Главная » 2013 » Февраль » 23 » Мучительные оздоровительные (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
13:43
Мучительные оздоровительные (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Учителя школы-гимназии №6 пришли на встречу с начальником городского отдела образования Татьяной Семенюк за ответом о порядке назначения оздоровительных при уходе в отпуск, а им и приглашенным в шестую школу директорам и профсоюзным лидерам городских учреждений образования, сверх того, преподали уроки «права», «этики», «словесности» и «арифметики». Помогала Татьяне Семенюк специалист отдела экономики акимата и, по совместительству, экономист отдела образования Надежда Фильчакова. Но «бинарный урок» не принес удовлетворения ни «учителям», ни «ученикам»: так и осталась до конца не раскрытой и не понятой основная тема - о том, как рассчитывается пособие на оздоровление учителей.

История вопроса изложена в заявлении группы учителей шестой школы прокурору города. Летом прошлого года педагоги обратились в Управление образования Акмолинской области с вопросом о размере и правилах начисления пособия на оздоровление. Учителя не согласны с тем, что им ежегодно, начиная с 2009 года, оздоровительные начисляются в размере одной нормативной ставки, составляющей 18 часов в неделю (с учетом стажа работы и профессиональной квалификации). При этом многие учителя работают на полторы ставки и более и считают, что должны получать лечебное пособие, рассчитанное с учетом их реальной учебной нагрузки (у кого-то это 27 часов в неделю, а у кого-то и все 36). Позицию степногорских учителей разделило Управление образования области, сославшееся на правительственное постановление №1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий»: пособие на оздоровление выплачивается к ежегодному оплачиваемому трудовому отпуску гражданским служащим в размере одного должностного оклада.
Различие в толковании понятия «должностной оклад» и привело к разным расчетам оздоровительного пособия: областное управление образования готово брать в расчет, к примеру, 30-часовую недельную нагрузку учителей, и в таком случае лечебное пособие учителя высшей категории со стажем свыше 20 лет составляет без малого 85 тысяч тенге; городской отдел образования, ссылаясь на то же самое правительственное постановление, приравнял должностной оклад учителя к нормативной учебной нагрузке в неделю, которая, в соответствии с Законом РК «Об образовании», равна 18 часам, а следовательно, оздоровительное пособие учителя высшей категории с 20-летним стажем будет составлять без малого 51 тысячу тенге. Так, 51 или 85 тысяч? Согласитесь, разница существенная. И если предположить, что правы в Управлении образования Акмолинской области, то какую же тогда сумму, начиная с 2009 года, должны выплатить всем учителям города в дополнение к минимально рассчитанным оздоровительным? Сумму, которая, по меньшей мере, повлечет за собой грандиозный скандал, если учесть ограниченные возможности городского бюджета, на которые то и дело ссылалась Татьяна Семенюк, отбиваясь от вопросов, связанных с необоснованными финансовыми издержками учителей или с недоплатами им. А если выяснится, что недоначисление оздоровительных было умышленным?
Но в городском отделе образования даже и не думают рассуждать в этом тревожном направлении, поскольку абсолютно уверены в правильности своих расчетов, что и пришли растолковать учителям шестой школы в присутствии директоров и профсоюзных лидеров городских образовательных учреждений: вопрос-то касается всех степногорских педагогов.
Арбитром в этом споре выступила начальник государственной инспекции труда по Степногорску Калима Сердалина, которая на основании обращения учителей провела внеплановую проверку городского отдела образования, в частности, школы-гимназии №6, и не выявила нарушений в начислении пособий на оздоровление педагогов. Были выявлены другие нарушения: работодатель не представляет информацию в центр занятости о наличии вакансий; содержание трудовых договоров не соответствует требованиям законодательства; нет письменного согласия работников на совмещение и расширение зон обслуживания согласно утвержденной тарификации на время отсутствия вновь прибывших учителей.
Я бы не стал обременять читателей перечнем всех этих выявленных в шестой школе нарушений (только ли в шестой?), если бы они так или иначе не касались главного нашего вопроса – о порядке расчета оздоровительных пособий. К разному толкованию понятия «должностной оклад» госинспектор добавляет два других понятия – «совмещение должностей» и «расширение зоны обслуживания», которыми оперируют в городском отделе образования, отстаивая свою правоту при расчете оздоровительных, и в отделе госинспекции труда, подтверждая эту правоту.
Вот что пишет Калима Сердалина учителям шестой школы (то же самое говорит и Надежда Фильчакова): «Пособие на оздоровление не включает в себя различные доплаты и надбавки, в том числе доплату за совмещение должностей и расширение зоны обслуживания...». Но учителя и не оспаривают сказанное госинспектором и экономистом о совмещении должностей и расширении зоны обслуживания. Педагоги не согласны лишь с тем, что их учебная нагрузка, выходящая за пределы 18 нормативных часов, – это и есть расширение зоны обслуживания, как утверждают в городском отделе образования.
Совмещение должностей, в соответствии со статьей 131 и введенной в 2012 году статьей 40-1Трудового кодекса РК, - это выполнение работником наряду со своей основной работой дополнительной работы по другой должности (например, директор школы еще и уроки ведет как предметник - в таком случае оздоровительные положены только на директорство).
Под «расширением зоны обслуживания» в кодексе понимается выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по той же должности. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же должности.
Сомневаюсь, что вы сейчас четко уяснили, чем отличается «расширение зоны обслуживания» (которое, к тому же, в Трудовом кодексе дается в скобках после понятия «совмещение должностей» - то ли уточнение, то ли синоним?) от учебной нагрузки, установленной по тарификации. А при таком смешении смыслов каждый толкует их, как понимает.
По мнению учителей, их реальная учебная нагрузка, сложившаяся при тарификации в начале учебного года (полторы ставки, а иногда и более – здесь все зависит лишь от доброй воли директора школы), - это и есть их должностной оклад, который не имеет никакого отношения ни к совмещению должностей, ни к расширению зоны обслуживания. Вот этот оклад, считают педагоги, и надо брать за основу при расчете пособий на оздоровление. В подтверждение своей правоты учителя приводят согласующиеся с их рассуждениями ответы Управления образования Акмолинской области и Министерства образования.
Эти официальные ответы не были признанными правильными ни начальником городского отдела образования, ни специалистом отдела экономики степногорского акимата. Татьяна Семенюк, вспомнив о роли запятой в классическом примере «казнить нельзя помиловать», сказала, что «комментарии даются разные и неоднозначные». А Надежда Фильчакова пошла дальше: она позвонила в Управление образования Акмолинской области и отстояла свою правоту (хотя утешающий степногорских учителей ответ все еще можно найти на сайте облакимата).
Думаю, все было бы намного яснее, если бы казахстанские законодатели дали более четкие определения таким понятиям, как «должностной оклад» и «расширение зоны обслуживания», прежде всего, обозначив пределы их распространения. Когда «в товарищах согласья нет», тогда в расчет берутся суждения «умов», и худо, если кто-то «сам себе голова» - во главу угла ставит собственные амбиции (мол, я на свете всех умнее). Мои экономические познания более чем скромны. Я, например, не могу понять: чем труд учителя-совместителя, получающего оздоровительные как на основной (за одну ставку), так и на дополнительной работе (за полставки), тяжелее труда его несчастного коллеги, который, при нехватке учителей, тянет на себе полторы ставки в одной школе и при этом не имеет права на такое же лечебное пособие?
В поисках ответа на вопрос, кто же прав – учителя шестой школы или руководство городского отдела образования, я прибегнул к услугам электронного правительства.
И вот что нашел на сайте Министерства образования и науки РК (грубые ошибки я исправил сразу – неловко стало за павлодарских учителей).
- …Летом в Павлодаре поднимался вопрос о лечебном пособии для учителей: оказывается, нам платили только ставку, а по закону – по фактической нагрузке. Получается, нам столько лет недоплачивали?! Департамент труда и соцзащиты признал, что это нарушение. Аким области во всеуслышание (на августовском совещании) объявил, что летом 2013 года все учителя получат лечебные пособия в полном объёме, но Управление образования г. Павлодара всё делает для того, чтобы мы их не получили. Сейчас идёт планирование бюджета на 2013 год. Директорам школ дали задание произвести расчёт по лечебным пособиям. Они рассчитали по-новому, т.е. по фактической нагрузке, но управление заставило рассчитать по-старому. Почему у всех (у культуры, воспитателей детсадов, всех начальников) сколько зарплата, столько и лечебные пособия, а у учителя – нет? Потому что нас много? Или вы считаете, что мы много получаем?
18 января 2013 года учителям Павлодара ответил министр образования и науки РК Бахытжан Жумагулов:
- В соответствии со статьей 239 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее кодекс) гражданским служащим, содержащимся за счет государственного бюджета,
предоставляются оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска продолжительностью не
менее тридцати календарных дней с выплатой пособия на оздоровление в размере
должностного оклада.
Согласно кодексу тарифная ставка (оклад) – фиксированный размер оплаты труда
работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени. Из этого следует, что размер должностного оклада работника зависит от выполнения нормы труда, то есть он может варьироваться в зависимости от объема работы, в данном случае от учебной нагрузки. При этом пособие на оздоровление выплачивается в размере должностного оклада, без учета доплат и надбавок за условия труда.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года №1400
определено, что системой оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий, является повременная и/или сдельная система оплаты труда. При повременной системе оплаты труда учитывается проработанное время.
В этой связи пособие на оздоровление выплачивается в размере должностного оклада,
устанавливаемого и выплачиваемого каждому работнику индивидуально в зависимости от количества его труда, занимаемой должности, выполняемой работы и др., в частности, от продолжительности рабочего времени.
Таким образом, учителям пособие на оздоровление выплачивается в размере должностного оклада, устанавливаемого исходя из учебной нагрузки, установленной по тарификации, - подытожил сказанное Бахытжан Жумагулов в ответе павлодарским учителям.
А нашим министр не указ? Конечно же, Татьяна Семенюк и Надежда Фильчакова имеют право усомниться в правильности расчетов министра образования (между прочим, ученого-математика). Но в таком случае, ради достижения истины, давайте скажем об этом министру громко – напишем на блог Бахытжана Жумагулова, что с его ответом не согласны начальник отдела образования Степногорска и специалист отдела экономики степногорского акимата? И снова вернемся к этому разговору, как только узнаем о реакции министра. Именно в таком духе предложил я высказаться Татьяне Семенюк и Надежде Фильчаковой, которые еще вчера, на собрании в шестой школе, не признавали за учителями права на получение оздоровительного пособия сверх 18-часовой недельной нагрузки.
И все же приятно общаться с умными людьми: не посчитав до конца убедительным ход министерских рассуждений, начальник и экономист городского отдела образования согласились-таки с однозначностью выводов Бахытжана Жумагулова – в пользу учителей. Так точка стала многоточием: Татьяна Семенюк пообещала, что поднимет вопрос об оздоровительных для учителей на ближайшей встрече с начальником Управления образования Акмолинской области, и пусть уже Марат Ибраев, при поддержке руководителей районных и городских отделов образования, добивается справедливости в родном министерстве.

Виктор МОЛОДОВСКИЙ

P.S. В следующем номере «Престижа» мы расскажем вам о других финансовых издержках, которые несут степногорские педагоги, а должно бы брать на себя государство. И заодно разъясним, какой урок «этики» был дан учителям школы-гимназии №6.


Просмотров: 6635 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar