Главная » 2013 » Август » 3 » Не пенсия, а слезы (Надежда КАХАНОВА)
23:05
Не пенсия, а слезы (Надежда КАХАНОВА)
Вряд ли есть на свете человек, судьба которого была бы абсолютно безоблачной. Говорят, жизнь каждого из нас чем-то напоминает рисунок на спине зебры - черная полоса, белая полоса. Но иногда случается так, что одна отдельно взятая судьба, словно, притягивает в свою орбиту сразу все 33 несчастья. Мне приходилось встречаться с такими людьми, и всякий раз я чувствовала себя так, будто была виновата перед ними за то, что в моей жизни все не так черно. И всякий раз очень хотелось хоть что-нибудь сделать для них, хоть чем-то помочь, знать бы только – чем…
 
Ну, чем можно помочь пожилой женщине, недавно вышедшей на заслуженный отдых, размер пенсии которой определен выплатным центром в 9216 тенге? Понятно, что есть закон, есть незыблемые правила начисления пенсий и пособий, но все-таки как, скажите, можно в наше время выжить на такие деньги?
В сотый раз Анна Ивановна с горечью рассматривает свое пенсионное удостоверение. А еще совсем недавно она так ждала этого события. Думала: ну вот, наконец-то, избавится от постоянных мыслей о том, чем заплатить за коммунальные услуги, где взять деньги на ремонт квартиры на пятом этаже, напоминающей во время дождей решето. И вдруг – такое разочарование! Нет, так не может быть, решила Анна Ивановна, и в очередной раз пошла из кабинета в кабинет, пытаясь что-то доказать или хотя бы разжалобить милых девушек, от которых зависело ее благополучие. Но девушки были непреклонны: делайте запрос в соответствующий РАГС, чтобы подтвердить смену фамилии, а вот когда получите ответ (месяца через три) – тогда и поговорим. Запрос Анна Ивановна сделала, но неужели придется ждать ответа долгих три месяца? Мало что ли она страдала в жизни, что и при выходе на пенсию судьба так жестоко посмеялась над ней?
А ведь она давно могла быть на пенсии, только не по возрасту, а по инвалидности. 35 лет назад, когда после окончания техникума юная Анна Ивановна работала на одном из главных предприятий нашего города, случилось несчастье: по вине рабочих прямо на нее рухнула внутрицеховая перегородка. Анна Ивановна получила тяжелейшую травму головы. Ей бы защитить себя, оформить, как положено, производственную травму, но молодая женщина поддалась на слезные уговоры инженера по технике безопасности, с которым была знакома с детства, и, согласившись на оформление травмы как бытовой, тем самым подписала себе приговор на всю оставшуюся жизнь. После лечения ее жизнь никогда уже не была полноценной: часто мучили головные боли, время от времени случались обмороки. Кончилось тем, что Анне Ивановне пришлось уволиться с завода по состоянию здоровья. А тот самый друг детства и думать забыл о ее существовании, ни разу не потянув больной женщине руку помощи.
Анне Ивановне грозила инвалидность, однако, рассудив, что не сможет содержать себя и ребенка на нищенские 37 рублей в месяц (сумма, почти вполовину меньшая минимальной заработной платы тех лет), она добровольно отказалась от статуса инвалида и начала искать работу. Найти хорошо оплачиваемую работу с ее заболеванием оказалось, ой, как непросто! Чтобы прокормить ребенка (муж к тому времени исчез из ее жизни), Анна Ивановна бралась за все подряд: подрабатывала няней, разносила телеграммы, мыла полы. Но из-за неприятных последствий травмы, ни в одной организации подолгу удержаться не могла. В конце концов, женщина сумела найти выход – обучилась искусству лечебного массажа, и это стало ее основным, хоть и не слишком стабильным заработком на долгие годы.
Несмотря на заболевание, замуж Анна Ивановна выходила три раза и, как сама шутит, «почти удачно», то есть с точностью до наоборот. От трех браков у нее остались двое детей, один из которых (к его чести) сейчас поддерживает мать, другой - давно живет своей, отдельной от нищей матери жизнью. Она не жалуется - привыкла к ударам судьбы, научилась терпеть и прощать людскую неблагодарность. Успокоения ищет в укромном уголке своей скромной квартиры, где со стен на нее жалостливо смотрят святые великомученики. Однако на память о семейной жизни у нее остались не только дети, но и три разные фамилии, которые не принесли ей счастья прежде и не дают покоя сейчас. Эти фамилии, вписанные друг за другом в трудовую книжку и подтвержденные печатями отдела кадров, оказались тем камнем преткновения, о который разбились мечты Анны Ивановны о достойной пенсии.
Приобщившись в начале июля к клану степногорских пенсионеров, Анна Ивановна с удивлением узнала, что ее стаж составляет чуть более девяти лет, а соответственно, и получать она будет ровно столько же. Как ей объяснили в степногорском выплатном центре, для того чтобы весь ее трудовой стаж был засчитан, Анна Ивановна обязана доказать, что она – это и есть она, со всеми тремя фамилиями разом. А если брак был заключен в другом городе, как и получилось в ее случае, она должна сделать официальный запрос по линии управления юстиции и получить в ответ официальный документ, подтверждающий смену фамилии. И все бы ничего, да только ждать, сказали ей сотрудники управления юстиции, куда она пришла делать запрос, придется до трех месяцев. При этом не факт, что ответ вообще придет, а тогда нужно будет делать повторный запрос и ждать еще три месяца. Если же и после этого ответа не последует, значит, надо будет доказывать свое кровное родство с женщинами, вписанными в трудовую книжку, через суд.
Такая информация привела Анну Ивановну в ужас. А если (с ее-то счастьем) все пойдет по наихудшему сценарию, то как жить все это время на девять тысяч тенге в месяц? Зимой ей только-только хватит на коммунальные услуги, а подрабатывать массажистом у пожилой и не вполне здоровой женщины, сил уже нет. В отчаянии Анна Ивановна бросилась к секретарю городского маслихата Галие Копеевой с просьбой о помощи. Та тут же связалась с управлением юстиции города, куда был послан запрос, объяснила ситуацию и попросила в срочном порядке дать ответ. Судя по всему, на том конце провода прониклись сочувствием к несчастной женщине, потому что выдвинули встречное предложение: отправить документы на электронную почту степногорского управления юстиции. Окрыленная новостью Анна Ивановна снова помчалась в управление юстиции, но там ее быстро спустили с небес на землю: принять документы по электронной почте они не могут. Не положено. Круг замкнулся.
Мы решили разобраться в этой ситуации и попытаться найти хоть какие-то пути решения проблемы – ну, не может быть, чтобы их не было. Первый звонок - в организацию, отказавшуюся принять документы по электронной почте – степногорское управление юстиции. Ведущий специалист отделения РАГСа Лейла Гудавасова объяснила причину отказа так: документ, пришедший по электронной почте, – это всего лишь распечатанная копия, и никакой юридической силы такой документ не имеет. Поэтому до сих пор применяется практика пересылки важных документов по почте, а на это требуется время. В самом отделении РАГСа обработка любого документа занимает, в среднем, три дня, а все остальное время – приблизительно 2 - 3 месяца – занимает движение документов посредством почты к месту назначения и в обратном направлении. И никаким образом повлиять на черепашью скорость казахстанской почты невозможно. Единственное, что могла пообещать нам Лейла Гудавасова, – это сразу же известить Анну Ивановну о получении документов.
Чтобы окончательно внести ясность в пенсионный вопрос Анны Ивановны, мы обратились напрямую туда, где решаются судьбы городских пенсионеров – в степногорское отделение Государственного центра выплаты пенсий (ГЦВП). Главным образом, нас интересовал вопрос, почему в трудовой стаж Анны Ивановны не был включен период ее обучения в техникуме, ведь диплом о его окончании есть? На это начальник ГЦВП Лариса Заворыкина ответила, что диплом об образовании, также как и свидетельство о рождении, не подтверждает личность человека – нет никакой гарантии, что эти документы, действительно, принадлежат подателю таковых. Тем более, если в документах, предоставленных для начисления пенсии, присутствует разночтение фамилий. В этом случае дополнительно требуется представить правоустанавливающий документ, подтверждающий смену фамилии. Таким документом является заверенная копия свидетельства о заключении брака. При этом Лариса Заворыкина подтвердила, что распечатанная электронная копия в качестве документа, имеющего юридическую силу, не признается. И это не блажь сотрудников ГЦВП, а законное требование, призванное пресечь попытки подлога документов. К сожалению, такое случается, и не так уж редко.
Но для Анны Ивановны, по словам Ларисы Заворыкиной, еще не все потеряно, и как только она предоставит необходимый пакет документов, размер ее пенсии будет пересчитан с учетом всего трудового стажа, подтвержденного документами, правда, только с момента их подачи.
Обидно, конечно, но тут уж ничего не поделаешь. Выходит, помочь Анне Ивановне мы ничем не можем, как бы нам этого ни хотелось. Остается лишь робкая надежда на то, что казахстанская почта каким-то чудом проявит оперативность и пришлет документы в кратчайшие сроки. А мы можем лишь попытаться уберечь тех, кто в скором времени готовится пополнить ряды степногорских пенсионеров, от подобной ситуации. И о том, чтобы в нее не попасть, необходимо побеспокоиться заранее. Для начала нужно задолго того, как наступит заветная дата, прийти в ГЦВП и ознакомиться со списком документов, требуемых для начисления пенсии. После этого очень внимательно просмотрите имеющиеся в вашем распоряжении документы, чтобы выяснить, каких из них не хватает, все ли записи в трудовой книжке соответствуют действительности, совпадает ли написание имен и фамилий во всех документах. Обязательно проверьте, нет ли в записях каких-либо неточностей, потертостей, все ли печати имеют четкий оттиск и хорошо читаются. Поверьте, все это имеет значение, в противном случае вам придется делать массу запросов в те организации, где вы работали ранее, где женились или разводились, и, возможно, подолгу ждать подтверждения своего трудового стажа архивными документами.
А во избежание всяческих недоразумений, нужно с самого начала помнить, что сотрудники ГЦВП не обязаны оказывать гражданам содействие в запросах справок и прочих документов. ГЦВП - это орган, уполномоченный на выплату пенсий и ничего более. Так что, уважаемые будущие пенсионеры, ваше благополучие после выхода на заслуженный отдых находится исключительно в ваших руках.
 
Надежда КАХАНОВА,
имя героини по ее просьбе изменено
  
 
Просмотров: 1335 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 aleksandrkarelin • 14:21, 04.08.2013


Бедные люди, сколько же им приходится терпеть из-за безучастного чиновничьего подхода, опирающегося на букву закона.
Как можно обречь больного пожилого человека, крайне нуждающегося не только в элементарных бытовых вещах, но и в дорогих лекарственных препаратах, практически без средств к существованию и без возможности облегчить, поправить давно потерянное здоровье.
Иной раз до того закипает на душе, что просто горько, больно, обидно глядеть на весь этот произвол, творимый бездушной государственной машиной.
Ладно, если б эта машина была бы безличное существо, а ведь это конкретные люди, вершители, а правильнее сказать душители судеб человеческих.

Спасибо Надежде Кахановой и газете «Престиж» и всем участливым людям за неравнодушие к людским бедам, а Анне Ивановне, хоть имя и изменено, глубокое сочувствие и пожелание добиться скорейшей справедливости.
avatar
0
2 Евгения • 10:04, 05.08.2013
Полный беспредел творят наши чиновники! Мы - никому ненужные винтики! Мы только мешаем властьимущим! Сытый голодного не разумеет!!!
avatar