Главная » 2009 » Сентябрь » 27 » Люди-птицы (Максим БАЛУЕВ)
15:10
Люди-птицы (Максим БАЛУЕВ)
Еще свежи в памяти некоторых степногорцев те времена, когда над городом часто парили дельтапланы. Огромные механические птицы подолгу летали в небе, а мы, открыв рты, только поражались смелости и отважности тех, кто этими машинами управлял. Спустя долгие годы, накануне 25-летия дельтапланерного спорта в Степногорске, мы слушаем рассказы тех людей, кто стал основателями клуба «Чайка» – это Сергей Кириченко, Валерий Холобисов и Владимир Токаржевский.
 
Сергей Кириченко, учась в конце семидесятых в Томском политехническом институте, совершенно случайно узнал о том, что при политехе работает клуб дельтапланеристов. Клуб этот действовал ни много ни мало пять лет, и Сергей не преминул туда сразу же записаться. И не пожалел. Когда первый раз, пусть совсем неумело, он оторвался от земли, то почувствовал огромный восторг. А вы говорите: рожденный ползать летать не может! В томском клубе не было промышленных, то есть изготовленных на заводе дельтапланов – все делали по чертежам: собирали каркасы, шили паруса. Ездили за 40 километров от Томска, тренировались на 45-метровой горе, которая позволяла планирующий и парящий, в динамике, полеты совершать.
Приехав в 1984 году по распределению в Степногорск, Сергей Кириченко понял, что о дельтапланерном спорте в Степногорске и слыхом не слыхивали. От знакомых узнал, что где-то в Щучинске живет чуть ли не один на всю область дельтапланерист – Федя Гинтер, который, вроде бы, летает. Уговорил отца, поехали, нашли. Там же удалось купить один дельтаплан с парусом из болоньевой ткани.
Первый неофициальный клуб дельтапланеристов зарождался в стенах ГПТУ-190 (нынешний профлицей №13) – у Сергея Кириченко там работал отец. Набрали желающих. Как умели, собирали аппараты, из-за отсутствия мастерской детали обрабатывали на РМЗ и ГМЗ и смастерили-таки один дельтаплан. Близ Коровьего озера нашли небольшую горку и «облетали» дельтаплан.
Огромный толчок в развитии дельтапланерного спорта дал Целинный горно-химический комбинат. Устроившись на машиносчетную станцию и став секретарем комсомольской организации, Сергей заинтересовал своим предложением – организовать при комбинате дельтапланерный клуб. Об этом узнал и секретарь горкома комсомола Максим Маркелов. И уже в 1986 году на пленуме горкома зачитали приказ директора комбината Николая Алексеенко о создании дельтапланерного клуба «Чайка».
Ребятам был передан в пользование подвал дома 1 – 42. Директора ГМЗ и РМЗ презентовали клубу хорошие станки, автобаза выделила транспорт, база МТС помогла материалом. Объявили набор в клуб, а его руководитель Сергей Кириченко читал новичкам лекции по метеорологии, аэродинамике и учил летать. Ведь прежде чем полететь, нужно было понять, как подняться в воздух, как управлять дельтапланом и приземляться.
Скоро летчики перешли от теории к практике: приобрели промышленный дельтаплан «Славутич-УТ», в 15 км от Степногорска нашли 40-метровую гору Коныр-шокы, получили разрешение на полеты. Костяк клуба составляли работники ЦГХК, ГПЗ и Степногорской геологической экспедиции. Благодаря хорошему руководству полетами серьезных травм у дельтапланеристов не было.
Наши собеседники вспоминают:
- Однажды чемпионат Казахстана решили провести в Шантобе. Соревнования открывал Марат Койшибаев, бывший в ту пору секретарем комсомола рудника Шантобе. Несколько аппаратов поднялось в небо, а один задуло за гору – дельтаплан попал в турбулентность. 23-летний пилот из Павлодара, кандидат в мастера спорта разбился. Дельтапланеризм – экстремальный вид спорта и требует ответственного отношения к полетам. После этого трагического случая внимание к полетам было усилено.
В 1987 году была создана областная федерация дельтапланерного спорта, куда кроме степногорцев вошли пилоты из Целинограда, Петропавловска и районов нынешней Акмолинской области. Областной федерацией также руководил Сергей Кириченко. Под его руководством проводились областные соревнования на горе Майлан (50 км от Целинограда) и была подготовлена сборная области для участия в чемпионате РК. Для подготовки к чемпионату ребята часто выезжали на учебные сборы в Шантобе. Кстати, там Сергей Кириченко совершил свой рекордный полет, выпаривая на безмоторном дельтаплане 2 часа 15 минут до 500 метров над землей. Отличные результаты показывал и Валерий Холобисов.
- Лучше всего обучаться полетам по первому снегу – мягче падать, - вспоминает Валерий. - У человека всегда есть инстинкт самосохранения. Ручку трапеции от себя направишь – аппарат летит вверх, потянешь на себя – сразу снижаешься.
В конце 80-х годов в клубе было с десяток дельтапланов. Каждый пилот сам себе шил подвесную систему. В девяностые годы стали популярны парашютные системы, которые крепились к подвеске.
Как поднимались в воздух на моторных дельтапланах? Сбор аппарата занимал полчаса. Затем – замер направления ветра. Руководитель полетов проводил предполетную подготовку, а разведчик погоды первым взлетал в небо. На машине-буксировщике закреплялась лебедка – трос длиной больше километра. Благодаря этому буксиру дельтапланерист и «ловил» нужную струю воздуха.
На моторный аппарат выделили деньги «Прогресс» и совхоз Степногорский в честь большого урожая. Но на подобных дельтапланах летали в основном в безветренную погоду, да и двигатели слабенькие были. Первыми осваивали аппараты Анатолий Куницын из поселка Селеты и Валерий Холобисов, ездили на учебу в Ташкент.
Попадали наши собеседники в разные ситуации – критические и даже криминальные.
Сергея Кириченко, к примеру, в тучу затягивало:
- В этот момент ты ничего не можешь сделать, тебя просто тащит в облако. А там и аппарат может сломать. Над землей 500 метров. Тут уж человек не должен теряться, с учетом ветра должен на край облака лететь. При вылете из тучи камнем бросает вниз, а там – воздушная подушка.
У Валерия Холобисова, летчика-истребителя по образованию, есть своя история:
- Пропал столичный подполковник КНБ. Уехал на служебной вишневой «семерке» и как в воду канул. Сначала никто не знал, что его убили двое наркоманов. Солдаты трое суток прочесывали лесопосадки под Акмолой, даже из России сотрудники ФСБ приехали. Тут уже дело принципа было – найти. На 95 км от столицы, возле села Петровского, нашли кроссовок подполковника, жена опознала. Тогда ко мне пришел в дельтаклуб замначальника степногорского КНБ и попросил на дельтаплане полетать над местностью в 200 км! Район полета был сложным: рядом Ишим, его русла, два полотна железной дороги, сотни других дорог. Там эскадрилья вертолетов нужна была, а не один дельтаплан. Но ошибок быть не могло. Приехали ночью в село, утром взял КНБшника полегче – и взлетели мы над Петровским. Солнце светило ярко, и мы увидели: что-то в небольшом водоеме блестит. Это была машина подполковника. Преступники просчитались, когда сталкивали ее в воду – машина не утонула полностью, а крыша осталась на поверхности. Вскоре дети наткнулись на труп сотрудника КНБ недалеко от столицы, между мясокомбинатом и пищекомбинатом…
Мало кто помнит случай, когда маленькая девочка в лесопосадках за 6 мкр. потерялась и ночевала там. Год был 1995, октябрь. На первых минутах полета девочку в красной курточке удалось заприметить.
Когда убили начальника бестобинского отделения милиции, Валерий Холобисов облетал все вдоль и поперек. Но труп не нашел, позже его обнаружили в районе совхоза Черняховского. Искал утопленников на реке Селеты. А когда строители на «Газели» везли из России стройматериалы и пропали, тоже помощь дельтапланериста пригодилась. Но он и тут был бессилен: выпал снег. «Газель» нашли через два – три месяца почти разобранную. Водителей убили.
Два года назад на моторном дельтаплане Валерий совершил полет с бывшим акимом Акмолинской области. До этого три года занимался опылением полей при помощи мотодельтаплана.
Владимир Токаржевский сетует: в начале девяностых дельтаклуб «Чайка» лишился мощной поддержки комбината. ДОСААФ отобрал у ребят «УАЗик». Пришлось ездить на своих автомобилях, приспосабливать их к буксировке немаленьких аппаратов. С приходом нового века дельтапланеристы узнали, что летать можно и на парапланах – это почти как парашют. Очень мобильная вещь. Среди ярых парапланеристов Владимир Лагода, Юрий Заикин. Сергей Гаврилин из Кварцитки вообще летал с одной рукой. Даже жены пилотов не боятся парить в небе.
А как же страх? - спросите вы. Да, как признались наши собеседники, их объединяет вместе интерес и, конечно, чувство пережитой опасности. Есть и те, кто навсегда отказался летать из-за страха.
Обидно, что когда-то массовый и доступный для простого степногорца спорт начал терять свою привлекательность из-за отсутствия финансирования, спонсирования – назовите как угодно. В последнее время группа инициативных людей пытается возобновить славные традиции и даже набрать учеников, чтобы научить их дельтапланерному искусству.
 
Максим БАЛУЕВ
Просмотров: 2433 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar