Комический абсурд, как мне кажется, - что-то из разряда художественного вымысла, но, как показывает жизнь, может вполне и с нами случиться. На гоголевское «все, что ни лежало в разных углах двора, захрапело и запело; прежде всего заснул сторож…» ответим нашим, степногорским: первой в дружно таящей снежной колее одного из степногорских дворов загрузла машина горкоммунхоза, отвечающего в нашем городе за благоустройство и чистоту дорог. Случилось это как раз накануне публикации возле дома 5-12. Да что там мусоровоз – «Волга» с самим директором ТОО «Степногорск Тазалык» Вячеславом Казаковым, по его признанию, едва выбралась из снежной колеи по пути в ЦОН. Весьма красноречивый наш «пассаж» на вызовы дружно начавшейся в наших краях весны!
По лопате на брата
Во время недавнего отчета акима города перед работниками Степногорского подшипникового завода я спросил у Муратбека Такамбаева, предусмотрены ли в городском бюджете средства на уборку территории внутри микрорайонов. И услышал немало удививший меня ответ из уст градоначальника: «У нас статья идет в целом по уборке города. Надо все-таки поставить точки над i. Надо нам зону ответственности четко разделить между КСК, предприятиями, которые в городе есть, и городской коммунальной собственностью. Я думаю, все проблемы с уборкой внутриквартальных территорий из-за этого. Если КСК обязаны убирать тот же самый подъезд и территорию, где машины проезжают, значит, надо это делать. «Горкоммунхоз» один, естественно, все это не осилит. Конечно, будем убирать. И, вообще, надо эти вопросы решать самим. Я думаю, можно нанять трактор (это не так дорого стоит), который бы несколько раз в месяц проехал и все вычистил. У нас в КСК «Высота» трактор чистит».
Ладно бы, так сказал какой-нибудь везде сующий свой нос общественник, или энтузиаст-одиночка, которому до всего дело есть, ну или не обремененный конкретными городскими обязанностями депутат (кстати, секретарь гормаслихата Галия Копеева, на мой взгляд, была откровеннее, когда, отвечая на тот же мой вопрос, сказала без обиняков: в бюджет деньги на уборку территорий внутри микрорайонов не закладывались), но – аким? Тот, кто, по сути своей, и является главным городским коммунальщиком, на мой взгляд, вряд ли должен был «уйти в философию» в этом прикладном деле. Все, что нужно здесь, – взяться за лопаты и пойти от улицы к улице, от двора к двору, от микрорайона к микрорайону. Конечно, не акимово это дело – с лопатой в руках чистить дворы от снега, но вот предусмотреть на это деньги в бюджете, организовать работу, спросить за ее своевременность и качество с подчиненных – забота, на мой взгляд, акимова.
Пока Муратбек Такамбаев, не находящий времени для интервью с городскими журналистами, готовился к брифингу в Кокшетау, мы решили узнать у директора «Степногорск Тазалыка», собирается ли все-таки главное городское коммунальное предприятие заниматься прямым своим делом – уборкой снега внутри микрорайонов.
Вячеслав Казаков – нетрудно было догадаться - сослался на своего шефа и призвал степногорцев самих убирать снег во дворах, на улицах возле домов. У горкоммунхоза, как выяснилось, на это просто не хватает… Ума? – тут же предположил я. Нет, заверяет меня Вячеслав Геннадьевич, с этим, вроде, все в порядке.
Грейдер – один за всех
Вот сейчас, к примеру, не хватает техники. Единственный работающий грейдер «пластается» на площади возле Дворца спорта – расчищает от снега территорию накануне Наурыза. Тоже надо. А что же, у нас на весь город один только грейдер, который, по признанию того же Вячеслава Казакова, с некоторой натяжкой можно отнести к снегоуборочной технике? Я помню, что еще со времен Николая Денинга у нас звучали бравурные рапорты о приобретении техники для горкоммунхоза, а Андрей Никишов себе в заслугу ставил, что чуть ли не с него началось оснащение городского коммунального хозяйства спецтехникой. Был, правда, еще и ПУМ, о котором шумели в свое время громче всего, но с этим погрузчиком у первого акима города Марата Койшибаева связаны совсем другие, мягко сказать, совсем не дорожные воспоминания. И на тебе – в результате у нас на уборке снега сегодня только один грейдер!
Вячеслав Казаков спешит внести ясность: если при каждом прежнем акиме приобреталось только по одной машине для горкоммунхоза, то вот при нынешнем акиме за неполные два года уже куплено три единицы спецтехники – один грейдер и два мини-трактора. Ну, убедил, убедил Вячеслав Геннадьевич – есть внимание у нынешней власти к городскому коммунальному хозяйству, но, скажите тогда, почему же на весь город из снегоуборочной техники – один только работающий грейдер, да и тот на спортивной площади?
Вячеслав Казаков предложил нам, как только выйдем из здания «Степногорск Тазалыка», сразу посмотреть направо – там увидим мы еще один красавец грейдер, и он, между прочим, на ходу – хоть сегодня его на уборку снега посылай.
Предприятию требуется…
Но тут другая проблема у директора горкоммунхоза – опять не хватает… Специалистов, механизаторов для этого грейдера не хватает. Того, который на спортивной площади в эти дни снег на грейдере разгребает, прямо на ходу учили, пока он сам не стал видеть, куда лопату надо опускать. А на стоящий в хоздворе горкоммунхоза грейдер никак не найти грейдериста, хоть и, по словам Вячеслава Казакова, объявление о приеме механизатора на работу раз 15 уже давали. Тут, поясняет директор «Степногорск Тазалыка», обычный водитель не подойдет. Взяли одного такого, а он чуть ли ни с первой чисткой «шею» лопате свернул. Ну за пять-то лет (столько второй грейдер числится в хозяйстве Казакова) можно же было своего грейдериста выучить? – сам собой напрашивается при таком раскладе вопрос. Учили, - заверяет меня директор «Степногорск Тазалыка», - двоих учили, хорошие специалисты, но оба ушли с предприятия, так как за такую зарплату, какую механизаторам платят в горкоммунхозе, никто работать не соглашается. У нас грейдерист получит 60 – 70 тысяч тенге, а если сутками из-за баранки не будет вылезать, то, максимум, 150 тысяч заработает, - сетует Казаков, - а в той же Астане или Семизбае, куда, кстати, и ушел тазалыковский механизатор, за одну только дневную работу, без ночевых, столько же, а то и двести тысяч платят. Вот и не держится народ в «Степногорск Тазалыке». Один из грейдеристов как раз тогда и ушел, когда на предприятии перебои с выплатой зарплаты были. А сейчас – нет перебоев? - уточняем мы у Вячеслава Геннадьевича, хоть и не собирались в этот раз говорить с ним о зарплате. Как нам было сказано, перед рабочим людом долгов нет – только перед итээровцами долг полуторамесячный, но вот-вот его закроют. И, чтобы совсем закрыть эту, попутную, тему, директор «Степногорск Тазалыка» не без гордости добавил: вот решено дворникам на 10 – 12 процентов зарплату поднять, а если к этому прибывать повышение базовой ставки на 10 процентов с первого апреля, то на все 20 процентов зарплата увеличится. За дворников, конечно, порадуемся, но, ведь понятно же, их силами дворы в микрорайонах от снега не расчистишь.
Не расчистишь, - соглашается с нами Вячеслав Казаков. И силами горкоммунхоза тоже все не расчистишь. Потому что опять - не хватает…
Лучше помогите материально
Денег в бюджете на все про все не хватает. Рассказал нам депутат Казаков очень жалостливую историю, как вынужден он наступать на горло собственной песне, когда распределяются по программам бюджетные деньги: на то денег не хватает, на другое, третье – и совестливо ему просить дополнительные средства для своего хозяйства, когда, к примеру, учителя могут без зарплаты остаться. Не очень я проникся такой сердобольностью депутата-директора, у которого и сегодня итээровцы сидят без зарплаты, а в течение года не раз без денег оставались те же дворники. Правда, Вячеслав Казаков и не считает, что так уж совсем обделен бюджетом: если в прежние времена ему на все хозяйство 20 миллионов в год выделяли, то вот благодаря нынешнему акиму в два раза больше денег давать стали. Ну, значит, есть деньги-то. Вот и загоняй грейдер во дворы, чтобы владельцы легковушек «пузо» не драли своим «маздам», «тойотам» да «фольксвагенам» (Вячеслав Казаков обратил наше внимание на то, что во дворах сплошь иномарки стоят – мол, могли бы и скинуться на аренду трактора для очистки дворов от снега). По словам директора «Степногорск Тазалыка», ему, чтобы весь город, включая внутриквартальные дороги, от снега очистить, нужно не меньше 400 – 500 млн тенге. А у него в 10 раз меньше. Вот если бы ему потребители долги прежних лет вдруг все разом вернули – 15 млн тенге, - мечтает о маловероятном директор горкоммунхоза… Хоть я и, в отличие от акима города, не финансист, но быстро прикидываю, что при нынешних деньгах Вячеслав Казаков убирает десятую часть от всей городской территории, да и того меньше, если учесть, что в эти 40 млн входят налоги, зарплата и ГСМ. 41,5 км дорог в обслуживании «Степногорск Тазалыка», - уточняет директор горкоммунхоза. Один миллион на один километр получается, - веду свою арифметику я. Как по мне, так немало. Хорошо бы еще реально представить, какие дороги подпадают под эти 41,5 км, на которые в бюджете деньги нашлись. Центральные, конечно же. И, уж точно, в этот оплаченный километраж внутримикрорайонные дороги совсем не попадают. Мы с вами это и сами видим по застревающим в снегу то тут, то там автомобилям.
Ума нам, точно, не занимать
Не хватает… ни техники (по большому счету, согласился с нами Вячеслав Казаков, снегоуборочных машин в городе вообще нет, если не считать новый «ЗИЛ» типа «зима-лето», который в микрорайонах плохой помощник), ни специалистов для этой техники (люди не хотят при тяжелой работе сидеть на «легкой» зарплате, да и то не всегда регулярно выплачиваемой), ни денег (их, сколько бы мы ни общались с Вячеславом Казаковым, всегда не хватает городскому коммунальному хозяйству). Мало того, зимой мешает… большой снег, весной – его дружное таяние. Что же, так и останутся неубранными непролазные снежные колеи на всех дорогах внутри микрорайонов? Получается, ума тоже не хватает, как все-таки выбраться из этого коммунального тупика?
А вот с умом у директора «Степногорск Тазалыка» как раз все в порядке. Он, по примеру акима города, считает, что городские КСК, точнее, жители домов, могли бы и сами вскладчину арендовать трактор, чтобы убрать снег во дворах своих домов. Правда, Вячеслав Казаков соглашается наконец-то с нами, что взносы в КСК сдаются на содержание домов и придомовой территории, в которую ну никак не входят дворы и, уж тем более, внутримикрорайонные улицы.
В таком случае, скоро работает мысль директора горкоммунхоза, могли бы помочь с техникой и своими специалистами другие предприятия – то же ТОО «Автохозяйство», к которому, по словам Вячеслава Казакова, он не раз за помощью обращался: взял бы, да и вычистил Панчев микрорайон-другой от снега. Не за даром же – директор «Степногорск Тазалыка» готов принять к оплате все акты выполненных работ. Правда, денег сейчас нет, но вот наступит лето, расходов будут поменьше – тогда и расплатиться будет можно. Но, признается Вячеслав Казаков, ни ТОО «Автохозяйство», ни какое другое предприятие (правда, нам так и не сказали, к кому еще за помощью обращались) не соглашается работать без предоплаты. Мол, говорят: сначала деньги – потом стулья. Впрочем, оно и понятно, если иметь в виду, что в прежние годы горкоммунхоз за такую помощь с предприятиями (с тем же СПЗ, который убирал снег в пятом микрорайоне) никак не рассчитывался. Более того, по словам Вячеслава Казакова, его предприятие должно тому же «Автохозяйству» пять миллионов, правда, за вывоз мусора, - и все никак не расплатится. Кто ж по своей воле возьмется помогать такому неуспешному партнеру? Вот и находят они причины, чтобы отказать директору «Степногорск Тазалыка»: то гидравлика не работает, то что-то у погрузчика вдруг сломалось.
«Так значит, все-таки тупик?» – не унимаюсь я. «А я еще и еще раз обращусь к предприятиям. Меня не послушают – на более высоком уровне обращаться надо», - стоит на своем Казаков. «Так это долгая песня. И каждый год одна и та же», - осмеливаюсь я усомниться в силе административного ресурса. «Оно еще 100 лет так будет», - казалось, уже сдается Вячеслав Казаков.
Тупик? – методично веду к своему я. Не желающий сдаваться ум Вячеслава Казакова в этом месте заработал быстро: вот пройдет Наурыз – зайдет освободившийся грейдер в микрорайоны, все въезды почистит - как и сквозные, из одного микрорайона в другой, дороги. Но тут мы опять посчитали: что значит один грейдер (а более легкой технике тяжелый мокрый снег не одолеть) на девять микрорайонов? Скорее, снег сам собой растает и с водой утечет, пока один грейдер дороги, пусть и сквозные только, в одном микрорайоне расчистит. Пытались - ищет выходы из тупика директор «Степногорск Тазалыка» - чистить дороги внутри микрорайонов ночью, но все во дворах заставлено машинами – и люди начали возмущаться, беспокоясь о целостности своих авто. Не получилось такое благое дело. А мы подумали: видимо, не очень-то и хотели, чтобы получилось. Всего-то и надо было – заранее объявлениями предупредить автовладельцев, и не было бы никаких препятствий. Расчищай – не хочу.
Мечтать не вредно
Вячеславу Казакову при таком раскладе самое верное - это мечтать: вот через 2 – 3 года, когда обустроят все микрорайоны, жалко будет своих же трудов – и тогда, уж точно, будут убираться все дороги не только в городе, но и внутри микрорайонов. А за это время, продолжает мечтать директор «Степногорск Тазалыка», город закупит новую дорожную технику, возможно, создаст специализированную организацию – и тогда уж… Вячеслав Казаков уверяет нас, что это все не просто мечты, а уже обговоренный план действий. Дай-то Бог. Но это завтра и послезавтра. А пока, как ни крути, мы должны признать то, что, на мой взгляд, верно выразил редактор нашей газеты: получается, никакой схемы и, уж тем более, системы уборки территорий в микрорайонах нет, они, действительно, на поверку горкоммунхозом не чистятся, всю зиму их заваливает снегом. Все как на селе, как в ауле: бери больше – кидай дальше. Это то, что реально предлагают людям сегодня. Как выясняется, даже не предусматривают в акимате и не обсуждают в маслихате вопрос о выделении денег на уборку внутримикрорайонных территорий. И, по большому счету, в эту весну ничего на внутриквартальном направлении не предусматривается. Такая вот – непроезжая колея.
Виктор МОЛОДОВСКИЙ
|