сертификационному, аудиту системы менеджмента бизнеса. Применение
требований IRIS с использованием признанных в мире методов управления бизнесом
позволит Степногорскому подшипниковому заводу обеспечить эффективный контроль всех процессов при производстве подшипников
и создать такую систему менеджмента бизнеса, которая даст возможность проводить
постоянные улучшения, придавая особое значение предотвращению и снижению числа
дефектов в цепи поставок железнодорожной продукции. В этом году второе дыхание на СПЗ
получил начавшийся несколько лет назад проект по производству сферических
подшипников. Не секрет: предприятие смогло в этом направлении больше, чем
дилеры, - наладило выпуск 35 типов подшипников сферической группы. Их высокая
себестоимость в условиях жесткой конкуренции заставила заводчан всерьез
задуматься над тем, как снизить затраты при производстве сферы. И опять есть
результат: себестоимость новой продукции снижена на 25%. А теперь завод активно
готовится к освоению на своей производственной площадке всей сферической группы
Московского подшипникового завода, который сворачивает производство. По словам
Анатолия Томилова, потребителю не принципиально, где производятся подшипники, -
дай ему хорошее качество и приемлемую цену. На СПЗ посчитали, что и эта задача
заводу по плечу. Предприятие готовится к освоению еще 30 новых позиций
сферички. Проект, по последним подсчетам экономистов завода, рентабельный:
даст, как минимум, 29,5 млн тенге экономического эффекта. Этих показателей
достаточно, чтобы уже сейчас браться за дело. Сегодня на заводе готовятся к
монтажу вывозимого из Москвы оборудования для производства сепараторов и
шлифовки борта сферических подшипников (они у москвичей с трехбортовым
внутренним кольцом). Ежемесячное добавление полутора тысяч новых сферических
подшипников к уже освоенным и выпускаемым на заводе позволит предприятию, при
прежнем количестве работающих в цехе, обеспечить безубыточное сферическое
производство. Как
только заговорили о расширении сферички, сразу же по заводу, а следом и по
городу разошлась молва о скором 25-процентном повышении зарплаты работников
предприятия (сейчас средняя зарплата на СПЗ составляет 76 543 тенге – это
уровень прошлого года). Анатолий Томилов не связывает рост зарплаты напрямую со
сферическим производством, но считает этот вопрос актуальным для завода.
Зарплата на СПЗ не повышалась уже 2 года, и это, несмотря на сбережение
коллектива, не могло не сказаться на кадровой стабильности предприятия: потерь
специалистов, в условиях создания в Степногорске новых производств с хорошим зарплатным
фондом, избежать не удалось. И на заводе, конечно же, понимают: без роста
зарплаты, как бы бережно ни относились к работникам, их не сохранить, ведь
каждый человек соотносит содержимое своего кошелька с ценой на дорожающую жизнь
и, если едва сводит концы с концами, ищет лучшего для себя применения. Но
увеличение зарплаты, как известно, напрямую связано с ростом производительности
труда – это одна из основных задач СПЗ на 2014 год. Сегодня
завод практически прекратил прием новых работников с учетом того, что объемы
производства сократились на предприятии в среднем на 25% по сравнению с прошлым
годом и, скорее всего, останутся на нынешнем уровне не только до конца 2013
года (на оставшиеся месяцы приходится в среднем по 120 тысяч подшипников), но и
в следующем году: ограничены возможности главных покупателей заводской
продукции; скажется на их потребностях (а основной потребитель продукции СПЗ –
российские железные дороги) и замораживание тарифов естественных монополий в
России, включая железнодорожные тарифы. Показателен, например, такой факт:
Степногорский подшипниковый завод в хорошие времена поставлял на новое
вагоностроение в Нижний Тагил до 48 тысяч подшипников ежемесячно, а теперь там
не берут больше 20 тысяч степногорских подшипников. Такие же самоограничения и
на других предприятиях – потребителях продукции АО «СПЗ». Поэтому завод
готовится работать в следующем году хоть и в условиях стабильности (при
фиксированных тарифах нетрудно просчитать экономику предприятия и обеспечить
ритмичность производства), но и далеко не на уровне своих возможностей:
завершить 2013 завод планирует выпуском 1 млн 400 тысяч подшипников, примерно
такой же производственный план и на 2014 год. А это
значит, оптимистично заканчивает наш разговор Анатолий Томилов, на СПЗ обойдется
без потрясений: производственный план позволит обеспечить ритмичность его
выполнения, завод не спешит отказываться от реализации своих социальных
проектов. В общем, нет худа без добра. «То,
что удается добиться по себестоимости и качеству подшипников, позволяет нам в непростой
ситуации оставаться на нормальном уровне. Поставленные задачи решаются, а это
приносит удовлетворение и в конечном итоге дает хороший результат. Совсем
неплохо для того, чтобы достойно встретить наш профессиональный праздник – День
машиностроителя», - подытожил сказанное генеральный директор АО «СПЗ».
Виктор МОЛОДОВСКИЙ
|