Главная » 2012 » Март » 4 » Народ в СОМнении (Надежда КАХАНОВА)
20:14
Народ в СОМнении (Надежда КАХАНОВА)
- Скажите, устраивает ли вас работа вашего СОМа? –
- ?
- А вы вообще знаете, что такое СОМ?
- Если речь идет о рыбе, то знаю.
Примерно так отвечало большинство моих знакомых и соседей на вопросы о работе СОМов. Меньшинство припоминало: что-то когда-то то ли слышали, то ли читали, но - что именно? Расшифровка аббревиатуры – совет общественности микрорайона - ясности не вносила. Как оказалось, люди даже не знают, что в нашем городе уже 3 года действует такая организация.


А ведь, судя по тому, как многообещающее все начиналось, какими полномочиями предполагалось наделить представителей городской общественности, сегодня СОМы должны были быть чуть ли не главной движущей силой городского сообщества, а сам Степногорск уже должен был стать городом-мечтой.
Отчего же народ в СОМнении? Тут стоит напомнить нашим читателям события трехлетней давности. Тогда по всему городу активно начали создаваться советы общественности микрорайонов. На первом заседании только что созданного СОМа второго микрорайона в присутствии акима города Андрея Никишова, секретаря городского маслихата Галии Копеевой и других городских руководителей, представителей бизнеса, общественности микрорайона, в присутствии СМИ обсуждались задачи, стоящие перед СОМами, и пути их решения. Согласно уставу, в состав СОМов должны были входить представители трудовых коллективов и учебных заведений города, учреждений культуры и здравоохранения, спортивных, административных и общественных организаций, представители бизнеса и КСК. Предполагалось, что все эти люди еженедельно (!) будут решать глобальные (не меньше!) вопросы жизнеобеспечения города, осуществлять контроль над открытием новых торговых точек, заниматься охраной общественного порядка и благоустройством микрорайонов, открывать дворовые клубы, организовывать досуг молодежи, заботиться об одиноких пенсионерах и даже участвовать в распределении бюджета города.
Как сказал на собрании аким города: «Роль СОМов важна и эффективна, и, несмотря на то, что эта работа будет отнимать личное время, уже через полгода в рядах каждого микрорайона будет по 300 человек активных и неравнодушных людей». И далее: «Если общественность взялась за свой микрорайон – ошеломляющих результатов можно ждать уже в течение года». Прошел даже не год, а целых три - читатель, ты ошеломлен? Лично я – нет.
Ведь если всерьез задуматься над реальным воплощением вышеперечисленного (а это далеко не все), то начинаешь понимать, что все это сильно смахивает на прожекты Остапа Бендера относительно блестящего будущего провинциального городка Васюки. Радужные перспективы, нарисованные тогда участниками собрания, сегодня выглядят уже не так радужно, и за три года Степногорск так и не стал Нью-Степногорском.
Что и говорить, задачи поставлены были замечательные, одно непонятно – каким образом их выполнять, а главное – на какие средства? Однако в уставе можно найти ответ и на этот вопрос. Оказывается, СОМы имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, создавать коммерческие организации, сдавать в аренду подвалы жилых домов, ну и, на крайний случай, привлекать спонсоров. Подождите-подождите, но если СОМы вправе заниматься бизнесом, то почему тогда они называются общественными организациями? И на каком основании они будут сдавать в аренду подвалы, хозяевами которых не являются? Из всех трех пунктов доходов наиболее реальным выглядит только третий – поиски щедрых спонсоров. Предполагался еще и четвертый источник доходов, озвученный на том самом собрании акимом города: «Понятно, что для решения любых вопросов необходимы средства. Как я уже говорил на сходах, распределением бюджета города будут заниматься и советы общественности микрорайонов. То есть определены важнейшие стратегические задачи города. Есть средства, порядка 5 - 10 миллионов тенге, на нужды микрорайонов. Тут СОМы и должны точно определить, на что деньги важнее затратить – на проектно-сметную документацию социальных объектов, на асфальтирование тротуаров, дорожек микрорайона, на детские площадки и т.д.».
 Но, как выяснилось, эта маленькая лазейка в виде предложения участвовать в распределении бюджета города осталась невостребованной - за все три года никаких заявок в бюджет от председателей СОМов не поступало. В чем же дело? Разве каждый отдельно взятый микрорайон ни в чем не нуждается? Или председатели СОМов не владеют ситуацией? Думаю, ни то и не другое. Скорее, председатели вынуждены соблюдать субординацию и не смеют подавать заявки в обход своего руководителя. А ведь, как минимум, предполагалась их активность в решении общегородских проблем, которых у нас немало, и было обещано, что в их решении будет учитываться мнение СОМов. Что же на деле? Давайте вернемся к тому, о чем говорилось на первом заседании.
1. Без ведома СОМа не будут выделяться земельные участки, СОМы будут контролировать открытие новых торговых точек (а кто, спрашивал разрешения СОМа, чтобы построить цветочный киоск в бассейне возле гостиницы «Степногорск»?).
2. Не будет начата ни одна реконструкция подвальных помещений или квартир (мои знакомые получили официальное разрешение на перепланировку квартиры на первом этаже высотного дома, и никто не потребовал от них согласия СОМа).
3. Не будет начат капитальный ремонт коммуникаций (в моем микрорайоне все лето проводился капитальный ремонт подвальных коммуникаций, при этом в КСК не знают даже, кто является председателем СОМа).
4. СОМы будут координировать деятельность предприятий и организаций в своем микрорайоне (ну, это даже комментировать не стоит. Можно представить себе, как встретят предприниматели общественных координаторов).
5. СОМы имеют право открыть медико-социальный пункт по оказанию бесплатной медицинской помощи (интересно, кто согласится работать там бесплатно и кто будет бесплатно выделять лекарственные препараты, поскольку денег на содержание таких пунктов у СОМов нет?).
А еще планировалось открытие дворовых клубов, предоставление адресной помощи малоимущим, детям-инвалидам, одиноким пенсионерам. Честное слово, даже перечислять права общественников уже неинтересно, потому что о возможностях и рассказать-то нечего.
Если уж говорить откровенно, то СОМы попросту нищие. Их председатели в микрорайонах не получают зарплату, как это предполагалось в самом начале. Да и из каких средств ее платить? У СОМов до сих пор даже помещений своих нет, и они вынуждены собираться где придется (в школах, КСК). Как же они могут работать с людьми, если этих людей им даже принять негде?
Но, может быть, по какому-то случайному стечению обстоятельств мне попадались люди, не знакомые с работой СОМов? А на самом деле представители СОМов бесстрашно вступают в бой с хулиганами, грудью встают на защиту от переделок-перестроек алчными предпринимателями наших домов и, может быть, во всех микрорайонах давно уже работают дворовые клубы – только я этого не знаю?
Что гадать? Ведь можно просто встретиться с человеком, отвечающим за работу СОМов, – председателем общественного объединения юридических лиц Нэлей Рукавцовой - и все выяснить. Но не тут-то было, встретиться с госпожой Рукавцовой оказалось не так-то просто, точнее – совсем непросто. Кабинет на первом этаже акимата, куда со своими проблемами и вопросами должны были бы приходить горожане и куда попыталась попасть я, все время был закрыт. Начальник отдела внутренней политики Орынбасар Бейсенбина, курирующая работу общественных организаций, пояснила мне, что координаты Нэли Ильиничны можно найти в приемной акима. Ну, хорошо, я нашла. А откуда знать рядовому горожанину где искать? На двери кабинета никаких указателей нет. И каково же было мое удивление, когда на предложение встретиться и поговорить я получила от Нэли Ильиничны агрессивный отпор! «Почему это я должна перед Вами отчитываться?» – резко спросила она меня. Да не передо мной, Нэля Ильинична, – перед общественностью, которую Вы представляете. И почему бы раз в три года не рассказать горожанам о том, что делается для их же блага? Или они не вправе это знать? Выходит: мы от вашего имени делаем кое-что, а что – не ваше дело. Но мало того, что госпожа Рукавцова не пожелала разговаривать со мной, так она еще запретила председателям СОМов общаться с журналистами, о чем победным тоном сообщила мне.
Честно говоря, я не очень поверила в серьезность ее слов и тому, что разумные, взрослые люди (председатели СОМов) подчинятся такому нелепому приказу. Однако когда я позвонила одному председателю, другому, то услышала: «Да мы не против поговорить, но только после Рукавцовой». Что же у них там за секретная организация такая? Есть что скрывать или просто нечего рассказать? Скорее – второе. А между тем, в уставе СОМа записано, что он «…имеет право распространять информацию о своей деятельности». Я уж не говорю о том, что действия госпожи Рукавцовой – это прямое нарушение закона о СМИ.
И все же нельзя сказать, что от СОМов нет никакой пользы. Начальник отдела внутренней политики, например, высоко оценила их помощь по оформлению пенсионерам ИНН, в организации выборов, а секретарь городского маслихата Галия Копеева рассказала об их помощи КСК в работе с должниками, по благоустройству города, работе с неблагополучными семьями и трудными подростками. Есть еще одно важное дело, жизненно важное для всех нас и в котором Нэля Ильинична Рукавцова принимала участие: вместе с другими представителями городской общественности она дважды выезжала в Кызылту, чтобы защитить наш город от экологической катастрофы. Вот за это спасибо! Жаль только, что чувство собственной значимости так захлестнуло известную общественницу, что общественности теперь до нее не достучаться. Вот уж воистину: ничто так не отвлекает от обязанностей, как чрезмерные права. Между прочим, в кругах, приближенных к городскому руководству, мне сказали по секрету, что аким города уже «взял на заметку» работу СОМов, вернее – ее отсутствие.
Так все-таки, нужны ли нам СОМы и будет ли ощутимый эффект от их работы? Секретарь городского маслихата считает, что нужны. По мнению Галии Копеевой, СОМы могут формировать общественное мнение – и в этом их сила. Действительно, в таких вопросах, как быть или не быть бизнесу, наносящему вред людям, домовому имуществу и городу в целом, при принятии решений обязательно должно учитываться мнение общественности. Нам же здесь жить. Чего, например, стоит клонирование стоянок, норовящих занять лучшие места в городе, портящих его внешний вид и экологию. Или перепланировка нижних этажей зданий под магазины, особо опасная в старых домах, расположенных вдоль центральных улиц, в которых уже давно живого места нет от обилия торговых точек. Но пока свое веское слово ни в этих, ни в других серьезных вопросах СОМы не сказали. Где же те сотни добровольцев, о которых говорил аким на первом собрании, готовые свернуть ради нашего с вами блага горы? Горы стоят, где и стояли, но добровольцев, готовых покорять их вершины, что-то пока не видать.

Надежда КАХАНОВА


Просмотров: 1047 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar