В повседневной суете мы на многие вещи, окружающие нас, не обращаем внимания. Слишком заняты своими заботами. А вот у старожилов, помнящих Степногорск молодым и цветущим, отношение к нему иное, трепетное. Поэтому так обижает и возмущает равнодушие, а то и небрежение к тому, что было сделано раньше, что появляется сегодня.
Николай Александрович Стыжаров – пенсионер «со стажем», на заслуженном отдыхе с конца 90-х. До переезда в Степногорск в 1973 году жил на Урале, был начальником районной электрослужбы. Здесь работал на электросетях в Богенбае, на городских, в последние годы – в энергослужбе на подшипниковом заводе.
Совершая прогулки по городу, отмечает Николай Александрович, как обновляются, хорошеют его дворы. Как много детей в летнее время проводят время здесь, в играх, а не уткнувшись в мониторы компьютеров и телефонов! Но вот отношение к новинкам у горожан, большей частью молодых, малолетних, мягко говоря, странное.
Пенсионер приводит несколько наблюдений, сделанных в разных местах города: «Окинув взором детский спортивный уголок около магазина «Светофор», я был восхищен прелестью этого сооружения. Дети играют, наслаждаются, как бы купаются в солнечных лучах. Рядом умиротворенно отдыхают родители. И я тоже решил полюбоваться этой идиллией, присев на скамейку в беседке.
Но куда улетучилось мое прекрасное настроение? Все тренажеры исписаны фломастерами, исписаны стол и скамейки в беседке. На столе нет одной рейки, на сиденьях – нескольких. А ведь они были прикручены болтами! Если так пойдет дальше, судьба этого милого, еще недавно благоустроенного уголка будет плачевной. Такой же, как и у беседки рядом с 30 домом 7 микрорайона. Она просуществовала всего два года. По вечерам здесь веселилась молодежь, а утром мы видели результаты: сначала там валялись оторванные доски, а потом оторвали и железо на крыше. Оторвали даже приваренный с четырех сторон швеллер!»
Как же сохранить малые архитектурные формы в городских дворах, тренажеры, игровые комплексы, площадки? Пенсионер предлагает подключать к этому школьную молодежь. Если взять описанные участки, то здесь бы могли приложить свои силы ученики 9 школы. Именно они и живут в окрестных домах. Если уж у нас в министерстве просвещения так трепетно относятся к тому, чтобы дети трудились только на уроках, не ходили на всякие субботники и не подвергались «трудовой повинности», то пусть хотя бы следят за порядком. На волонтерских началах, под руководством учителя, с привлечением участкового инспектора полиции... Может, тогда безобразничать здесь будут меньше?
Николай Александрович удивляется: «Не укладывается это в голове! Заниматься уборкой в городе детям нельзя, а вот ломать, раскидывать все можно».
Он обращается к своему жизненному опыту, вспоминает свое детство, которое он провел в большой деревне. Весной, перед майскими праздниками, депутаты поселкового совета проходили по улицам, указывали хозяевам, чтобы те у своих домов навели порядок. И наводили. Не только к праздникам, постоянно поддерживали чистоту, которая так радует глаз и поднимает настроение. И дети в стороне не оставались. Разве тяжело взять метлу и совковую лопату, нагрузить сметенный мусор в тележку и вывезти на задний двор или на свалку? Так и воспитывалась бережливость к тому, что имеешь, любовь к чистоте и порядку, который сам же и навел. Это было, остается и сейчас самым действенным средством. Покинув родную деревню, Николай Александрович, приезжал туда позже, но и тогда это же отношение к чистоте и порядку сохранилось.
«Я понимаю, что субботники – это хорошее дело, – соглашается пенсионер. – Но год выбрасывать все под кусты, а потом собирать, превращая это в праздник? Все это происходит потому, что мы привыкли к безответственности. В транспорте, за чаркой водки осуждаем правительство, во всем виним руководство, не чувствуя никакой ответственности за собой. А она всегда рядом с безнаказанностью».
Проходя к гаражному кооперативу «Ветеран» через лесной колок внутри 6 микрорайона, заметил он молодую пару с двумя детьми. Они устроили здесь пикник. А чуть дальше группа парней решила сбить жару пивом. Не у всех же есть возможность выехать куда-нибудь к реке или в поле, чтобы отдохнуть, беззаботно пообщаться на природе! Николай Александрович даже чуточку позавидовал им. А через час, возвращаясь, увидел «прелести» семейного отдыха: пищевой мусор, обертки, упаковки и стекло разбитых бутылок. Не иначе как дети забавлялись. А родители, наверное, любовались этим. Вот где причины отношения детей ко всему, что нас окружает! Вот почему у нас мусор валяется под кустами, а не лежит в контейнере или урне. Вот почему на скамейках нет реек! Не мое – не жалко!
На Лунном проспекте не так давно обновили все скамейки: красиво, удобно. Но не всех радует это обстоятельство! Сядьте на одну, другую - и увидите, что где-то уже скручены гайки. А там недалеко и до того, что и рейки оторвут, сломают и бросят рядом.
Не один раз уже в городе проводились кампании по организации добровольных помощников сотрудникам полиции, как во времена Советского Союза несли службу рядом с милиционерами добровольные народные дружины (ДНД). Помнится, как в пору карантинных ограничений из-за пандемии коронавируса добровольцы несли вахту, стараясь не пропустить заразу в город. И лесопарковую зону патрулировали группы активистов-дружинников с предприятий и из организаций. Вспомнилась мне собственная юность, когда школьный организатор внеклассной работы включил в комсомольский отряд правопорядка нескольких ребят, не отличающихся хорошим поведением. Так вот они, почувствовав доверие, оказались не менее ответственными и деятельными, чем активисты-комсомольцы!
Пенсионер предлагает вспомнить и применить положительный, действенный опыт прошлого: ДНД, товарищеские суды, депутатские рейды... Почему бы не закрепить за учебными заведениями города определенные дворы, скверы, аллеи, чтобы молодежь вместо уничтожения красоты вечерами проходила по своим участкам, не давая безобразничать тем, кто эту красоту не ценит? Сейчас стали чаще говорить о волонтерах. Это те же добровольцы, которые вместе с сотрудниками полиции, при участии депутатов маслихата могли бы включиться в работу за сохранность всего, чем богат и привлекателен город. Пенсионер считает: «Тогда все будет под контролем народа, и люди сами будут чувствовать свою ответственность. Тогда будет с кого спросить, а не пенять на правительство и президента. Вот делали ремонт теплотрассы возле почты в 7 микрорайоне. Убрали дорожку из плит, а после ремонта разбросали, как пришлось. Неприятно на это смотреть».
Да, коммунальные службы нередко после земляных работ не торопятся как следует восстанавливать ремонтируемые участки. Понятно, что грунт даст усадку, и асфальтировать его сразу по завершении ремонта не следует. Но посмотрите, у нас годами у домов не асфальтируются отмостки в местах подвода труб. Участки газонов в месте залегания теплотрассы, ливневки или трубопровода холодной воды после ремонта практически всегда тоже зарастают сами. И это, как правило, бурьян, а не газонная трава типа житняка.
Возвращаясь к мысли о привитии детям и молодежи чувства ответственности, Николай Александрович приводит слова нашего замечательного певца Димаша Кудайбергена: «Мы пришли в этот мир, чтобы быть людьми, в первую очередь. Не певцом, не учителем – чтобы быть Человеком». Следовательно, считает пенсионер, надо работать с молодежью. Неплохо было бы проводить один раз в месяц встречи с ветеранами труда в учебных заведениях: «Я вспоминаю, как в техникуме регулярно проводили лекции на различные темы работники райкомов (районных комитетов партии. – В.К.). И, наверное, это давало свой результат».
Тогда уделялось большое внимание политическому образованию, культурному развитию молодежи, в том числе и культуре общения. В группе, где учился Н.А. Стыжаров, было 30 человек. И за четыре года он никогда не слышал оскорблений в отношении девочек и, тем более, преподавателей. А сегодня мат слышишь на детской спортивной площадке, идя по улице, заглядывая в социальные сети... А как родители общаются с детьми? Что же ждать от тех завтра?
Издавна в обществе поднималась тема конфликта отцов и детей. Но сегодня «дети» не просто не слушают родительских наставлений. Они, как им кажется, продвинутые и современные, слишком уж пренебрежительно, даже высокомерно ведут себя по отношению к «отсталым, древним, ничего не понимающим в жизни взрослым». А у кого же, как не у взрослых, учиться? Надеюсь, когда-то это понимание придет. Правда, уже нынешние родители в свое детское время получили во многом ущербное воспитание.
Приятно, что наш читатель в желании сохранить в нормальном состоянии объекты городского благоустройства уповает на молодежь, которая под руководством учителей, депутатов, сотрудников полиции должна включиться в эту работу. Но еще лучше будет, если рядом с молодежью на встрече, в рейде или на субботнике окажутся такие радеющие за город люди, как Николай Александрович. Неравнодушных и активных ветеранов у нас много. Так что давайте действовать сообща!
|