Главная » 2013 » Май » 2 » Не водкой единой пьян человек! (Максим БАЛУЕВ)
22:18
Не водкой единой пьян человек! (Максим БАЛУЕВ)
 Какие наркотики «популярны» в городе, можно ли «спиться» от пива и почему стали больше злоупотреблять алкоголем женщины? Об этом и многом другом мы беседовали с врачом-наркологом Гульнарой МАРВАНОВОЙ. 

- Гульнара Хизбулловна, чем занимается врач-нарколог?
- Мы выявляем зависимых от наркотиков и алкоголя, оказываем профилактическую помощь, занимаемся санитарно-просветительной работой в учебных заведениях. А еще выявляем наркозависимых среди старшеклассников и студентов колледжей, используя разовые тест-полоски. Раньше были трехполосочные тесты – определяли в моче тестируемого героин, марихуану и амфитамины. Сегодня их уже шесть – добавились тесты на таблетки «Феназепам», «Диазепам».
- Какая реакция школьников и их родителей на тестирование?
- Первые годы все воспринималось в штыки. Но этого не надо бояться, лучше выявить склонность к наркотикам до большой зависимости. В этом году родители уже сами вели своих детей на тестирование. Из почти трех тысяч протестированных положительными оказались 62 человека, из которых на учет поставили только одного – он явно употребляет марихуану. С остальными побеседовали и выяснили, что кто-то наблюдается у эндокринолога (тест может показать положительный результат), у кого-то в организме сохранился наркоз после недавней операции, кто-то лечил зубы, а кто-то даже принимал «Формулу тренера» - протеины для мышечной массы. У некоторых тесты положительно среагировали на канабиноиды – это те, кто «кидал» насвай.
- Он до сих пор не под запретом?
- Нет, хотя мы писали в Минздрав, вели разговор в акимате. Это низкосортный табак с добавлением гашиша, кизяка, куриного помета, сивушных масел и даже анаши. Кто-то из родителей впервые узнал о пристрастиях своих детей. А одна мама и вовсе сказала, что ее сын уже взрослый и самостоятельный. Насвай может вызвать импотенцию, рак нижней губы и гортани, гепатит… Ведь неизвестно, в каких условиях и какими руками изготавливается этот насвай. Хотя никто из опрошенных парней не отрицает – жжет за губой, неприятно, и все клятвенно утверждают, что не глотают слюну с насваем, ведь он разрушает слизистую рта и желудка. Когда насвай только появился в городе, часто оказывали помощь даже детям. У них было состояние, похожее на эпилептический припадок. Объясняем родителям, что в будущем такие приступы во время стрессовых ситуаций могут снова повториться. В целом, в последние годы тесты показывают меньше наркозависимых среди школьников и студентов. А раньше были «положительными» по двести человек! Несколько лет назад обращали внимание одних родителей, что у их сына положительные тесты на опиоиды и марихуану, но родители демонстративно заявляли, что их ребенок этим не занимается. А через год мне привезли выписку из Астаны, где указано, что молодой человек употребляет и анашу, и героин и даже нашел применение таблеткам от простуды «Колдакт». И он стал инвалидом. 
- А какие еще таблетки сегодня «популярны» среди наркоманов?
- Наши пациенты очень изобретательны, от синтетических наркотиков переходят на таблетированные препараты из аптек. Последнее время стали употреблять «Феназепам» – это снотворные таблетки. Они должны продаваться по рецепту, но, увы, часто аптеки делают деньги на чужом горе. Последствия от употребления очень тяжелые. Единого «рецепта» приготовления наркотика из таблеток нет: кто-то печет и добавляет дрожжи, кто-то в обычный пищевой мак добавляет «Димедрол». Кого-то от него слишком «ломает», поэтому для состояния «прихода» добавляют «Трамадол» или глазные капли «Тропикамид». 
- Какой самый распространенный сегодня в городе наркотик?
- Это пищевой мак, который дает ужасные осложнения. Недавно пришлось экстренно спасать руку парню, у которого от макового зелья расплавились вены на руке. У другой, девушки, вены расплавились в паху, куда она кололась. Несмотря на это, девушка продолжает употреблять наркотики. Когда у нее брали кровь на ВИЧ, вен на руках у нее не обнаружили, а вот из паха кровь фонтанами бьет. Уговаривала я поехать ее лечиться в Кокшетау. Но у нас по закону все лечение добровольное, только с согласия пациента. Изобретательные пациенты колются в шею, подмышки, в ноги и даже в пальцы! 
- И как боретесь с зависимостью у пациентов? 
- К сожалению, у нас в городе нет наркологической больницы. Отправляем больных в областной наркологический реабилитационный центр. В этом году за первый квартал уже госпитализировали 8 человек, еще шестеро на очереди. А в прошлые годы отправляли всего по 3 - 4 человека в год! В местную психиатрическую больницу кладем больных с алкогольным психозом – такие люди до Кокшетау явно не доедут, могут нанести увечья себе или другим. 
Областная наркологическая больница для принудительного лечения находится в поселке Селеты. В этом году за первый квартал туда отправили 52 человека, из них шесть наркоманов и 46 алкоголиков. Наш город, как всегда, лидирует по всей области.
- Но говорят, что лечение там неэффективно – родные передают алкоголь и наркотики прямо в палаты?
- Когда я была на специализации в наркологической больнице в Шымкенте, то видела, как родственники по веревке на третий этаж передают все что угодно! Кто-то во время нахождения в больнице осознает свое поведение, может долго воздерживаться от употребления наркотиков и алкоголя и даже полностью бросить. Была у нас девушка, которую мама привела и сказала, что готова наручниками ее приковать к батарее. Боролись с ее недугом долго, поддержал девушку отец, хотя мама по отношению к дочери уже была настроена отрицательно. И девушка «завязала», вышла замуж, родила ребенка, получила высшее образование и работает. 
- А кто все-таки чаще становится вашими пациентами – мужчины или женщины?
- Чаще мужчины, но идет рост женского алкоголизма и наркомании. Сейчас в год 5 - 6 женщин ставим под наблюдение, которые длительное время употребляют наркотики – героин, опий и даже «метадон», попавший к нам из крупных городов, где наркоманов лечили метадоновой терапией. Но то, что надо пить, наши пациенты кололи в вену, и получался обратный эффект. 
- От чего «спиваются» женщины? 
- От неустроенности личной жизни, проблем на работе и даже из-за гормональных изменений в организме. Если наступает «климактерический» возраст от 35 до 45 лет, то советуем обращаться к гинекологу. В это время прекращается выработка гормонов и может начаться злоупотребление, гинеколог пропишет противозачаточные средства с гормонами, которые нормализуют внутренний обмен. Нужны и «душевные» консультации психолога, но у нас в городе такого нет. Недавно парень насильно привел свою маму, женщину средних лет, которая билась в истерике. А все потому, что у мужчин в организме 70% воды, а у женщин 60%. То есть женщины спиваются быстрее мужчин.
- Каков возраст среднестатистического алкоголика? 
- От 35 до 45 лет. А последние годы стали спиваться и пожилые люди старше шестидесяти. Часто дети приводят к нам своих престарелых одиноких пап или мам. Эти люди привыкли постоянно с кем-то находиться рядом, а когда умирает вторая половинка, начинают употреблять спиртное, в это время дети заняты работой и своими семьями… Детского алкоголизма у нас как такового нет – есть подростковая наркомания и токсикомания. Дети из неблагополучных семей убегают в подвалы, где нюхают клей. К нам на учет они не попадают, так как у нас по закону добровольное обращение. Зачастую у таких детей и родители неблагополучные – кто же позаботится о своих чадах? Вырастая, они переходят на активные вещества. 
- А сколько самому молодому наркоману?
- Сейчас ему 18 лет, никак не можем снять его с учета – год потерпит и дальше. Он еще состоит на учете у психиатра. А вот токсикоманы есть и моложе. 
- Гульнара Хизбулловна, в последнее время стал популярен метод кодирования от алкогольной зависимости. Действительно ли это так эффективно?
- У каждого врача своя методика кодирования: кто-то вводит психоактивные вещества, у кого-то гипноз. Но тут надо индивидуально подходить. Если у пациентов есть психические расстройства, были травмы головы или операции, неустойчивая психика, то мы не рекомендуем кодирование – эффекта не будет или будет даже обратный. Есть кто кодируется и не пьет по 5 - 6 лет. Они наблюдаются у нас в течение трех лет. Кодированием занимаются в Степногорске, часто пациенты ездят в Астану, Щучинск, Даниловку и Шортанды (там, вроде бы, врач вводит в спинномозговой канал жидкость, но это очень опасно, можно остаться инвалидом на всю жизнь). Мы за все ратуем, лишь бы эффект был. 
- А влияет на ситуацию с алкоголизмом то, что магазины вопреки запретам торгуют спиртным? 
- Конечно. Раз можно беспрепятственно купить, почему бы не выпить? – думают наши пациенты. Так же и с таблетками, которые продают без рецепта. 
- Спиваются чаще всего от крепких спиртных напитков?
- Есть такое понятие, как пивной алкоголизм. У нас был мужчина, который выпивал в день по пять литров пива. Крепость пива меньше, но оно имеет бродильные свойства и углекислый газ, поэтому в организме дольше задерживается. Даже сами пациенты говорят, что, выпив кружку пива, чувствуют себя так, будто пили весь день. В целом же, горожане чаще спиваются из-за водки, но в единичных случаях попадают в зависимость и от пива. А у подростков сегодня развивается зависимость от джин-тоников и «энергетиков». Все они содержат таурин – это психостимулятор, разработанный учеными, чтобы человек без устали мог преодолевать какие-то барьеры. Как-то к нам пришел молодой человек. Он рассказал, что ехал в сторону Щучинска. Там часто на дорогу выходят олени. И парень рассказывает, что ему показалось, как олень уперся рогами в машину. Оказалось, что парень перед дорогой, чтобы не уснуть, выпил пять баночек джин-тоника. В итоге молодой человек все же остановил машину и поспал. А если бы показались черти? У нас такая ситуация была, когда парень-студент накурился марихуаны. Бабушка стала внука будить, чтобы он поел, а ему показалось, что это черти вокруг него скачут. Он кинул в бабушку табуретку и сломал ей ребра. Наоборот, таких людей надо стараться не тревожить. Они рассказывают, что шкафы становятся кособокими, по телу бегают мыши и тараканы... А токсикоманы становятся волшебниками, могут летать и проходить сквозь стены. 
- И все-таки есть истории со счастливым концом?
- Например, отец и мать из-за алкоголизма были лишены родительских прав, ребенка воспитывала бабушка. Родителей принудительно отправили лечиться. Спустя времени они бросили пить, восстановили права и счастливо живут. Кому-то, наоборот, от принудительного лечения становится еще хуже. Один мужчина по возвращении из больницы продолжил выпивать, на работе его держали только потому, что у него золотые руки. Но наступила проблема – у мужчины стало сердце «прихватывать», и он сам отказался от спиртного, закодировался. 

Максим БАЛУЕВ

Бывает, что после лечения от алкоголизма пациенты приходят на прием «скрюченными». Все потому, что решили поэкспериментировать – действительно ли их вылечили, – и выпили. И никто почти не догадывается, что лечили-то их веществами, не совместимыми с алкоголем.

Просмотров: 2393 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar