Главная » 2023 » Июнь » 22 » НЕ/НУЖНЫЕ ЛЮДИ (Галия ХОЗИНА)
13:05
НЕ/НУЖНЫЕ ЛЮДИ (Галия ХОЗИНА)

Протянутая правая рука – кости, обтянутые кожей, – стрелой тянется к потоку отъезжающих и прибывающих пассажиров электропоезда. Примостившись под козырьком железнодорожного вокзала, на корточ­ках, мальчишья фигура попрошайки невольно привлекает внимание прохожих своим побитым, как у брошенного пса, видом, вызывал жа­лость и, конечно же, недоумение: такой молодой, а уже пропащий! Где его родственники, почему оказался на улице?

Он же не смотрит в глаза, стыдливо устремив потухший взор в одну точку. Редко в грязную ладонь падают железные монетки. Это значит, что сегодняшнюю ночь он вновь проведет в забытье, а завтра все по­вторится по накатанному кругу адовой безнадежности…

 

Добыл, выпил, уснул

Летом лица без определенного места жительства возникают на улицах Степно­горска, будто грибы после дождя. Переси­дев холода в одним им известных злачных местах - под теплотрассами, в канализа­ционных люках, нехороших квартирах, бомжи выходят на свет в поисках ресур­сов для проживания. Одни давно «намо­золили» глаза степногорцам, про таких го­ворят, что их каждая собака знает. Другие будто только что вынырнули из преиспод­ней, одним только своим видам пугающе врываются в размеренную жизнь горожан. Они не знакомы даже работникам адап­тационного центра для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. А здесь, надо признать, за полтора года работы успели хорошо узнать многих обитателей степногорского «королевства нищих».

…В минувший субботний вечер, полу­чив тревожный сигнал от горожан о том, что в районе вокзала и магазина «Барс» в 3 мкр. вот уже который день обитает мо­лодой человек крайне истощенного вида, мы с директором центра адаптации Диной Купбергеновой отправляемся на его пои­ски. Звонившие пояснили, что парень еле держится на ногах, он обессилен, и мест­ные подростковые «банды» гоняют его от куста к кусту, безжалостно и беспощадно награждая пинками и затрещинами.

Находим его за домом 3-13. Бедолага лежит скрюченный прямо на голой троту­арной дорожке, спрятавшись от внешнего мира под воротом грязного свитера. Ря­дом полупустая бутылка пива, но выпитой дозы, скорей всего, было достаточно для того, чтобы истощенный организм выклю­чился. Подойдя ближе, вместе с Диной Турахметовной наблюдаем за его состо­янием. Парень спит, но сон не несет ему спокойствия и облегчения. Его тело вы­кручивает, он тихо стонет, что-то бормо­чет. Жутко, но реальность и сновидения этого человека одинаково ужасны. Неиз­вестно, где ему хуже – во сне или наяву…

- Молодой человек, как вас зовут? – на­чинает разговор с полусонным бродягой Дина Турахметовна. – Не бойтесь, мы хо­тим вам помочь. Сколько вам лет? Где вы живете? У вас есть родственники?

Не привыкший к подобному вниманию мужчина сначала насторожен, но, слы­ша ласковые женские голоса, потихоньку односложно отвечает на вопросы. Зовут Вова. Фамилия Цыганков. Родился в 1992 году, но в какой день – не помнит. Когда- то жил во 2 микрорайоне, номера дома и квартиры вспомнить не может. Жил с мамой, она умерла. Более подробную информацию о прошлой жизни Влади­мира выяснить не удалось. Парень явно находился в заторможенном состоянии, возникли подозрения о психическом рас­стройстве.

Куда пристроить бомжа?

- На лицо явные признаки психических нарушений, - делится мнением Дина Куп­бергенова, врач по образованию. – Слож­ность в том, что наш центр адаптации – это не медицинское учреждение. И, если чело­веку без определенного места жительства нужна медицинская помощь, мы не в силах оказать ее в должной мере. Да, можем из­мерить температуру, давление, но не более.

В наш центр люди приходят доброволь­но, в трезвом, адекватном состоянии. Мы не имеем права привести к нашим жите­лям человека в невменяемом состоянии. Вдруг у него «белая горячка», или он слы­шит голоса и галлюцинирует. Таким обра­зом, могут быть подвергнуты опасности наши жители, а это недопустимо.

В случае с пристройством Владимира возникают проблемы, уверена директор центра адаптации: «В данное время он не трезв. Возможно, состоит на психиатриче­ском учете и имеет какое-либо заболева­ние. Но дело в том, что таких «пациентов» практически нереально госпитализиро­вать и привести в нормальное состояние, а потом уже передать в наш центр. Никто не хочет с ними возиться».

Дина Турахметовна пытается решить во­прос через участкового. Тот занят – задей­ствован в бестобинских волнениях. Влади­мира Цыганкова знает, согласен, что чело­веку нужна помощь, но с определением его в медучреждение помочь, увы, не может. На свой страх и риск Дина Турахметовна звонит в скорую помощь. Объясняет, что человек без определенного места жительства - по всей вероятности, нуждается в помощи ме­диков. Нужно отдать должное, карета скорой помощи не заставляет себя долго ждать, но медицинские работники явно не рады вызо­ву к такому неудобному пациенту. Не зная, что перед ними корреспондент и директор адаптационного центра, выражают свое не­приятие ситуации: «Зачем вызываете ско­рую помощь бомжу? Заберите его домой, если такие жалостливые». Увидев дикто­фон, смягчают риторику. Но поясняют, что практически бессильны: «Мы его можем от­везти в приемный покой, но не факт, что его там примут. Он спокойно может оттуда уйти. А в психиатрическую лечебницу мы бомжей не возим. Не положено. Решайте через по­лицию. Пусть они себе его в СИЗО поместят на время, пока не отрезвеет».

В общем, круг замкнулся. Владимира все-таки увозят в приемный покой, и нам остается надеяться, что эту ночь он прове­дет под крышей над головой и в тепле. Но это, конечно, не точно. На следующее утро Дина Купбергенова проехала по его местам обитания – на вокзал, к «Барсу», в кусты за 3-13. Но парня как ветром сдуло. «Скорей всего, затаился, - размышляет директор адаптационного центра. – Такие люди, как правило, одиночки. Они боязливы и опаса­ются излишнего внимания к своей персоне, понимая, что жизнь в центре – это, прежде всего, трезвость и дисциплина. И не сильно стремятся расставаться с привычным обра­зом жизни, даже несмотря на критическое состояние и ужасные условия существова­ния. Ясно, что парень довел себя до ручки. Он, скорей всего, длительное время не ел горячую пищу и вообще что-либо. Навер­ное, только пьет. Естественно, психическое состояние на пределе. Как и физическое. Поэтому с ним нужно работать, мы связа­лись с полицией, попросили их посодей­ствовать в его поисках. Если мы сможем найти его трезвым, то будет очень хорошо. Тогда появится возможность поговорить с ним и рассказать о том, что есть другая, нормальная жизнь, которой не нужно бо­яться. И пригласить в наш центр адаптации и ресоциализации для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Живая надежда

Сегодня в центре адаптации прожива­ют 4 женщины и 10 мужчин. Работники центра совместно с участковыми обходят злачные места, притоны, где обитают по­тенциальные подопечные.

- Беседуем, разъясняем спектр услуг, которые они могут получить. Как прави­ло, в среде обитания данной категории граждан хорошо работает «сарафанное радио», передают информацию друг дру­гу. Многие приходят сами, услышав от знакомых о работе центра, - рассказывает руководитель организации. - В центре ока­зываются бытовые, социальные, юриди­ческие, психологические, трудовые, куль­турные услуги, содействие в оформлении, восстановлении удостоверений личности, в устройстве в дома престарелых и инва­лидов, в оформлении инвалидности и со­провождении получателя услуг до посто­янного места жительства.

Согласно стандарту оказания специ­альных социальных услуг работа цен­тра адаптации осуществляется в двух форматах. Во-первых, для лиц, обра­тившихся в организацию временного пребывания, но не желающих менять бродяжный образ жизни здесь принима­ют в ночное время суток на ночлег с 21 часа до 9 часов в летнее время года, с 18 часов до 10 часов в зимнее время года без обеспечения горячим питанием. Второй формат предполагается для лиц без определенного места жительства, желающих наладить свою жизнь и быть включенными процесс ресоциализации. К примеру, для людей, освободившихся из мест лишения свободы, находящихся на учете в службе пробации. Да и просто любого бездомного, готового завязать с пагубными привычками и покинуть улицу. Для таких людей центр работает 24 часа в сутки с обеспечением горячим питанием и всеми другими сопутствующими услугами. - Люди могут проживать в центре адап­тации до 6 месяцев. За эти полгода мы должны полностью предоставить им эти услуги, ресоциализировать. Если человек не желает менять бродяжнический образ жизни, не собирается и не намерен менять свою жизнь, то таким людям будет предо­ставляться ночлег. То есть человек вече­ром приходит в центр и остается до утра, а потом уходит по своим делам. Удержи­вать его силой никто не будет. Важно, что в состоянии алкогольного опьянения в центр люди не допускаются. Как и в агрес­сивном, психически неуравновешенном состоянии. То есть, если человек нетрез­вый, ему придется прийти в себя, и только потом его могут здесь принять. Центр не является заменой закрывшихся в стране вытрезвителей. У него другие функции.

Новая жизнь

- Жители центра соблюдают правила внутреннего распорядка, - поясняет Дина Турахметовна. – При поступлении они под­писывают с нами соглашение. В первую очередь проходят медицинский осмотр и санитарную обработку, дезинфекцию одеж­ды и личных вещей. Они дают согласие на то, что будут принимать активное участие в процессе ресоциализации, а также рабо­тать с психологами, участвовать в консуль­тациях, тренингах и выполнять домашнее задание. С обязательным участием в еже­дневных занятиях и мероприятиях.

В центре адаптации жители заново учатся экономно пользоваться электроэ­нергией и водой, соблюдать правила лич­ной гигиены. Возвращаются навыки приго­товления и приема пищи исключительно в помещении кухни, сами стирают и сушат белье в бытовой комнате.

Режим дня начинается с подъема в 7 часов утра, гигиенических процедур, за­рядки. После завтрака - совместная убор­ка помещений с проветриванием комнат. Далее следуют прогулка, консультации со специалистами центра, трудотерапия. По­сле обеда жители опять заняты трудом, вечером после ужина их ждет досуг. Это, как правило, просмотр телевизора, чте­ние, дружеские беседы. После гигиениче­ских процедур в 22 часа отбой.

- В нашем центре люди находятся без принуждения, добровольно, – объясняет руководитель, - то есть они понимают, что пребывание здесь необходимо в первую очередь им самим. Нарушение правил пре­бывания ведет к отчислению получателя услуг с расторжением договора. Таких откро­венных саботажников, как правило, в центре не удержать, да и цели такой сотрудники не преследуют. Работают с теми, кто стремится улучшить свою жизнь. И люди отвечают им благодарностью и хорошим поведением.

- Наши жители не доставляют неудоб­ства соседям, - обращает внимание Дина Купбергенова. – Трезвые люди адекватно себя ведут. Пьяных у нас не бывает. Со­вместно с жителями соседних домов при­нимаем участие в субботниках, очищаем общую придомовую территорию, стара­емся приносить пользу обществу. Мы все понимаем, что центр нужен городу.

Центр на определенное время стано­вится домом для наших жителей. Но нуж­но двигаться дальше. Недавно двое наших подопечных, одинокие пенсионеры, обрели новое место жительства. Потратили два месяца на обследование и оформление до­кументов и, к счастью, определили их в Дом престарелых. Спасибо за содействие спе­циалисту по оценке и определению потреб­ности в специальных социальных услугах отдела занятости и социальных программ города Степногорска М.О. Бурамбаевой.

Хотим выразить благодарность всем службам, которые нас поддерживают. Не имея документов, люди лишаются и об­служивания в медицинских учреждениях. Учитывая образ жизни наших получателей услуг, состояние их здоровья оставляет желать лучшего, и даже при наличии по­казаний получить медицинскую помощь в лечебном учреждении проблематично. Так как лица без документов не платят ОСМС и, соответственно, не обслуживаются в государственных лечебных учреждениях. Но именно благодаря неравнодушным лю­дям нашего города удается решать мно­гие вопросы. Это городская поликлиника, ТОО «Стоматолог», кардиолог Лариса Се­лина. Огромное спасибо за вашу отзывчи­вость, профессионализм и сострадание!

- В трудной жизненной ситуации, когда кажется, что все потеряно и плохо, что мир отвернулся от тебя, всегда есть вы­ход. Внутренняя вера в себя, работа над собой поможет изменить ситуацию и отно­шение к ней. Всегда найдутся люди, кото­рые придут на помощь, выйдут навстречу человеку, сбившемуся с пути. Надежда и вера в себя помогает выбраться из самой трудной жизненной ситуации.

Контактный телефон центра адапта­ции и ресоциализации для лиц, находя­щихся в трудной жизненной ситуации: +7 771 298 2001, Купбергенова Дина Ту­рахметовна.

Просмотров: 176 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar