Главная » 2010 » Ноябрь » 5 » Не ставьте телегу впереди лошади,или Почему теплосчетчики не греют душу? (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
15:58
Не ставьте телегу впереди лошади,или Почему теплосчетчики не греют душу? (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
По информации руководства «Степногорск Энергосбыта», на 1 января 2010 года в городе было установлено 22 общедомовых прибора учета тепла. На день публикации к ним прибавилось еще 39. До зимних холодов энергоснабжающая организация планирует установить еще 30 теплосчетчиков.

На дверях нескольких домов второго микрорайона недавно появилось уведомление за подписью администрации ТОО «Степногорск Энергосбыт». Показательное, скажу я вам, уведомление (я даже не говорю об ошибках в тексте): «…Руководствуясь п. 9 ст. 7 Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках», ТОО «Степногорск Энергосбыт» установило ОДПУ (общедомовой прибор учета тепла. – В.М.) на Вашем жилом доме. Потребители услуг обязаны заключить договоры на установку ОДПУ с ТОО «Степногорск Энергосбыт» и произвести оплату стоимости приобретения и установки приборов учета (п. 1-4 ст.6, п.2 ст. 11 Закона).
ТОО «Степногорск Энергосбыт» просит потребителей, не заключивших договоры на приобретение и установку ОДПУ не позднее 15 октября 2010 года обратиться в каб. 206, ул. Парковая, 2 для оформления договора. При себе иметь удостоверение личности, свидетельство РНН, правоустанавливающие документы на квартиру, либо домовую книгу.
В случае уклонения от заключения договора ТОО «Степногорск Энергосбыт» будет вынуждено обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении заключения договора с отнесением на Вас всех судебных расходов, предусмотренных статьями 100, 107, 11 ГПК Республики Казахстан.
По всем интересующим вопросам просьба обращаться по телефонам: 69165, 62111».
Откровенно говоря, не то это письмо, которое украсит своим содержанием газету, но и без него мне никак не обойтись.
Сначала обратите внимание на манеру изложения - здесь явная борьба высокого с обыденным: с одной стороны, «Вас», «Вашим» - заглавная буква, по замыслу авторов «уведомления» свидетельствует об уважении к потребителям, что косвенно подтверждается включением в текст и слова «просьба»; с другой – «обязаны заключить», «при себе иметь», «в случае уклонения», «обратиться в суд» - ну откуда это неистребимое стремление монополиста изначально видеть в партнерах недобросовестных потребителей или подсудимых?
Но речь даже не об этом (тем более что генеральный директор ТОО «Степногорск Энергосбыт» Нафиса Байбусинова и сама борется с проявлениями бестактности среди своих подчиненных), а о том, что опять поставили телегу впереди лошади и, как следствие, навлекли на себя гнев потребителей.
Елена Баталова живет в доме 2-37, где недавно установили общедомовой счетчик тепла и следом расклеили процитированное мною «уведомление». И, поскольку установка счетчика в доме предшествовала разъяснительной работе и заключению договоров, у Елены Фирсановны (и не у нее одной) появилось много вопросов как к председателю КСП «Самрук», так и к администрации ТОО «Степногорск Энергосбыт»: «Почему у нас в доме установили счетчик, не спрашивая нас? Я ни с кем ни о чем не договаривалась, а меня заставляют идти подписывать договор. Я позвонила в энергосбыт, а мне в ответ: «Вы кто такие, чтобы нам указывать? Поставили вам счетчик – платите. Это не договор – это обязательный договор… Я у председателя поинтересовалась насчет счетчика и выяснила, что он не обслуживается, что еще не подписан договор на обслуживание. Довженко мне при свидетелях сказал, что этот счетчик нерабочий, там просто болванка. Чтобы его регулировать – надо еще в дополнение к нему регулирующий кран покупать. И это будет стоить дороже, чем сам счетчик. Затем каждые 3 года его ревизировать надо будет – а это 63 тысячи с дома. А как быть с квартирами, в которых сотнями тысяч долги исчисляются? Нам за должников платить придется? Почему установили счетчик в неподготовленный дом? Как в прошлом году сорвали у нас наверху воздушник, так одна батарея в квартирах сверху донизу до сих пор не греет – и никого это не волнует, а счетчик мотает по полной. В 38 доме после установки теплосчетчика вообще теплоузел рухнул. Это на днях произошло. И мне еще угрожают: попробуйте только там жителей настраивать против.
А получилось как? Все председатели КСК от этих счетчиков открестились. А у нашего председателя не готовы дома к зиме – ему и сказали: поставь счетчики – и мы тебе подпишем паспорт готовности».
Конечно, с Еленой Фирсановной можно в чем-то не согласиться, как не согласились с ней Нафиса Байбусинова и Олег Довженко. Но ведь не поспоришь с неравнодушной женщиной в главном: установка счетчиков должна стать венцом в этом важном и недешевом деле. Не одна встреча, не одно собрание, не одна публикация должны были предшествовать приобретению и монтажу счетчиков тепла. Наверное, правильно было бы выбирать для установки счетчиков не те дома, которые по счету первыми идут, а те, чьи подвалы и теплоузлы готовы к этому - в полном соответствии с обязательными требованиями. Напомним, со слов работников «Степногорск Энергосбыта», что включают в себя эти требования: как минимум, сухой, чистый и освещенный подвал, отремонтированные, непротекающие трубы, прямой участок перед трубой.
По словам председателя КСП «Самрук», во всех восьми домах второго микрорайона, где счетчики тепла установлены, все необходимые требования, предписанные энергоснабжающей организацией, выполнены. Но не согласны с этим пришедшие к секретарю гормаслихата жители, не согласна с этим и сама Галия Копеева, напомнившая собравшимся, как часто звучал КСП «Самрук» в числе самых неподготовленных к новому отопительному сезону. Да и сам Олег Довженко, на мой взгляд, противоречит себе, когда, с одной стороны, говорит о полной подготовленности восьми домов к установке приборов учета, а с другой – тут же упрекает жителей этих и других домов в том, что из-за плохих сборов денег не заменена в подвалах сгнившая запорная арматура. Так и остался для меня, и особенно для Елены Фирсановны, неясным ответ на вопрос об укомплектованности счетчиков: по ее словам, председатель КСП сказал о недоукомплектованности установленных приборов учета тепла, в частности, в доме 2-37, где нет в наличии регулирующего крана, на который потребуются дополнительные, и немалые, сборы; а вот по словам Нафисы Байбусиновой, энергоснабжающая организация в этом году, как никогда, продемонстрировала высокий уровень сервиса, не только найдя относительно недорогие по сравнению с прошлогодними теплосчетчики, но и укомплектовав их по максимуму, в том числе регулирующими кранами. Согласитесь, здесь есть о чем задуматься – наряду с рассуждениями о месте телеги по отношению к лошади.
Генеральный директор ТОО «Степногорск Энергосбыт» Нафиса Байбусинова, в принципе согласившись со мной, что разъяснительные беседы с потребителями, в том числе и заключение договоров, должны предшествовать приобретению и монтажу приборов учета тепла, все-таки не считает, что телега была поставлена впереди лошади. Оказывается, октябрьскому «уведомлению» (беру это слово все время в кавычки, так как считаю больше похожим на ультиматум) предшествовало августовское, предупреждавшее потребителей о скорой установке счетчиков в домах и призывавшее к заключению договоров на приобретение и установку общедомовых приборов учета тепла. Более того, контролеры «Степногорск Энергосбыта», хотя и загружены своими прямыми обязанностями по контролю за счетчиками и снятию с них показаний, пошли в каждый дом, стучались в каждую квартиру (да не везде были приняты), чтобы разъяснить всё жителям о приобретении и установке теплосчетчиков, а также заключить с потребителями индивидуальные договоры об оплате этой работы. И нельзя сказать, считает Нафиса Байбусинова, что для потребителей установка счетчиков стала полной неожиданностью: «Я каждый день собираю информацию о заключении договоров. По данным на 14 октября, из 968 потребителей, в чьих домах установлены счетчики, договоры заключили 592 человека – а это более 60 процентов. И хотя 103 собственника квартир отказываются заключать договоры, часть из них оплачивает предъявленные энергоснабжающей организацией счета за установку приборов учета тепла. Да, есть брошенные квартиры. Есть такие, где семья временно отсутствует. Поэтому мы во второй раз повесили уведомление – что уже установили счетчик, что надо заключить договор, что надо оплатить прибор и его установку. И есть результат: например, прибор учета тепла в доме 2-44 стоит 277 тысяч тенге, а только за месяц от потребителей поступило 115 тысяч тенге. При этом мы разделяем платежи на 3 месяца и учитываем, что в доме есть магазины, аптеки – им тоже выставляются счета с учетом занимаемой предприятиями площади».
Нельзя не согласиться с генеральным директором «Степногорск Энергосбыта»: закон обязывает потребителей иметь счетчики, а услугодателей их устанавливать, и никуда всем нам от этого не деться. Но насколько была бы эффективнее эта работа, если бы услугодатели и потребители были равноправными партнерами в этом деле, если бы они именно договаривались, а не ставили один другого перед свершившимся фактом с перспективой судебного разбирательства, если бы, ссылаясь на закон, неукоснительно следовали его логике. Если бы телегу не ставили впереди лошади.

Виктор МОЛОДОВСКИЙ
Просмотров: 1250 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar