Кто-то с детства мечтал стать космонавтом или учителем, упорно шел к своей цели и добивался ее. Немало было историй и о случайном выборе профессии, когда он, тем не менее, впоследствии оказывался счастливым. Примерно то же случилось с Индирой Жусуповой, выросшей в поселке Приозерном на берегу Зайсана, что в Восточном Казахстане.
Счастливый выбор
Индира была старшей в семье Ахметовых, где росли три девочки и два мальчика.
В 1997 году, успешно окончив школу, она устроилась на местный рыбкомбинат, решила заработать себе на учебу. В 1998 году отправилась в Семипалатинск, поступать в технологический институт на юриста, но не набрала необходимого количества баллов. Расстроилась, конечно, а тут на глаза попалась газета: приглашает на учебу Семипалатинский геологоразведочный колледж. Он находился недалеко. Зашла в приемную комиссию, там ей посоветовали взять из института справку о полученных баллах. Набранного количества хватило для зачисления без экзаменов. Теперь надо было решить, на какое отделение записаться. «Гидрогеология»? «Геофизика»? Остановилась на «Геологической съемке, поиске и разведке месторождений полезных ископаемых», хотя ни об этой специальности, ни о других не имела ни малейшего представления.
Родители, узнав о таком развитии событий, были в растерянности и недоумении: «Что это? Как учиться будешь?» Но с выбором дочери не стали спорить.
Началась учеба, шла она нелегко – не так-то просто свыкнуться, принять выбор, совершенно далекий от юриспруденции. Слишком уж много был непонятного. Но спустя примерно полгода Индира начала втягиваться, вникать в суть предметов. Интересно было на исторической и общей геологии узнавать о происхождении земли, постигать вулканические процессы, действие ветра и других климатических факторов, представлять себе их. Тут свою роль сыграл отличный профессорско-преподавательский состав колледжа. Люди были старой закалки, с учеными степенями и несомненным педагогическим талантом. Смогли заинтересовать человека, совершенно далекого от геологии. И не просто заинтересовать, а влюбиться в будущую профессию! Вдобавок колледж располагал богатой учебно-производственной базой, и техническое оснащение было на уровне.
Первые шаги в профессии
2001 год. Диплом в кармане, но система распределения молодых специалистов уже не работает! Самостоятельно найти место по специальности человеку без опыта работы в это время было чрезвычайно тяжело. Это потом, лет через 5 – 6, как и сегодня, выпускники СГРК получили возможность гарантированного трудоустройства. А тогда нашлось только место в кафе – жить-то на что-то надо было!
Спустя почти год бывшая одногруппница сообщила новость: ей звонила профориентатор из колледжа (с 2001 года в СГРК есть отдел профориентации, трудоустройства и мониторинга. – В.К.), сказала, что нужно ехать в Астану. Там есть горное предприятие «Казахалтын», где требуются геологи. Возьмут и без опыта работы, потому что колледж очень высоко котируется, не хуже вуза.
Поехали в колледж, там им на карте показали, где находятся рудники «Казахалтына», их будущего места работы. Раздумывали недолго, хотя с насиженного места было боязно срываться. Но диплом тогда зачем? Дома тоже возражать не стали. В январе 2002 года поехала Индира Ахметова с подругой Гульзадой Казезовой и еще одной девушкой в Степногорск.
Встретили девчат хорошо, познакомились. Несмотря на то, что молодые специалисты – полевые геологи и о работе в шахте и на карьере имеют только общее представление, определились с будущим местом приложения их сил. Таню направили в Жолымбет, а Индиру с Гульзадой – в Бестобе. Начали они в артели «Восток», потом Гульзада работала на шахте №2, а дальше – обе на «Западной». В общем, поработали на трех участках. Обслуживали горные выработки. Индира попала на очистные работы участковым геологом, документировала, зарисовывала восстающие, выработки, блоки, отбирала пробы, выносила все разведочные данные на бумагу, обрабатывала. А в первую очередь нужно было следить, контролировать добычные работы, правильность выемки руды, содержание в ней металла. Для этого ежедневно она готовила сводки, отчеты.
Индира решила, что ей назад дороги нет: «Раз приехала сюда, нашла работу по специальности – буду работать». А тут познакомилась с будущим мужем, он тогда в охране работал.
Не отступать!
В октябре Индиру с подругой перевели в Аксу, на шахту №38, но это не повлияло на решение Гульзады уволиться. Она уехала, Татьяна – тоже, а Индира осталась. Тогда директором рудника был Максат Шабанбаев. А летом следующего года она ушла в декретный отпуск, вышла замуж. С рождением сына семья Жусуповых переехала в Шортанды, где жили родители мужа. В 2005 году, когда сынишке исполнилось полтора года, стала задумываться Индира о работе. И через три месяца нашлось место геолога карьера в ТОО «Оркен Атансор», где Индира шесть лет проработала, до следующего декретного отпуска, и тоже вахтами. График работы позволил подрабатывать подземным участковым геологом на шахте 39-41 у Акбаева, а Михайлов командовал шахтой 38-40. Естественно, перебрались в Степногорск, снимали квартиру. А потом появилось возможность поселиться в своем доме на Кварцитке.
Приходилось непросто: младшим сыновьям всего по два года, но помогала свекровь, соседская девочка нянчилась. В 2013 году показалось, что период довольно частой смены собственников, инвесторов, акционеров «Казахалтына» закончился. Появилась возможность сменить разъездной характер работы на постоянное место: на Аксу открывается карьер, где нужны будут геологи. Направив в отдел кадров резюме, Индира вскоре получила приглашение на работу. Главный геолог «Казахалтына» Виктор Сергеевич Баранов обговорил с ней условия работы. Все устраивало. Приятным было и то, что предстояло работать на руднике, который возглавлял Наполеон Михайлов, тоже геолог, с которым познакомилась в самом начале карьеры, потом работала на 38 шахте в Аксу.
Работалось интересно. Были опыт, желание и, главное, любовь к профессии. Геология для нее все. Может, это и обижает коллег, подчиненных, но Индира Жусупова и сейчас, как и раньше, полагается на собственные наблюдения и расчеты, многого не принимает на веру, проверяет, перепроверяет, чтобы исключить любую неточность, ошибку.
Профессиональный рост надо было подкрепить, так она стала студенткой-заочницей Киргизского технического университета им. Раззакова. Сессии и сам вуз оставили отличное ностальгическое впечатление, сродни тому, что испытывала, учась в Семипалатинске. Тот же некоммерческий, советский, подход, контакт с преподавателями, и как результат – отличная защита в 2018 году дипломного проекта на тему «Детальная разведка юго-восточной части зоны Котенко».
Если раньше, работая участковым геологом, она занималась документацией и обслуживанием в забое, то теперь старшему геологу прибавилось обязанностей по контролю деятельности двух участковых на проходческих и очистных работах. Что знает она, должны знать все ее подчиненные, считает Индира Жусупова, поэтому щедро делится своими знаниями. С высоты своего возраста несколько критически смотрит она на молодежь. Кажется, нет у них того рвения в работе, с каким она начинала в свое время. Может, слишком много требует от них? Или время было другое? Она говорит: «Я очень люблю свою работу. Очень рада, что это – мое. Может, поэтому хочу, чтобы и у них такое же отношение было. Но так же не может быть?»
«Алтыналмас»
- Тому, что нас забирает «Алтыналмас», мы были очень рады, – признается Индира Жусупова. – Это и зарплата, и условия работы. Даже питание. В «Казахалтыне» мы с собой «тормозки» таскали.
- А по-крупному в чем преимущества в сравнении с «Атансором», «Казахалтыном»?
- В «Алтыналмасе» действительно серьезно подходят к передовым методам. Больше внимания уделяется инновациям, развитию, отношениям. Что касается инноваций, то здесь «Алтыналмас» идет в ногу со временем. Все новое у нас быстро внедряется. Только позавчера я приехала из Алматы, где была со своим ресурсным геологом на учебе 6 дней. Мы занимаемся 3D моделированием, работаем с программным обеспечением Micromine. Если возникают вопросы, например, надо что-то обновить в программах (они же напрямую с геологией не связаны, а там и опробование, и содержание), даем вопросы отделу обучения и тут же получаем реакцию.
Например, здесь всегда поддерживается обратная связь через программу «Тимс», электронную почту. Постоянно общаемся, созваниваемся. Например, когда надо материалы проб на внешний контроль отправлять, все вместе готовим, обмениваемся. В прошлом году ездила по обмену опытом на проект «Акбакай» в Жамбылской области. Акбакайские коллеги нам при переходе в «Алтыналмас» в прошлом году хорошо помогли адаптироваться, подготовить данные, разработать свои. И головной офис нас поддерживает, там и обучаемся. Предлагаются различные курсы, тренинги.
Комплаенс-служба работает, обеспечивая нормальный микроклимат в коллективе. Если что-то не устраивает, можно сообщить и решить вопрос (комплаенс – приведение деятельности компании в соответствие с требованиями законодательства, корпоративных, социальных и этических норм. – В.К.). Все узнают с общей странички, где освещаются новости компании, что хотят внедрять.
По медстрахованию льготы мне нравятся. Нам выдают карточки, я застраховала себя и трех сыновей на лечение зубов. На прием к терапевту, окулисту, еще к кому-нибудь, через «Виамедис» для сотрудников можно обратиться бесплатно в Алматы, в Астане, в Семипалатинске... Новогодние подарки детям дают, женщинам – на 8 Марта, мужчинам – на 7 Мая.
Серьезно дело поставлено с досугом работников. Проводят всякие спортивные мероприятия, День здоровья, тренинги по тим-билдингу, собирают людей по участкам, по департаментам. Есть такое соревнование по преодолению препятствий – «Рейс нейшн». В прошлом году ездили мои участковые геологи. Такие мероприятия в компании часто организовываются.
А еще в «Алтыналмасе» есть большие перспективы. Если ты хорошо работаешь, если ты себя показываешь, то ты идешь дальше. Я была старшим геологом. Когда в прошлом году мы переходили в «Алтыналмас», сказала, что хочу попробовать себя в новой должности, сама предложила свою кандидатуру на главного геолога проекта. Ее одобрили. И я уже полтора года главный геолог проекта «Аксу Кварцитовые горки».
- Что он включает в себя?
- Две шахты: «Фланговую» и «Капитальную». А «Аксу – 2» – это зона Котенко (вторая октябрьская площадь).
- Есть у вас какие-то планы? Может быть, куда-то зовут?
- Геологи сейчас везде востребованы. Вакансий много, особенно в России. Очень выгодные есть предложения. Но меня здесь все устраивает. Со мной проверенный коллектив. Я никуда ехать не собираюсь
|