Зима не перестает нас удивлять резкими перепадами температуры, метелями и буранами. Пока редки тихие солнечные дни с легким морозцем, когда приятно пройти куда-нибудь по скрипящему снегу, не пряча лицо от обжигающего ветра. Можно, конечно, просидеть выходные в квартире, сделав короткую вылазку в магазин за продуктами. В непогоду невольно проникаешься сочувствием и уважением к дворникам и работникам коммунальных предприятий, которые каждый день проводят на улице, чтобы нам на ней было меньше неудобств. Одна из таких компаний – ТОО «ARB-СпецМонтаж». О работе предприятия сегодня мы беседуем с его директором Русланом Исабековым.
Именно технику ТОО «ARB- СпецМонтаж», занимающегося очисткой от снега дорог и тротуаров, мы встречаем на улице. Как и людей в оранжевых жилетах с лопатами и скребками в руках, расчищающих для нас путь, когда мы спешим куда-то по своим делам и нередко чертыхаемся. Да, случается видеть, что вот тут еще не сгребли снег и не скололи наледь со ступенек, а там нам приходится торить дорогу к электричке по сугробам. Но эти неудобства мы испытываем недолго.
Компания Р. Исабекова имеет три договора с отделом ЖКХ акимата. Один – по обслуживанию дорог, включая дорожные знаки и светофоры, второй – по обслуживанию внутриквартальной территории, третий договор заключен на обслуживание линий освещения в городе.
- Первые два – по очистке и обслуживанию дорог и внутриквартальных территорий – схожие, просто объекты разные. В летний период это подметание, уборка и прочее. В осенне-весенний период это листва, мусор. Зимой это уборка от снега, подсыпка песочно-солевой смеси в гололед. Также в наши обязанности входит круглогодичная уборка урн, текущий ремонт их, а также лавочек, МАФов.
- А покос газонов?
- Вдоль дорог – это наша территория, приподъездная – это уже территория КСК. Мы должны во дворах проводить уборку мусора вручную. Это делают наши работники, все эти спортивные, детские площадки обслуживаем именно по уборке. С этого года конкурс был по ремонту спортивных детских площадок, там уже другой подрядчик.
- Я правильно понимаю, что по «внутрикварталке» вы должны очищать дороги, проезды и тротуары?
- Да.
- Но ведь это физически очень сложно, особенно вот при таких погодных условиях! Вчера был буран, сегодня снег идет. А у вас есть какие-то нормы, требования, сколько- то там раз в неделю чистить или каждый день?
- В принципе за один день это всё мы не можем очистить. Мы отрабатываем график по дворам, мне сбрасывают из КСК заявки. Составляем график, и я сообщаю, когда будем с техникой заходить в микрорайон, в КСК.
Почему я отрабатываю с КСК? Невозможно без участия председателя КСК или КСП. Без них мы не можем очистить двор в связи с тем, что нам мешают машины, то есть припаркованный автотранспорт. Когда мы определяем территорию и время уборки, они уже развешивают объявления, сбрасывают во внутридомовые чаты, чтобы люди на этот период автотранспорт перепарковали в какие-то другие дворы либо на парковочные места. Тогда уже и нам уборка облегчается, мы дворовые проезды расчищаем, игровые площадки, сгребаем снег в кучу. В этот момент либо на следующий день уже у меня другая техника приезжает, и мы снег вывозим
- А где определены места складирования снега?
- Нам сотрудники отдела жилищно-коммунального хозяйства и Управления по чрезвычайным ситуациям определили места для снежных полигонов. Это в районе аэропорта, за семиэтажкой больницы и за 6 микрорайоном, в сторону телевышки. Эти пункты нам определены, чтобы машины снег через весь город не везти.
- На внутриквартальной территории подъезд к контейнерным площадкам вы тоже обеспечиваете?
- Когда необходимость есть, конечно, очищаем.
- Сейчас вы работаете уже в рамках нового договора или по старому?
- Договор действовал до конца года. На январь-февраль 2024 года, пока идут конкурсные процедуры, сроки договора продлевают, делается допсоглашение. Обычно с первого марта, когда завершаются конкурсные процедуры, к работе приступает тот подрядчик, который выиграл конкурс.
- Как вам удается выигрывать конкурсы? ТОО «ARB- СпецМонтаж» ведь уже не один год на степногорском рынке! Помню, на обслуживании дорог были компании «Сервис АРС», «Партнерс реалти»...
- Еще «Курылыс МТК» была. Последние три года мы побеждали.
- Вы демпингуете?
- В том числе. Стараемся не уйти в «минус». Считаем там, чтобы немножко заработать на технику.
- Для выполнения довольно большого объема работ нужна техника. А какими техническими или материальными средствами вы обладаете? Сколько у вас единиц техники, сотрудников?
- У нас на собственном балансе три больших фронтальных погрузчика с ковшом 1,8 и 2,1 м3. Еще есть два трактора МТЗ (один – с ковшом, другой – с отвалом), на обоих – щетки стоят. Еще вы, наверное, видели маленький белый погрузчик, очень маневренный. При необходимости привлекаем еще технику. На данный момент у нас 11 единиц техники работает. Сейчас у нас четыре самосвала задействовано, плюс два погрузчика мы еще взяли, один автогрейдер. Сейчас у нас из Алматы, тоже от партнёра нашего, идёт автогрейдер новый.
Мы каждый год покупаем по две единицы техники. Я не работаю на какую-то сверхприбыль. У меня главная задача – развивать предприятие. За последние два года мы купили около пяти единиц техники. Если вы видели, с начала сентября у нас уже пылесос работал. Он около 15 млн стоит. Таких пылесосов, который «внутрикварталку» убирает, даже в Кокшетау нет. Он многофункциональный, полностью электрический, на аккумуляторах работает. Заряжается за час, работает четыре часа, за обед снова заряжается. У него еще мойка хорошая.
- А фронтальные погрузчики стоят сколько?
- Порядка 15-16 миллионов.
- Что касается водителей самосвалов, мне кажется, здесь проблем нет. А вот с механизаторами, операторами погрузчиков как дела обстоят?
- Проблемы с кадрами нет. Фонд заработной платы у нас хороший, зарплата стабильная. Когда бывают авралы и люди работают сверхурочно, у нас есть надбавки большие, премиальные. То есть в принципе люди довольны.
- А кадры у вас молодые или пожилые?
- Из пяти операторов погрузчиков одному 40-42, другому – 21, на тракторах – 45 лет и 21 год. Скажу, что молодых ребят у нас сотрудники хвалят. Они ездят аккуратно, быстро, не мотают время, а делают работу.
- А не секрет, сколько все- таки у вас работники получают?
- В среднем, например, оператор погрузчика 250 000 на руки получает. У меня ребята получали и 300 000, и 400 000. Это не проблема.
- Я смотрю, погрузчик – самая универсальная машина: и гребет, и грузит. А как строится у вас рабочий день? Чтобы не создавать проблемы в дневное время, когда на улицах много транспорта, вы и в ночь выходите?
- Смотрите, у нас вообще рабочий день начинается с 7 часов утра, с этого времени мы на линии до 12. С двенадцати до двух у нас обед, а потом снова с двух до пяти часов дня работаем. Сейчас у меня техника до восьми-девяти часов вечера работать будет. В принципе, дороги и тротуары мы расчистили, внутриквартальные проезды по заявкам тоже расчистили.
У нас была практика выходить в ночное время. Нам в ночное время комфортнее всего работать, потому что ни пешеходов, ни автотранспорта нет. Допустим, на дороге, когда мы днем грузим, образуются заторы, особенно в часы пик. Это с семи до восьми утра и в пять часов вечера, когда заводчане едут. Поэтому в ночное время мы пробовали, практиковали, даже работали. Но очень много жалоб от жителей, потому что, когда погрузчик разворачивается, едет назад, у него довольно громко работает предупреждающий сигнал. Потом, когда грузим снег в кузов, идет грохот, когда погрузчик идет ковшом по асфальту или тротуару – тоже. Поэтому очень много жалоб. Мы бы с радостью выходили ночью грузить и вывозить снег. Нам так удобнее и безопаснее. У нас уже несколько раз было в прошлую зиму, когда цепляли машины либо в нас въезжали. Водители знают, что здесь компания полностью все убытки покрывает, здесь на водителя никто не вешает, потому что это работа.
- Но всё-таки, как мне кажется, можно как-то решить проблемы со звуковыми сигналами, убрать их или уменьшить громкость. Ведь за рубежом практически все коммунальные службы, чтобы не мешать движению, работают именно в ночные часы, их просто не видно. Зато утром вышел – всё чисто, всё убрано.
- У нас ещё есть несколько объектов. Мы не только в Степногорске работаем, но и в области, в Астане. В Астане основная практика по вывозу снега – это ночь. Иногда «Камазу» 40 минут нужно, чтобы доехать до полигона, а ночью меньше пробок. У нас был опыт в позапрошлом году, в прошлом до часу ночи работали в авральном режиме перед приездом Главы государства, но уже с 10 вечера начинали люди жаловаться, прямо звонки идут. Приезжают сотрудники полиции...
- Ну, тогда не до десяти, так до девяти вечера...
- Это без проблем! До девяти мы работаем. Просто я бы не сказал, что в это время транспорта или людей на улице меньше. Вечером люди приходят с работы, едут по магазинам, в «Смолл»... Вот если бы с 23-24 и до 3-4 – это было бы замечательно.
- Но ведь зимой форточки открытыми не держат, многие уже давно пластиковые стеклопакеты поставили, которые шум с улицы не пропускают.
- Я и говорю, с сотрудниками ЖКХ разговаривал. Они мне видео скидывали, как в Петропавловске ночью работают. Я и по Астане знаю. Мне это выгоднее намного. Даже расценки у наёмных самосвалов в Астане ночью дешевле.
- Капризный наш степногорец!
- Да, капризный. Я не знаю, помните или не помните, в своё время, когда зима была нормальная, мы тротуарные дорожки вычищали до плитки. Кому-то это не нравилось – на санках не проедешь, а кому-то нравится. То есть человеку не угодишь.
Сейчас мы тротуарами так еще не занимаемся, потому что декабрь аномальный был – три дождя было, а потом резко морозы пошли! И так практически по всему северному региону Казахстана.
Мы закупили инертный материал: соль с песком. Мы его перемешиваем сами, обычно пропорция такая: четыре части песка на одну соли. Мы уже и 50 на 50 смешивали. У нас было 120 тонн отсева, и 40 тонн соли, белой, хорошей. Мы за декабрь истратили годовой объём! Сейчас снова закупили.
- Снег уже слежался, не так сколько. А лед вы будете скалывать на пешеходных дорожках?
- Да. Мы до сегодняшнего дня не трогали (интервью проводилось 10 января. – В.М.), потому что по прогнозу погоды на сегодняшний день был снег с дождём. Сейчас мы будем уже скалывать лед, начинать работу.
Конечно, трудно приходится. Зима аномальная такая. Мы думали, что с января наладится погода: снег пошел хороший, бураны начались. Но вот вчера было минус 22, сегодня с утра – плюс 5, ночью опять ожидаем минус 22. Непонятная погода!
- Какова примерная протяженность дорог, которые вы обслуживаете?
- Точно не скажу, около 40. Дорога между городом и промзоной, до ГМЗ, – тоже наша. В поселке аппарат акима Заводского проводит свой конкурс. Двадцатый и Пригородный микрорайоны тоже мы обслуживаем. Значительно увеличили финансирование в последние два года на обслуживание дорог. По оплате проблем нет, суммы выплачиваются по факту производства работ. Но это не сравнить с тем, сколько выделяют в Астане.
- Вашу работу контролирует отдел ЖКХ? Какие-то претензии к вам поступают?
- Да. Поступают звонки и заявки. А уведомления, предписания в отдел ЖКХ идут от административной полиции. Отдел административной полиции как раз контролирует улично-дорожную сеть, а мы обслуживаем ее, светофоры, знаки, прибордюрную часть. То из претензий, что относится к нам, в отдел ЖКХ выставляет нам, ставит определенные сроки, и мы уже отрабатываем. Либо есть заявки от КСК, в первую очередь мы отрабатываем их. Я в городском чате КСК состою, со всеми председателями знаком, у всех мой номер телефона есть. Мне пишут в группу или в «личку». Мы сами знаем проблемные места в городе. Например, на улице Степной у нас есть два заезда в 4 микрорайон, которые постоянно заметает. Мы их без напоминания прочищаем. Потом есть участок в 7 микрорайоне, в «Простоквашино».
Мы расчищаем подъезды к школьным столовым для подвоза продуктов питания – это же объекты жизнеобеспечения. Также очищаем дорогу к поликлинике, до семиэтажки и приемного покоя больницы. На очистку самой территории они объявляют тендер.
- Скажите, а много у вас городских территорий для уборки? Что за вами закреплено кроме сквера Поколений и аллеи Любви? Вольеры для выгула собак – это тоже ваша ответственность?
- У нас еще городской парк имеется. Но там мы по согласованию с отделом ЖКХ убираем только тогда, когда много снега наметет. Мы бы убирали до асфальта, но тогда лыжникам негде будет ездить. Я каждый день проезжаю, смотрю, нужно ли очистить площадки для выгула собак.
- А спортивные площадки?
- Там мы вручную снег убираем по заявкам. Там есть активисты, когда они дают заявку, мы убираем.
- Площадь Хаджимукана тоже ваша?
- Да, но сейчас, пока там снежный городок, не чистим.
- И зона отдыха в лесочке седьмого микрорайона?
- Это тоже наша территория. Завтра пошлем туда людей.
Продолжение следует
|