Мы неоднократно слышали понятия «комфортная среда», «доступная среда». Нередко этот термин упоминают, говоря о расширении возможностей к передвижению и в целом существованию в обществе людей с ограниченными физическими возможностями. Но ведь и здоровые люди порой ограничены в этом.
Соблюдайте ПДД!
Зашедший в редакцию пенсионер поделился тревожным наблюдением. Прогуливаясь в районе выезда от 4 к 20 микрорайону, он заметил ватагу ребятишек в сопровождении двух взрослых. Жители, большие и маленькие, далеко не все на машинах в город ездят. Приходится и пешком топать. А здесь как раз все не так просто. При расчистке дороги и тротуара от снега, говорит мой собеседник, там такой вал нагребли! Сползая с него, как раз под колеса угодить можно. Группе детей и взрослых пришлось переходить дорогу, а пешеходного перехода-то и нет!
На дороге, ведущей из города мимо 20 микрорайона, я давно не был. Решил пройтись и посмотреть, так ли там, как мне рассказали. Двинулся дворами, но об увиденном здесь – отдельный разговор.
Поднявшись на пригорок за 38 домом, выхожу к Ү-образному перекрестку. Здесь тупиком из глыбы снега оканчивается тротуар из брусчатки. Направо и ниже, дальше от дороги, тропа протоптана, а вот «зебры» через дорогу ни прямо, ни налево нет. И знака «Пешеходный переход» тоже. Но ведь людям идти надо!
Через дорогу, напротив дома 38, находится автостоянка. Попасть туда можно, только проехав до кольца у колледжа, потому что здесь установлен знак «Движение направо или налево». Но контроля здесь никакого нет, поэтому предположу, что некоторые машины все-таки едут прямо. А еще тут, вдоль Степной, односторонее движение: знак соответствующий имеется. Как бы то ни было, оставив машину на стоянке, нужно, возвращаться в город, как-то переходить дорогу. Но где, как?
Какой неудобный, если не сказать бестолковый, этот перекресток и для водителей! Главная дорога из города ведет налево и в горку. Если кому-то надо из 20 микрорайона проехать к мойке «Водолей» или заправкам у перекрестка Парковая – аэропорт, тоже надо в оба глядеть, потому что из города машины тоже довольно интенсивным потоком идут в этом направлении.
Странности бытия
Но я ставлю себя на место пешехода, мне нужно попасть в 20 микрорайон. Представлю, что я там живу. Но перехода-то нет! И знака, указывающего на него, я не увидел. Зато заставили погрузиться в раздумье несколько других: приоритета, предписывающих и запрещающих.
То, что дорога вдоль восточного края 4 микрорайона – продолжение Лунного проспекта – и дальше налево в двадцатый является главной, понятно. Тут же и желтый знак ромбом на это указывает. И что дорога по улице Степной второстепенная – тоже по знаку понятно. Но вот такой же знак, стоящий зеркально, не вполне точно указывает на направление дорог. Может, это он просвечивает? И опять не туда идут дороги, по-моему! Справа по ходу движения – знак «Движение грузовых автомобилей запрещено». Такой же стоит сразу за поворотом, перед стоянкой и газовой заправкой. Запрещено, но ведь ездят! Заправщики, фуры, а не только спецмашины, грузовички весом до 3,5 тонн и автомобили с полосой по диагонали.
В конце августа, готовя материал «Большие проекты малого города», я точно знал, что здесь по одной стороне от дорожного полотна шириной в 7 метров и длиной в 1 185 протянутся пешеходная и велосипедная дорожки. Ну-ка, что там у меня было написано? Читаем: «Сегодня уже закатан асфальт на всем протяжении пешеходно-велосипедной дорожки вдоль 20 микрорайона. Ее общая ширина 4,75 метра, 2,5 выделены для движения велосипедистов, 2,25 – для пешеходов. Противоположный тротуар шириной 2,25 м будет предназначен только для ходьбы».
Осмотревшись, перебегаю проезжую часть. Нарушаю. А что делать? Из памяти всплыл афоризм Козьмы Пруткова: «Если на клетке со львом написано «Осел», не верь глазам своим». Судя по знакам, велосипедная дорожка тянется по «дачной» стороне. А та, что идет вдоль 20 микрорайона, действительно проектной ширины. Может быть, я просто ошибся с расположением дорожек? Только вот почему тогда сплошная белая полоса разделяет пешеходную на две неравные половины? Одна – шириной метр с небольшим, другая – более трех. Вот такие странности.
Выход там, где вход
Надо бы пройтись дальше, оглядеться. У автобусного павильона вижу еще несколько знаков. Вот здесь уже все понятно: «Уступи дорогу». Это – для выезжающих из двадцатого. Такие же есть и для тех, кто едет со стороны дач. Знаки «Место остановки автобуса» тоже вполне к месту, и два знака «Пешеходный переход», а вот «зебры» и здесь нет.
Еще одно не очень приятное наблюдение сделал. Первый автобусный павильон, тот, что ближе к городу, со стороны дач, кто-то опробовал на крепость. Оторван, хотя еще не напрочь, дырчатый лист с задней стенки, и примят металлошифер. Что поделаешь – руки у кого-то чешутся! Дураков у нас хватает.
А снег, который сгребли с дороги и тротуаров, активно подтаивает, особенно на обращенной к солнцу стороне. Почернел даже, истончился. И перейти дорогу у знака вполне можно. Только вот есть одна закавыка. То ли внимания, то ли еще чего не хватило дорожникам. Полотно от снега очищено, вал высотой с полметра и выше вдоль дороги тянется. А у автобусных павильонов он не убран. Попробовал я перелезть через него – получилось, с моим ростом это не проблема. А вот пассажирам скромных габаритов, пожилым, да с детьми неловко будет преодолевать это препятствие. Может, об этом снежном вале мне пенсионер в редакции говорил? Так ли это или нет, все равно не стоит дожидаться, пока солнышко припечет. Хоть и не большой поток пассажиров на «единице», все-таки каждого уважать надо.
Отбирая снимки для публикации в газете, для ориентации на местности заглянул в генплан, схему городских инженерных сетей. Вспомнил затянутый льдом перекресток и понял, что частокол знаков не вызвал бы у меня вопросов, если бы здесь согласно плану было бы кольцо. Вот такой простой выход.
|