Главная » 2009 » Октябрь » 24 » Монополист ставит на не имеющих приборов - и выигрывает (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
18:30
Монополист ставит на не имеющих приборов - и выигрывает (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Публичные слушания, которые в прошлую пятницу провел в Степногорске Акмолинский департамент Агентства по регулированию естественных монополий, вызвали большой интерес у степногорцев. И связано это, на мой взгляд, не столько с предлагаемой «МашзаводМунаем» снабженческой надбавкой, которая больше действующей (56,46 тенге за 1 Гкал без учета НДС) всего лишь на 11,1%, сколько с общим существенным ростом тарифов на коммунальные услуги: предлагаемый потребителям отпускной тариф только за одно тепло, при максимальном удовлетворении заявки «Джета-7», может быть на 72,5% больше действующего (было 2559,56 тенге за 1 Гкал без учета НДС, предлагается 4415,85 тенге). И это помимо электричества и холодной воды, которые тоже станут для нас с вами ощутимо дороже.
 
Вот этот самый прогнозируемый тарифный скачок на все виды коммунальных услуг воспринимается большинством степногорцев, живущих на застывшие ниже среднего доходы, как мощный, болезненный удар по их благосостоянию, и без того скудному. Дорисуйте к этому наш реальный коммунальный фон - прошлую аварийную зиму, грязную горячую воду, периодические отключения холодной и ее недостаток в старых микрорайонах - и вполне понятной становится раздражительная реакция горожан на любые инициативы монополистов, связанные с удорожанием их услуг. А тут еще выясняется, что и бюджетникам зарплату предлагают повысить на полгода позже обещанного. При таком раскладе социальная обстановка становится если и не взрывоопасной, то, по меньшей мере, напряженной, нервозной, нездоровой.
Понимая, в каких невыгодных условиях придется отстаивать свою заявку на публичных слушаниях, генеральный директор «МашзаводМуная» Гульшат Иржанова старалась подать информацию залу в самом что ни на есть щадящем варианте: «Планируемое повышение сбытовой надбавки незначительно повлияет на стоимость одного квадратного метра отапливаемой площади и одного кубического метра горячей воды. В случае утверждения сбытовой надбавки стоимость одного квадратного метра отапливаемой площади в месяц увеличится в среднем на 0,18 тенге без учета НДС, а стоимость куба горячей воды - на 0,41 тенге без учета НДС». И мотивы для роста тарифа, конечно же, имеются: по итогам прошлого года «МашзаводМунай», подавая тепло потребителям, сработал с убытком в 1 млн 165 тысяч тенге.
На что же энергоснабжающая организация просит?
На увеличение зарплаты - на 18% (2052,2 тыс. тенге). На выплату платежей по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности работодателя за счет роста фонда оплаты труда - на 10,1% (10 тыс. тенге). На материалы в связи с увеличением количества опломбировок массово устанавливаемых индивидуальных приборов учета горячей воды - в 2,5 раза (194,5 тыс. тенге). На транспортные расходы - на 19,4% (552,3 тыс. тенге). На проведение обязательного ежегодного аудита - на 10%. Выросли и косвенные затраты энергоснабжающей организации - на канцтовары, типографские расходы, амортизационные отчисления, аренду, услуги связи и ИВЦ.
При этом «МашзаводМунай», упреждает общественное возмущение Гульшат Иржанова, изыскал внутренние резервы для сокращения части расходов. Будет меньше командировок и, как следствие, связанных с ними расходов - на 83,4% (84,7 тыс. тенге). Сократятся обращения за услугами банков - предполагаемая экономия от этого составит 22,8% (472,5 тыс. тенге). Обойдется дешевле, чем прежде, содержание оргтехники - на 40,8% (108,5 тыс. тенге): «Степногорск-водоканал» впредь будет печатать свои квитанции и счета сам. Уменьшатся расходы и на периодическую печать - на 18,5% (6,7 тыс. тенге).
Вот с учетом всего этого «МашзаводМунай» просит у АРЕМа об 11-процентном повышении тарифа, чтобы в результате получить прибыль в 467,7 тыс. тенге, что больше действующей тарифной сметы на 52,3 тыс. тенге.
В общем-то, само по себе не такое уж и большое увеличение прибыли, и у части ораторов оно не вызвало возражений, да и зал, как мне показалось, спокойно воспринял желание «МашзаводМуная» повысить снабженческую надбавку на 6,29 тенге за 1 Гкал. Если бы, повторяю, не общая тенденция всех местных монополистов к росту тарифов, которая в итоге существенно ударит по карманам потребителей.
А раз тенденция общая и карман у каждого один, то и разговор вышел за пределы заявленной темы.
Председатель общественного объединения юридических лиц «Нур орда» Нэля Рукавцова начала с претензий к качеству подаваемой потребителям горячей воды и, в частности, предложила рассматривать взаимоотношения «Джета-7», производящего горячую воду, и «МашзаводМуная», доставляющего ее населению, не как родственные, а как рыночные: «Какой процент штрафов вы предъявляете «Джету-7» за некачественную услугу?». У «МашзаводМуная» к своему старшему брату в этом году (а я думаю, что и в прежние) претензий не было.
Неясность для потребителей всего спектра обязанностей «МашзаводМуная» порождала в зале и другие не имеющие прямого отношения к теме вопросы - например, о потерях тепла на пути к потребителю (за это отвечает «Джет-7», в чьем владении теплосети), о потерях электроэнергии (в повестке вопрос об изменении отпускного тарифа лишь по тепловой энергии), о перерасчете стоимости услуг в связи с их неудовлетворительным качеством (к слову сказать, окончательный перерасчет за недоданное в прошлый отопительный сезон тепло будет отражен в платежках за октябрь, а не, как нас приучили, по окончании отопительного сезона - так мы с вами, против воли своей, стали кредиторами монополиста), о грязной горячей воде и в связи с этим о необходимости регулярной промывки батарей в домах, о переходе на закрытую систему водоразбора (прожект Андрея Никишова).
Уроки «МашзаводМунаю» преподавались и в соответствии с заявленной на слушаниях темой. Так, Ивана Степановича Логинова интересовало, почему энергоснабжающая организация предъявляет потребителям счета за тепло по максимуму - установленным нормам, а не по факту - с учетом показаний общедомовых счетчиков? По прикидкам пенсионера, «МашзаводМунай», ведя расчеты по нормам, предъявляет потребителям к оплате в общей сложности лишних 150 млн тенге (на такую сумму, по тем же расчетам, услуга не оказана), и это без учета юридических лиц. Продолжая тему неоказанных, а точнее, некачественно оказываемых услуг, И.С. Логинов усматривает несправедливость и в том, что «МашзаводМунай» предъявляет потребителям счета за установленные нормами 65 градусов тепла, в то время как в квартиры подавалась тепловая энергия, не превышающая в среднем 60 градусов. Логичен был переход пенсионера к установке «МашзаводМунаем» общедомовых приборов учета тепла не только для десяти домов, а в массовом порядке, что позволило бы перейти к более справедливым финансовым взаимоотношениям энергоснабжающей организации и потребителей, но тема эта не получила должного развития в выступлении И.С. Логинова из-за вмешательства акима города Андрея Никишова, который посчитал ее не имеющей отношения к повестке дня и по ходу своей отповеди упрекнул КСК, а в его лице жителей домов, в нежелании устанавливать теплосчетчики. По меньшей мере, сомнительное утверждение, как и другое, следом высказанное акимом города: «На сегодня жители не готовы понять, что нужен общедомовой прибор учета тепла, что нужны приборы учета для холодной и горячей воды. Почему мы должны за это отвечать? Поэтому государством введена экономическая мера - это дифференцированная система учета потребления тепла, воды и электричества. Тот человек, который понимает закон, платит одну цену, и у него есть экономия в конце года. А тот, кто не хочет ставить, извините, его экономия должна заставить, то есть финансы». За поддержкой своим словам Андрей Никишов обратился к председателям КСК, и он ее получил. Другая, на мой взгляд, более адекватная реакция на спорные заявления акима последовала, к сожалению, лишь по окончании публичных слушаний, о чем я еще скажу.
Увеличение расходов на опломбировку индивидуальных приборов учета горячей воды, на первый взгляд, не дающее «МашзаводМунаю» большого дохода, стало еще одним полезным коллективным уроком энергоснабжающей организации в поисках внутренних резервов для экономии средств. Так, за «вторичную» опломбировку счетчиков воды «МашзаводМунай» берет 300 тенге (600 за два прибора учета - горячей и холодной воды), а средняя стоимость одного такого прибора не превышает 70 тенге. Не слишком ли большой навар? - естественный вопрос зала. Почему «МашзаводМунай» берет еще по 300 тенге (или по 600 тенге за два прибора учета воды) всякий раз после чистки фильтров, которые обязывает потребителей приобретать вместе со счетчиками? Если контролеры энергоснабжающей организации получают зарплату из бюджетных денег «МашзаводМуная», имеют ли они реальную надбавку к зарплате в виде тех 170 тенге, которые взимают, как следует из слов Гульшат Иржановой, за вторичную опломбировку счетчиков? Эта тема, начатая из зала, получила развитие в выступлениях Нэли Рукавцовой, председателя совета общественности 4 микрорайона «Честь» Александра Исаенкова и постоянного автора «Престижа» Владимира Потапьева.
Владимир Васильевич, возвращаясь к своей новой публикации в нашей газете (см. №41, 8 октября 2009 г., «Он начальник - я дурак»), открывал присутствующим в зале глаза, казалось бы, на очевидные вещи: «Почему все-таки 10 общедомовых приборов «МашзаводМунай» устанавливает, а не больше? При этом ссылается на Закон «О естественных монополиях», мол, потребители обязаны устанавливать. Ничего мы не обязаны - обязаны вы устанавливать счетчики, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Там прямо говорится: услугодатель обязан, а потребитель вправе. Ну нет у нас возможности собрать сразу со всех деньги и поставить счетчики, а у вас такая возможность есть, а если нет - возьмите кредит, и мы будем оплачивать приобретенные и установленные вами счетчики через тариф. Вы просто не заинтересованы в этих счетчиках. И в связи с этим последний, главный вопрос: где-нибудь вами учитывается разница между стоимостью фактически отпущенного тепла и горячей воды и тем, что вы с нас берете? Поясню, о чем речь. В опубликованной вами информации сообщается, что в 6 микрорайоне жители 31 дома, в котором установлен счетчик тепла, за отопительный сезон заплатили на 36,6% меньше, чем все остальные, у кого нет общедомовых приборов учета. Но ведь тепло и 31 дом, и все остальные получают одно и то же на квадратный метр. Вот и выходит, что все остальные - а это 300 домов - оплатили за тепло на 36,6% больше - за то, чего не получили».
Владимир Потапьев, развивая тему общедомовых счетчиков, и в самом деле не имеющую прямого отношения к заявленной повестке слушаний, выходит, как в воду глядел. Заместитель директора областного департамента Агентства по регулированию естественных монополий Елизавета Самсонова, завершая публичные слушания, представила залу предварительное решение АРЕМа, и оно оказалось напрямую связанным с общедомовыми счетчиками тепла: «Об отпускном тарифе за тепло для физических лиц. Для имеющих приборы учета тепла мы предварительно предлагаем утвердить прежний тариф - с НДС 2858 тенге за 1 Гкал, или 81,47 тенге с одного квадратного метра. Это действующий у вас тариф на сегодняшний день. Не имеющим общедомовых приборов учета предлагается платить 3193 тенге, включая НДС, за 1 Гкал, или 91 тенге за квадратный метр. Юридическим лицам, не имеющим приборов учета тепла, предлагается платить 4288 тенге за 1 Гкал, а установившим теплосчетчики - 3860 тенге с учетом НДС. Снабженческую надбавку, о которой просил «МашзаводМунай», мы не поднимаем. Таково предварительное решение АРЕМа».
Хоть такое решение областного департамента, пусть предварительное, и считает заслугой Общественного объединения юридических лиц Нэля Рукавцова (с которой, кстати, не согласилась госпожа Самсонова, сказавшая, что это решение она готова была огласить еще на слушаниях по заявке «Джета-7», но не дали), все-таки радоваться, откровенно говоря, нечему. Не в накладе из физических лиц останутся только те потребители, в чьих домах есть приборы учета тепла, - а это всего лишь 11 домов (с учетом десяти, которым энергоснабжающая организация сейчас устанавливает теплосчетчики) из трехсот. Думаю, разочарован «МашзаводМунай», оставшийся без снабженческой надбавки. Но еще больше огорчатся жители 290 домов, в которых не установлены приборы учета тепла.
Реакция на такое решение АРЕМа последовала сразу же по окончании слушаний: небольшая группа активистов, в их числе Нэля Рукавцова, Владимир Потапьев, Александр Исаенков, секретарь гормаслихата Галия Копеева, посчитала привязку тарифа за тепло к общедомовым счетчикам несправедливой, ставящей потребителей, получающих одинаковую услугу, в неравные условия. По мнению общественников, здесь уже можно говорить и о нарушении закона, и о провоцировании, пусть невольном, социального негодования, которое, по меньшей мере, может обернуться массовыми исками в суд о нарушении прав потребителей. Итогом жарких споров с представителями АРЕМа, считающими, что их решением создается механизм для ускоренной установки теплосчетчиков в домах, стало обращение городских общественных объединений в Департамент по регулированию естественных монополий (опубликовано на 4 странице).
 
Виктор МОЛОДОВСКИЙ
Просмотров: 1189 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar