Главная » 2023 » Июнь » 22 » Неисполнительность исполнителей – главный вредитель экологии (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
10:40
Неисполнительность исполнителей – главный вредитель экологии (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)

Заголовок этой публикации родился еще до субботней встречи степногорцев с министром экологии и природных ресурсов Республики Казахстан Зульфией Сулейменовой в ДК «Мирас». И прочно закрепился по результатам этой встречи. Большая часть вопросов, заданных министру, - как раз о том, что если бы каждый на своем рабочем месте, от акима города и его команды до госчиновника из министерства, добросовестно выполнял возложенные на него обязанности в сфере охраны окружающей среды, то и экологических проблем было бы гораздо меньше. Уж в нашем регионе – это точно!

 

Дорожная карта с ухабами?

 

Мой вопрос о пресловутых отходах ПХД - с изрядно отросшей «бородой». А что поделать? Дорожная карта, идя по которой должны были уже прийти к финишу, как показала жизнь, оказалась с «колдобинами»:

- На сегодняшний день нет законных оснований для хранения завезенных к нам отходов ПХД на степногорских складах «ЭкоЛюкса».

Департамент санитарно-эпидемиологического контроля Акмолинской области 23 июля 2021 отменил и признал недействительным санитарно-эпидемиологическое заключение от 27 января 2020 года на «Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух для производственной базы ТОО «ЭкоЛюкс-Ас» на 2020 - 2029 годы. Приказ вступил в силу со дня его подписания. Да, компания оспорила его в суде первой инстанции. Безуспешно. Затем в судебной коллегии Акмолинского областного суда. Тоже безуспешно.

Давно закончилось действие двух заключений Государственной экологической экспертизы, выданных на проект предельно допустимых выбросов ТОО «ЭкоЛюкс-Ас». Никуда не делось соседство компании с ТОО «Тепличные Технологии Казахстана», выращивающим и хранящим на своих складах огурцы и помидоры. Недопустимое соседство на расстоянии 280 метров.

Сегодня я бы хотел услышать, кто и как наказан за то, что допущены и не прекращены эти нарушения? Пора уже эту проблему решить и поставить точку. Я считаю, что здесь неисполнительность и министерства, и местных исполнительных органов.

Вот пример, связанный с областными органами исполнительной власти. Приехал к нам представитель областного Управления природных ресурсов. Мы в компании с журналистами, блогерами, заместителем акима города и этим самым представителем провели полдня – составили дорожную карту по спектру всех экологических проблем степногорского региона. Нам пообещали, что эта карта будет взята в работу. Прошло уже несколько месяцев – ничего по этой карте не сделано! И вообще неизвестна ее судьба.

Другой пример. Руководитель Управления природных ресурсов после первой встречи с вами, Зульфия Булатовна, собрал нас отдельно и обрадовал – сказал, что в городе будет чуть ли не своя мобильная станция для экологического мониторинга. И дальше – тишина. Где это все? Ни об одном случае экологического мониторинга с использованием этой станции я не слышал!

Теперь о городском экологе. Спасибо, за нашим городом его закрепили, но я ничего не знаю о его деятельности.

Не лучше и ситуация с областным экологом. К нему обратились жители Аксу по экологическим проблемам, которые, как говорят люди, негативно сказываются на их здоровье, а он ссылается на проведенный золотодобывающей компанией скрининг, который отклонений от норм не выявил. Разве в этом работа эколога, когда к нему обращаются за помощью?

Вот и выходит: зачастую наличие нерешенных экологических проблем – это, как ни крути, следствие неисполнительности исполнительной власти на всех ее уровнях.

 

А воз и ныне там

 

Зульфия Сулейменова на свой счет этого упрека не приняла:

- Я в прошлом году была здесь в должности вице-министра. Мы с вами встречались в августе. Ситуацию с отходами ПХД мы детально обсудили. Самый главный вопрос у вас какой: когда вывезут эти отходы? Я, когда мы в августе встречались, сказала: нам нужен год. Мы этой позиции и придерживаемся сейчас. Уже все оборудование до Казахстана дошло. Мы все документы таможенным органам отправили. Как только таможенная очистка произойдет, компания сразу же получит разрешение уже на строительство. Есть договоренность, есть понимание, что, как только будут построены склады, туда же, на эти склады, данные ПХД-отходы и будут вывезены. Основная проблема была в том, что основное оборудование никак не могло дойти. Мансур Турсынович (Ошурбаев, директор Департамента государственной политики в управлении отходами. – В.М.), может, добавите?

И он добавил:

- В принципе министр все сказал. Главная задача была в доставке данного оборудования. Оно находится сейчас здесь, в городе Степногорске. Сейчас таможенную очистку пройдет. Параллельно идет разработка рабочего проекта. До конца мая проект будет сдан на государственную экспертизу. И после этого, параллельно, будет прорабатываться вопрос о получении всех разрешений. То есть все идет в рамках законодательства.

Мне пришлось еще раз внести ясность по сути заданного мною вопроса:

- Вопрос мой был о другом. О неисполнительности. В той дорожной карте, которая выложена на нашем общем с министерскими чате, написано: 30 апреля (это завтра) начинается поэтапное строительство, которое должно закончиться к 1 ноября. Я специально называю при всех сроки, потому что уже немалое их количество называлось, – и, как явствует из ваших ответов, я понимаю: завтра, 30 апреля, не начнется строительство. Опять отставание. Это та дорожная карта, которую согласовали с министерством и областью.

Зульфия Сулейменова уточнила:

- Мансур Турсынович, у нас получение разрешения до каких сроков?

Ответил кто-то другой (выступавший, к сожалению, не представился):

- Касательно разрешительных документов. ОВОС компания получила в 2022 году. Разрешение на эмиссию в Управлении природных ресурсов получили в начале апреля. Относительно госэкспертизы. На госэкспертизу они подавали 20 февраля. Получили отказ. Проект доработали. 24 или 25 апреля подали повторно. То есть до конца мая или в начале июня они получат госэкспертизу. У них металлоконструкция. То есть до августа они быстро построят этот завод. То есть успеют по графику.

Перед тем, как министр перейдет к вопросу о нарушении законодательства, позволю себе еще пару пояснений, которые не имел возможности сделать во время встречи. Все о тех же сроках. Во-первых, уже не выдерживаются сроки, которые указаны в дорожной карте. Во-вторых, эти, прописанные в дорожной карте, сроки не согласуются с тем, что черным по белому записано в презентации ОВОС, которую довели на общественных слушаниях жителям села Енбекшильдерское (где будут строить объекты для хранения и утилизации отходов). Из презентации ОВОС: «Начало строительства промышленного комплекса – 01.07.2022 г. Срок строительства - 3 месяца. Далее будут проводиться пусконаладочные работы. Запуск в работу промышленного комплекса – 31.12.2022 г.». Надо ли пояснять, что заявленные сроки не выдержаны?

Хотелось бы сказать и господину Ошурбаеву (на встрече я уже не имел такой возможности): не согласуются его слова о том, что «все идет в рамках законодательства», с тем, что уже не действуют прежние разрешительные документы (все они перечислены в моем вопросе).

…Мы остановились на том, что Зульфия Сулейменова вернулась к вопросу о нарушении законодательства:

- Касательно нарушения законов. Я помню, что там судились…

Ответил все тот же не назвавший себя госчиновник:

- Касательно нарушения законов. Там по СЭС вопросы возникали. Департамент Акмолинской области разрешение СЭС отозвал. Первые две инстанции, да, «ЭкоЛюкс» проиграл. Сейчас они подали кассацию в Верховный Суд. Сейчас процесс идет. А разрешительный документ у них действует до конца года.

Мне пришлось напомнить, что когда Департамент своим приказом отозвал заключение СЭС, то в конце приказа написал: «Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания». То есть приказ все-таки вступает в силу? Если да, то, будьте добры, исполняйте, а потом судитесь – доказывайте, что Департамент неправ. Пусть так, компания продолжается судиться по разрешению СЭС. А как быть с тем, что в июле прошлого года закончилось действие второго заключения Экологической госэкспертизы, которое выдавалось на два года?

Ответа на этот вопрос я не получил. Как не получил ответа и на вопрос о соседстве складов, где хранятся отходы ПХД, с ТОО «Тепличные Технологии Казахстана».

Впрочем, я понимаю, что рано или поздно эти отходы будут-таки вывезены и утилизированы. Главный пафос моего вопроса-выступления был в том, что многие проблемы, включая экологические, у нас зачастую от неисполнительности исполнительной власти на различных уровнях. Хотелось, знаете ли, указать на это, так как и многие другие проблемы в области охраны окружающей среды у нас все по той же причине. По причине чьей-то персональной неисполнительности.

 

Слова, слова, слова…

 

И я снова напомнил свой вопрос уже о другой дорожной карте, которую мы с госчиновником из областного Управления природных ресурсов сообща составили, включив в документ 26 вопросов - по всему спектру экологических проблем в степногорском регионе. Ни одной встречи по этой карте не было, притом что, когда она составлялась, нам сказали: «Будем активно работать по этой карте». Дальше слов дело не пошло.

- Касательно дорожной карты, которую мы для Степногорска должны были составить, - перешла к этому вопросу и Зульфия Сулейменова. – В прошлый раз вы поднимали этот вопрос – я помню. Просили, чтобы отдельная дорожная карта была по улучшению экологической обстановки в регионе. Это утверждалось, насколько я помню, местным акиматом. Они с нами согласовали. Те замечания, которые были сделаны, они в принципе учли. Теперь вопрос: каким образом эта дорожная карта реализуется? Может быть, местный исполнительный орган ответит?

И еще. В местный бюджет поступает 3,8 млрд тенге эмиссионных платежей. Акмолинская область утвердила план природоохранных мероприятий? Вы за счет этих 3,8 млрд могли бы эту мобильную станцию купить. Мы эти деньги специально оставили в местном бюджете. Я сама лично с отдельными областями, когда езжу, ругаюсь (не моя это работа) и объясняю управлениям, отвечающим за формирование бюджета, что это деньги, которые должны направляться не на строительство дорог, а на улучшение экологии. Как с этим обстоят дела в Акмолинской области?

На этот вопрос взялся ответить тот, кто мобильную станцию городу пообещал, - руководитель Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Акмолинской области Руслан Аубакиров:

- Вот это все оборудование обещал купить я. Я свое слово сдержал. Была встреча в августе. Мы объявили конкурс. В декабре, в конце года, мы получили все три вида оборудования. Аким области дал деньги. В январе-феврале провели таможенную очистку. Это оборудование у нас лежит. Можем поехать – я вам его покажу. Теперь нужен лицензированный человек или организация, которая будет приезжать. Потом мы будем поквартально мониторить, как и обещали.

В разговор включился заместитель акима Акмолинской области Ельдос Рамазанов:

- Вопрос был не в том, что вы купили. Вопрос в том, что просто надо было довести до сведения. Вас же просят: вы нам расскажите, как исполняется дорожная карта.

Тему поддержала Зульфия Сулейменова:

- Большая проблема у нас – это коммуникации. Госорганы что-то делают, а люди не знают, что делается. Поэтому и возникают такие вопросы. Теперь об экологе, о котором вы просили. Мы его нашли, мы его назначили.

- Назначили, - подтвердил кто-то из областных госчиновников. – Но она уволилась, потому что побоялась здесь работать. Мы скоро конкурс объявим – подберем нового кандидата.

Едва сдерживая улыбку, Зульфия Сулейменова попросила у общественников города, если найдут нового эколога, помочь ему. Чтобы снова не сбежал.

Руководитель областного Управления природных ресурсов вернулся к той части разговора, когда министр коснулся темы экологических денег и их эффективного использования:

- Зульфия Булатовна, о деньгах вы сказали. Наша доходная часть - 3,8 млрд тенге, а наш прошлогодний бюджет природоохранных мероприятий составил 7 млрд тенге. Акмолинская область – первая в стране, у которой природоохранный бюджет дважды превышает доходную часть… Вы же хотите, чтобы 100 процентов было. А у нас благодаря акиму области и министерству 200 процентов. Но наши проекты - по очистке русла реки, Балкашино, два новых питомника – не финансируются. Заявки у вас. По Кошкарбаю наконец-то дали копейки какие-то. Поэтому я прошу выделить нам деньги, потому что мы больше всех посадили леса (17 млн). Мы единственная область, которая выполнила план по посадке деревьев. Больше всех затратили денег на природоохранные мероприятия. В то же время мы видим невнимание к нам. Денег нам мало дают. Рассмотрите ситуацию.

Зульфия Сулейменова выразила готовность рассмотреть ситуацию.

Это хорошо, конечно. На природоохранные мероприятия денег много никогда не бывает. Но я не хотел, чтобы, при всей важности поднятого областным госчиновником вопроса, ушли от заданного мною. Как раз об исполнительности – в части природоохранных мероприятий. Так почему же ничего не известно о дорожной карте по всему спектру экологических проблем в степногорском регионе?

Очередь дошла до заместителя акима города Нурлана Мукатова, принимавшего участие в составлении этой карты вместе с нами, журналистами и блогерами:

- Да, мы дорожную карту разработали. Сначала было согласование с уполномоченным органом, то есть с министерством экологии. Там 26 мероприятий. Но до конца эта карта не доработана. Не согласована она с министерством.

Этот упрек министр вернул горакимату:

- Возьмите этот вопрос на контроль. Ваше население сказало: мы хотим дорожную карту. Мы согласились. Вы сейчас сидите и ссылаетесь на то, что министерство экологии карту не согласовало. Да, мы смотрим на мероприятия, которые включаются. И мы имеем право не согласовать, если считаем, что мероприятия, которые включаются в дорожную карту, нецелесообразны. Вы не можете согласовать мероприятия не потому, что министерство плохое, а потому, что мероприятия, которые вы закладываете, как следует не проработаны. Поэтому к акимату обращаюсь: возьмите, пожалуйста, этот вопрос на контроль. Уже год прошел почти. Управление природных ресурсов, возьмите этот вопрос на контроль. Если акимат мероприятия направил и своевременно комитет не согласовал их, вы решайте вопрос вместе. Недалеко же находитесь. И к акимату городскому: доработайте свою карту уже. Если есть проблемы по отдельным вопросам, сядьте вместе с Управлением природных ресурсов и вместе эти вопросы отработайте. Когда у нас на местах недорабатывают, потом эти вопросы начинают подниматься на встречах или в социальных сетях.

Ровно об этом я и говорил сегодня в своей публикации, о чем сказала сейчас министр Зульфия Сулейменова. О неисполнительности исполнителей. Только я бы в данном случае не оставлял за рамками моего упрека и само министерство экологии. Как показал сегодняшний наш диалог, там тоже с исполнительностью далеко не все в порядке.

Следующие вопросы, прозвучавшие в зале, а потом и на брифинге в ЦДК «Горняк» (об этом – в следующем номере газеты «Престиж»), - лишнее подтверждение сказанному. И главную причину нерешенных проблем, включая экологические, я вижу именно в неисполнительности исполнителей. Так что начните с себя, господа чиновники!

Просмотров: 183 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar